Урок Кипение. Испарение.
план-конспект занятия по физике (8 класс)

Неклюдов Родион Александрович

Конспект урока, предназначенный для выступления  на кокурсе с презентацией. На тему " Кипение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kipenie.pptx264.31 КБ
Файл kipenie.udelnaya_teplota_paroobrazovaniya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по физике Неклюдов Родион Александрович

Слайд 2

Загадки Без рук, без ног, а рисовать умеет! Мороз Что за важный господин на плите стоит один? В нём вода всё горячее Господин свистит сильнее Чайник Ночью спит на земле, утром убегает Роса

Слайд 3

Определение Парообразование – процесс перехода тела из жидкого агрегатного состояния вещества в газообразное Кипение – процесс интенсивного парообразования

Слайд 4

Силы, действующие на пузырек воздуха mg

Слайд 5

Величина, характеризующая протекание кипения Удельная теплота парообразования ( L) – количество теплоты , необходимое для того, что бы перевести жидкость массой 1кг, взятую при температуре кипения, в газообразное агрегатное состояние. Q=Lm ; [ L]=[ Q - Количество теплоты L - Удельная теплота парообразования m - масса вещества

Слайд 6

Задача 1. Какое количество энергии требуется для превращения воды массой 2 кг, взятой при температуре 20 °С, в пар?

Слайд 7

Задача 2. Какое количество энергии нужно затратить, чтобы воду массой 5 кг, взятую при температуре 0 °С, довести до кипения и испарить её?

Слайд 8

Домашнее задание Параграф 18,21(читать),упражнение 16 ( выполнить письменно)

Слайд 9

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Номинация «Педагогические надежды» (Физика)

Неклюдов Родион Александрович, учитель физики, ГБОУ Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: «Кипение. Удельная теплота парообразования».

Предмет: Физика.

УМК: Физика: 8 класс: учебник/А.В. Перышкин 6-е издание., перераб. – М: Дрофа 2014. – 240 с.

Класс: 8 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи)).

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, технология активных форм обучения (групповая форма работы), технология смыслового чтения и обработки прочитанного, , здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: создание условий для формирования навыков и умений, необходимых для описания процессов кипения и испарения, а также решения типовых задач.

Задачи:

  • Узнать описание процесса парообразования
  • Узнать определение явления испарения
  • Узнать определение удельной теплоты парообразования
  • Узнать факторы от которых зависит кипение
  • Ознакомиться с таблицей температур кипения различных жидкостей
  • Ознакомиться с таблицей, в которой представлена удельная теплоты парообразования различных жидкостей

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать произвольное, непроизвольное и устойчивое внимание;
  • корригировать переключение внимания, развитие связной устной речи, логически и грамматически правильной;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • сформировать умение решать типовые задачи,
  • выдвигать гипотезы,
  • выполнять операции анализа,
  • совершенствовать вычислительные навыки,
  • продолжить формирование умений комплексного применения знаний при решении заданий 3 уровня (уровень применения изученного материала в изменённой ситуации
  • уметь определять тему урока;
  • уметь осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности, в процессе групповой работы;
  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Уметь работать с программным продуктом, предназначенным для решения одного класса задач.  
  • сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, работе на результат к изучаемому предмету;
  • развитие воли, целеустремленности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и дисциплинированности;
  • умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы (рефлексия своей деятельности), участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию, побуждать к взаимоконтролю, вызвать потребность в обосновании своих высказываний.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов, обучающихся на уроке: самооценка и оценка учителя на уроке.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.

Этапы урока

Этапы урока

Время

1

Организационный этап

(2 мин.)

2

Этап  определение темы и целей урока

(5 мин.)

3

Этап первичного усвоения новых знаний  

(13 мин.)

4

Этап индивидуального решения задач.

(7 мин.)

6

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итоги  урока.

(3 мин.)

                


Рекомендации по проведению урока

  • На уроке используются таблицы (Приём «До-После»), которые выдаются в начале урока каждому ученику. Таблица «До-После» распечатывается на половине листа А4, чтобы было удобно вписывать ответы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствует учеников, предлагает сразу сесть по группам (как распределились на предыдущем уроке), проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на работу.

- Хочу в начале урока сказать цитату великого ученого, о котором вы наверняка слышали, Николы Тесла: «Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все!»

Приветствуют учителя. Садятся за свои.  Самоорганизация, подготовка рабочего места.

Слушают учителя. Задумываются над словами и настраиваются на работу.

2. ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Учитель предлагает учащимся решить несколько простых загадок

Учитель выводит на экран примеры загадок:

Без рук, без ног, а рисовать умеет! (Мороз)

Что за важный господин на плите стоит один? В нём вода всё горячее Господин свистит сильнее (чайник, кипение)

Ночью спит на земле, утром убегает (Роса, конденсация)

Слушают внимательно учителя.

Отгадывают загадки, попутно стараясь объяснить процесс, который протекает.

Стараются назвать тему урока.

Все записывают тему урока в тетрадь.

- А теперь я хотела бы узнать, что вам уже знакомо по нашей теме урока. Для этого я предлагаю взять каждому таблицу «До-После», подписать свой листок и заполнить первый столбик «До».[1]

Обучающиеся внимательно слушают учителя, знакомятся с таблицей, подписывают и заполняют столбец «До».[1]

3. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Дети, сегодня уроке мы с вами познакомимся с процессом, который по логике следует за процессом плавления, скажите, когда жидкость нагреться, что будет происходить дальше? (закипит)

Получается, что существует процесс, при котором будет изменяться агрегатное состояние вещества, и будет он называться парообразованием, попробуйте самостоятельно записать определение в тетрадь. (На фоне закипает чайник)

Итак, вы наблюдаете процесс активного парообразования. В обиходе часто употребляют выражение «Чайник… (что сделал?)»

Молекулы воды очень быстро переходят из жидкого агрегатного состояния в твердое, а так как вы знаете уже что этот процесс называется парообразование.

Запишите самостоятельно определение кипения (Процесс интенсивного парообразования)

Сейчас вам будет продемонстрирован опыт с минеральной водой и маленьким куском шоколадки.

Так как пузырьки воздуха, которые поднимаются с низов поверхности жидкости очень маленькие, мы немного схитрим и возьмем с вами жидкость, в которой пузырьки газа находятся изначально, это минеральная вода, поместив туда шоколад, мы увидим, что пузырьки газа облепливают шоколад, и поднимают его наверх.

Но давайте же разберемся именно с физической точки зрения как происходит процесс кипения, (Еще раз включается чайник)

Поскольку теперь вы знаете, что пузырьки газа поднимаются наверх, нарисуйте в тетради схематично сосуд, в котором будет происходить процесс кипения и нарисуйте в нем шарик воздуха и силы, действующие на него.

Но в чайнике кипеть вода начинает сразу или нет?

Получается, что она кипит при определенной температуре, давайте же ознакомимся с таблицей температур кипения различных жидкостей

Однако это еще не все, изучая тему плавления, вы строили графи плавления, и в нем была прямая линия, которая и показывала графически процесс плавления. Это значит, что для того что бы тело поменяло агрегатное состояние, необходимо что бы жидкость получило определенное количество теплоты.

Так как вы уже знаете некоторые удельные величины, то давайте попробуем назвать еще одну (Удельная теплота парообразования)

По аналогии с удельной теплотой плавления, постарайтесь записать сами расчетную формула, зная, что удельная теплота парообразования записывается как L

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, и сами записывают определение парообразования, кипения, конденсации. Учитель контролирует выполнение поставленного задания и где надо корректирует записи учащихся в тетрадь

        

4.ЭТАП РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  • Какое количество энергии требуется для обращения воды массой 150 г в пар при температуре 100 °С??
  • Какое количество энергии требуется для превращения воды массой 2 кг, взятой при температуре 20 °С, в пар?
  • Какое количество энергии нужно затратить, чтобы воду массой 5 кг, взятую при температуре 0 °С, довести до кипения и испарить её?

Обучающиеся погружены ы решение задач, Одну из зада, которую они видят на слайде решают вместе с учителем, дальше две остальные самостоятельно в тетради

5. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. ИТОГИ УРОКА.

- В самом начале урока каждый из вас начал заполнять таблицу «До-После», теперь я прошу вас дописать данные в таблице в столбик «После», какие навыки и умения вы приобрели, на конец урока, что нового узнали. Ответьте на вопросы в столбце «После».  

большой палец вверх, https://c7.hotpng.com/preview/185/778/389/thumb-signal-clip-art-thumb-up.jpgесли ответ отрицательный, то большой палец – внизhttps://c7.hotpng.com/preview/185/778/389/thumb-signal-clip-art-thumb-up.jpg .            

1. Настроение отличное? 

2. Своей работай я доволен?

3. Урок мне был интересен?

4. Я много нового узнал (а)?

Обучающие оставляют ответы на вопросы в столбце «После».

Отвечают на вопросы учителя с помощью большого пальца. Если да – поднимают его наверх https://c7.hotpng.com/preview/185/778/389/thumb-signal-clip-art-thumb-up.jpg , если нет – вниз https://c7.hotpng.com/preview/185/778/389/thumb-signal-clip-art-thumb-up.jpg.

Приложение 1

Таблица «До - После»

Вопрос

«До»

«После»

1

Что такое парообразование?

2

Что такое кипение?

3

По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, необходимо для парообразования вещества, взятого при температуре кипения?

4

В каких единицах измеряется удельная теплота парообразования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кипение"

Исследование процесса кипения....

Тема урока: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Урок в 8 классе по теме "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации",На уроке организуется продуктивная деятельность школьников, направленная на достижение ими результатов. Имеется ...

Презентация к уроку: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Презентация- дополнение к уроку в 8 классе по теме"Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации". План- конспект помещён ранее....

Конспект урока "Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления"

Данная тема является пятой по счету в разделе «Изменение агрегатных состояний вещества», на которую отводится 11 часов. Здесь учащимся предлагается продолжить изучение перехода вещества из одного сост...

Конспект урока "Решение задач на тему "Кипение, испарение и конденсация"

После изучения темы "Кипение, испарение и конденсация" провожу урок решения задач, урок обобщения и подготовки к контрольной работе....