Современный урок физики: проблемы организации и перспективы развития.
статья по физике

В статье выделены перспективы развития современного урока физики. Описывается, что необходимо для успешной организации современного урока физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suf_problemy_organizatsii_i_perspektivy_razvitiya_2.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Потапова,

студентка гр. ФОмз-16,

факультет естественных наук, математики и технологии ЗабГУ

Современный урок физики:

проблемы организации и перспективы развития

В условиях современных реформ образования, в рамках перехода на стандарты второго поколения, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.Одним из требований является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющие формировать и развивать у школьников универсальные учебные действия (далее УУД). Поставленная задача требует внедрения в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт [9].

Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС.В чем же новизна современного урока физики в условиях введения стандарта второго поколения?

Современный урок физики - это:

-урок с использованием технических средств обучения. Например, решение физических задач на основе фото и видеоизображений; использование дисков: «Видеодемонстрации по физике» 7-11 классы, «Интерактивные творческие задания. Физика 7-9», «Наглядная физика» и т.п.(данные средства позволяют показать демонстрацию физических опытов, провести виртуальный физический эксперимент, смоделировать различные физические процессы и т.д.); использование программного обеспечения для интерактивной доски и др.;

-урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.Например,использование различных форм домашних заданий по физике: изготовление физических приборов, проведение экспериментов, решение количественных и качественных задач, выполнение физических проектов и др.;

-урок, содержащий разные виды деятельности. Например, оформление записей решения физических задач, опорного конспекта  в тетрадях, работа с текстом, проведение физического эксперимента, работа в группах, самостоятельная работа, наблюдение демонстраций, проговаривание материала и т.д.;

-урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. Например, использование историко-культурного компонента физики, различных форм уроков, проведение физических экспериментов и др.[1;2];

-урок, развивающий у детей креативное мышление. Например, решение ситуационных, изобретательских, исследовательских задач по физике, выполнение проектов по физике, создание схем, таблиц, опор и др.;

-урок, воспитывающий думающего ученика-интеллектуала. Например, использование разных видов заданий, направленных на развитие личности ученика: изготовление физического прибора и демонстрация его действия, подготовка сообщений о роли физических процессов, использование заданий, в которых необходимо обосновать свой выбор, проанализировать, обобщить информацию;

-урок, предполагающий сотрудничество, взаимопонимание. Например, выполнение физических лабораторных работ, практических работ  в парах, в группах, выполнение групповых проектов по физике, квест-проектов и др.;

-урок, на котором ученику должно быть комфортно; на уроке должна быть создана атмосфера радости и увлеченности и т.д.[4].

Нововведения, изменения всегда пугают людей. И учителю, в данных условиях, придется выйти из, так называемой, зоны комфорта. Как ни парадоксально, но именно выход из  зоны комфорта - необходимое условие развития личности.

Несмотря на то, что переход на ФГОС предусмотрен поэтапный, трудности, возникающие перед учителем, есть. Проблемы, которые могут возникнуть перед учителем, можно разделить следующим образом:

- проблемы, связанные с использованием современных технических средств обучения. Материально-техническое оснащение кабинета физики, в соответствии с ФГОС, означает наличие следующих групп оборудования: компьютерное, интерактивное, технические средства обучения, учебное оборудование. Наличие всего перечня есть далеко не во всех школах. В процессе обучения физике большая роль отводится эксперименту, который проводится не только фронтально учителем, но и самими учениками. Например, по учебнику А.В. Перышкина в 7 классе предусмотрена лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» [6]. Работа важная, интересная, достаточна простая, но отсутствие необходимого оборудования приводит к тому, что провести ее становится невозможным. К таким же примерам можно отнести лабораторную работу «Измерение длины световой волны» в 11 классе, авторы учебника Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. [5].  Одна дифракционная решетка на класс затрудняет качественное проведение данной работы. Другой пример, при изучении по учебнику А.В. Перышкина темы «Изменение агрегатных состояний вещества» в 8 классе [7], ряд работ можно проводить, имея термометры, позволяющие измерять температуру до 100 ºС. Такие термометры в школе есть, но они ртутные и их выпуск происходил в период с 1969 по 1971 гг., что по технике безопасности делает их непригодными к использованию. Комплект оборудования по тепловым явлениям, поступивший в рамках приоритетного национального проекта «Образование», содержит спиртовые термометры, позволяющие определять температуру только до 50 ºС. И таких примеров можно привести множество. Отсутствие компьютера, проектора в кабинете физики также является проблемой организации современного урока. Наличие необходимого оборудования в школе не всегда решает проблему организации урока физики на высокотехнологичном уровне. Не все учителя физики умеют работать с различным современным оборудованием, например с демонстрационным и лабораторным оборудованием по физике Pasco, учебным оборудованием по физике L-микро, cдокумент-камерой, устройством автономного сбора и обработки данных с программным обеспечением, с системой тестирования и сохранения знаний обучающегося VOTUM-26, с интерактивной доской;

- проблемы, связанные с соответствием учителя требованиям профессионального стандарта педагога. Изучение большого количества информации о ФГОС, о требованиях к современному уроку физики, о требованиях, предъявляемых к самому учителю, могут вызывать психологический дискомфорт у педагога. Эту информацию учителю необходимо принять, пересмотреть свою работу как учителя физики и свою роль на уроке. Это не всегда легко, особенно учителям-стажистам. В профессиональном стандарте педагога говорится, что готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного педагога. Учитель должен владеть своим предметом, уметь доступно раскрывать даже сложные вопросы, используя различные приемы, техники, физический эксперимент, уметь организовывать исследовательскую, проектную, групповую деятельность учеников. Уметь создавать доброжелательную атмосферу на уроке, вовлекая учащихся в учебный процесс. Учить учащихся думать, не стесняться высказывать свои мысли, вовлекать их в дискуссию. Учить их адекватно оценивать свою работу и стремиться к самостоятельному обучению. Внедрять в учебный процесс информационные технологии. Уметь учиться самому [8]. Недостаточная мотивация учителя мешает организации современного урока физики. Зачастую, при внедрении нового, это новое остается лишь на словах. Современный учитель должен обладать критическим мышлением, для того чтобы из большого потока информации выбрать оптимальную и достоверную;

- проблемы, связанные с недостаточным количеством учебных часов, отводимых на изучение физики. Часы, отводимые на изучение теоретического материала, лабораторные работы по физике, уроки решения задач, контроль, занимают большую часть времени. Резервного времени почти нет. Многие виды работ, предусмотренные современным уроком, требуют творческого подхода. Например, проектная деятельность. Работа над проектом – это творческий процесс, который может занимать у каждого ученика разное время. Может статься, что учитель, ограниченный рамками урока, будет вынужден взять инициативу на себя и начать «вести» процесс. А это утрачивает ту идею, которая лежит в основе проектной деятельности.

- проблемы, связанные с консолидацией общества, семьи и школы. Проблемой организации современного урока, для некоторых учителей может стать низкая учебная мотивация учеников, наличие в классе сразу нескольких ребят, требующих особого внимания, большая наполняемость классов или же наоборот малая, разновозрастные классы. И тогда хорошо сконструированный урок, в котором четко определены все его этапы, предусмотрены разные виды деятельности и т.п., не всегда может привести к нужному результату.

Очевидно, что вышеперечисленные трудности могут влиять на качественную организацию современного урока физики. Однако есть системные проблемы, которые не зависят от учителя, и изменить их не представляется возможным. А есть проблемы, которые педагог может решать сам.

Итак, выделим проблемы, которые можно решать на уровне школы, района, края, страны.

- Недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета физики.

- Неполный комплект учебно-методического комплекса по физике в школе.

-Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства учителя физики.

-Недостаточное количество учебных часов на изучение физики в школе.

Далее перечислим проблемы, решение которых зависит от учителя.

-Низкий уровень профессионального мастерства.

-Отказ от использования современных образовательных технологий в своей деятельности или их разовое использование.

-Использование имеющегося оборудования по физике на уроке и во внеурочной деятельности изредка.

Подводя итоги, выделим перспективы развития современного урока физики. Для успешной организации современного урока физики, учителю необходимо:

- пройти курсы повышения квалификации;

- изучить требования ФГОС;

- использовать в организации урока современные образовательные технологии, формы работы, приемы и методы, позволяющие успешно формировать УУД у школьников;

- максимально использовать в своей работе имеющееся физическое оборудование, программное обеспечение и др.

 Итак, успешная организация современного урока физики во многом зависит от мастерства учителя, его мотивации, желания развиваться и самосовершенствоваться не только в профессиональном, но и личностном плане.

Научный руководитель – С.И. Десненко,

д.п.н., доцент, заведующая кафедрой Ф, Т и МОФ

Библиографический список

  1. Бордонская Л.А. культура, наука, искусство в задачах по физике. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. – 224 с.
  2. Бордонская Л.А., Серебрякова С.С., Филиппова Т.Г. История физики в контексте культуры: люди науки. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. – 154 с.
  3. Десненко С.И. Развитие личности учащихся при обучении физике в школе (теоретические и практические аспекты). – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2006. – 237 с.
  4. Люкина Т.В. Мастер-класс «Современный урок физики и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС» // сайт открытый урок. – 2018 [электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/ (дата обращения 24.03.2018).
  5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11. Классический курс: учебник. – М.: Просвещение, 2015. – 436 с.
  6. Перышкин А.В. Физика 7: учебник. – М.: Дрофа, 2015. – 224 с.
  7. Перышкин А.В. Физика 8: учебник. – М.: Дрофа, 2015. – 240 с.
  8. Профессиональный стандарт педагога - сайт министерства образования и науки Российской федерации. – 2010 [электронный ресурс]. Дата опубликования: 12.02.15. – URL: https://минобрнауки.рф (дата обращения 14.03.2018).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – сайт министерства образования и науки Российской федерации. – 2010 . Дата опубликования: 17.12.10. –URL:https://минобрнауки.рф (дата обращения 14.03.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

Перспективы развития профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

Перспективы развития образования: преемственность профессионального образования...

Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"

Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....

Современный урок - основная форма организации учебного процесса

В статье рассматриваются различные аспекты современного урока...

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...