Рабочая программа 7-9 класс По Перышкину
рабочая программа по физике (7 класс)

Толкова Светлана Валерьевна

Программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klass_tolkovadokument_microsoft_office_word.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рабочей программы к  линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Физика. 7—9 классы учебно-методическое пособие /— М. : Дрофа, 2017., Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Лицей №82».

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем  мире.

В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики,  взаимосвязи  между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии   цивилизации;
  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его  изучения;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение   целей   обеспечивается   решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений  природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,  характеризующих  эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической  жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,  гипотеза,  теоретический  вывод,  результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты обучения физике в основной школе.

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного   эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный  фон  (с  использованием  дозиметра);

при  этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

проводить исследование зависимостей физических вели- чин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы  по  результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять   значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических  явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для  их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать при выполнении учебных задач научно- популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Физика и ее роль в познании окружающего  мира

Предметными результатами освоения темы   являются:

понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора   с учетом погрешности измерения;

понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Механические  явления

Предметными результатами освоения темы   являются:

понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения   давления;

понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука,  эхо;

знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: пе- ремещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном  движении,  скорость  и   центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

умение измерять: скорость, мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую сил, действующих на тело, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию, атмосферное давление,  давление  жидкости  на  дно  и стенки сосуда, силу  Архимеда;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы,  силы  трения  скольжения  от  площади  соприкосновения  тел  и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления), силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести    и силы Архимеда, зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его  нити;

владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон Паскаля, закон Архимеда и умение применять их на    практике;

владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей сил, действующих на тело, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования  законов физики;

умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, рычага, блока, наклонной  плоскости,  барометра-анероида,  манометра,  поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их  использовании;

умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических   ракет-носителей;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей    среды).

Тепловые явления

Предметными результатами освоения темы   являются:

понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение  росы;

владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел, зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых  тел,  жидкостей  и газов;

понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления  вещества,  влажность  воздуха;

понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять  его  на практике;

овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового  двигателя;

умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные  единицы;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей    среды).

Электромагнитные явления

Предметными результатами освоения темы   являются:

понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отра- жение и преломление  света;

понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное  поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления   света;

знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля— Ленца, закон отражения света, закон преломления света,  за-  кон прямолинейного распространения света;

умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую  силу линзы;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического    напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи, изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла  отражения от угла  падения света на   зеркало;

понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их  использовании;

знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур,  детектор,  спектроскоп, спектрограф;

различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Квантовые явления

Предметными результатами освоения темы   являются:

понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие   излучения;

знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтрон- ная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

умение  приводить  примеры   и   объяснять   устройство  и принцип действия технических устройств и установок:    счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

умение измерять мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

владение экспериментальными  методами  исследования  в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной

Предметными результатами освоения темы   являются:

представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

знание и способность давать определения/описания физических понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;

объяснение сути эффекта Х. Доплера; знание формулировки и объяснение сути закона Э.   Хаббла;

знание, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет), что закон Э. Хаббла явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом;

сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и  различное.

Выпускник получит возможность  научиться:

осознавать ценность научных исследований, роль физики  в  расширении  представлений  об  окружающем  мире  и  ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых   гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных  фактов;

сравнивать точность измерения физических величин по величине   их   относительной   погрешности   при  проведении прямых измерений;

самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования  физических  величин  с  использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обо- сновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

воспринимать  информацию   физического   содержания  в  научно-популярной  литературе  и  средствах  массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике   информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются  в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие  особенности:

цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и  социальными.  Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для  других;

учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.   д.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, при- обретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества  в коллективе;

организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Содержание курса

Физика и ее роль в познании окружающего  мира

Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физические законы и закономерности. Физика  и  техника.  Научный  метод  познания.  Роль  физики  в формировании естественно-научной грамотности.

Механические  явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и рав- ноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие  тел.  Масса  тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука.  Вес  тела.   Невесомость.   Связь   между   силой   тяжести  и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодей- ствующая сил. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Искусственные спутники Земли1. Первая космическая  скорость.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («золотое правило» механики). Виды равновесия. Коэффициент полезного  действия механизма.

Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид, манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Поршневой жидкостный насос. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.  Условия  плавания  тел.  Плавание  тел  и  судов. Воздухоплавание.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение  атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения  твердых  тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей    и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии    в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Работа газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования  тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Строение атома. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля  конденсатора.

Электрический ток. Источники  тока.  Электрическая  цепь  и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического поля по перемеще- нию электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца.   Электрические   нагревательные   и осветительные приборы. Короткое замыкание. Правила безопасности при ра- боте с электроприборами.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Правило левой руки. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Элек- тромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и  телевидения.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркале. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный  анализ.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Опыты Резерфорда.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Период полураспада. Закон радио- активного распада. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила  смещения  для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Физическая природа небесных  тел  Солнечной  системы.  Планеты  и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза  Большого взрыва.

Тематическое   планирование

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

№урока

Тема урока

Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 ч)

1

Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел.

2

Основные методы изучения, их различие.

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахож дение погрешности измерения.

3

Лабораторная  работа№1

 Определение цены деления измерительного прибора.

4

 Современные достижения науки. Роль  физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов  на окружающую среду.

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

1

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица  вещества.

2

Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

3

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.

4

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

5

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

6

Зачет

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Темы проектов

«Зарождение и развитие научных  взглядов

о строении вещества», «Диффузия вокруг   нас»,

«Удивительные  свойства воды»

Глава 2. Взаимодействие тел (23 ч)

1

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ.

2

Равномерное и неравномерное движение. Относительность  движения.

3

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические   величины. Определение скорости.

4

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени  движения тел.

5

Явление инерции. Проявление явления инерции  в быту и технике.

6

Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела.

7

 Фронтальная лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

8

Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.

9

Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и  плотности.

10

Фронтальная лабораторная работа № 4 «Измерение объёма твёрдого тела»

11

Вес тела.Фронтальная лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела»

12

Решение задач на тему «Масса. Плотность».  Самостоятельная работа.

13

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения,  векторная  физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел.

14

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость  силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел.

15

Сила, возникающая при деформации. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука.

16

Вес     тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других  планетах.

17

Динамометр.Фронтальная лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром.»

18

Фронтальная лабораторная работа №7.  «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.»

19

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил.

20

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

21

Фронтальная лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

22

Фронтальная лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины».  Решение задач.

23

Контрольная работа № 1 

по  темам  «Механическое  движение», «Масса»,

«Плотность вещества»;

по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

Темы проектов

«Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной   системы»,

«Сила в наших руках», «Вездесущее трение»

Глава 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)

1

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике.

2

Решение задач по теме «давление твердых тел». Кратковременная контрольная работа

по теме «Давление твердого  тела»;

3

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.

4

Различия  между  твердыми  телами,  жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

5

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения.

6

Решение задач. Кратковременная контрольная  работа

по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

7

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях.

8

Устройство и действие  шлюза.

9

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления,   подтверждающие существование атмосферного давления.

10

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы.

11

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных  высотах.

12

Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров.

13

Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса.

14

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда.

15

Лабораторная  работа№8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость  тело.»

16

Решение задач на тему «Архимедова сила»

17

Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от   его плотности.

18

Физические основы плавания  судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт.

19

Лабораторная  работа№9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

20

Решение задач на тему «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

21

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Темы проектов

«Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфе- ра», «Зачем нужно измерять давление», «Вытал- кивающая сила»

Глава 4. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

1

Механическая работа, ее физический смысл.

2

Мощность — характеристика скорости выполнения работы.

3

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов.

4

Лабораторная  работа № 10

«Выяснение  условия  равновесия рычага.»

5

Устройство и действие рычажных  весов.

6

Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

7

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.

8

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПД наклонной плоскости.

9

Лабораторная  работа№ 11

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

10

Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема.

11

Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости.

12

Переход одного вида механической энергии в другой.

Переход энергии от одного тела к другому.

13

Зачет по теме «Работа и мощность.  Энергия».

Темы проектов

«Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я подниму  Землю»

Итоговая контрольная работа  «Физика-7» (тест)

Резервное время (3  ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа физика 9 класс ( (А.В. Перышкин, Е М.Гутник)

Рабочая программа по учебному предмету "Физика" 9 класс составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В. Перышкина "Физика" 7-9 классы....

Рабочая программа "Физика 7 класс" к учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа по физике для 7 класса  к учебнику А. В. Перышкина,включающая календарно-тематическое планирование...

рабочие программы 7-9 класс по Перышкину

рабочие программы 7-9 класс по Перышкину...

рабочая программа по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика 8 класс (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном о...

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....

Рабочая программа 7-9 классы по физике учебник Перышкин Гутник

Рабочая программа по физике 7-9 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным пред...