Выступление на МО естественнонаучного цикла
материал по информатике и икт на тему
Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД на уроках естественнонаучного цикла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на заседании МО естественнонаучного цикла
учителя информатики и ИКТ 01.11.2016. Служаевой Е.В. по теме «Формирование УУД на уроках естественнонаучного цикла»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии. Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития .
В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД: В блок личностных ууд входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных ууд входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. В блоке познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно , сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. В блоке коммуникативных ууд выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задания для диагностики и формирования УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– Поиск лишнего
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– «Ищу ошибки»
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: – работа в группах – составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-459897-1403708036.jpg)
Выступление на ШМО естественнонаучного цикла
В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов обучения учащихся , использование технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561031-1420884742.jpg)
Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-546006-1518889559.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО математического и естественнонаучного циклов"
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/27/picture-997571-1527447307.jpg)
Выступление на МО естественнонаучного цикла "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"
Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1152787-1572762978.jpg)
Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1152787-1572762978.jpg)
Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению...