Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
методическая разработка по физике

Ветрова Галина Николаевна

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению»

Подготовила:

учитель физики

Ветрова Г.Н.

2019

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению.

     Вспомним слова К.Д. Ушинского: «Главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

     Дадим определение понятию деятельность. Деятельность является формой активного бытия человека, целенаправленное преобразование самого себя, природы, социальной среды. Деятельность – это работа, занятие, труд, которые вызывают изменения, преобразующие сущность, действительность.

     Человеку в течение жизни приходится выполнять разные виды деятельности, которые различаются прежде всего своим содержанием, составом, количеством и сложностью. Структуру деятельности можно представить в виде последовательности: потребности – мотив – цель и задача – средства реализации задачи – действие – операции – результат – рефлексия. В структуре деятельности выделяют ориентировочный компонент. Он считается наиболее важным, т.к. является психологической основой учебной деятельности. Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознании), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется (выделяются ее цель, содержание, методы). Далее наступает реализация.  Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из уверенного действия и сомнения. Сомнение – обязательный атрибут. Человек уверен, если понял проект и окружающую обстановку, осознал свои знания и возможности; человек сомневается, если осознает, что чего-то недостает, чтобы выполнить дело, не знает, как действовать. Источники сомнений: неуверенность в своих знаниях, в умениях, собственных способностях, непонимание ситуации.

     Деятельность можно рассматривать как процесс, состоящий из ряда одинаковых циклов, каждый из которых имеет три части:

  1. Уверенное действие
  2. Встречу с затруднением
  3. Нахождение способа преодоления преграды.

     В результате последнего шага вновь появляется уверенность в себе, знание как действовать  дальше. Уверенно действует человек тогда, когда он понимает обстановку, в которую попал, или ситуацию, с которой столкнулся, знает что и как делать.

     Преграда мешает движению вперед. Неизбежно возникает вопрос: «Что делать?». И нужно искать ответ. Задача педагога: своевременно ставить преграды, преодоление которых понуждает к познанию нового.

     Различают следующие формы деятельности: низшая – коллективная, средняя – групповая, высшая – индивидуальная. Последняя формируется на основе первой и второй, т.е. на базе общей или групповой работы.

     Деятельность и все ее составляющие (содержание, структура, мотивы, цели, средства, результат) исключительно влияют на формирование у человека различных психических процессов. От уровня способностей человека проявлять многообразные виды деятельности зависит состав и функционирование его умений, а также характер, межличностные отношения и личностные особенности человека. Знания не появляются вне познавательной деятельности субъекта и не формируются безотносительно к ней. Таким образом, выделяется определенная связь между деятельностью и знаниями. Действия – это есть ясное и выразительное раскрытие человека. Источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения. Человек в процессе деятельности создает самого себя. Таким образом, вывод – главный тезис деятельностного подхода к обучению – человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.

     Особенными линиями учебной деятельности является ориентация на самого себя, саморазвитие. В учебной деятельности происходит усвоение в основном общих способов действий. Психологи различают 3 уровня деятельности учащихся:

1 уровень (малой сложности) – педагог ставит проблему и дает метод ее решения.

2 уровень (средней сложности) – педагог ставит проблему, метод ее решения  ученики ищут сами.

3 уровень (высшей сложности) – и проблему, и метод ее решения учащиеся отыскивают сами.

     Опора на общую теорию деятельности дает психологам возможность установить составляющие деятельностного  подхода к обучению. Это

  • Содержание материала
  • Мотивы деятельности
  • Способы «включения» учащихся в продуктивную деятельность
  • Средства труда
  • Организация труда
  • Стимулирование работы
  • Руководство
  • Контроль
  • Отношения во время работы
  • Рефлексия

Остановимся чуть подробнее на каждом компоненте.

Содержание учебного материала. Закладывается программой или темой урока. Но знания не передаются в готовом виде ученику, их надо добывать в ходе умственной или практической работы.

Мотивы деятельности.  Поскольку есть мотив, ученик испытывает потребность в знаниях и умениях, нацеливается на них, втягивается в работу. Поэтому нет места созерцательности, скуке, пассивности, что часто наблюдается на традиционных занятиях. Педагог продумывает меры, обеспечивающие появление мотива, это одна из его первостепенных задач. Нужно помнить: учение только тогда деятельность, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Если познавательной потребности у ученика нет, он не будет учиться.

Способы «включения» в продуктивную деятельность. Здесь используют работу с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опыта, наблюдения, занятие с приборами, занятия с раздаточным материалом, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, придумывание кроссвордов, составление реклам, подготовка сообщений, проведение анализов текстов, составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.

Средства труда учащихся. Это учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютеры, компьютерные программы, видеоматериалы. Желательно, чтобы в практике работы использовалось возможно больше разных средств обучения.

Организация труда. Она может быть совершенно разнообразной. Индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по настоящим предписаниям, полностью самостоятельная.

Стимулирование работы. Продумываются меры поощрения и их критерии: оценки, призы, дипломы, сюрпризы, способы информации класса, школьной общественности, родителей.

Руководство. Намечаются способы направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания и вопросы, формы оказания помощи, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.

Отношения. Продумываются акции, создающие деловую атмосферу, формы и условия взаимодействия ученика с педагогом и учениками между собой. Педагог держит в поле своего внимания и деловую сторону общения, и чисто человеческую.  

     Модель учения на основе деятельностного подхода можно представить следующим образом:

Создание системы мотивов -› Принятие требований педагога. Постановка целей и учебных задач -› Выбор условий и средств -› Разработка программы действий (ориентирующих, исполнительских, контрольных) -› Реализация программы -› Выбор норм оценки результатов. Оценка результатов -› Принятие решения о коррекции.

     В состав учебной деятельности входит ряд действий и операций разного уровня:

  • Целеполагание
  • Программирование
  • Планирование
  • Исполнение
  • Контроль и самоконтроль
  • Оценка или самооценка

Исполнительские действия бывают интеллектуальными и практическими. Интеллектуальные делят на такие группы:

Мыслительные, или логические – сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация и др.

Перцептивные – опознание, идентификация

Мнемонические – запечатление, фильтрация информации, ее структурирование, сохранение и др.

К исполнительским относятся и уяснение содержания учебного материала, его обработка.

     Каждое сложное учебное действие включает в себя некоторое число простых, часто не дифференцируемых операций.

     В учебной деятельности происходит объединение познавательных компонентов (восприятие, внимание, мышление, память, воображение) с мотивами, эмоциями, волей. Психологическими факторами, обеспечивающие успех учения, являются: мотивация, приемы (поиск-понимание-запоминание и применение информации), систематичность занятий.

     У учебной деятельности есть особенности, обусловленные возрастом учащихся:

В среднем возрасте начинается овладение общими видами деятельности, школьник может объединять отдельные учебные действия в блоки; некоторые действия и операции могут «свертываться» и частично проходить в уме, что позволяет проводить их быстрее; начинают формироваться прогнозирующие и оценочно-контрольные действия; наблюдается активное стремление к самостоятельным действиям.

В старшем школьном возрасте все сильнее проявляется стремление к самостоятельным действиям; расширяется их спектр; у значительной части учащихся наблюдается желание заменить исполнительную и репродуктивную работу поисковой и творческой; совершаются оценочные и прогнозирующие действия, самооценка сделанного; происходит овладение методами познания; формируются умения формулировать проблемы и самим решать их.

     Сейчас, в рамках традиционных программ и учебников, есть два пути реализации деятельностного подхода:

  1. Обеспечение целостных, законченных нестандартных уроков, особым образом спланированные, в которых учащиеся знания  добывают сами, учатся осмысливать их, вникать, осознавать и отрабатывать;
  2. Внедрение в стандартные уроки элементов, посвященных творческой поисково-познавательной деятельности учащихся, т.е. возможно более глубокое и полное «погружение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих мероприятий.

Деятельностного подход в обучении дает возможность развития у учащихся всех компонентов деятельности, а не только багажа знаний. Абстрактные, как бы мертвые,  знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознаваемыми. Эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно. Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе. В процессе самостоятельной работы ученик овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно. Учащимся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищами, коллегой по группе, педагогом, родителями. Вследствие необходимости ученик учится налаживать деловые партнерские отношения, осмысливать их. Так формируются задатки умения сотрудничать. Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную связь между знаниями, действиями и отношениями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов  обучения учащихся , использование  технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Выступление на МО естественнонаучного цикла

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла"...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования»...