Рабочие программы Физика, Астрономия 10-11 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

Лецко Алексей Борисович

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10-11 классов на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни /А.В. /Шаталина.- М.: Просвещение, 2017. – 91 с.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по предмету19-20г113.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевскаясредняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Рабочая программа

По физике

10 класс

Лецко А.Б. учитель физики.

Тюменцево, 2019г.

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10-11 классов на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной «Физика: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни /А.В. /Шаталина.- М.: Просвещение, 2017. – 91 с.»

  1. Общие цели учебного предмета

В результате изучения курса физики на уровне среднего общего образования выпускник научится:

— объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и

технологий, в практической деятельности людей;

— демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

— устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

— использовать информацию физического содержания при решенииучебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически её оценивая;

— различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

— выполнять прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учётом необходимой точности

измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

— проводить исследования зависимостей между физическими величинами: выполнять измерения, на основе исследования определять

значения параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учётом погрешностей измерений;

— использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между

ними;

— использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учётом границ их применимости;

— решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логические цепочки объяснения (доказательства) предложенных в задачах

процессов (явлений);

— решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для её решения, проводить расчёты и оценивать полученный результат;

— учитывать границы применимости изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

— использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебноисследовательских проектных задач;

— использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с

приборами техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

— понимать и объяснять целостность физической теории, определять границы её применимости и место в ряду других физически,теорий;

— владеть приёмами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и

процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

— характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле)

движение, сила, энергия;

— выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

— самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

— характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (энергетические, сырьевые, экологические), и роль физики в

решении этих проблем;

— решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько

физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

— объяснять принципы работы и характеристики изученных машин приборов и технических устройств;

— объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний так и при помощи методов оценки.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане   отведено 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего  общего образования, в том числе в 10—11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

1.4 Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Физика» для 10 и 11 классов серии «Классический курс»: Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2017.

УМК «Физика. 10 класс» для учителя

Рабочие программы. Предметная линия учебников "Классический курс". 10-11 классы. Просвещение 2017

Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый уровень автор: Парфентьева Н. А.Сауров Ю. А. Просвещение 2017

Физика. 10кл. Поурочныеразраб. к Мякишеву Сауров Просвещение 2015г

  1. Планируемые результаты образования.

Преподавание физики в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
  • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
  • положительное отношение к труду, целеустремлённость;
  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются:

1) освоение регулятивных универсальных учебных действии:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

2) освоение познавательных универсальных учебных действий:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщённые способы решения задач;
  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике на базовом уровне являются:

  • сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
  • сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; освоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
  • умение решать простые физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
  1. Содержание курса

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

Электродинамика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

  1. Тематическое поурочное планирование  

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

ВВЕДЕНИЕ. Физика и естественно-научный метод познания природы (1ч)

1

Физика и естественно-научный метод познания природы

1

МЕХАНИКА (27ч)

КИНЕМАТИКА (6ч)

2

Механическое движение. Системы отсчёта.Скалярные и векторные физические величины. Материальная точка. Поступательное движение.Траектория, путь, перемещение, координата, момент времени, промежуток времени.Закон относительности движения.

1

3

Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного движения. Графики равномерного движения.

1

4

Неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение.

1

5

Уравнение равноускоренного движения. Графики равноускоренного движения.

1

6

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

1

7

Лабораторная  работа №1. Изучение движения тела по окружности.

1

Законы динамики Ньютона (4 ч)

1

8

Явление инерции. Масса и сила.

1

9

Инерциальные системы отсчёта.  Взаимодействие тел.

1

10

Сложение сил.

1

11

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

Силы в механике (5 ч)

12

Закон всемирного тяготения.Гравитационная постоянная.Сила тяжести.

1

13

Вес и невесомость.

1

14

Силы упругости. Закон Гука. Силы трения.

1

15

Лабораторная  работа №2. Измерение жёсткости пружины.

1

16

Лабораторная  работа №3. .Измерение коэффициента трения скольжения.

1

Законы сохранения в механике. (3ч.)

17

Импульс тела. Импульс силы.

1

18

Закон сохранения импульса.

1

19

Реактивное движение

1

Закон сохранения механической энергии (4 ч)

21

Работа силы. Мощность.Кинетическая энергия.

1

22

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле.

1

23

Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

1

24

Закон сохранения механической энергии.

Лабораторная  работа №4. Изучение закона сохранения механической энергии.

1

Статика (3 ч)

25

Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Виды равновесия.

1

26

Условия равновесия. Момент силы.

1

27

Лабораторная работа№5 Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

1

Основы гидромеханики (2 ч)

28

Давление. Закон Паскаля. Равновесие жидкости и газа. Закон Архимеда. Плавание тел.

1

29

Подведение итогов изучения темы «Механика»

1

        МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (17 ч)

Основы молекулярнокинетической теории(MKT)(3ч)

30

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Броуновское движение.Температура и тепловое равновесие. Шкалы Цельсия и Кельвина. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

1

31

 Силы взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях вещества. Модель «идеальный газ».

Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

1

32

Лабораторная работа №6  Измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами.

1

Уравнения состояния  газа(4ч)

33

Уравнение состояния идеального газа.

1

34

Уравнение Менделеева-Клапейрона.

1

35

Изопроцессы. Газовые законы.

1

36

Лабораторная работа №7 Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака (измерение термодинамических параметров газа).

1

Взаимные превращения жидкости и газа (1ч)

37

Взаимные превращения жидкости и газа. Насыщенные и ненасыщенные пары.

1

Основы термодинамики (7ч)

38

Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.

1

39

Механические свойства твёрдых тел. Жидкие кристаллы.

40

Внутренняя энергия. Термодинамическая система и её равновесное состояние

1

41

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.

1

42

Количество теплоты. Теплоёмкость. Уравнение теплового баланса.

1

43

Первый закон термодинамики.

1

44

Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов.

1

45

Преобразования энергии в тепловых машинах..КПД тепловых машин.

1

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (16 ч)

Электростатика (6ч)

46

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

1

47

Электрическое взаимодействие. Закон Кулона.

1

48

Напряжённость и потенциал электростатического поля, связь между ними.

1

49

Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности.

1

50

Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов.

1

51

Электрическая ёмкость. Конденсатор.

1

Законы постоянного тока (6 ч)

52

Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление.

1

53

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

54

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца.

1

55

Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.

1

56

Лабораторная работа №8 Последовательное и параллельное соединения проводников.

1

57

Лабораторная работа №9Измерение ЭДС источника тока.

1

Электрический ток в различных средах (4ч)

58

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры.

1

59

Электрический ток в полупроводниках

1

60

Собственная и примесная проводимости.р-n-переход.

1

61

Электрический ток в электролитах. Электрический ток в вакууме и газах

1

Резерв (7ч)Повторение

62

КИНЕМАТИКА

1

63

ДИНАМИКА

1

64

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

1

65

СТАТИКА

1

66

МКТ

1

67

ТЕРМОДИНАМИКА

1

68

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

1

  1. Лист внесения изменений в программу.

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по астрономии для 11 классов

Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена на основе программы Страут, Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.Программа рассчитана на 35 часов....

рабочая программа по астрономии в 11 классе

Рабочая программа по астрономии рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Авторская рабочая программа к учебнику В. М. Чаругина "Астрономия 10-11"...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс. УМК Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут....

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс.

Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе авторской ...

Рабочая программа по астрономии за 11 класс

содержание, КТП, результаты...

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс...