Адаптированная рабочая программа дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Программист
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование и в соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_arp_120_is_oud.17_fizika.docx117.22 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин

Протокол  от  15.02.2019.

№ 4

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 01.03.2019

№ 67

Утверждено

 приказом от 04.03.2019

№  111 -0Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины           ОУД.17         Физика

по специальности    09.02.07 Информационные системы и программирование

квалификации          Программист

наименование цикла    общеобразовательный цикл

Номер группы: 120 ИС

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

85ч

Самостоятельная работа

Консультации

Обязательная учебная нагрузка (всего)  

в том числе:

85ч

теоретическое обучение  

46ч

практические занятия      

39ч

лабораторные занятия        

индивидуальный проект

Форма промежуточной аттестации    -  2 семестр - дифференцированный зачет

г. Нижневартовск

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование  и в соответствии с Требованиями к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требованиями к средствам обучения и воспитания, утвержденными Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4стр.          

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5стр.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

7стр.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7стр.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9стр.          

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14стр.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

26стр.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

33стр.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

35стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа учебной дисциплины «Физика»  является частью адаптированной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

09.02.07   Информационные системы и программирование

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения  физикив профессиональных образовательных

организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучениемсреднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  384 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических
  • задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов

с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебнаядисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении  специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых  специальностей.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по  специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика»,так как большинство специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в объеме 128 часов.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается

подведением итогов в форме  экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В образовательном процессе используются: социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Обучение студентов с нарушением слуха строится через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,
  • индивидуализации,
  • коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха,
  • использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха.

Обучение студентов с нарушением зрения. Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок;
  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;
  • специальное оформление учебных кабинетов;
  • организация лечебно-восстановительной работы;
  • усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - ДЦП). Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы, которая ведется в следующих направлениях:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
  • терапия нервно-психических отклонений;
  • купирование соматических заболеваний, (сочетается с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра).

Обучение  студентов-инвалидов предполагает следующие этапы:

  • Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение студентами инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
  • Близость к студентам во время объяснения задания;
  • Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
  • Акцентирование внимания на хороших оценках;
  • Распределение студентов по парам для выполнения проектов, чтобы один из студентов мог подать пример другому;
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента;
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

Преподаватель способствует созданию доброжелательной атмосферы во всех группах, где студенты могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа, отмечает достижения студента относительно его успехов, нестандартные достижения.

Перечень   технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса:

-технология поэтапного формирования умственных действий

- технология коллективного взаимодействия

  -технология адаптивного обучения

-технология дистанционного  компьютерного обучения

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПОна базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается вобщеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах  ППСС место учебной дисциплины «Физика» — всоставе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых изобязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для  специальностей СПО соответствующего профиля профессиональногообразования.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение  студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

−умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

−сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимостьмежду физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении  специальностей СПО.

1. Механика

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение закона сохранения импульса.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести

и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.

Изучение особенностей силы трения (скольжения).

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения.

Изучение теплового расширения твердых тел.

Изучение особенностей теплового расширения воды.

3. Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрическойэнергии в батарею. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока.Тепловое действие тока.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников.Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля напрямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действиемагнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Опыты Фарадея.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Лабораторные работы

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

Изучение закона Ома для полной цепи.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

Определение температуры нити лампы накаливания.

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

4. Колебания и волны

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания.Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательно движении. Свободные затухающиемеханические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденныеэлектрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостноеи индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрическойцепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока.Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи.Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания.

Резонанс.

Образование и распространение упругих волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Лабораторные работы

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника

от длины нити (или массы груза).

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

  1. Оптика

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптическиеприборы.

Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей.Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция нащели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа исвойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Оптические приборы.

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.

Лабораторные работы

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

Изучение интерференции и дифракции света.

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

  1. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атомаводорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова - Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивостьатомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелыхядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радио-

активных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры различных веществ.

Излучение лазера (квантового генератора).

Счетчик ионизирующих излучений.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО  технического профиля профессионального образования -85 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия – 85 часов.

Тематический план учебной дисциплины  Физика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

1

2

3

4

Раздел 1 Введение

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Физика как наука. Физика – фундаментальная наука о природе. Основные элементы физической картины мира. Значение физики при освоении специальностей СПО. Методы познания природы. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент  и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические величины и законы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов.

1,2

2

Лекционные занятия

1

1.Физика - фундаментальная наука о природе.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

1

№1 – «Методы познания природы»

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 2

Механика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

КинематикаМеханическое движение.  Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Системы отсчета. Относительность механического движения.Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Свободное падение.

ДинамикаМасса. Сила. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Силы в природе: упругости, трения, сила тяжести, вес.Закон всемирного тяготения. Законы динамики Ньютона.

Законы сохранения в механике Импульс тела. Закон сохранения импульса. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Работа и мощность в механике. Применение законов сохранения. Реактивное движение.

2,3

13

Лекционные занятия

7

2.Основные понятия кинематики.  Виды прямолинейного движения.

1

3.Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

4.Основные понятия динамики.

1

5. Законы динамики Ньютона. Закон всемирного тяготения

1

6. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

7. Энергия тела. Закон сохранения энергии.

1

8. Работа и мощность в механике.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

6

№2 –решение задач (равномерное, равноускоренное)

1

№3 –решение задач (движение по окружности)

1

№4 – решение задач (динамика)

1

№5 - «Основы механики».

1

№6 – решение задач (законы сохранения в механике)

1

№7 – решение задач (работа, мощность в механике)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 3

Основы молекулярной физики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Молекулярно – кинетическая теория.История атомистических учений. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ). Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия.

  1. Агрегатные состояния вещества.    Агрегатные состояния вещества: строение и основные свойства. Модель идеального газа. Давление газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Работа газа. Модель строения жидкости. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кипение. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярные явления. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и  кристаллы. Жидкие кристаллы. Деформация твердых тел. Закон Гука. Плавление и кристаллизация.

2,3

18

Лекционные занятия

8

9.Молекулярно-кинетическая теория. Основные понятия молекулярной физики.

1

10.Модель газа. Параметры газа.

1

11.Газовые законы Уравнение Менделеева – Клапейрона.  Работа газа.

1

12.Модель жидкости. Поверхностное натяжение. Капиллярность.

1

13.Смачивание (несмачивание).

1

14.Влажность воздуха. Вода – источник жизни на Земле.

1

15.Модель твердого тела.

1

16.Деформация твердых тел. Закон Гука.

1

Практические занятия

10

№8 –решение задач (МКТ.Молекулы).

1

№9 –« Агрегатные состояния вещества»

1

№10 - решение задач (газы)

1

№11 -  «Газы».

1

№12 – решение задач (жидкости)

1

№13 -  «Жидкости».

1

№14 – решение задач (твердые тела)

1

№15-  «Твердые тела».

1

№16 -  «Фазовые переходы».

1

№17 - изучение «Фазовых переходов».

1

Лабораторные работы

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 4

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Основы  термодинамики.  Тепловое движение. Основные понятия термодинамики.  Внутренняя энергия и работа.  Работа и теплота как формы передачи энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Тепловые машины, их применение.  КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин.

2,3

3

Лекционные занятия

2

17.Основные понятия и законы термодинамики.

1

18.Тепловые двигатели,  их применение.  КПД тепловых двигателей.

1

Практические занятия

1

№18- решение задач (основы термодинамики).

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 5

Электродинамика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Электростатика. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность и работа электрического тока. Электрический ток в различных средах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости

полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитные явления Постоянные магниты и магнитное поле тока. Вектор магнитной индукции.  Магнитное поле тока, характеристики магнитного поля и действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Принцип действия электродвигателя. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Ускорители заряженных частиц.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

2,3

23

Лекционные занятия

13

19.Основные понятия электростатики.

1

20.Законы электростатики.

1

21.Электростатическое поле.

1

22.Электрическая емкость.

1

23.Конденсаторы.

1

24. Закон Ома для участка цепи.Соединения проводников.

1

25.Закон Ома для полной цепи.

1

26.Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность электрического тока

1

27.Электрический ток в металлах и полупроводниках.

1

28.Постоянные магниты.

1

29.Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца

1

30.Явление электромагнитной индукции.

1

31.Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

1

Практические работы

10

№19 –решение задач (законы электростатики)

1

№20 –решение задач (электрическое поле)

1

№21 –решение задач (конденсаторы)

1

№22 –решение задач (электрический ток)

1

№23 -решение задач (закон Ома для полной цепи)

1

№24 –решение задач (закон Джоуля - Ленца; работа, мощность электрического тока)

1

№25,26 –законы постоянного  тока.

2

№27 –решение задач (основы магнетизма)

1

№28 - решение задач (электромагнитная индукция)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 6

Колебания и

волны

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Механические колебания и волны  Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.  

Электромагнитные колебания и волны Электромагнитные колебания. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.  Колебательный контур. Переменный ток. Принцип действия электрогенератора. Трансформатор.  Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Действующие значения силы тока и напряжения.  Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Электромагнитное поле как особый вид  материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

2,3

9

Лекционные занятия

5

32.Механические колебания.

1

33.Механические волны. Звуковые волны.

1

34.Электромагнитные колебания. Свободные, вынужденные.

1

35.Электромагнитное поле и волны.

1

36. Принцип  радиосвязи. Изобретение радио А.С.Поповым.

       1

Лабораторные работы

       0

Практические занятия

4

№29 - решение задач (механические колебания и волны)

1

№30 –изучение механических колебаний

1

№31– «Производство, передача и потребление электроэнергии»

1

№32 - решение задач (электромагнитные колебания и волны)

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 7

Оптика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

Объем часов

Геометрическая оптика Природа света. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.  Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Волновые свойства света Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений: их  природа, свойства и практические применения. Спектры и их виды. Невидимые  излучения. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.  Поляризация света. Поляроиды.

2,3

7

Лекционные занятия

4

37.  Природа света.  Скорость света. Оптические явления на границе раздела двух сред.

1

38. Линзы. Оптические приборы.

1

39. Дисперсия света. Невидимые излучения.

1

40. Волновые свойства света: интерференция, дифракция света, поляризация света.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

3

№33 –решение задач (оптические явления)

1

№34–решение задач (оптические приборы)

1

№35 – законы оптики

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 8

Элементы

квантовой физики

Содержание учебного материала

Квантовая физикаКвантовая гипотеза Планка. Фотоэффект. Внешний и внутренний фотоэффекты. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Физика  атома и атомного ядра Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.  Состав и строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.  Связь массы и энергии. Естественная радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Энергия расщепления атомного ядра. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор.  Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием. Физика элементарных частиц. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.

Уровень освоения

1-3

Объем часов

9

Лекционные занятия

6

41. Явление фотоэффекта.  Корпускулярные свойства света.

1

42. Строение атома: планетарная модель и модель Бора.

1

43. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

1

44.Явление радиоактивности.

1

45.Ядерные реакции.  Цепные и термоядерные реакции.

1

46. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

3

№36 –решение задач (фотоэффект)

1

№37 - решение задач (атомная и ядерная физика)

1

№38 – «Атомная энергия: за и против»

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

0

Раздел 9

Заключение

Практические занятия

№39 –дифференцированный зачет

1

1

Итого (за год)

Аудиторных занятий -85ч. из них:

теоретических занятий- 46ч.

практических занятий – 39ч.

.

7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования

собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1.Механика

Кинематика

                   динамика

Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координати проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных  социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения

в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2.Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной

кинетической теории.

Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения

молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движениямолекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимостир (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу.

Вычисление КПД при совершениигазом работы в процессах изменения состояния по замкнутомуциклу.

Объяснение принципов действия тепловых машин.

Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработкахи применениях современных твердых и аморфных материалов

3.Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного

 конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатических полей.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерениеэлектрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля.

Вычисление сил,действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов.

Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений,животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину.

4. Колебани я и волны

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружинепо

известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем.

Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники,в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные

колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силытока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора.

Измерение индуктивности катушки.

Исследование явления электрического резонанса впоследовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора.

Исследование принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные

волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.

Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн.

 Изложение сути экологических проблем, связанных с

электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

5.Оптика

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюденияявления интерференции.

Наблюдение явления дифракции света.

Наблюдение явления поляризации и дисперсии света.

Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые

использованы при изучении указанных явлений

6.Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законовСтолетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света.

Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяетсябезинерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.

Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современнойнауке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивномраспаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.

Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спинуи т. д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     При проведении процедуры оценивания результатов образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями.  

      При необходимости обучающимся инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.

       Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, устно с использованием услуг сурдопереводчика, ассистента, тьютера).

       Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода.

       Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг ассистента, устно).

       При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

        Проведение процедуры оценивания результатов обучения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием электронных образовательных технологий.

       Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе:

  • - проведения практических занятий и лабораторных работ,
  • - выполнения индивидуальных работ и домашних заданий
  • - тренировочного тестирования.

В качестве видов текущего контроля успеваемости используются:

  • - контрольные работы,
  • - устные опросы,
  • - письменные работы,
  • - тестирование,
  • - технические зачеты.

     В качестве форм промежуточного контроля используются зачёты, диф.зачеты, итоговые контрольные работы и экзамены.

     Вид промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить  свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет  требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется  мультимедийное оборудование, посредством которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо физике, создавать презентации, видеоматериалы.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета  физики входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты:«Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);

информационно-коммуникативные средства: Электронные библиотеки по курсу. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам.

• экранно-звуковые пособия: Видеофильмы. Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса физики. DVD диски.

• комплект электроснабжения кабинета физики;

• технические средства обучения: Экспозиционный экран.  Телевизор.  Персональный компьютер. Принтер.

• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы); лабораторное оборудование для проведения практических занятий.

Калориметры. Наборы тел по калориметрии. Набор для исследования изопроцессов в газах. Набор веществ для исследования плавления и отвердевания. Набор полосовой резины. Нагреватели электрические. Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока. Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6 В для измерения в цепях постоянного тока. Ключи замыкания тока. Компасы. Комплекты проводов соединительных. Набор дугообразных магнитов. Миллиамперметры. Набор по электролизу. Наборы резисторов проволочные. Радиоконструктор для сборки радиоприемников Реостаты ползунковые. Электроосветители с колпачками. Экраны со щелью. Плоское зеркало. Комплект линз. Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток. Набор дифракционных решеток. Источник света с линейчатым спектром. Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок. Комплект фотографий треков заряженных частиц. Дозиметр.

 • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

• вспомогательное оборудование;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),  обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Стандарты физического образования. Примерные программы. Учебники по физике. Методическое пособие для учителя. Рабочие тетради по физике. Хрестоматия по физике. Комплекты пособий  для выполнения лабораторных практикумов по физике. Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы. Книги для чтения по физике Комплекты пособий по демонстрационному эксперимент. Научно-популярная литература естественнонаучного содержания. Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике). Дидактические материалы по физике. Сборники тестовых заданий по физике. Авторские рабочие программы по курсам физики и естествознания.

Библиотечный фонд  дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты

имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы отвечает особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает обеспеченность компьютерной техникой, аудио-видеотехникой и оборудованием, учебными видеофильмами, тренингами и презентациями.

 В процессе проведения практических занятий применяются интерактивные методы обучения, мультимедийные технологии. Для проведения лекционных занятий используется аудитория, оснащённая мультимедийным оборудованием с доступом к сети Интернет. Для организации лекций и презентации итоговых проектов необходим ПК с колонками, оснащенный ПОпакетаMSOffice, а также проектор или мультимедийная доска.

При проведении занятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1) для слепых:

- письменные задания для выполнения самостоятельной работы, заданий для текущей и промежуточной аттестации оформлены в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

- обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых.

2) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

- задания для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры при необходимости выполняются в связке с наводящим (ассистентом).

3) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.

4) для слепоглухих:

- предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих).

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся в письменной форме.

6) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.

 На теоретических занятиях при изучении данной дисциплины используется компьютерная и мультимедийная техника, специализированное программное обеспечение.

 Для студентов с нарушениями слуха.

Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой.

Для студентов с нарушениями зрения.

Наличие программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи. В сети Интернет имеется версия официального сайта филиала для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Тифлотехнические средства используются в учебном процессе для студентов с нарушениями зрения: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Имеются специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов:

Основная литература:

  1. Фирсов А.В.

Физика для профессий и специальностей технического и естественно- научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. Проф. образования / А. В. Фирсов; под ред. Т.И.Трофимовой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2013.-352с.

Дополнительная литература:

1.Мякишев Г.Я.

Физика,10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-366с.

2.Мякишев Г.Я.

Физика,11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и проф. уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-399с.

  1. Тихомирова С.А.

Физика,10 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений (базовый и проф. уровни) / С.А.Тихомирова, В.М.Яворский. – М.: Мнемозина, 2015.-304с. :ил.

Для преподавателей

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования”».

4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015

№ 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Интернет-ресурсы:

Образовательные ресурсы:

  1. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  2. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
    http://catalog.iot.ru
  3. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru
  4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
    Сайт Рособразования
    http://www.ed.gov.ru
  6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
  8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  11. Школьный портал http://www.portalschool.ru

Образовательные Интернет-ресурсы по физике:

  1. Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика» http://school-collection.edu.ru/collection
  2. Естественно-научные эксперименты – Физика: Коллекция Российского общеобразовательного портала http://experiment.edu.ru
  3. Открытый колледж: Физика http://www.physics.ru
  4. Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru
  5. Введение в нанотехнологииhttp://nano-edu.ulsu.ru
  6. Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов «Эффективная физика» http://www.effects.ru
  7. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
  8. Лаборатория обучения физики и астрономии ИСМО РАО http://physics.ioso.ru
  9. Лауреаты нобелевской премии по физике http://n-t.ru/nl/fz
  10. Материалы кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, видео- и компьютерные демонстрации http://genphys.phys.msu.ru
  11. Мир физики: демонстрации физических экспериментов http://demo.home.nov.ru
  12. Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе http://edu.ioffe.ru/edu
  13. Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru
  14. Портал естественных наук: Физика http://www.e-science.ru/physics
  15. Проект AFPortal.ru: астрофизический портал http://www.afportal.ru
  16. Проект «Вся физика» http://www.fizika.asvu.ru
  17. Решения задач из учебников по физике http://www.irodov.nm.ru
  18. Самотестирование школьников 7-11 классов и абитуриентов по физике http://barsic.spbu.ru/www/tests
  19. Термодинамика: электронный учебник по физике http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET
  20. Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt
  21. Физикам – преподавателям и студентам http://teachmen.csu.ru
  22. Физика в анимацияхhttp://physics.nad.ru
  23. Физика в презентациях http://presfiz.narod.ru
  24. Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru
  25. Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
  26. Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
  27. Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
  28. Ядерная физика в Интернете http://nuclphys.sinp.msu.ru

Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Физика»

по специальности    09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебной дисциплины
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане
  4. Результаты освоения учебной дисциплины
  5. Содержание учебной дисциплины
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература.

        Максимальная учебная нагрузка обучающегося85 часов, в том числе:аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 85 час.

Форма промежуточной аттестации  - дифференцированный зачет.

Наименование разделов дисциплины:

1.Введение.

2.Механика.

3.Молекулярная физика. Термодинамика.

4.Электродинамика.

5.Колебания и волны.

6.Оптика.

7.Элементы квантовой физики.

Разработчик: Новикова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Русский язык" для специальности 072501 "Дизайн" (по отраслям)

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС нового поколения. Предназначена для специальностей гуманитарного профиля. Количество часов на изучение дисциплины - 117....

Рабочая программа дисциплины «Web-технологии» для специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Рабочая программа дисциплины "Web-технологии" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников специальности ...

Рабочая программа дисциплины "Иностранный язык" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет по отраслям", 080110 "Банковское дело"

Рабочая программа предназначена для студентов I курса специальности 080114  "Экономика и бухгалтерский учет по отраслям",  080110 "Банковское дело"   (СПО)...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)Для преподавателей русского языка...

Адаптированная рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» специальности 43.02.10 Туризм

Аннотация рабочей программыдисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации»для специальности 43.02.10 ТуризмРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе тр...

Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс

Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности: 09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­плины «Физическая культура», в с...