Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень)
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Андреюк Константин Сергеевич

Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Рассмотрено и рекомендовано»                                                         «Утверждено»

   Протокол  № 1 от «______» сентября 2020 г.                                       Приказ № ________ от «______» сентября 2020 г.

   Заведующий предметной кафедрой                                                       Директор

   _________________________/__________________/                           _________________________/И.Д.Жданова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ 

(профильный уровень)

на уровень среднего общего образования

(срок реализации программы – 2 года)


  1. Пояснительная записка.

  1. Особенности образовательного процесса по учебному предмету.

Программа по физике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте среднего общего образования. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться.  

Курс физики 10-11 классов является фундаментом для технического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса физики 10-11 классов состоит в том, что предметом её изучения являются законы природы, материя, её структура и движение. В современном обществе знания по физике необходимы каждому человеку, так как физика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Физика является одним из опорных школьных предметов. Её знания и умения необходимы для изучения смежных дисциплин.

Одной из основных целей изучения физики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения физики формируются логическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.

Обучение физике даёт возможность школьникам приобретать теоретические знания, умения применять их при решении типовых и экспериментальных задач. В процессе изучения физики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки

  1. Цели реализации рабочей программы.

А) Общие цели изучения учебного предмета.

Достижение обучающимися результатов изучения предмета «Физика» в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего( полного) общего образования.

Б) Цели изучения учебного предмета в 10-11 классах.

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и способах их использования в практической жизни.

  1. Общее количество часов на реализацию рабочей программы.

Количество часов в 10 классе

170

Количество часов в 11 классе

170

Итого

340

  1. Формы организации образовательного процесса и образовательные технологии, используемые в обучении.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и заданиями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификации, обобщение и систематизации. Особо акцентируются содержательное раскрытие физических понятий, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения задач. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых задач. Этим раскрывается суть метода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения задач определённого типа.

  1. Формы контроля.

                Устный (индивидуальный,   фронтальный,  групповой),  письменный (проверочная, контрольная работа), практический (лабораторная, практическая работа)

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

  1. Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы.

А) для обучающихся:

10 класс

11 класс

Учебники

Физика 10 класс,Механика; Г.Я.Мякишев; Дрофа

Физика 10 класс,Молекулярная физика и термодинамика; Г.Я.Мякишев; Дрофа

Физика 10 класс,Колебания и волны; Г.Я.Мякишев; Дрофа

Физика 10 класс, Оптика, Квантовая механика; Г.Я.Мякишев; Дрофа

Учебные пособия

ЕГЭ, Физика

ЕГЭ, Физика

Электронные образовательные ресурсы

  1. Облачная интернет – платформа «Московская электронная школа»
  2. Образовательный портал для подготовки к экзменам – «Решу ЭГЭ»

Б) для педагогов:

10 класс

11 класс

Учебники

  1. Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин.  М. ВАКО.
  2. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение»
  3. Физика.10 класс. Углубленный уровень.  Поурочные планы по учебнику В.А.Касьянова 10 класс (Часть1,Часть 2) Автор-составитель В.Т. Оськина.  
  1. Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин.  М. ВАКО.
  2. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение»
  3. Физика.10 класс. Углубленный уровень.  Поурочные планы по учебнику В.А.Касьянова 10 класс (Часть1,Часть 2) Автор-составитель В.Т. Оськина.  

Учебные пособия

Физика. Профильный уровень. 10 класс : Контрольные и проверочные работы

Физика 10 класс. Лабораторные. Контрольные работы. Астахова Т.В. Издательство «Лицей»

ЕГЭ-2019. Физика. Тематические тренировочные задания

Физика 10 класс. Лабораторные. Контрольные работы. Астахова Т.В. Издательство «Лицей»

Электронные образовательные ресурсы

  1. Облачная интернет – платформа «Московская электронная школа»
  2. Образовательный портал для подготовки к экзменам – «Решу ЭГЭ»

  1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета.

  1. Личностные результаты.

в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

  1. Метапредметные результаты.

А) Познавательные.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Б) Регулятивные.

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

В) Коммуникативные.

использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

  1. Предметные результаты.

Для 10-го класса 

  • использовать идею атомизма для объяснения

структуры вещества;

  • интерпретировать физическую информацию, полученную

 из других источников.

  • использовать для описания механического

движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение,

путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная

скорости, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения, угловая и линейная скорости;

  • разъяснять основные положения кинематики;
  • описывать демонстрационные опыты Бойля и опыты Галилея

для исследования явления свободного падения тел;

описывать эксперименты по измерению ускорения свободного

падения и изучению движения тела, брошенного горизонтально;

  • делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе, сравнивать их траектории;
  • применять полученные знания для решения практических

задач.

  • давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;
  • формулировать принцип инерции, принцип относительности Галилея, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон

всемирного тяготения, закон Гука;

  • разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики;
  • описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;
  • наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего закон инерции;
  • исследовать движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости;
  • делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;
  • объяснять принцип действия крутильных весов;
  • прогнозировать влияние невесомости на поведение космонав-

тов при длительных космических полетах;

  • применять полученные знания для решения практических задач.
  • давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары;
  • давать определения физических величин: импульс силы,

импульс тела, работа силы, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия, мощность;

  • формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;
  • объяснять принцип реактивного движения;
  • описывать эксперимент по проверке закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости;
  • делать выводы и умозаключения о преимуществах использова-ния энергетического подхода при решении ряда задач динамики.
  • давать определения понятий: вынужденные,

свободные (собственные) и затухающие колебания, апериодичес-

кое движение, резонанс;

  • давать определение физических величин: первая и

вторая космические скорости, амплитуда колебаний, статичес-

кое смещение;

  • исследовать возможные траектории тела, движущегося в гравитационном поле, движение спутников и планет;

зависимость периода колебаний пружинного маятника от

жесткости пружины и массы груза, математического маятника —

от длины нити и ускорения свободного падения;

  • применять полученные знания о явлении резонанса для

решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;

  • прогнозировать возможные варианты вынужденных

колебаний одного и того же пружинного маятника в средах с

разной плотностью;

  • делать выводы и умозаключения о деталях международ-

ных космических программ, используя знания о первой и

второй космических скоростях.

  • давать определения понятий:  поступательное

движение, вращательное движение, абсолютно твердое тело,

рычаг, блок, центр тяжести тела, центр масс;

  • давать определение физических величин: момент силы,

плечо силы;

  • формулировать условия статического равновесия

для поступательного и вращательного движения;

  • применять полученные знания для нахождения координат

центра масс системы тел.

  • давать определения понятий: радиус Шварцшильда,

горизонт событий, собственное время, энергия покоя тела;

  • формулировать постулаты специальной теории относитель-

ности и следствия из них; условия, при которых происходит

аннигиляция и рождение пары частиц;

  • описывать принципиальную схему опыта Майкельсона —

Морли; делать вывод, что скорость света — максимально возмож-

ная скорость распространения любого взаимодействия;

  • оценивать критический радиус черной дыры, энергию

покоя частиц;

  • объяснять эффект замедления времени, определять

собственное время, время в разных инерциальных системах отсче-

та, одновременность событий;

  • применять релятивистский закон сложения скоростей для

решения практических задач.

  • давать определения понятий: молекула, атом,

изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль,

 постоянная Авогадро, фазовый переход, ионизация, плазма;

  • разъяснять основные положения молекулярно-кинетичес-

кой теории строения вещества;

  • классифицировать агрегатные состояния вещества;
  • характеризовать изменения структуры агрегатных

состояний вещества при фазовых переходах;

  • формулировать условия идеальности газа;
  • описывать явление ионизации;
  • объяснять влияние солнечного ветра на атмосферу Земли.
  • давать определения понятий: стационарное равновесное состояние газа, температура тела, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный и изохорный процессы;
  • использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;
  • описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой; эксперимент по изучению изотермического процесса в газе;
  • объяснять опыт с распределением частиц идеального газа по двум половинам сосуда, газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;
  • представить распределение молекул идеального газа по скоростям;
  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту.
  • давать определения понятий: число степеней свободы, теплообмен, теплоизолированная система, адиабатный процесс, тепловые двигатели, замкнутый цикл, необратимый процесс;

физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, КПД теплового двигателя;

  • объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;
  • наблюдать и интерпретировать результаты опытов, иллюстрирующих изменение внутренней энергии тела при совершении работы, явление диффузии;
  • объяснять принцип действия тепловых двигателей;
  • оценивать КПД различных тепловых двигателей;
  • формулировать законы термодинамики;
  • делать вывод о том, что явление диффузии

является необратимым процессом;

  • применять полученные знания по теории тепловых двигателей

для рационального природопользования и охраны

окружающей среды.

  • давать определения понятий: пар, насыщенный пар, испарение, кипение, конденсация, поверхностное натяжение, смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность;
  • давать определение физических величин:  критическая температура, удельная теплота парообразования, температура

кипения, точка росы, давление насыщенного пара, относительная влажность воздуха, сила поверхностного натяжения;

  • описывать эксперимент по изучению капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости;
  • наблюдать и интерпретировать явление смачивания и капиллярные явления, протекающие в природе и быту;
  • строить графики зависимости температуры тела от времени при нагревании, кипении, конденсации, охлаждении; находить из графиков значения необходимых величин.

  • давать определения понятий: плавление, кристаллизация, удельная теплота плавления, кристаллическая решетка, элементар-

ная ячейка, монокристалл, поликристалл, аморфные тела, композиты, полиморфизм, анизотропия, изотропия, деформация (упругая, пластическая);

  • давать определения физических величин: механическое напряжение, относительное удлинение, предел упругости, предел прочности при растяжении и сжатии;
  • объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных;
  • описывать эксперимент по измерению удельной теплоемкости вещества;
  • формулировать закон Гука;

применять полученные знания для решения практических задач

  • давать определение физических величин: длина волны, интенсивность звука, уровень интенсивности звука;
  • исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации;
  • описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных волн в пружине и в газе, поперечных

волн — в пружине и шнуре, описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов;

  • объяснять различие звуковых сигналов по тембру и громкости.

  • давать определения понятий: точечный электрический заряд, электрическое взаимодействие, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии

напряженности электростатического поля; физической величины: напряженность электростатического поля;

  • объяснять принцип действия крутильных весов, светокопировальной машины, возможность использования явления электризации при получении дактилоскопических отпечатков;
  • формулировать закон сохранения электрического заряда и

закон Кулона, границы их применимости;

  • устанавливать аналогию между законом Кулона и законом всемирного тяготения;
  • описывать демонстрационные эксперименты по электризации

тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее

 электрических явлений.

  • давать определения понятий: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, свободные и связанные заряды, проводники, диэлектри-

ки, полупроводники;

  • объяснять физический смысл величин: величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;
  • наблюдать и интерпретировать явление электростатической индукции;
  • объяснять принцип очистки газа от угольной пыли с помощью электростатического фильтра;
  • описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
  • объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора

от площади пластин и расстояния между ними;

применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений.

  • владеть экспериментальными методами исследования

Систематизировать полученные знания и применять их на практике

Для 11-го класса 

  • давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, дырка, изотопический эффект, последовательное и параллельное соединения проводников, куперовские пары электронов, электролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, электролиз; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;
  • объяснять условия существования электрического тока, принцип действия шунта и добавочного сопротивления; объяснять качественно явление сверхпроводимости согласованным движением куперовских  пар электронов;
  • формулировать законы Ома для однородного проводника, для замкнутой цепи с одним и несколькими источниками, закон Фарадея;
  • рассчитывать ЭДС гальванического элемента;
  • исследовать смешанное сопротивление проводников;
  • описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединения проводников; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра, по измерению ЭДС и внутреннего сопротивления проводника;
  • наблюдать и интерпретировать тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю;
  • использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей;
  • исследовать электролиз с помощью законов Фарадея.
  • давать определения понятий: магнитное  взаимодействие,  линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция, диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики, остаточная намагниченность, кривая намагничивания; физических величин: вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды;
  • описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера, поведение рамки с током в однородном магнитном поле, взаимодействие токов;
  • определять направление вектора магнитной индукции и силы, действующей на проводник с током в магнитном поле;
  • формулировать правило буравчика и правило левой руки, принципы суперпозиции магнитных полей, закон Ампера;
  • объяснять принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы, электродвигателя постоянного тока, масс-спектрографа и циклотрона;
  • изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;
  • исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях
  • давать определения понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; физических величин: коэффициент трансформации;
  • описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, опыты Генри, явление электромагнитной индукции;
  • использовать на практике токи замыкания и размыкания;
  • объяснять принцип действия трансформатора, генератора переменного тока; приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту,  в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ-печах, записи и воспроизведении информации, в генераторах переменного  тока;
  • объяснять принципы передачи электроэнергии на большие расстояния.
  • давать определения понятий: магнитоэлектрическая индукция, колебательный контур, резонанс в колебательном контуре, собственная и примесная проводимость, донорные и акцепторные примеси, р—n-переход, запирающий слой, выпрямление переменного тока, транзистор; физических величин: фаза колебаний, действующее значение силы переменного тока, ток смещения, время релаксации, емкостное сопротивление, индуктивное сопротивление, коэффициент усиления;
  • описывать явление магнитоэлектрической индукции, энергообмен между электрическим и магнитным полем в колебательном контуре и явление резонанса, описывать выпрямление переменного тока с помощью полупроводникового диода;
  • использовать на практике транзистор в усилителе и генераторе электрических сигналов;
  • объяснять принцип действия полупроводникового диода, транзистора.
  • давать определения понятий: электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоско-поляризованная (или линейно-поляризованная) электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнитной волны, фронт волны, луч, радиосвязь, модуляция и демодуляция сигнала, амплитудная и частотная модуляция; физических величин: длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны;
  • объяснять зависимость интенсивности электромагнитной волны от ускорения излучающей заряженной частицы, от расстояния до источника излучения и его частоты;
  • описывать механизм давления электромагнитной волны;
  • классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;
  • описывать опыт по сборке простейшего радиопередатчика и радиоприемника.
  • давать определения понятий: передний фронт волны, вторичные механические волны, мнимое и действительное изображения, преломление, полное внутреннее отражение, дисперсия света, точечный источник света, линза, фокальная плоскость, аккомодация, лупа; физических величин: угол падения, угол отражения, угол преломления, абсолютный показатель преломления среды, угол полного внутреннего отражения, преломляющий угол призмы, линейное увеличение оптической системы, оптическая сила линзы, поперечное увеличение линзы, расстояние наилучшего зрения, угловое увеличение;
  • наблюдать и интерпретировать явления отражения и преломления световых волн, явление полного внутреннего отражения, явления дисперсии;
  • формулировать принцип Гюйгенса, закон отражения волн, закон преломления;
  • описывать опыт по измерению показателя преломления стекла;
  • строить изображения и ход лучей при преломлении света, изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах;
  • определять положения изображения предмета в линзе с помощью формулы тонкой линзы;
  • анализировать человеческий глаз как оптическую систему;
  • корректировать с помощью очков дефекты зрения;
  • объяснять принцип действия оптических приборов, увеличивающих угол зрения: лупу, микроскоп, телескоп;
  • применять полученные знания для решения практических задач.
  • давать определения понятий: монохроматическая волн, когерентные волны и источники, интерференция, просветление оптики, дифракция, зона Френеля; физических величин: время и длина когерентности, геометрическая разность хода интерферирующих волн, период и разрешающая способность дифракционной решетки;
  • наблюдать и интерпретировать результаты (описывать) демонстрационных экспериментов по наблюдению явлений интерференции и дифракции света;
  • формулировать принцип Гюйгенса—Френеля, условия минимумов и максимумов при интерференции волн, условия дифракционного минимума на щели и главных максимумов при дифракции света на решетке;
  • описывать эксперимент по измерению длины световой волны с помощью дифракционной решетки;
  • объяснять взаимное усиление и ослабление волн в пространстве;
  • делать выводы о расположении дифракционных минимумов на экране за освещенной щелью;
  • выбирать способ получения когерентных источников;
  • различать дифракционную картину при дифракции света на щели и на дифракционной решетке.
  • физических величин: работа выхода, красная граница фотоэффекта, энергия ионизации;
  • разъяснять основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка, теории атома водорода;
  • формулировать законы теплового излучения: Вина и Стефана—Больцмана, законы фотоэффекта, соотношения неопределенностей Гейзенберга, постулаты Бора;
  • оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину волны света, испускаемого атомом водорода;
  • описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;
  • объяснять принцип действия лазера;
  • сравнивать излучение лазера с излучением других источников света.
  • давать определения понятий: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, альфа- и бета-распад, гамма-излучение, искусственная радиоактивность, цепная реакция деления, ядерный реактор, термоядерный синтез; физических величин: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения, коэффициент качества;
  • объяснять принцип действия ядерного реактора;
  • объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;
  • прогнозировать контролируемый естественный радиационный

фон, а также рациональное природопользование мри внедрении управляемого термоядерного синтеза (УТС).

  • давать определения понятий: элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, лептонный заряд, переносчик взаимодействия, барионный заряд, адроны, лептоны, мезоны, барионы, гипероны, кварки, глюоны;
  • классифицировать элементарные частицы, подразделяя их на лептоны и адроны;
  • формулировать принцип Паули, законы сохранения лептонного и барионного зарядов;
  • описывать структуру адронов, цвет и аромат кварков;
  • приводить примеры мезонов, гиперонов, глюонов.
  • интерпретировать результаты наблюдений Хаббла о разбегании галактик;
  • формулировать закон Хаббла;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной после Большого взрыва;
  • представлять последовательность образования первичного вещества во Вселенной;
  • объяснять процесс эволюции звезд, образования и эволюции Солнечной системы;
  • с помощью модели Фридмана представлять возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.

Общие предметные результаты изучения данного курса

  • структурировать учебную информацию;
  • интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
  • самостоятельно добывать новое для себя физическое знание, используя для этого доступные источники информа-ции;
  • прогнозировать, анализировать и оценивать последст-

вия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники;

  • самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
  • оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
  • владеть экспериментальными методами исследования

Ученик получит возможность научиться

  1. В познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
  2. В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
  3. В трудовой сфере: проводить физический эксперимент.
  4. В сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

  1. Содержание учебного предмета.

Содержание образования по предмету «Физика» на ступени среднего общего образования представлено в виде следующих тем: «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Статика», «Основы молекулярно-кинетической теории», «Газовые законы», «Взаимные превращения жидкостей и газов», «Основы термодинамики», «Электростатика», «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция», «Механические и электромагнитные колебания»,«Механические и электромагнитные волны», «Производство, передача и использование электрической энергии», «Световые волны», «Элементы теории относительности», «Излучение и спектры», «Световые кванты», «Атомная физика», «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы».

Содержание курса физики 10 профильного класса

 Физика как наука. Методы научного познания природы

Зарождение и развитие современного научного метода исследования. Физика - экспериментальная наука. Приближенный характер физических теорий. Особенности изучения физики. Познаваемость мира.

Механика

Что такое механика? Классическая механика Ньютона и границы её применимости.

Кинематика

Движение точки и тела. Прямолинейное движение тела. Координаты, система отсчёта. Различные способы описания движения. Траектория. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Координаты и пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. График скорости равномерного прямолинейного движения. График пути и координаты. Средняя скорость при неравномерном прямолинейном движении. Мгновенная скорость. Скорость при произвольном движении. Средний модуль скорости произвольного движения. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Скорость при движении с постоянным ускорением. График зависимости модуля и проекции ускорения и модуля и проекции скорости от времени при движении с постоянным ускорением. Прямолинейное движение с постоянным по модулю ускорением. График зависимости координаты от времени при движении с постоянным ускорением. Сво-

бодное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту, Решение задач. Равномерное движение точки по окружности. Центростремительное ускорение. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость и угловое ускорение. Относительность движения. Преобразования Галилея и их следствия.  Примеры решения задач.  

Динамика

Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила. Связь между ускорение и силой. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Основные задачи механики. Состояние системы тел в механике .Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности в механике. Силы в природе. Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная .Значение закона всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Сила тяжести. Центр тяжести. Движение искусственных спутников. Расчёт первой космической скорости. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Деформация тел под действием силы тяжести и силы упругости. Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Установившееся движение тел в вязкой среде. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Вращающиеся системы отсчета. Центробежная сила.

Законы сохранения в механике

Значение законов сохранения. Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Изменение импульса системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского. Реактивная сила. Реактивные двигатели.  Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и её изменения. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Изменение энергии системы под действием внешних сил. Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии системы.

Движение твердых и деформируемых тел

Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела.  Импульс твердого тела. Теорема о движении центра масс. Другая форма уравнения движения материальной точки. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Плоское движение твердого тела. Закон сохранения момента импульса.

Статика

Равновесие твердых тел. Условие равновесия твердого тела. Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость равновесия.

Молекулярная физика и термодинамика

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.  Потенциальная энергия взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура и тепловое равновесие. Уравнение состояния. Равновесные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы. Газовые законы. Закон Бойля - Мариотта. Закон Гей – Люссака, идеальный газ. Абсолютная температура. Законы Авогадро и дальтона. Уравнение состояния идеального газа. Закон Шарля. Применение законов в технике. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение скорости теплового движения молекул. Основное уравнение МКТ. Температура -_мера средней кинетической энергии молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Эквивалентность количества теплоты и работы. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Теплоёмкость газа при постоянном объёме и постоянном давлении. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей. Испарение жидкостей. Равновесие между жидкостью и паром. Изотермы реального газа. Критическая температура. Критическое состояние. Кипение и теплота парообразования. Сжижение газов. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения. Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления. Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты кристаллов. Объяснение механических свойств твердых тел на основе МКТ. Плавление и отвердевание. Теплота плавления. Изменение объёма тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка. Тепловое расширение твердых тел. Линейное  и объёмное расширение. Учет и использование теплового расширения тел в технике.

Электростатика. Постоянный ток

Роль электромагнитных сил в природе и технике. Заряженные тела. Электризация тел. Основной закон электростатики - закон Кулона. Единицы электрического заряда. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри одного диэлектрика. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности электрического поля. Теорема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Проводники и диэлектрики  в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал и разность потенциалов электростатического поля. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Измерение разности потенциалов. Электрическая ёмкость. Конденсаторы и их различные виды. Соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора и проводников. Применение конденсаторов. Плотность тока. Сила тока. Электрическое поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления. Электродвижущая сила. Гальванические элементы и аккумуляторы. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащей ЭДС. Работа и мощность тока на участке цепи, содержащей ЭДС. Расчёт сложных электрических цепей. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Техническое применение электролиза. Электрический ток в газах. Не самостоятельный и самостоятельный разряды. Различные типы самостоятельного разряда и их техническое применение. Плазма. Электрический ток в вакууме. Двухэлектродная электронная лампа –диод, трехэлектродная электронная лампа  - триод. Электронные пучки. Электронно – лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников. Электронно – дырочный переход (п-р переход). Полупроводниковый диод. Транзистор. Термисторы и фоторезисторы.

 Магнитное поле

Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Поток магнитной индукции Закон Био – Савара – Лапласа. Закон Ампера. Системы единиц для магнитных взаимодействий. Применение закона Ампера. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Циклический ускоритель.

Содержание курса физики 11 профильного класса

Магнитное поле

 Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индукционные токи в массивных проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Магнитная проницаемость – характеристика магнитных свойств вещества. Три класса магнитных веществ. Объяснение пара- и диамагнетизма. Основные свойства ферромагнетиков. О природе ферромагнетиков. Применение ферромагнетиков.

.

Электромагнитные колебания и волны

Механические колебания

Классификация колебаний. Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Уравнение движения математического маятника. Гармонические колебания. Период и частота гармонических колебаний. Фаза колебаний. Определение амплитуды и начальной фазы из начальных условий. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Превращение энергии. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение гармонических колебаний. Автоколебания.

Электромагнитные колебания

Свободные и вынужденные электрические колебания. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока.  Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Ламповый генератор. Генератор на транзисторе.

Производство, передача и использование электрической энергии

Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора трехфазного тока. Трехфазный трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача и распределение электрической энергии. Эффективное использование электрической энергии.

            Механические волны. Звук

Волновые явления. Поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Продольные волны. Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы. Громкость и высота звука. Тембр. Акустический резонанс. Излучение звука. Инфразвук и ультразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Преломление и дифракция волн.

              Электромагнитные волны

Связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Классическая теория излучения. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование колебаний Простейший радиоприёмник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении.

               Оптика. Световые волны.

Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Сила света. Освещенность и яркость. Отражение света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Построение изображения в сферическом зеркале. Преломление света. Полное отражение света. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме. Преломление на сферической поверхности. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображения в тонкой линзе. Увеличение линзы Недостатки линзы. Фотоаппарат. Проекционный аппарат, глаз, очки, лупа Микроскоп, телескопы.  Скорость света. Дисперсия и интерференция света. Интерференция в тон-ких пленках. Кольца Ньютона.  Теория дифракции света Дифракция Френеля на простых объектах. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн.  Поляризация света. Электромагнитная теория света.

               Элементы теории относительности

Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояний и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией.

               Излучение и спектры

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Квантовая физика

Световые кванты

Зарождение квантовой теории .Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография Запись и воспроизведение звука в кино.

Атомная физика

Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм. Многоэлектронные атомы. Квантовые источники света – лазеры.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы

Атомное ядро и элементарные частицы. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Правило смещения. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Три этапа развития физики элементарных частиц. Распад нейтрона.  Открытие нейтрино. Сколько существует элементарных частиц? Кварки и их взаимодействие

Значение физики для объяснения мир и развития производительных сил общества.

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

  1. Тематическое планирование.

                                           СТРУКТУРА КУРСА.

10 класс (5 ч в неделю)  всего 170ч (профильная программа)

№ п/п

Название темы

Количество часов на тему

1

Введение 2ч.

2

Механика 79 ч.

Кинематика материальной точки

28

Динамика материальной точки

14

Законы сохранения

15

Динамика периодического

движения

8

Статика

7

Релятивистская механика

7

3

Молекулярная физика 54 ч.

Молекулярная структура вещества

5

МКТ

12

Термодинамика

12

Жидкость и пар

11

Твердое тело

6

Механические волны. Акустика

8

4

Электростатика 31ч.

Силы  электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

14

Энергия электромагнитного взаимодействия

17

6

Итоговое повторение. Контроль.4ч.

Итого

170

11 класс (5 ч в неделю) всего 170ч (профильная программа)

№ п/п

Название темы

Количество часов на тему

1.

Электродинамика  - 58

Постоянный электрический

20

Магнитное поле

15

Электромагнетизм (9 ч)

13

Цепи переменного тока

10

2.

Электромагнитное излучение  - 55

Излучение и прием электромагнитных волн радио-и СВЧ-диапазона

10

Геометрическая оптика

20

Волновая оптика

11

Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества

14

3.

Физика высоких энергий -16

Физика атомного ядра

10

Элементарные частицы

6

4.

Элементы астрофизики - 8

Эволюция

Вселенной

8

5.

Обобщающее повторение  - 33

Введение

1

Механика

9

Молекулярная физика

7

Электродинамика

7

Электромагнитное излучение

7

Физика высоких энергий

2

ИТОГО

170

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по физике для 10-11 класса (профильный уровень) к учебнику Мякишева...

Рабочая программа по физике для 10 класса( профильный уровень)

Данная рабочая программа по физике для 10 класса( профильный уровень) рассчитана на 5 ч в неделю.Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учрежден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 - 11 КЛАСС (профильный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ10 - 11  КЛАСС (профильный уровень)...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень) Касьянов В.А.

В условиях научно-технической революции, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, к...

Рабочая программа по физике для 11 класса (профильный уровень)

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Он раскрывает ...

Рабочая программа по физике для 10 класса (профильный уровень обучения)

Рабочая программа расчитана на 170 часов, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа по физике включает три раздела: п...

Рабочая программа по физике для 11 класса, профильный уровень

Программа составлена на основе: Программы Шаталина А.В. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. орга...