Урок "Преломление света"
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок предназначен для 8 класса при изучении раздела "Световые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_61_prelomlenie_sveta.docx638.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________

2. Класс: ________8________ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока:__ Преломление света. Закон преломления света

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока: Познакомить учащихся с явлением преломления света;

                         Сформулировать закон преломления;

                         Найти угол полного внутреннего  отражения;

                         Рассмотреть пример применения полного внутреннего отражения на

                          практике;

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

 Приветствуют учителя

 

 

 коммуникативные

Повторение

 Задает вопросы ученикам, слушает ответы, оценивает учащихся

 Отвечают на вопросы

 

  1. Факты: Изображение находиться на таком же расстоянии от зеркала, как и сам предмет перед зеркалом.
  2. Понятия: Зеркальная поверхность, плоское зеркало, отражение, луч.

Законы: Закон отражения, закон прямолинейного распространения света, закон независимости световых лучей.

 

 регулятивные

Изучение нового материала

Предлагает ученику пройти эксперимент. 

Ставит проблемные вопросы

Объясняет новый материал

 Высказывают свое мнение

Ученики выдвигают гипотезы. Например, предмет, находящийся одновременно в двух средах кажется сломанным на границе раздела этих сред.

Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают основные понятия в тетрадь.

Цель: объяснение полученных выводов, согласование цели и темы урока.

Учитель проводит эксперимент, тем самым ставит проблему перед учащимися для определения задачи урока.

Учитель: 

Учитель:  Перед вами стакан с водой и находящийся в нём карандаш. Каким он вам кажется?

 Что изменилось?

Учитель:

Как видим,   тех знаний, которыми вы обладаете,  вам совсем недостаточно для того чтобы полно и правильно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о том, почему на границе раздела двух сред предмет кажется сломанным.

Поэтому для дальнейшей работы давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…

Установить

- поведение светового луча на границе двух сред;

- как можно применять полученные знания на практике.

Поставьте каждый для себя цель и запишите номер цели в тетрадь на полях.

  1. Способствовать формированию научного мировоззрения.
  2. Пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
  3. Развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
  4. Формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Исследовать поведение светового луч на границе раздела двух сред.

2) Выяснить причины изменения направления луча при переходе из одной среды в другую.

– Молодцы! Запишем тему урока: «Преломление света». Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся.

Предлагаю вам провести самостоятельные исследования в группах. Передвигая осветитель по краю диска, меняйте угол падения и каждый раз отмечайте угол преломления.

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что случилось с ходом луча, когда он переходил из воздуха в стеклянную пластину?

Ученик: Луч преломился. Углы разные.

Учитель: Давайте сделаем картинку наших исследований.

Отметьте угол падения и угол преломления луча при входе в пластину. Сравните угол падения и преломления.

Вывод: угол падения больше угла преломления.

Запишем в тетрадях закон преломления:

Падающий и преломленный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Отношение синуса угла падения α к синусу угла преломления γ есть величина, постоянная для двух данных сред:

  =n

Коэффициент n называется показателем преломления второй среды относительно первой:

63166822096511-2

Учитель:

Молодцы! Мы решили поставленные задачи, но нам необходимо решить еще одну задачу: применять полученные знания на практике.

Преломление

 Закон преломления

Показатель преломления света

 познавательные

Закрепление нового материала

Предлагает ученикам ответить на вопросы

Отвечают на вопросы и решают задачи

Выполняют тест

Прежде, чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал. Пожалуйста, скажите

– Законы отражения?

Хорошо, а теперь посмотрите на слайд

 

 регулятивные познавательные

Рефлексия

Задает вопросы 

Подводит итоги

Выставляет оценки за урок

 Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

  • Что нового вы узнали?
  • Что научились делать?
  • А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока вносил свой вклад в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить свою работу. Для этого поставьте каждый себе отметки, не забывайте, что я следила за работой каждого из вас на уроке и оставляю за собой право подкорректировать выставленные отметки.
  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Достигнута ли личная цель, которую вы выбрали в начале урока?

 

Личностные

Коммуникативные

Тест В.1

1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В) 450;

Г) 750.

3. Углом падения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром  к ней в точке падения луча;

Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В) 600;

Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

                1                               2                             3                                  4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.

Тест В.2

1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:

А) 300;

Б) 600;

В) 900;

Г) 1200.

2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:

А) 150;

Б) 300;

В) 450;

Г) 750.

3. Углом отражения светового луча называют …

А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;

Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;

В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром  к ней в точке падения луча;

Г) …угол между падающим и отраженным лучом.

4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:

А) 300;

Б) 900;

В) 600;

Г) 1200.

5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?

                1                               2                             3                                  4

А) 1;

Б) 2;

В) 3;

Г) 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Источники света.Распространение света

Урок на тему "Источники света.Распространение света " Глава  "Световые явления"  8 класс...