Обобщение педагогического опыта «Применение технологии «Web-квест» во внеурочной деятельности учащихся»
статья по физике

Марченко Елена Валентиновна

Web-квест –  удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету. Технология «web-квест» способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.

Опыт работы по применению web-квестов во внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

«Применение технологии «Web-квест»

во внеурочной деятельности учащихся»

        Обобщение педагогического опыта

Марченко Елена Валентиновна, учитель физики МБОУ «СОШ № 10»,

 г. Инты Республики Коми


Оглавление

Актуальность        3

Описание технологии        4

Что такое «Квест»?        4

Что такое «Web-квест»?        6

Описание опыта        7

Результативность опыта        10

Заключение        11

Список литературы и Интернет-источников        13

Приложение. Образовательный ресурс  - Web-квест «МИФ»        14


Актуальность

У подростков среднего и старшего школьного возраста,  современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики,  экшн - адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Квест - деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключается в продолжительном целенаправленном поиске, связанном с приключениями или игрой.

Квест-технология может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты; приключенческие, или игровые квесты; «живые» квесты.

Преимуществом квест - технологии является использование активных методов обучения. Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.  Новизной применения квест - технологии в современном образовании является то, что при реализации ФГОС ключевым условием является использование системно-деятельностного подхода в образовании, т.е. технологии деятельностного типа, к которым так же относится квест-технология.

Почему я акцентировала свое внимание на данной технологии?

  1. Проблема: снижение у обучающихся интереса к обучению по предметам физико-математического цикла.
  2. Квест - это захватывающий метод, способствующий повышению мотивации к обучению, усвоению знаний в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.

Педагогическая цель: активизировать учебную деятельность учащихся посредством использования квест-технологии.

Задачи:

  • изучить квест-технологию;
  • разработать мероприятия с использованием квест-технологии;
  • апробировать приемы квест-технологии ;
  • провести мониторинг эффективности данной технологии ;
  • обобщить опыт применения технологии квест в образовательной деятельности.

Планируемый результат:

  • мотивация обучения: повышение заинтересованности учащихся в изучении предметов физико-математического цикла;

Новизна моего педагогического опыта заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения посредством использования образовательной технологии «квест».

Описание технологии

Что такое «Квест»?

«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам.

Виды квестов:

  • линейные - задачи решаются по цепочке, одна за другой;
  • штурмовые – участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
  • кольцевые - это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Квест предполагает выполнение учащимися проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.

Итак, суть квеста в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию, которые могут быть самыми разными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в аудитории, так и вне образовательного учреждения, то есть практически в любом окружении.

Квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Использование квестов расширяет рамки образовательного пространства. Такова развивающая роль квестов.

Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных задач можно узнать много нового. Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт.

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Сегодня квест-игра становится образовательной технологий, недооценивать которую в современном мире просто нельзя. Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационных и коммуникативных технологий, информационного пространства, которые создают возможности для каждого школьника получать информацию в том объёме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования.

Что такое «Web-квест»?

В последнее время стали входить в моду всевозможные web-квесты. Что же это такое?

В переводе с английского «web» - это сеть, (всемирная) паутина; «quest» – поиск.

Web-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Web-квест способствует достижению многих задач, в том числе:

  • повышению мотивации к самообучению, поощрению учеников учиться независимо от учителя;
  • формированию новых компетенций на основе использования ИТ для решения учебных задач;
  •  реализации творческого потенциала;
  • повышению личностной самооценки;
  • развитию самостоятельности;
  • развитию творческого и аналитического мышления.

Преимущества технологии Web-квест:

  • новое средство использования технологий, ориентированных на учеников, вовлеченных в учебную деятельность и поощряющее их критическое мышление;
  • Web-проект, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета.
  • захватывающий метод обучения;
  • направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления.

Важно, что учитель может конструировать web-квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников, что дает возможность осуществить индивидуальный подход.

Основной методической задачей учителя на пути создания хорошего web-квеста является продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Несомненно, что учитель, создающий web-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и информационно-коммуникационной компетенции.

Описание опыта

Хочу поделиться опытом работы по применению web-квестов во внеурочной деятельности учащихся.

В нашей школе с 2012 года проходит Открытый фестиваль «Созвездие наук» для учащихся 5-11 классов. В рамках Фестиваля проводятся предметные месяцы: Месяц английского языка, Месяц русского языка и литературы «Лирус», Месяц естествознания, Месяц искусства, и конечно, Месяц точных наук. Он носит название – Месяц «МИФ – математика, информатика, физика».

В течение месяца в школе проходят различные мероприятия: викторины, конкурсы, конференции по защите проектов и т.д. Основной целью этих мероприятий является расширение кругозора учеников, развитие их творческих способностей, интереса к знаниям, творчеству, развитие их личности, выявление среди них одарённых ребят, проявивших интерес к точным наукам, и возможность развития этого интереса и применения полученных знаний в их будущей профессии.

Подобрать интересные для учащихся формы работы с каждым годом все труднее. Одно бесспорно, содержание внеурочных занятий должно быть всегда интересным для учеников, но в то же время не развлекать их, а развивать и совершенствовать их личности. Мы решили призвать на помощь Интернет, причем сразу с нескольких точек зрения – как площадку для проведения конкурсов, как инструмент для подготовки заданий и как средство сбора результатов конкурса.

С 2016 года педагогами секции точных наук разрабатываются и проводятся городские web-квесты «МИФ – Математика, Информатика, Физика».

Как известно, web-квесты значительно варьируются не только по своей тематике, но и по структуре. Выделяется множество классификаций web-квестов. Web-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными. Во внеурочной деятельности целесообразно применение игровых web-квестов (это могут быть квесты-путешествия, квесты-головоломки, квесты-приключения…).

Web-квесты, проводимые в Месяц «МИФ», - это проблемные задания, для выполнения которых используются информационные ресурсы интернета.

Педагогами секции точных наук школы разработаны Положение о конкурсе и план реализации web-квеста.

В план входили следующие пункты:

  • необходимость создания сайта;
  • составление заданий;
  • перевод заданий в интерактивную форму;
  • создание формы для сбора результатов.

Цель web-квеста - развитие интереса учащихся к изучению точных предметов (физики, информатики, математики) повышение уровня их информационной культуры, развитие коммуникативных навыков.

Задачи web-квеста:

  • развитие у школьников интереса к точным наукам – физике, математике, информатике;
  • повышение познавательного интереса и расширение знаний по предметам физико-математического цикла;
  • формирование творческих способностей, логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;
  • развитие кругозора учащихся.

Также мы разработали требования к участникам web-квеста.

Требования к участникам web-квеста:

  • Задания Квеста выполняются участниками индивидуально в любом порядке;
  • Выполнив все задания, участник Квеста должен заполнить бланк отчета, форма которого размещена на сайте Квеста. В бланке отчета необходимо заполнить анкету и внести ответы на задания Квеста. В конце заполненной формы бланка отчета необходимо нажать на кнопку «Отправить».

Итоговая оценка каждого участника формируется путем суммирования всех баллов по всем заданиям. Победителем признается участник первым прошедший Квест и набравший наибольшее количество баллов.

Для реализации наших планов используются самые доступные средства – это сервисы Google и конструктор интерактивных модулей LearningApps.

С помощью продукта Google-Сайты был создан сайт Web-квест «МИФ». На сайте размещены Положения web-квеста, задания, страница с обратной связью, где желающие могут оставить отзыв.

Интерактивные задания, которые размещены на сайте, были выполнены с помощью LearningApps.org, который является приложением Web 2.0 и используется для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули можно изменять или создавать в оперативном режиме. Модули являются общедоступным. Они легко встраиваются в страницы сайтов.

Задания Квеста продуманы таким образом, что, решив задачу с помощью интерактивного модуля, участнику нужно дополнительно ответить на вопрос или выполнить действия с полученными результатами. Все ответы участники вносили в бланк отчета, который сконструирован в виде Формы Сервиса Google.

Результативность опыта

В 2016-2017 учебном году был проведен первый web-квест «МИФ». Он был разработан для учащихся по трем предметам – Математике, Информатике, Физике. Задания подобраны разноуровневые, но приближенные к школьной программе, чтобы участники web-квеста не просто решали конкурсные задания, а параллельно могли повторять пройденные на уроках темы, готовиться к государственной итоговой аттестации.

В 2017-2018 учебном году состоялся второй web-квест «МИФ». При создании этого web-квеста были учтены просьбы участников прошлого года и педагогов города - задания были разбиты по классам.

В 2018-2019 учебном году реализован третий web-квест «МИФ». Он был тематическим, посвящался русским сказкам и назывался «В 3/9 царстве».

Согласно отзывам, многим детям очень нравится участвовать в таких конкурсах.

Это подтверждается статистикой участия в web-квестах «Миф». С каждым годом число участников из образовательных учреждений города увеличивается.

В 2018-2019 учебном году в Квесте приняли участие учащиеся образовательных организаций г. Ухты и г. Вуктыл.

Количество участников Web- квеста «МИФ» по годам

Учебный год

Количество образовательных учреждений

Количество учащихся

2016-2017

3

34

2017-2018

6

153

2018-2019

9

169

Очевидно, что у учащихся повышается интерес к точным наукам, в том числе физике, вследствие следующих причин:

  • использование новых технологий, в частности технологии «Web-квест», позволяют раскрывать потенциальные возможности ученика;
  • учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками;
  • технология «Web-квест» способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.

Заключение

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование новых технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.

Технология «web-квест» позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения; создает комфортные условия образовательного процесса, устраняет нервную нагрузку, способствует переключению внимания, смене форм деятельности и т.д.

Web-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету. Технология «web-квест» способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.

Вывод: 

Считаю, что поставленная цель - активизировать учебную деятельность учащихся посредством использования квест-технологии достигнута. Повысился интерес учащихся к изучению точных предметов: физики, информатики, математики.


Список литературы и Интернет-источников

  1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999.
  3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 304 с. 
  4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности.
  5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2.
  6. Буданова Н.Г., Методика проведения учебных занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов) [Текст]// URL https://urok.1sept.ru/статьи/662352/
  7. Жебровская О.О. Международный вебинар «“Живые” квесты в образовании (современные образовательные технологии)». http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209
  8. Каравка А.А. https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf
  9. Писнова О. Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14899/

Приложение. Образовательный ресурс  - Web-квест «МИФ»

https://sites.google.com/site/webkvestmif/home


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя технологии и ИЗО

Методика учебного проектирования в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей...

Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...

Обобщение педагогического опыта «Применение методов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии».

Технология развития критического мышления – один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения  как в плане общения, так...

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»

Обобщение педагогического опыта работы по теме самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях при использовании информационных технологий»...

Из опыта применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы

В статье дано краткое описание технологии веб-квеста, даны примеры практического применения данной технологии...

Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности

Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...