Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
методическая разработка по физике
Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Выступление на ШМО естественнонаучного цикла
Тема: «Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению»
Подготовила:
учитель физики
Ветрова Г.Н.
2019
Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению.
Вспомним слова К.Д. Ушинского: «Главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Дадим определение понятию деятельность. Деятельность является формой активного бытия человека, целенаправленное преобразование самого себя, природы, социальной среды. Деятельность – это работа, занятие, труд, которые вызывают изменения, преобразующие сущность, действительность.
Человеку в течение жизни приходится выполнять разные виды деятельности, которые различаются прежде всего своим содержанием, составом, количеством и сложностью. Структуру деятельности можно представить в виде последовательности: потребности – мотив – цель и задача – средства реализации задачи – действие – операции – результат – рефлексия. В структуре деятельности выделяют ориентировочный компонент. Он считается наиболее важным, т.к. является психологической основой учебной деятельности. Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознании), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется (выделяются ее цель, содержание, методы). Далее наступает реализация. Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из уверенного действия и сомнения. Сомнение – обязательный атрибут. Человек уверен, если понял проект и окружающую обстановку, осознал свои знания и возможности; человек сомневается, если осознает, что чего-то недостает, чтобы выполнить дело, не знает, как действовать. Источники сомнений: неуверенность в своих знаниях, в умениях, собственных способностях, непонимание ситуации.
Деятельность можно рассматривать как процесс, состоящий из ряда одинаковых циклов, каждый из которых имеет три части:
- Уверенное действие
- Встречу с затруднением
- Нахождение способа преодоления преграды.
В результате последнего шага вновь появляется уверенность в себе, знание как действовать дальше. Уверенно действует человек тогда, когда он понимает обстановку, в которую попал, или ситуацию, с которой столкнулся, знает что и как делать.
Преграда мешает движению вперед. Неизбежно возникает вопрос: «Что делать?». И нужно искать ответ. Задача педагога: своевременно ставить преграды, преодоление которых понуждает к познанию нового.
Различают следующие формы деятельности: низшая – коллективная, средняя – групповая, высшая – индивидуальная. Последняя формируется на основе первой и второй, т.е. на базе общей или групповой работы.
Деятельность и все ее составляющие (содержание, структура, мотивы, цели, средства, результат) исключительно влияют на формирование у человека различных психических процессов. От уровня способностей человека проявлять многообразные виды деятельности зависит состав и функционирование его умений, а также характер, межличностные отношения и личностные особенности человека. Знания не появляются вне познавательной деятельности субъекта и не формируются безотносительно к ней. Таким образом, выделяется определенная связь между деятельностью и знаниями. Действия – это есть ясное и выразительное раскрытие человека. Источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения. Человек в процессе деятельности создает самого себя. Таким образом, вывод – главный тезис деятельностного подхода к обучению – человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.
Особенными линиями учебной деятельности является ориентация на самого себя, саморазвитие. В учебной деятельности происходит усвоение в основном общих способов действий. Психологи различают 3 уровня деятельности учащихся:
1 уровень (малой сложности) – педагог ставит проблему и дает метод ее решения.
2 уровень (средней сложности) – педагог ставит проблему, метод ее решения ученики ищут сами.
3 уровень (высшей сложности) – и проблему, и метод ее решения учащиеся отыскивают сами.
Опора на общую теорию деятельности дает психологам возможность установить составляющие деятельностного подхода к обучению. Это
- Содержание материала
- Мотивы деятельности
- Способы «включения» учащихся в продуктивную деятельность
- Средства труда
- Организация труда
- Стимулирование работы
- Руководство
- Контроль
- Отношения во время работы
- Рефлексия
Остановимся чуть подробнее на каждом компоненте.
Содержание учебного материала. Закладывается программой или темой урока. Но знания не передаются в готовом виде ученику, их надо добывать в ходе умственной или практической работы.
Мотивы деятельности. Поскольку есть мотив, ученик испытывает потребность в знаниях и умениях, нацеливается на них, втягивается в работу. Поэтому нет места созерцательности, скуке, пассивности, что часто наблюдается на традиционных занятиях. Педагог продумывает меры, обеспечивающие появление мотива, это одна из его первостепенных задач. Нужно помнить: учение только тогда деятельность, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Если познавательной потребности у ученика нет, он не будет учиться.
Способы «включения» в продуктивную деятельность. Здесь используют работу с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опыта, наблюдения, занятие с приборами, занятия с раздаточным материалом, решение и составление задач, заполнение таблиц, составление схем, придумывание кроссвордов, составление реклам, подготовка сообщений, проведение анализов текстов, составление карт, отражающих историю науки и техники, и др.
Средства труда учащихся. Это учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютеры, компьютерные программы, видеоматериалы. Желательно, чтобы в практике работы использовалось возможно больше разных средств обучения.
Организация труда. Она может быть совершенно разнообразной. Индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по настоящим предписаниям, полностью самостоятельная.
Стимулирование работы. Продумываются меры поощрения и их критерии: оценки, призы, дипломы, сюрпризы, способы информации класса, школьной общественности, родителей.
Руководство. Намечаются способы направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания и вопросы, формы оказания помощи, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.
Отношения. Продумываются акции, создающие деловую атмосферу, формы и условия взаимодействия ученика с педагогом и учениками между собой. Педагог держит в поле своего внимания и деловую сторону общения, и чисто человеческую.
Модель учения на основе деятельностного подхода можно представить следующим образом:
Создание системы мотивов -› Принятие требований педагога. Постановка целей и учебных задач -› Выбор условий и средств -› Разработка программы действий (ориентирующих, исполнительских, контрольных) -› Реализация программы -› Выбор норм оценки результатов. Оценка результатов -› Принятие решения о коррекции.
В состав учебной деятельности входит ряд действий и операций разного уровня:
- Целеполагание
- Программирование
- Планирование
- Исполнение
- Контроль и самоконтроль
- Оценка или самооценка
Исполнительские действия бывают интеллектуальными и практическими. Интеллектуальные делят на такие группы:
Мыслительные, или логические – сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация и др.
Перцептивные – опознание, идентификация
Мнемонические – запечатление, фильтрация информации, ее структурирование, сохранение и др.
К исполнительским относятся и уяснение содержания учебного материала, его обработка.
Каждое сложное учебное действие включает в себя некоторое число простых, часто не дифференцируемых операций.
В учебной деятельности происходит объединение познавательных компонентов (восприятие, внимание, мышление, память, воображение) с мотивами, эмоциями, волей. Психологическими факторами, обеспечивающие успех учения, являются: мотивация, приемы (поиск-понимание-запоминание и применение информации), систематичность занятий.
У учебной деятельности есть особенности, обусловленные возрастом учащихся:
В среднем возрасте начинается овладение общими видами деятельности, школьник может объединять отдельные учебные действия в блоки; некоторые действия и операции могут «свертываться» и частично проходить в уме, что позволяет проводить их быстрее; начинают формироваться прогнозирующие и оценочно-контрольные действия; наблюдается активное стремление к самостоятельным действиям.
В старшем школьном возрасте все сильнее проявляется стремление к самостоятельным действиям; расширяется их спектр; у значительной части учащихся наблюдается желание заменить исполнительную и репродуктивную работу поисковой и творческой; совершаются оценочные и прогнозирующие действия, самооценка сделанного; происходит овладение методами познания; формируются умения формулировать проблемы и самим решать их.
Сейчас, в рамках традиционных программ и учебников, есть два пути реализации деятельностного подхода:
- Обеспечение целостных, законченных нестандартных уроков, особым образом спланированные, в которых учащиеся знания добывают сами, учатся осмысливать их, вникать, осознавать и отрабатывать;
- Внедрение в стандартные уроки элементов, посвященных творческой поисково-познавательной деятельности учащихся, т.е. возможно более глубокое и полное «погружение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих мероприятий.
Деятельностного подход в обучении дает возможность развития у учащихся всех компонентов деятельности, а не только багажа знаний. Абстрактные, как бы мертвые, знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознаваемыми. Эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно. Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе. В процессе самостоятельной работы ученик овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно. Учащимся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищами, коллегой по группе, педагогом, родителями. Вследствие необходимости ученик учится налаживать деловые партнерские отношения, осмысливать их. Так формируются задатки умения сотрудничать. Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную связь между знаниями, действиями и отношениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя физики на пед. совете по теме "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
Применение информационных технологий в учебном процессе по физике....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-459897-1403708036.jpg)
Выступление на ШМО естественнонаучного цикла
В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов обучения учащихся , использование технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561031-1420884742.jpg)
Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-546006-1518889559.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО математического и естественнонаучного циклов"
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/27/picture-997571-1527447307.jpg)
Выступление на МО естественнонаучного цикла
Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД на уроках естественнонаучного цикла"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1152787-1572762978.jpg)
Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1152787-1572762978.jpg)
Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования»...