Выступление на МО естественнонаучного цикла
материал по информатике и икт на тему

Шишкина Екатерина Владимировна

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_estestvennonauchnogo_tsikla.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на заседании  МО естественнонаучного цикла

 учителя  информатики и ИКТ 01.11.2016.  Служаевой Е.В. по теме «Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла»

       Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие   сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.                                      Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .

В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:  В блок личностных ууд входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

        В блок регулятивных ууд входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 
планирование,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование   предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; 
 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.                                                                         В блоке
познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно , сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.                                                                                                                                  В блоке   коммуникативных ууд выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

–  участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 – «Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»

     Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                          – работа в группах                                                                                                                                       – составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов  обучения учащихся , использование  технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Выступление на МО естественнонаучного цикла "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению...