Обобщающий урок "Электрические явления"
материал по физике (8 класс)

Урок-игра, позволяющий повторить основные законы по теме "Электрические явления" и расширить общий кругозор обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrich._yavleniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электрические явления»

Цель урока: Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Форма проведения: Дидактическая игра «Восхождение на пик Знаний».

Эпиграфы: Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.

                                                         Арабская мудрость

                     Науку всё глубже постигнуть стремись,

                     Познанием вечного жаждой томись.

                     Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

                     Узнаешь: предела для знания нет.

                                                          Фирдоуси

                     (Персидский и таджикский поэт, 940-1030гг.)

Оформление: 1.Плакат с изображением горного пейзажа и намеченный маршрут, флажки для отметок прохождения маршрута.

2.Плакаты с названием урока и его эпиграфами.

3.Карточки-задания для каждой команды на «привалах».

4.Призы победителям.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Про электричество поговорим.

Вершину эту покорим!

Ведь электричество кругом!

Им полон и лицей, и дом!

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Как удивительно оно!

На благо нам обращено.

Всех проводов «величество»

Зовётся: «Электричество»!

2.Конкурсы – «привалы».

Привал «Что да как?»

1.Что значит тело наэлектризовано?

2.Как включают амперметр в цепь?

3.Что такое электрический ток?

4.Как называется единица измерения силы тока?

5.Что такое вольтметр?

6.Как формулируется закон Ома для участка цепи?

7.Что такое Ватт?

8.Как рассчитать электрическое сопротивление проводника?

9.Что входит в электрическую цепь?

10.Как формулируется закон Джоуля-Ленца?

11.Что принимают за направление электрического тока?

12.Как заряжен электрон?

13.Что такое сила тока?

14.Как включают вольтметр в цепь?

15.Что такое ион?

16.Как изменяется сила тока в проводнике при его удлинении?

17.Что характеризует удельное сопротивление проводника?

18.Как рассчитать мощность электрического тока?

19.Что такое напряжение?

20.Как рассчитать общее сопротивление резисторов при последовательном соединении?

21.Что принимают за единицу силы тока?

22.Как заряжен протон?

Привал «Найди потерянное слово»

   В определениях вставьте пропущенные слова и поясните их необходимость.

1.Электрическим током называется движение заряженных частиц.

2.За направление тока условно приняли то направление, по которому движутся в проводнике заряды, т.е. от положительного полюса источника к отрицательному.

3.За единицу сопротивления принимают 1Ом – сопротивление такого проводника, в котором сила тока равна 1А.

4.Сопротивление прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его сечения.

5.За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников в вакууме на расстоянии1м взаимодействуют с силой 0,2мкН.

Привал «Юные электрики»

1.Назвать условные обозначения, применяемые на схемах.

2.Найди ошибки в схемах электрических цепей.

Привал «Лаборанты»

    Выбрать необходимые приборы и провести  эксперимент по определению мощности электрической лампочки.

Привал «Найди ошибки»

   Найдите ошибки в следующем фрагменте:

   «Оказалось, что электрический ток нагревает проводники, но не все: через растворы кислот, солей и щелочей, где нет кристаллической решётки, электроны проходят беспрепятственно и не передают раствору своей энергии (он не нагревается). Нагревание же металлического проводника зависит, во-первых, от его сопротивления (чем оно меньше, тем больше выделяется в проводнике тепла) и, во-вторых, от силы тока в нём (чем она больше, тем сильнее нагревается проводник). Так, если сила тока в данном проводнике при неизменном напряжении возрастает в 2 раза, то и количество теплоты выделится в проводнике в 2 раза больше. К такому выводу пришли одновременно и независимо друг от друга английский ученый Георг Ом и русский ученый Джоуль-Ленц».

Привал «Эстафета формул»

    Каждой команде выдается лист, на котором написаны формулы, в которых пропущены некоторые обозначения или единицы измерения. Команда, первая и правильно заполнившая пропуски, побеждает.

Привал «Светофор»

     Каждой команде выдаются карточки трёх цветов: красная, жёлтая, зеленая. Показывается задача-схема с выбором ответов. Ответы тоже обозначены красным, жёлтым и зелёным цветом. Команда поднимает карточку того цвета, который соответствует правильному решению.

Привал «Эстафета-цепочка»

     Каждой команде выдаётся лист с задачами-схемами, в которых ответ предыдущей задачи используется в последующей задаче. Побеждает команда, которая первой правильно завершила решение цепочки.

Привал «Заморочки из коробочки»

     Каждой команде дается 5 вычислительных задач.

1.Какое количество электричества протекает в катушке гальванометра, включенного в цепь на 2 мин., если сила тока в цепи 12мА?

2.При напряжении 1,2кВ сила тока в одной из секций телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?

3.В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм, при напряжении 220В сила тока 4А. Какова длина проволоки?

4.Два резистора сопротивлением 6Ом и 10Ом включены в цепь последовательно. Какое количество теплоты выделится обоими резисторами за 2 мин., если напряжение на втором равно 20В?

5.Из какого материала изготовлена спираль нагревательного элемента мощностью 480Вт, если его длина равна 16м, сечение 0,24мм и напряжение в сети 120В?

Привал «Грозное явление»

Вступительное слово о молнии как об электрическом явлении.

1.Ф.И.Тютчев «Успокоение».

Гроза прошла-ещё курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

Вопрос: Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

2. «Смешно о серьёзном»

Анекдот: «Учитель спрашивает ученика на уроке физики:

                 -Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством?

                 -Конечно, - отвечает ученик. – Молния – это бесплатное      

                 электричество».

Вопрос: Оцените, сколько может стоить молния. Её энергию считайте равной 1000МДж, а сегодня за 1кВт-час мы платим 98коп.

Привал «Предскажи явление»

   Имеется электрическая цепь, состоящая из батареи, трёх параллельно включённых одинаковых ламп, амперметра, включенного в общую цепь и вольтметра, измеряющего напряжения на лампах. Изобразите эту цепь и ответьте на вопросы: 1.Как изменятся показания амперметра, если перегорит одна лампа? 2.Как изменится сила тока в оставшихся лампочках?

Привал «Люди науки»

   Команды получают таблички с фамилиями: Ампер, Вольта, Ом, Ленц, Кулон, Джоуль. После прочтения вопроса, участники поднимают табличку с фамилией того учёного, о котором, по их мнению, шла речь.

1.Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии.

    Он славился своей рассеянностью. Про него рассказали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.

    Он исследовал взаимодействия электрических токов. В его честь названа единица измерения силы тока. (Андре-Мари Ампер).

2.Французский физик, военный инженер. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ.

   В его честь названа единица количества электричества. (Шарль Кулон).

3.Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая  посетить заседание Французской академии наук, где он выступал. Потрясенный трактатом Гальвани «Об электрических силах в мускуле», он произвел свои эксперименты, в результате которых изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».

    В его честь названа единица измерения напряжения. (Алессандро Вольта).

4.По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов, обосновал на опытах закон сохранения энергии.

   В его честь названа единица измерения энергии. (Джеймс Джоуль).

5.Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1827г. Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашёл ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления.

    В его честь названа единица измерения электрического сопротивления. (Георг Ом).

6.Русский физик. В 1823-1826гг. принимал участие в кругосветном путешествии на шлюпе «Предприятие» в должности геофизика, где проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, он направляет свои исследования в область электричества. Энергетический подход к электрическим явлениям был методом его исследований. Независимо от Джоуля вывел закон выделения теплоты электрическим током. (Эмиль Христианович Ленц).

Привал «Давай-ка споём!»

Песня о друге (сл. В.Высоцкого)

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а-так.

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке с тобой одной –

Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,

Если сразу раскис и – вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился и в крик, -

Значит рядом с тобой – чужой.

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,

Значит, как на себя самого

Положись на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме " Оптические явления " 9 класс

Урок состоит из практической и теоретической части. практическая часть- коллективная работа в парах или группах, теоретическая- выполнение теста по теме. ...

Обобщающий урок повторения по теме "Электрические явления"

Цели урока: Повторить,   систематизировать и проверить знания учащихся. Включение учеников в различные виды деятельности. Выяснить умеют ли ученики применять теоретические знания, полу...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Повторительно - обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" в игровой форме....

Обобщающий урок-соревнование по теме «Электрические явления»

Цель данного урока: повторить и обобщить знания по теме "Электрические явления"....

Обобщающий урок сказка "Электрические явления"

Повторение и обобщение темы "Электрические явления в 8 классе....

обобщающий урок физики в 8 классе "Электрические явления: незнакомые знакомцы"

Урок обобщения и подготовки к контрольной работы. Построен на основе применения компетентносто-ориентированных заданий по раздету курса физики 8-го класса "Электрические явления"...

обобщающий урок физики в 8 классе "Электрические явления: незнакомые знакомцы"

Урок обобщения и подготовки к контрольной работы. Построен на основе применения компетентносто-ориентированных заданий по раздету курса физики 8-го класса "Электрические явления"...