Элективный курс "Законы физики на производстве"
рабочая программа по физике (9 класс)

Хулина Наталья Юрьевна

Элективный курс разработан для учащихся 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

«Центр современных индустриальных технологий»

Рассмотрена и рекомендована

Координационно-методическим советом

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №5

«Центр современных индустриальных технологий»

Протокол №    от   .

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________________

«____» _________ 2019 г

Утверждена

приказом

от            №

                   М.П.  

Рабочая программа

элективного курса "Законы физики на производстве»

(основное  общее образование)

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №5

«Центр современных индустриальных технологий»

города Рассказово Тамбовской области

на 2019 – 2020 годы

9 класс

г. Рассказово

2019 г

Пояснительная записка

Физика - одна из самых древних наук о природе, содержащая как фундаментальные знания о существовании и развитии материального мира, так и наиболее простые и общие представления об окружающей действительности.

В условиях перехода на профильное обучение в старших классах, возникает необходимость качественного и эффективного проведения предшествующей ей предпрофильной подготовки в 9-м классе, которая должна обеспечить осознанный выбор учащимся соответствующего профиля для дальнейшего обучения.

Данный элективный курс - ориентационный. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах и вызывающие познавательный интерес учащихся. Элективный курс "Законы физики на производстве" поможет ученику увидеть  многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотнести их с реальными потребностями регионального и местного рынка труда. Программа позволяет школьнику построить индивидуальную образовательную траекторию.

Задачи курса :

образовательные:

1. Формирование умений применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в быту, в промышленности  .

2. Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественнонаучных дисциплин.

3.Совершенствование методики  проведения  эксперимента.

        4.Овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных и интерпретации результатов опытов.

развивающие:

1.Развитие познавательной активности и самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

2.Совершенствование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой.

воспитательные:

1.Создание ориентационной  и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения.

2.Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.

3.Развитие коммуникативных навыков, интеллектуальной компетентности учащихся.

4.Воспитание убеждённости в преимуществах здорового образа жизни.

   

 Цели курса:

  • создание условий для формирования у учащихся интереса к изучению физики как науки, связанной с изучением природы и дающей знания, которые потом применяются в технике и производстве;
  • вызвать интерес у учащихся к техническим профессиям.

Достижение указанных целей подразумевает решение в процессе реализации данной программы, следующих задач:

  • выявить физические законы, лежащие в основе создания и эксплуатации технических устройств и сооружений на производстве;
  • освоить некоторые методы, применяемые на практике при разработке и оценке качества технических объектов;
  • составить целостное представление о взаимном дополнении процессов научного и технического прогресса;
  • сформировать положительную мотивацию и устойчивый интерес к физике.

Рабочая программа   элективного курса «Законы физики на производстве» разработана для учащихся 9 классов в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,

- Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

- Концепцией инновационного образовательного учреждения «Школа  - центр современных индустриальных технологий»

Согласно учебному плану на изучение элективного курса  отводится

 17 часов.

Срок реализации рабочей программы  1 год.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные: 

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • формирование умения работы в группах.

Метапредметные: 

регулятивные универсальные учебные действия

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

познавательные универсальные учебные действия 

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;
  • строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

коммуникативные универсальные учебные действия 

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Предметные

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • разбираться в устройстве и принципе работы технических объектах;
  • выдвигать гипотезы и объясняющие физические явления;
  • уметь применять физические законы для объяснения принципа работы  технических устройств;
  • научиться думать, рассуждать;
  • уметь обобщать и делать выводы;
  • выступать с сообщениями и докладами.

Учащиеся получат возможность научиться: 

• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание курса

Всего 17 часов

1. Введение  (1 ч).

Роль техники в жизни общества и каждого человека. Современное производство.

2. Цикл естественнонаучного познания (3 ч)

Вклад ученых в развитие прикладных наук. Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический прогресс общества. Пути познания мира: от истоков до современности.

Семинар на тему «Великие чудеса техники на производстве»: - наука и промышленность; - космос; - вооружения; - транспорт; - бытовая техника; - медицина. 

3. Строительство (6 ч).

Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники, лебедки, домкраты, тали). Физические принципы строительства (типы фундаментов, стен и перекрытий, подпорки и оттяжки).  Нагрузки   фундаментов и несущих конструкций.

Экскурсия на Тамбовский завод грузоподъемных машин. ТЗГПМ.

Экскурсия на АО «ТЗ «РЕВТРУД»

4. Приборостроение (6 ч).

 Принцип действия лупы, телескопа, микроскопа, оптические устройства. Пилотажно-навигационные приборы. Применение.

Экскурсия на Тамбовский приборостроительный завод.

Экскурсия на Тулиновский приборостроительный завод. 

5. Итоговое занятие (1ч)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Введение

1 ч

1

Роль техники в жизни общества и каждого человека. Современное производство.

.

1

Цикл естественнонаучного познания

3 ч

2

Вклад ученых в развитие прикладных наук.

1

3

Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический прогресс общества.

1

4

Семинар на тему «Великие чудеса техники на производстве»

1

Строительство

6 ч

5

Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники, лебедки, домкраты, тали).

1

6

Основные принципы организации строительства

1

7

Нагрузки   фундаментов и несущих конструкций.

1

8

Экскурсия на Тамбовский завод грузоподъемных машин. ТЗГПМ.

1

9

Экскурсия на АО «ТЗ «РЕВТРУД»

1

10

Отчетное занятие.

Приборостроение

6 ч

11

Принцип действия лупы, телескопа, микроскопа

1

12

Пилотажно-навигационные приборы. Применение.

1

13

Медицинская техника. Применение.

1

14

Экскурсия на Тамбовский приборостроительный завод.

1

15

Экскурсия на Тулиновский приборостроительный завод. 

1

16

Отчетное занятие.

1

17

Итоговое занятие

1 ч

Всего

17 ч

Литература для учителя:


1. Организация профильного обучения в школе. Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко.- Ростов - на –Дону, 2006.
2. Межпредметные связи курса физики в средней школе. Ю.И. Дик, И.К.Турышев. – М.: Просвещение, 1987.
3. Формирование представлений о физике как основе техники. Р.Н. Щербаков «Физика в школе. № 5. 2005».
4. Физика и научно технический прогресс. Кн. для учителей, под ред. А.Г. Глазунова, В.Г. Разумовского, В.А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1988.
5. Профессиональная ориентация учащихся на уроках физики. И.А. Карабанов, В.К. Калоша. – Минск: Народная Асвета, 1983.
6. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в старшей школе. Под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1985.
7. Экскурсии по физики в средней школе. В.Г. Сердинский. – М.: Просвещение, 1990.
8. Техника на уроках физики. М.М. Маркович, П.Я. Уваров. – М.: Просвещение, 1960.
9. Информация о профессиях и производстве при изучении физики. Журнал «Физика в школе» - М. : Педагогика, 1991.
10. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983.



Литература для учащихся:


1. Факультативный курс физики 9 класс. Учебное пособие для учащихся. О.Ф. Кабардин и др. – М.: Просвещение, 1985.
2. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения, 8 класс. Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
3. Знаете ли вы физику? Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1992.
4. Краткий справочник по физике. А.С. Енохович. – М.: Высшая школа, 1985.
5. Физика и творчество в твоей профессии. Т.Е. Гнедина – М.: Просвещение, 1988.
6. 100 великих чудес техники. С.А.Мусский. – М.: Вече, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Физика и автомобиль"

В элективном курсе затрагиваются вопросы, которые помогут более осмысленно и грамотно эксплуатировать автомобиль....

Элективный курс "Физика человека"

Содержится программа элективного курса "Физика человека" и рабочая тетрадь к нему....

Элективный курс "Физика в профессиях"

 Элективный курс "Физика в профессиях" предназначен для учащихся 8-9 классов, которым предстоит выбрать профиль дальнейшего обучения http://narod.ru/disk/35299038001/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%...

Элективный курс "Физика и опыт"

Курс предпрофильной подготовки для 8,9 классов (16 часов). Включает пояснительную записку, тематический план,теоретический материал, задания, используемую литературу....

разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"

В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика  и медицина",дается обоснование  и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...

Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.

Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...