Кинетическая и потенциальная энергии
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Технологическая карта урока физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл energiya.docx84.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Предмет: физика

Класс: 7 «А»

Учитель: Макоева И.Р.

Тип урока: урок получения и первичного закрепления новых знаний

Тема

Кинетическая и потенциальная энергии.

Цель

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Задачи

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  2. Формирование новых понятий.
  3. Применение новых знаний к решению практических задач. 

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия

Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.В.Перышкин  учебник Физика 7 класс  «Дрофа», 2017г.

  1. Сервис http://www.tagxedo.com 
  2. Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Демонстрации:

1. Взаимодействие движущегося шара с неподвижным бруском.

2. Движение бруска под действием силы упругости сжатой пружины.

Оборудование: опорный конспект, мяч, наклонный желоб, шар, брусок, цилиндр, штатив с муфтой, использование мультимедиа.


Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель:

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Здравствуйте, ребята! Хочу сообщить приятную новость. На сегодняшнем уроке вам предстоит стать не учениками, а, настоящими учёными. А учёные, как известно, знают много и умеют много.

-Проверим, с каким же научным багажом вы пришли на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

II. Актуализация знаний

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Подведение итога.

Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу

Физическая

величина

Формула

Обозначение

Единица измерения

Работа

Мощность

Взаимопроверка выставление оценок друг другу.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Постановка учебной задачи

Цель:

формулирование темы урока.

Постановка проблемы.

Учитель: Перед нашей научной лабораторией поставлена проблема.

Вы должны выполнить эксперименты и ответить на вопрос:

При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?

.

Обучающиеся формулируют ответ на поставленный вопрос учителя.

Обучающимся

Опыт 1. Опыт 1. Гиря массой, подвешенная над столом, после того как перерезать нить падает .

 Опыт 2. Металлический шар, скатываясь сверху по наклонному желобу, ударяет по лежащему в этом желобе деревянному цилиндру и совершает работу по его перемещению

Опыт 3. 

Сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение тележку.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:

познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

1.Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел обладают возможностью совершать работу, то принято говорить, что они обладают чем?

2. Предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока

3. Запись на доске и в тетрадях темы урока. Вывести на доску цели урока.

Совместно проговорить задачи урока.

Демонстрирует примеры термина «энергия»  (слайд 2).

Демонстрирует слайд 3 и задает вопрос.

Запись на доске

Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу.

Обозначение:  Е

Единицы измерения:   Дж

Уважаемые коллеги, у вас на столах имеются маршрутные листы, по которым вы поработаете самостоятельно, обратившись к источнику наших знаний - учебнику на стр.153 Внимательно изучите данные вопросы и сделайте вывод.

Выступление докладчика 1 группы

Демонстрирует слайд 5. Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей».

Закрепление:

1.Какую энергию называют потенциальной?

2.Приведите примеры тел, обладающих потенциальной энергией.

3.Как рассчитать потенциальную энергию тела, поднятого над Землёй?

Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.

Выступление докладчика 2 группы

Закрепление:

1.Какую энергию называют кинетической?

2.Приведите примеры тел, обладающих кинетической энергией.

3.От каких физических величин зависит кинетическая энергия тела

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Энергией.

Проговаривают задачи урока

Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Обучающиеся делают записи в тетради.

Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют  маршрутные листы (приложение)

Выступление докладчика 1 группы потенциальной энергии тела запись на доске Потенциальная энергия(Еп)-энергия

взаимодействия тел или частей тела

Еп=mgh

m – масса тела (кг) ,

h – высота тела над Землёй (м), g = 9,8 Н/кг

Единицы измерения: Дж.

Примеры:

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Clipart\Pub60Cor\AG00165_.GIF

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Clipart\ФОТО\pic2909.jpg

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Кинетическая энергия(Ек)-энергия

движения тела

Eк=mV2/2

Единицы измерения: Дж.

Примеры:

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Clipart\Анимашки\лыжник.gif

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Clipart\Анимашки\Thumbs1074.gif

Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия».

При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить, чем характеризуется физическая величина.

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей.

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».

Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.

Владение ключевыми понятиями.

Формирование представлений об энергии

Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности

Умение аргументировать свою точку зрения.

Давать определение понятиям

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

Давать определение понятиям

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Первичное закрепление изученного материала

Цель:

закрепить полученные знания  

Предлагает сделать расчеты по полученным знаниям.

Решение задач

Обучающиеся отвечают на вопросы

1.Кирпич  массой 4 кг лежит на высоте 5 м от поверхности земли. Чему равна потенциальная энергия кирпича?

2.Камень  массой 2 кг летит со скоростью 10 м/с. Чему равна кинетическая энергия камня?

Обучающимся предлагается решить задачи с опорой на записи в тетради.

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Работа с самопроверкой по эталону

Цель:

проверка степени усвоения учебного материала

Демонстрирует слайды, задает вопросы

Отвечают на вопросы

Обучающимся предлагают провести самопроверку.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

VII. Постановка домашнего задания

§ 62-63. Упр. 32

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание на следующий урок

VII. Подведение итогов занятия

Включение нового знания в систему изученного материала.

Задает вопросы.

Вот и закончилась наша работа.

- Что вы узнали?

- Что показалось самым интересным?

- Что вызвало затруднения?

Выставление оценок

по итогам проверки ваших знаний присваиваются звания старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, лаборантов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдаются бейджики старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, лаборантов

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Демонстрирует слайд 14

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Формирование навыков рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Кинетическая и потенциальная энергия"

Состав материала:конспект урокаинструкции по сборке модели Lego (в 2-х частях)рабочий бланк...

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...

Кинетическая и потенциальная энергия

Открытый урок в 10 классе....

Презентация по физике на тему "Кинетическая и потенциальная энергия"

Презентация по физике на тему "Потенциальная и кинетическая энергия". Разработка подходит к уроку - объяснения нового материала. Содержит формулы кинетической и потенциальной энергии, единицы измерени...

задачи на кинетическую и потенциальную энергию на повторение.

Расчетные задачи на  повторения. по теме кинетическая и потенциальная энергия. Десять задач включают в себе и графическую задачу....

Группа МСТ 1 Физика. 26.10.20. Тема 2. Кинетическая и потенциальная энергии.

Тема 2. Кинетическая и потенциальная энергии.Задание1.Изучите материал по теме  "Кинетическая и потенциальная энергии". См. файл.2. Решите примерную задачу, изменив значение физич...