Игра по станциям "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (8 класс)

Игра проходит по станциям. Организована для обучающихся 8-х классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_stantsiyam.docx31.97 КБ
Файл plan_provedeniya_igry_po_stantsiyam.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

I Литературная станция     (15 б.10 минут)

Инструкция

Ведущие зачитывают отрывок из произведения. Учащиеся должны ответить на вопросы по тексту.

3б.

  • «Когда, поздно вечером, умирало священное пламя камина, он кочергой скучивал мелкие, еще тлеющие остатки, накладывал сверху щепок, наваливал гору угля, раздувал огонь фукающими мехами или, занавесив пасть очага просторным листом “Таймса”, устраивал тягу…»

(В.В. Набоков «Подвиг»)

Вопрос: для чего нужна тяга?

Ответ: без притока кислорода процесс горения не осуществим, поэтому герой использовал естественный приток воздуха.

3б.

  • «Сейчас он, голый по пояс, играя крепкими мускулами гимнаста, ходил на виду у солдат и, наклоняясь, молча и энергично растирался снегом. Легкий пар шел от его гибкого, юношеского торса, от плеч, от чистой, безволосой груди; и в том, как он умывался и растирался пригоршнями снега, было что-то демонстративно упорное….»

(Ю.В. Бондарев «Горячий снег»)

Вопрос: о каких состояниях воды идет речь в этом отрывке?

Ответ: о твердом – снег, о жидком – на теле героя снег тает, газообразном – влага испаряется, но виден пар – капельки конденсированной воды.

3б.

  • «На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли.»

(А.С.  Пушкин «Руслан и Людмила»)

Вопрос: о каком тепловом процессе идет речь? При какой температуре тает снег? Как она называется?

Ответ: процесс превращения льда в мутные потоки называется плавлением, при нормальных условиях лед плавится при 0оС – температура плавления льда.

3б.

  • «— Что за дурни, прости Господи, эти немцы! — сказал голова. — Я бы батогом их, собачьих детей! Слыханное ли дело, чтобы паром можно было кипятить что!»

(Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Вопрос: можно ли водяным паром вскипятить воду?

Ответ: можно, при теплообмене водяной пар отдает воде энергию, вода принимает энергию и нагревается при этом. Если вода достигнет температуры кипения, то она закипит.

1б.

  • «В космическом корабле был аккумуляторный отсек, в котором были установлены аккумуляторы, питавшие электроэнергией электромоторы, вентиляторы, холодильники, а также нагревательные элементы и осветительные приборы...»

(Н.Н. Носов «Незнайка на Луне»)

Вопрос: а какие источники питания вы еще знаете?

Ответ: термо-, фото- пьезо – элементы, гелераторы, гальванические элементы и т.д.)

2б.

  • «Ихтиандр оттолкнулся от люстры и поплыл к пальмам. Вдруг он в изумлении

остановился. Навстречу ему плыл какой-то человек, повторяя  его  движения.

"Зеркало", - догадался Ихтиандр. Это огромное зеркало занимало всю  стену,

тускло отражая в воде внутреннее убранство салона.»

(А.Р. Беляев «Человек-амфибия»)

Вопрос: если ихтиандр плыл со скоростью 5м/с относительно зеркала, то с какой скоростью перемещалось его изображение относительно зеркала?

Ответ: 5м/с

II Математическая станция (13 б. 10 минут)

  1. Шифровка (3)

Вам пришла шифровка, разгадайте ее. (каждому ученику дается карточка с шифровкой)

Ответ:(456123)

Каждый символ нарисован со своим зеркальным отражением

  1. Метр (3)

В физике много приборов, название которых оканчивается на «метр». Назовите их.

 

Ответ: амперметр, вольтметр, гидрометр, микрометр, спидометр, термометр, тахометр.

  1. Птицы (3)

Как-то рано поутру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей,

Уток было восемь пар —

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам еще дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей?

Ответ: лебедей 24, уток 16, гусей 8, гагар 8

  1. Путешествие из Петербурга в Москву  (2)

В полдень из Петербурга в Москву вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ч. Часом позже из Москвы в Петербург выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. Кто из них будет дальше от Москвы когда они встретятся?

Ответ: на одинаковом расстоянии, потому что в момент встречи они будут рядом.

5.Зеркальное отражение (2)

Какое двузначное число при отражении в зеркале увеличивается в 4,5 раза?

Ответ: 18 – 81 (18*4,5=81)

III Географическая станция (11б. 8 минут)

3б.

  • Японская автомобильная фирма «Мазда» в первой половине 1990-х г. сконструировала и испытала первый в мире автомобиль с водородным двигателем. Он сможет преодолевать без дозаправки 230 км и развивать скорость до 170 км/ч. Автомобиль снабжен не обычным, а роторным двигателем мощностью в 130 лошадиных сил. В 1996г немецкий автомобильный концерн «Даймлер-Бенц» выпустил автомобиль на водородных топливных элементах.

Вопрос: в чем преимущество водорода как топлива?

Ответ: удельная теплота сгорания водорода в несколько раз больше, чем у других видов топлива. При сгорании водорода не выделяются ядовитые вещества.

3б.

  • Для постройки небольших хижин – иглу эскимосы Северной Америки заготавливают около 60 снежных кирпичей  размерами 60*60*20 см3. При кладке кирпичи скрепляют водой. Вход в хижину ориентируют под углом 90о к направлению господствующих ветров. При горении жировых светильников в хижинах поддерживается температура около 2оС. Если же в хижине развести очаг и стены покрыть шкурами животных или тентом, температуру в ней на высоте 1,5 м над полом можно поднять до 25оС.

Вопрос: что происходит с водой и кирпичами из снега при кладки? Почему при покрытии стен хижины шкурами животных температура повышается?

Ответ: вода замерзает и «цементирует» кирпичи, т.к. воздух плохой проводник тепла, то тепло будет сохраняться в хижине.

3б.

  • Самым красивым из всех они считают Гудльфосс («Золотой водопад») на реке Хвитау, недалеко от Большого Гейзера. Двумя ступенями высотой 20 и 36 м падает тут река в узкое ущелье глубиной 70 м и мчится по нему 5 км до выхода на равнину. В солнечный день облако брызг в теснине обрамлено яркой радугой, сквозь арку которой можно подойти вплотную к падающей стене воды. Живописность водяных струй особенно выигрывает из-за контраста цветов молочно-белого потока (Хвитау по-исландски — «белая») и иссиня-черных базальтовых скал, на которые шумно обрушивается Гудльфосс.

Вопрос. Объясните причину контраста цветов.

Ответ: от воды свет полностью отражается и мы видим молочно-белый поток, базальтовые скалы свет полностью поглощают, поэтому мы видим черные скалы.

1б.

  • Особой красотой отличаются бабочки Мадагаскара. Голиафу – самую крупную из них – нетрудно принять за птицу. Это коричневая бабочка с розовым брюшком. Её крылья переливаются всеми возможными красками. Поражает причудливыми узорами на крыльях и бабочка Мадагаскария.

Вопрос: можно ли считать, что переливы на крыльях у бабочки – это следствие отражения света?

Ответ: да

1б.

  • Вопрос. Можно ли в Якутии пользоваться зимой ртутным термометром?

Ответ: да, но только в тех районах, где температура воздуха не опускается до -39оС.

IV Экологическая станция  (5б. 5 минут)

  • Вопрос: как следует варить картофель, чтобы он получился хрустящим?

Ответ: чтобы получить хрустящий картофель, не стоит накрывать его крышкой во время варки.

  • Вопрос: почему при сгорании топлива давление в цилиндре двигателя сильно увеличивается?

Ответ: при увеличении внутренней энергии газов скорость молекул увеличивается, а следовательно и увеличивается давление газов.

  • КПД теплового двигателя 45%.

Вопрос: что означает это число?

Ответ: 45% энергии идет на полезную работу, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, двигателя и т.д.

  • Вопрос: может ли КПД теплового двигателя быть равен 1,8; 50; 4; 90?

Ответ: нет, КПД всегда меньше 1.

  • Вопрос: можно ли человеческий организм отнести к тепловому двигателю?

Ответ: да.

V Биологическая станция (10б. 10 минут)

.

  • Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою «отопительную систему».

Вопрос: почему изменяется внутренняя энергия мышки?

Ответ: механическая энергия превращается во внутреннюю.

1б.

  • Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 градусов. И чем севернее летает шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет — перегреваются. Вопрос: почему шубка спасает шмелей от вымерзания?

Ответ: шубка шмеля плохо проводит тепло, т.к. между ворсинками находится воздух, у которого теплопроводность мала.

.

  • У слона в коже нет ни одной потовой железы. А так перегреться на жаре да в работе можно. Но водоём у слона всегда «под рукой», то есть под хоботом. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.

Вопрос: почему испаряющая слюна помогает слону в жару от перегрева?

Ответ: при испарении внутренняя энергия тепа уменьшается, а следовательно, уменьшается и температура тепла

3б.

  • Электрическое сопротивление человеческого тела определяется, в основном, сопротивлением поверхностного рогового слоя кожи (эпидермиса). Тонкая, нежная и особенно покрытая потом или увлажненная кожа, а также кожа с поврежденным эпидермисом хорошо проводит ток. Сухая, огрубленная кожа – весьма плохой проводник. Электрическое сопротивление тела человека от ладони одной руки к ладони другой при напряжении 220В равно 1,6 Ом.

Вопрос: какова, с учетом приведенных данных, сила тока между ладонями через тепло человека?

Ответ: 0,1375 А

2б.

  • Шерсть у собак очень тёплая, а потовых желёз в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и нёбе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

Вопрос: как хозяин может помочь своей собаке в жару?

Ответ: хороший хозяин купает собаку, и ей становится прохладней.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист игры по станциям «Физика вокруг нас»

Класс_7а____________________                                                  Капитан______________________

№ п/п

Название станции

№ кабинета

Время по плану

Время фактически

Число баллов

Подпись

1

Экспериментальная

45

10

2

Географическая

43

8

3

Литературная

41

10

4

Математическая

40

10

5

Музыкальная

39

5

6

Экологическая

46

5

7

Биологическая

48

10

Максимальный балл ________________

Протокол  игры по станциям «Физика вокруг нас»

Председатель жюри _________________

№ п/п

Название

команды

Общее время

Фактическое время

Количество баллов

Подпись

1

58 минут

2

58 минут

3

58 минут

Маршрутный лист игры по станциям «Физика вокруг нас»

Класс_7б____________________                                                  Капитан______________________

№ п/п

Название станции

№ кабинета

Время по плану

Время фактически

Число баллов

Подпись

1

Биологическая

48

10

2

Экологическая

46

5

3

Экспериментальная

45

10

4

Географическая

43

8

5

Литературная

41

10

6

Математическая

40

10

7

Музыкальная

39

5

Максимальный балл ________________

Маршрутный лист игры по станциям «Физика вокруг нас»

Класс_7в____________________                                                  Капитан______________________

№ п/п

Название станции

№ кабинета

Время по плану

Время фактически

Число баллов

Подпись

1

Музыкальная

39

5

2

Биологическая

48

10

3

Экологическая

46

5

4

Экспериментальная

45

10

5

Географическая

43

8

6

Литературная

41

10

7

Математическая

40

10

Максимальный балл ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Немецкий вокруг нас"

С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Развлекательно- познавательная игра "Вокруг света".

Предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Вокруг света", которая проводится в форме лингвистической игры, охватывающей все главные разделы русского языка....

Игра "Вокруг света"

Данную игру хорошо проводить среди учащихся 5-7 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Итоговый урок литературы по УМК "Вокруг тебя - Мир.." Интегрированная игра "Счастливый случай"

Урок литературы, построенный в виде интегрированной игры "Счастливый случай", позволяет проверить уровень подготовленности обучающихся по различным учебным дисциплинам: литературоведению, природоведен...

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Игра "Своя игра" для 5 классов на тему: "Правила вокруг нас"

Этот материал представляет собой презентацию в формате PowerPoint для организации повторения учебного материала по английскому языку в 5 классе Unit 2 "Rules around us"  по учебнику В.П.Кузовлева...