Рабочая программа дополнительного образования по физике
рабочая программа по физике (10 класс)

Приведена рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Обучение методам решения задач по физике" для студентов 1-х курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rp_dlya_dou.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования                                          Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                                       «Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим   советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж»     протокол № 56

от     12 января   2018   года

 Утверждаю

Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

_____________ Н.П.Коробова

 приказом  №   132 ДО-

 от    2   февраля      2018     года

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование программы

Методы решения задач по физике

Вид программы

дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая

Направленность программы

естественнонаучная

Форма обучения

очная

Категория обучающихся

студенты  1-х курсов 

Требования к уровню образования обучающихся

любые лица без предъявления требований к уровню образования

Срок освоения программы

4 месяца

Срок освоения программы  в случае обучения по индивидуальному учебному плану

6 месяцев

Количество часов всего

12 часов

Количество часов в неделю

1 час

После освоения образовательной программы обучающемуся выдается

справка-сертификат,  подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы.

Процесс решения задач является одним из средств овладения системой научных знаний по физике. При обучении физике задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и учебных умений. В программе рассматриваются методы решения разнообразных физических задач базового уровня; алгоритмы их решения.

Программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит теоретический характер. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике; видами физических задач. Второй раздел носит практический характер. Здесь обучающиеся знакомятся с методами решения физических задач  различных видов: вычислительные, графические, качественные, экспериментальные; осваивают алгоритмы их решения.

  1. Автор программы Новикова Т.Г., преподаватель физики.

1.3.        Актуальность программы.

Курс «Методы решения задач по физике» предназначен для студентов 1-го курса технического профиля обучения. Выбор темы обусловлен важностью и востребованностью со стороны студентов, т.к. решение физических задач, как правило, вызывает наибольшее затруднение при изучении физики.   Решение задач способствует углублению и закреплению знаний и умений обучающихся, применению их в новых ситуациях. Задачи по физике служат средством проверки знаний, умений и навыков обучающихся; повышают интерес к изучению физики, способствуют совершенствованию приобретенных  в основном курсе знаний, умений и навыков. Данный спецкурс можно рассматривать как «поддерживающий» изучение основного курса физики для данной специальности.

1.4.        Педагогическая целесообразность программы. 

Программа курса «Методы решения задач по физике» направлена на дальнейшее совершенствование уже имеющихся знаний, умений по физике.  Решение задач по физике является одним из основных методов обучения. Он учит учащихся умению синтезировать и анализировать, абстрагировать и конкретизировать, сравнивать и проводить аналогии, обобщать и делать выводы. В процессе решения физических задач развивается логическое  мышление, смекалка и творческая активность.        Требования программы направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; повышение качества знаний, формирование алгоритмических умений.

  1.5.        Цель  и задачи программы.

Цель курса: помочь обучающимся в усвоении учебной дисциплины «Физика» путем овладения методами решения разнообразных задач в соответствии с государственной программой по физике для профильного среднего образования.

Задачи курса:

  • углубление и систематизация знаний обучающихся по физике;
  • овладение основными методами решения разнообразных задач по физике базового уровня;
  • усвоение обучающимися общих алгоритмов решения физических задач;
  • применение знаний по математике при решении задач по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, практических умений, самостоятельности;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного учебного труда, целеустремленности, внимательности.

1.6.   Возраст и количество слушателей.

Обучающиеся: студенты 1 курса  всех специальностей; количество слушателей 10-15 человек.                                        

1.7.        Сроки реализации программы.

4 месяца.

1.8.        Распределение часов:

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная  работа

18

7

5

6

          1.9.   Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии.

Формы занятий:

  • лекционное занятие;
  • занятие-практикум по решению задач;
  • консультации;
  • самостоятельная работа учащихся.

Используемые образовательные технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология.
  • Технология развивающего обучения.
  • Технология интегрированного обучения.
  • Технологии уровневой дифференциации .
  • Групповые технологии. 
  • Традиционные технологии (классно-урочная система).

  1.10.  Ожидаемые  результаты освоения программы.

             Знать:

  • классификацию физических задач
  • различные методы решения задач
  • алгоритмы решения разнообразных задач
  • требования к оформлению решения задач

             Уметь:

  • составлять стратегию по решению задачи
  • определять наиболее рациональный метод решения задачи
  • решать задачи разных видов, используя алгоритмическое предписание
  • осознанно применять знания по математике
  • анализировать полученный результат
  • осуществлять самоконтроль и самоанализ своей деятельности
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни на бытовом уровне.

  1.11. Аттестация по итогам освоения программы.

        Зачет

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план  спецкурса «Методы решения задач по физике»

Раздел,

тема

Виды занятий (в часах)

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1 

Задачи по физике

2

1

1

3

Раздел 2 

Методы и приемы решения физических задач

4

4

4

Итого                                                        

7

5

6

Всего

18 часов

2.2.         Содержание программы

Введение (1час)

     Физика как фундаментальная наука о природе. Роль задач в курсе физики. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Раздел 1  Задачи по физике (3часа)

     Понятие «задача» в физике. Классификация задач. Структура задач разного вида. Общие принципы решения физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

Требования, предъявляемые к математическому аппарату, используемому для решения физических задач. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов.

Раздел 2  Методы и приемы решения физических задач (8часов)

     Вычислительные (расчетные) задачи. Способы записи содержания задачи.  Способы записи решений задачи.  Основные этапы решения  задач. Алгоритмизация процесса решения задачи.

Качественные (логические) задачи. Виды логических задач. Методы и приемы решения качественных (логических) задач.

Графические задачи. Основные виды графических задач. Методика решения графических задач.

Экспериментальные задачи. Понятие об экспериментальных задачах. Роль эксперимента в решении экспериментальных задач.

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение курса:

Оборудование учебного кабинета:

42 посадочных места, наличие рабочего  места для преподавателя.

Технические средства обучения:

Экспозиционный экран.  Телевизор.  Персональный компьютер.  Мультивидеопроектор. Видеомагнитофон. Принтер. 

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: 

Информационно-коммуникативные средства:

Электронные библиотеки по курсу. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам.

ЭБС ( электронно-библиотечная система) Znanium.com 

Экранно-звуковые пособия: Видеофильмы. DVD диски.

Перечень рекомендуемых учебных изданий

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

Количество имеющихся экземпляров

1

Мякишев Г.Я.

Физика,10 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-366с.

21

2

Мякишев Г.Я.

Физика,11 класс: учеб.  для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-399с

21

3

Фирсов А.В.

Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. Проф. образования / А. В. Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2013.-352с

21

Образовательные Интернет-ресурсы по физике:

  1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://school-collection.edu.ru/collection 
  2. Открытый колледж: Физика http://www.physics.ru 
  3. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru 
  4. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
  5. Материалы кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, видео- и компьютерные демонстрации http://genphys.phys.msu.ru
  6. Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе http://edu.ioffe.ru/edu 
  7. Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru 
  8. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics 
  9. Проект «Вся физика» http://www.fizika.asvu.ru 
  10. Решения задач из учебников по физике http://www.irodov.nm.ru
  11. Самотестирование школьников 7-11 классов и абитуриентов по физике http://barsic.spbu.ru/www/tests 
  12. Физикам – преподавателям и студентам http://teachmen.csu.ru 
  13. Физика в анимациях http://physics.nad.ru 
  14. Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru 
  15. Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru 
  16. Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
  17. Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru 
  18. Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Физика для всех"

рабочая программа кружка по физике для работы с учащимися 8 класса. Можно привлекать учащихся и 7,9 классов....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования по физике "Школа юного исследователя"

Актуальность программы - учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познан...

Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»

Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...

Рабочая программа дополнительного образования по физике "В мире удивительного"

Данная программа имеет естественнонаучное направление и разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по физике  «Мир занимательной физики»...

Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...