лабораторная работа по физике в 7 классе "Градуирование пружины динамометра"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Сальникова Нина Николаевна

урок- лабораторная работа в 7 классе по ФГОС "Градуирование пружины динамометра и измерение сил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabota.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: физика

Класс:      7                                                                

Тип урока:

комбинированный  (урок контроля знаний + урок общеметодологической направленности)

Раздел: Взаимодействие тел

Тема:  Динамометр.  Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра»

Цель:  изготовление  шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью  измерение  сил.

Задачи урока:

Образовательные: научиться  градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления, различать вес тела и его массу.

Развивающие: развивать правильную и чёткую аргументированную речь учащихся; уметь аккуратно выполнять эксперимент; развивать творческие способности школьников

Воспитательные:  готовность воспринимать полученную информацию, воспитывать  дружеские отношения в классе, умение работать в  паре, быть внимательным в процессе  выполнения работы.

УУД:

Личностные: усвоение правил поведения, формирование бережного отношения к школьному оборудованию

Регулятивные: составить план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него.

Коммуникативные: уметь строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия друг друга.

Познавательные: формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

 Знать: закона Гука и его применение на практике

 Уметь: пользоваться динамометром

личностные результаты:

получение собственной шкалы для измерительного прибора (динамометра) с последующей отработкой навыка использования прибора для измерения силы,

составление отчёта о проделанной работе с анализом, в форме ответов на вопросы по ходу  работы.

метапредметные результаты:

умение работать с динамометром и другим лабораторным оборудованием самостоятельно. Закрепление понятия цена деления шкалы измерительного прибора. Развитие навыка аналитической деятельности.

 Основные термины и понятия:

сила упругости, вес тела, закон Гука, методы измерения силы, динамометр, цена деления,  градуирование  шкалы прибора, деформация.

Межпредметные связи:  математика

Ресурсы:

основные:

Учебник: «Физика, 7 класс», § 20.

дополнительные:

для учащихся: динамометр с закрытой шкалой, набор грузов по 100 г, полоска бумаги (у каждого).

компьютер, мультимедийный проектор, диск «Лабораторные работы по физике»,       7 класс.

Формы урока: индивидуальная, парная

Технология:

проблемного обучения, практико-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний:

1. актуализация ЗУН и мыслительных операций

2. создание проблемной ситуации

3. выявление затруднений

4. формулирование темы и цели урока

III. Построение плана достижения цели урока

IV. Реализация плана:

1. выполнение работы

2. составление отчета

V. Контроль

    1.Самопроверка правильности сделанной шкалы: берется груз известного веса и по своей шкале проверяется.

   2.Самостоятельное определение веса тела

   3. Формулирование выводов урока.

6. Оценочно – рефлексивный:

1. самопроверка правильности сделанной шкалы

2. самостоятельное определение веса тела (контроль учителя)

3. формулирование выводов урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Контроль подготовленности к уроку. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II. Актуализация опорных знаний и целеполагание:

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

     Вопросы:

 - Какие механические силы существуют в природе? (тяжести, упругости, трения)

 -Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее? (опыт: груз подвешивается на пружину) (притягивается к Земле, тянет за собой пружину)

 - Как называется сила, с которой груз действует на пружину? (вес тела)

 - Какая сила при этом возникает в пружине? (сила упругости)

 - Определите вес груза массой 100 г. (опыт: груз подвешивается на пружину) (1 Н)

 -Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить груз массой 200 г? (опыт: 2 груза подвешивается на пружину) (увеличится в 2 раза – 2 Н)

2. Создание проблемной ситуации.

 - А как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы? (опыт: камень подвешивается на пружину) (сделать измерительный прибор)

 - У нас есть пружина, чего не хватает для измерения силы? (шкалы)

3. Выявление затруднений.

 - Что надо сделать, чтобы изготовить шкалу для измерительного прибора? (нанести деления)

Прибор, который получится в результате, называется динамометр (от греч. «динамис» – сила, «метрео» – измеряю)

4. Формулирование темы и цели урока: Динамометр. Изготовление шкалы для динамометра с приемлемой ценой деления и с ее помощью измерять силы (лабораторная работа)

(Комментарий учителя: изготовление шкалы для динамометра называется градуирование пружины)

Показываются различные виды динамометров. Основной частью всех является пружина и есть шкала.

III. Построение плана достижения цели урока

  - Чтобы получить прибор, которым мы можем воспользоваться для измерения небольших сил, что мы должны сделать? (нанести нужное количество одинаковых делений, в соответствии с нужной точностью)

 - Как это сделать? Чем можно воспользоваться? (сначала подвесить поочередно несколько грузов весом 1 Н, затем разбить большие промежутки на более мелкие) (опыт с пружиной и грузами)

Чтобы изготовить шкалу для динамометра с ценой деления 0,1 Н надо промежуток в 1 Н разбить на 10 делений.

IV. Реализация плана:

  1. Выполнение работы (получение шкалы)
  2. Составление отчета (ответы на вопросы, см. приложение 1)

V. Оценочно – рефлексивный:

1. Самопроверка правильности сделанной шкалы: берется груз известного веса и по своей шкале проверяется.

2. Самостоятельное определение веса тела (контроль учителя): учитель дает груз неизвестного веса и проверяет правильность его определения.

3. Формулирование выводов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении  данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....

Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"

В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...

Лабораторная работа №7 «Определение коэффициента жесткости пружины»

Лабораторная работа №7«Определение коэффициента жесткости пружины»...