I. Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Здравствуйте, ребята! Хочу сообщить приятную новость. На сегодняшнем уроке вам предстоит стать не учениками, а, настоящими учёными. А учёные, как известно, знают много и умеют много. -Проверим, с каким же научным багажом вы пришли на урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
|
|
|
|
II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.
Подведение итога. | Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения. | Обучающимся предлагается заполнить таблицу
Физическая величина | Формула | Обозначение | Единица измерения | Работа |
|
|
| Мощность |
|
|
|
Взаимопроверка выставление оценок друг другу. | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
III. Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы урока. | Постановка проблемы. Учитель: Перед нашей научной лабораторией поставлена проблема. Вы должны выполнить эксперименты и ответить на вопрос: При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?
. | Обучающиеся формулируют ответ на поставленный вопрос учителя.
| Обучающимся Опыт 1. Опыт 1. Гиря массой, подвешенная над столом, после того как перерезать нить падает . Опыт 2. Металлический шар, скатываясь сверху по наклонному желобу, ударяет по лежащему в этом желобе деревянному цилиндру и совершает работу по его перемещению Опыт 3. Сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение тележку.
| Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Способность ставить новые учебные цели и задачи
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии. | 1.Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел обладают возможностью совершать работу, то принято говорить, что они обладают чем? 2. Предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока
3. Запись на доске и в тетрадях темы урока. Вывести на доску цели урока. Совместно проговорить задачи урока.
Демонстрирует примеры термина «энергия» (слайд 2).
Демонстрирует слайд 3 и задает вопрос.
Запись на доске Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу.
Обозначение: Е
Единицы измерения: Дж
Уважаемые коллеги, у вас на столах имеются маршрутные листы, по которым вы поработаете самостоятельно, обратившись к источнику наших знаний - учебнику на стр.153 Внимательно изучите данные вопросы и сделайте вывод.
Выступление докладчика 1 группы
Демонстрирует слайд 5. Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей».
Закрепление:
1.Какую энергию называют потенциальной?
2.Приведите примеры тел, обладающих потенциальной энергией.
3.Как рассчитать потенциальную энергию тела, поднятого над Землёй? Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.
Выступление докладчика 2 группы
Закрепление: 1.Какую энергию называют кинетической?
2.Приведите примеры тел, обладающих кинетической энергией.
3.От каких физических величин зависит кинетическая энергия тела | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.
Энергией.
Проговаривают задачи урока
Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.
Обучающиеся делают записи в тетради.
Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют маршрутные листы (приложение)
Выступление докладчика 1 группы потенциальной энергии тела запись на доске Потенциальная энергия(Еп)-энергия взаимодействия тел или частей тела Еп=mgh m – масса тела (кг) , h – высота тела над Землёй (м), g = 9,8 Н/кг
Единицы измерения: Дж. Примеры:
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя
Кинетическая энергия(Ек)-энергия движения тела
Eк=mV2/2 Единицы измерения: Дж. Примеры:
|
Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия». При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?
Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить, чем характеризуется физическая величина.
Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей.
Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.
Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».
Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.
| Владение ключевыми понятиями.
Формирование представлений об энергии
Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности
| Умение аргументировать свою точку зрения.
Давать определение понятиям
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.
Давать определение понятиям
|
V. Первичное закрепление изученного материала Цель: закрепить полученные знания | Предлагает сделать расчеты по полученным знаниям. Решение задач | Обучающиеся отвечают на вопросы 1.Кирпич массой 4 кг лежит на высоте 5 м от поверхности земли. Чему равна потенциальная энергия кирпича? 2.Камень массой 2 кг летит со скоростью 10 м/с. Чему равна кинетическая энергия камня? | Обучающимся предлагается решить задачи с опорой на записи в тетради. | Поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VII. Подведение итогов занятия Включение нового знания в систему изученного материала. | Задает вопросы. Вот и закончилась наша работа. - Что вы узнали? - Что показалось самым интересным? - Что вызвало затруднения? Выставление оценок по итогам проверки ваших знаний присваиваются звания старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, лаборантов. | Отвечают на вопросы учителя. Выдаются бейджики старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, лаборантов |
| Поиск и выделение необходимой информации | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |