Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"
материал (русский язык) на тему

Титова Елена Владимировна

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включающее конспекты уроков риторики и результативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_po_nauke_i_obrazovaniyu_rf.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство по науке и образованию РФ

МОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №2

Уроки риторики как средство

формирования речевой

компетенции учащихся.

Титова Елена Владимировна,

учитель русского языка, литературы

1 квалификационная категория

2011 г

Условия возникновения и становления опыта.

Одна из серьёзнейших проблем современной школы – резкое падение интереса учащихся к предметам русский язык и литература и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выразить свою мысль.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит ухудшение качества речевой культуры. Очень часто можно слышать нарушения норм орфоэпии, грубые слова в речи участников радио- и телепередач, наблюдаем некорректное речевое поведение. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой компетентности.

Во всех сферах функционирования русского языка наблюдается снижение культуры русской речи, засорение её ненормативной лексикой. Как в этих условиях воспитывать любовь к родному языку? Надо найти способы организовать собственную речевую  деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение. Фундаментом развития должен стать диалог, живое общение, опора на эстетическое.

Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей,  важнейшей задачей является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения и мышления.

Базой формирования перечисленных качеств могут быть разного плана риторические тренинги, коммуникативные задачи, риторические упражнения, так как учащиеся легко впитывают образцы речи. И чем раньше это происходит, тем благотворнее сказывается это на детях, так как они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли.

Преподавание риторики должно основываться  на принципе преемственности. Курс риторики начинается предметом «Детская риторика» в начальных классах  и продолжается «Школьной риторикой» в среднем звене, а по возможности и в старших классах вводится «Деловая риторика».Апробация данного опыта осуществлялась в 5-а классе Курловской средней школы №2. Результаты работы рассматривались на заседании на ШМО и педагогическом совете.

 Определение объекта и предмета исследования.

Целевой предмет– благоприятные условия для формирования риторических умений учащихся в процессе обучения эффективному общению.

Целевой объект – речевая деятельность учащихся на уроках риторики.

Цель исследования–разработать систему уроков риторики, способствующих организации и функционированию прозаической устной речи, формирующих индивидуальную речевую манеру.

Задачи :

-дать понятия разных видов общения;

- отрабатывать основные типы риторических умений, приёмы речевой деятельности;

- воспитывать грамотное поколение с адекватным речевым поведением, исключающим косноязычие.

                     Актуальность и перспективность опыта.

Риторика – один из важных предметов, которые, безусловно, будут востребованы в третьем тысячелетии.

Почему же риторика так важна для нашего времени?

Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области науки и техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются,  они одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы с тобой общались.

Нас и наших детей, привыкших делить мир на чёрное и белое, риторика учитгуманитарному мышлению, направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека?Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?)В этом значение риторики как предмета, помогающему будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющемся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру.

Этот важный предмет направляет детей на то, чтобы они умели оценить свою и чужую речь, учитывали, с кем говорят, с какой целью, где, когда и как? Тем самым риторика помогает ребёнку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

                       Ведущая педагогическая идея:

Система уроков риторики призвана повышать не только речевой уровень и коммуникативные навыки учащихся, но и уровень личностной самооценки школьников, вызывая  намерение самоутвердиться через риторические воздействия, а также на формирование такой личности, которая могла бы,  владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Курс риторики вызывает у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.                                                                                                                                                                                                                                                                

                  Теоретическая база опыта.

В последнее время наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические  орфографические ошибки в устной и письменной речи – всё это беспокоит общественность.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо. Так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становиться мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы( юрист, учитель, политик, социальный работник и многие другие), так как им необходимо  постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60 -хгодов, оформилась лишь во второй половине 20 века.

Риторика (от греческого «ритор» - оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000, если принять за точку отсчёта 5 – 4 в. до  н.э. – период расцвета риторики в Древней Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно «сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций». Цицерон писал: «…сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого высказывания ясно не только как возникла риторика, но и то, что древние осознавали её дидактический, обучающий характер.

В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению убеждать словом. Объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи.

В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический. Психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения.

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция».

Главным понятием риторики является оратор – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова – аудитория. Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих компонентов: говорящего и слушающих.Слагаемым мастерства оратора, по мнению М.А.Михайличенко, являются:

- логическая культура

- языковая культура

- психолого-педагогическая культура

- культура общения

- техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку по словам Демокрита, «ни искусство,ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Возрождение риторики началось в середине 20 века. Современная риторика преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной,так и в письменной форме, она всё более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.

Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур: сверхфразовые единства – текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство.

Современная риторика также опирается на критерии невербальной (несловесной) риторики характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жестов и голосовых модуляций. Эта наука непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков),психологии, физиологии, а также дидактики.

Риторика призвана в настоящее время способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.Риторические приёмы, эстетически допустимые и психологически обусловленные, применяются на разных её уровнях, связанных с проблемами формирования дикции, языковых норм, использования речевого этикета, умения полемизировать, культуры высказывания.

Сейчас в активе риторики труды Баарта, работы  Ю.М.Лотмана,  Б.А.Успенского, исследования М.М.Бахтина.

В настоящее время риторика всё чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы.

Из современных программ и учебников по риторике рекомендуются  следующие:

  1. Н.А.Михайличенко. Риторика. Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями. Которые должны помочь учащимся выработать и закрепить риторические навыки и умения учащихся.
  2. Н.Н.Кохтев. Риторика. Пособие для учащихся 8-11 классов. Цель автора учебника – возрождение риторики в школе. Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики  - ораторскому искусству, мастерству публичной речи. Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся заданий на анализ фрагментов выступления известных ораторов, в качестве примера предлагаются образцы подробного анализа, а также даны задания на понимание публичных речей и составление собственных по их образцу.
  3. А.А.Мурашов. Основы педагогической риторики. Книга состоит из конкретных педагогических рекомендаций по различным областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную речь.
  1. Т.А.Ладыженская. УМК «Школьная риторика». В разработанной  ею программе школьной риторике (1-11 классы) можно выделить два смысловых блока:
  1. «Общение» даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные с культурой речевого поведения.

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация. Речевой этикет.

  1. «Речевые жанры» даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т.д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст. Стили речи, речевые жанры.

В программу включены компоненты и первого, и второгоблоков, при этом при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов.

Многие риторические понятия раскрываются в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса.

Учебник «Школьная риторика»  включает в себя ряд заданий, которые   предлагают учащимся различные речевые ситуации, направленные на решение коммуникативных задач, а также ребята учатся работать с опорными конспектами, занимаются составлением текстов разных типов речи.

В этом учебнике большое место занимают задания, требующие активного речевого поведения, разыгрывания речевой ситуации, создания речевых жанров на основе описанной ситуации или рисунка, помещённого в учебнике. Автор предлагает  разнообразные риторические игры, которые вносят в уроки соревновательные моменты.

Новизна опыта.

Школьный курс родного языка, основной целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нём не последнее место.

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются  два вопроса: как говорить правильно и как говоритьхорошо.

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Но не всякая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора. Риторика  помогает сделать правильный выбор в любой речевой ситуации.

Риторика в отличии от уроков по культуре речи, формируя основные риторические умения, (1 тип – умение анализировать и оценивать речь и общение: взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения; точность речи (наличие фактических ошибок), разнообразие языковых средств, выразительность речи (речевые находки); особенности речевых жанров. 2 тип – умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно: умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.), формирует и личность, способную социализироваться в современном обществе. То количество часов, которое отводиться изучению культуры речи на уроках русского языка в полной мере не могут  реализовать такие возможности.

Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, задач, условий, обстоятельств общения, т.е. он эвристичен. И чтобы подготовить учащихся к эвристическому общению, развить у них способность гибкого и адекватного реагирования в условиях реальной жизни, необходимо привносить элементы новизны. Введение уроков риторики в учебный процесс в школе само по себеново. Занятия пробуждают интерес к обучению, обеспечивают гибкость и динамичность речевых умений и навыков.

Новизна данного опыта заключается в том, что:

  1. Данный курс не преподаётся в других школах района.
  2. На уроках по другим дисциплинам ставится одна проблема, на уроках риторики постоянная смена проблем обсуждения.
  3. В выборе форм урока (урок-дискуссия, урок-пресс-конференция,урок-экскурсия, урок-концерт и т.д.)
  4. В использовании видов, приёмов работы и средств достижения целей урока.

      5.  В творческом подходе к урокам риторики.

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в общеобразовательных школах.  Курс начинается детской риторикой в начальном звене, затем продолжается школьной риторикой в среднем и закачивается деловой риторикой в старших классах.

Современной школе предлагаются программы по этому предмету. Риторика включена в перечень экзаменов по выбору. Ныне действуют утверждённые Министерством образования три учебника по риторике: Н.А.Михайличенко, Н.Н.Кохтева и Т.А.Ладыженской.

Технология опыта.

Цель моей работы – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой речевой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.  

      В курсе преподавания уроков риторики я ставлю и реализую следующие

задачи:

-воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к нему как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений анализировать языковые факты, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

На уроках использую  УМК под редакцией Т.А.Ладыженской. Считаю, что этот комплекс самый оптимальный и эффективный на современном этапе преподавания риторики: учебник лёгок  в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное – они учатся говорить.

Уроки риторики призваны воспитывать в учащихся раскованность и лёгкость в общении, ребята учатся умению говорить не только убедительно (что тоже немаловажно), но и просто говорить красиво.

Использую на уроках риторики инновационные и традиционные методы и приёмы.

Как правило, урок я начинаю с речевой разминки. Это упражнения, развивающие

дыхание

  1. речевой (в том числе интанационный ) слух
  2. навыки отчётливого произношения
  3. навыки интонирования

Ортологическиеупражнения – это упражнения по орфоэпии.

Имправизационные заданиянаправлены на развитие ипровизационных способностей.

Неподготовленные выступления развивают способность учащихся к спонтанной речи. Использую  для импровизаций следующие темы-отклики на события в стране, в городе, в школе, например:

- Что вы думаете о безотметочном обучении?

- Каковы ваши впечатления о школьной выставке-ярмарке?

- Интересно ли у вас прошёл день здоровья?

А также предлагаю и отвлечённые темы: «Для чего живёт человек?», «Что такое,по-вашему, счастье?», «У природы нет плохой погоды?»

На уроках присутствует риторический анализ( Что сказал говорящий? Что он хотел сказать?Что сказал намеренно?)

Речевые формы уроков риторики диктуют и его особую структурную организацию:

Структура урока.

Каждый урок содержит следующие основные компоненты:

  1. Введение теоретических сведений практическим путём через анализ текстов, живое общение и т.д.
  2. Риторическую практику, практику общения. Кроме запланированного программного материала, в урок включаются как сквозные (но не обязательно они проводятся на каждом уроке) следующие виды работы:
  3. Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шепотом, но отчётливо…», «Задуй свечу»(для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто прочтёт?»
  4. Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка.

Эти упражнения, обеспечивая формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость. Поэтому они проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Выполняя в заданных воображаемых ситуациях различные речевые роли и сопоставляя их с собственным реальным опытом, ученик, играя, учится логически мыслить, планировать свои поступки, управлять своими чувствами. Он овладевает средствами выражения своих мыслей и чувств, учится межличностному и групповому общению. Поэтому на уроках риторики часто проводятся риторические (коммуникативные) игры, которые выполняют несколько важнейших функций:

  1. Развивающую различные способности (развивают память, внимание, вырабатывают умения воспринимать информацию и т.д.)
  2. Коммуникативную (вырабатывают умения и навыки группового и межличностного общения).
  3. Развлекательную (создают благоприятную атмосферу в коллективе).
  4. Релаксационную (снимают эмоциональные перегрузки).

На уроках я использую следующие риторические игры:

  1. «Придумайте фразу, которой вы успокоите плачущего ребёнка; бабушку, потерявшую ключи; друга, получившего двойку; сестру, разбившую чашку  ит.д. Проводится как блиц-опрос.
  2. « Что ты знаешь о сказочных героях? Расскажи о любимом герое.» (Навык спонтанной речи)
  3. «Объясни инопланетянам, куда они попали» (Использование мимики и жестов)
  4. Музыкально-риторическая игра «Колпак мой треугольный» и др.

Поэтому и формы уроков становятся нетрадиционными:

- Урок – вежливый отказ

- Урок – письмо по теме «Личные письма»

- Урок – творческая мастерская

- Урок – концерт

- Урок – праздник по теме «Праздник общения»

Ребята с удовольствием выполняют творческие работы, разыгрывают сценки, участвуют в риторических играх и конкурсах ,учатся использовать определённые речевые и этикетные формулы, готовят диалоги и монологи, овладевают навыками оформления деловых бумаг, писем и поздравительных открыток.

Циклы уроков, объединённых общей темой, завершаются внеклассными занятиями в форме публичных выступлений с последующим их анализом, дискуссии, спектакля, праздника и т.

На уроках риторики культивирую радость взаимопонимания и доброго отношения к людям. Поэтому в процессе преподавания этого предмета решаю и некоторые воспитательные задачи:

- Каждый твой поступок отражается на других людях. Не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А.Сухомлинский)

- По речи узнают человека. И т.д.

Д.С.Лихачёв сказал: «Общаясь, люди создают друг друга». Уроки риторики – это уникальная возможность создать из учеников думающих, коммуникативно компетентных людей, для которых слова «культура речи» не пустой звук, а освоенная реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...