Технологическая карта урока физики в 11 классе Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».
методическая разработка по физике (11 класс)

Людмила Викторовна Стрельникова

Цели : Определение содержания компетенции через:

1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эйнштейна при решении задач.

2.Операционный компонент компетенции : овладеть навыком правильных математических преобразований и расчётов физических величин ,закрепить знание теоретических основ данной темы и умение анализировать графики взаимозависимостей физических величин ,а также делать рисунки, правильно отражающие ключевую ситуацию задачи.

3.Аксиологический компонент компетенции : развитие самостоятельности ,способствующей пониманию незнакомых терминов и понятий.

Средства обучения:

1.Учебник «Физика-11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев

2.Задачник по физике А. П. Рымкевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx184.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».

Цели : Определение содержания компетенции через:

1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эйнштейна при решении задач.

2.Операционный компонент компетенции : овладеть навыком правильных математических преобразований и расчётов физических величин ,закрепить знание теоретических основ данной темы и умение анализировать графики взаимозависимостей физических величин ,а также делать рисунки, правильно отражающие ключевую ситуацию задачи.

3.Аксиологический компонент компетенции : развитие самостоятельности ,способствующей пониманию незнакомых терминов и понятий.

Средства обучения:

1.Учебник «Физика-11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев

2.Задачник по физике А. П. Рымкевич

3.Электронная презентация урока

План:

1.1.Объявление темы урока и его главной цели :подготовка к ЕГЭ при решении задач различной трудности.

2.Повторение:

Вопрос №1.Дать определение фотоэффекта .Кто открыл это явление?(Герц)

Вопрос №2.Сформулировать законы Столетова

Вопрос №3.Что называют  фототоком? Какова его зависимость от напряжения между электродами?(Дать характеристику каждому участку графика У(U)).

C:\Users\User\Downloads\Screenshot_2020-02-09 Untitled Diagram-Page-2 png.png

Вопрос№4.В чём состоит гипотеза Планка?

Ответ: Свет излучается и поглощается веществом в виде отдельной порции энергии-квантов(фотонов),энергия которых прямо пропорционально частоте.

Вопрос№5.Как использовал Эйнштейн эту гипотезу для объяснения фотоэффекта?

Ответ: Энергия кванта расходуется для совершения работы выхода электрона A вых.,и не сообщение фотоэлектрону кинетической энергии ,это не отражается формулой Эйнштейна для фотоэффекта.

Вопрос №6.Как на практике определяют максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов?

Ответ: Через работу электрического поля по торможению электронов ,измерив задерживающее напряжение

2.Решение задач.

Задача №1.Металлическая пластина освещается светом с длиной волны 600 нм. Зависимость силы фототока У от электрического потенциала представлена на графике 2.Какова работа выхода электронов из металла?

Дано:               Си:                 Решение:

Из=0,4В                                             =

ƛ=600нм                =6*      А в.+     ,где

e=1,6*                             А в.=

с=3*                                         

Найти:А в.=?                                      Если потребуется перевести в эВ, то

                                                             А в.=

Задача№2.Каков квантовый выход-отношение

Q- числа электронов, испускаемых за 1 с, к числу фотонов, падающих на фотокатод за то же время? Мощность излучения с длиной волны ƛ, падающего на фотокатод, равна Р сила фототока равно У.

Дано:                                            Решение:

Q-число фотоэлектронов       1)Определяющая формула мощности:

N-число фотонов                            ,где E-энергия всех фотонов, падающих за 1 с.

                                       E=N*h=

ƛ                                                    

P                                                    2)Определяющая формула силы тока

У                                                     ,где q-общий разряд, переносимый фотоэлектронами в                        

Найти:                                  качестве Q штук.

                                                        q=eQ; У=         

                                                        3)         

Вопрос: оцените ответ- 

Квант может вырвать электрон ,но может и не вырвет ,а поглотится веществом.

Задача№3.Фотокатод,покрытый кальцием(работа выхода 4,42* освещается светом с ƛ=300нм.Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией 8,3* перпендикулярно линиям индукции этого поля. Каков максимальный радиус окружности ,по которой движутся электроны?

Дано:                             Си:                    В этой задаче необходим рисунок, правильность

А в.=4,42*                                        которого тоже оценивается .

ƛ=300нм                            =3*       Возможные варианты рисунка:

                                                                    C:\Users\User\Downloads\Screenshot_2020-02-10 Untitled Diagram-Page-3 png.png     

Обратить внимание на направление силы Лоренца, т.к. электрон имеет отрицательный заряд.

Ещё один вариант рисунка:

Вопрос :Какую роль выполняет

Ответ: Центростремительная сила, сообщая

;

Для определения скорости фотоэлектрона используем уравнение Эйнштейна эля фотоэффекта:

 – A в.

Задача №4.Определите пороговую частоту с, если при увеличении частоты света в 2 раза запирающее напряжение увеличивается в 5,27 раза. Частота подающего на фотокатод света равна 6*

Дано:                            Решение:

2=21                            Условие фотоэффекта:

=5,27                

1=6*              выразим из уравнения фотоэффекта для  первой

                           

1) h*)

                      2)

                       

                       

                       

Ответ:

Задача №5. График, показывающий зависимость максимальной кинетической энергии  фотоэлектронов от частоты  падающих на фотокатод фотонов, имеет вид:

C:\Users\User\Downloads\yotx.ru(4).png         C:\Users\User\Downloads\yotx.ru(3).png              C:\Users\User\Downloads\yotx.ru.png

C:\Users\User\Downloads\yotx.ru(2).png                       C:\Users\User\Downloads\yotx.ru(1).png

Решение:

т.к.

Тогда 1 и 4- не подходят

График должен проходить через точки:

При =0,то

Ответ:5                                              Домашнее задание : №1226,№1227.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

10 кл - урок по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»

Здесь содержиться план урока и презентация....

Презентация "Решение задач на применение законов фотоэффекта" (подготовка к ЕГЭ)

Презентация для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по теме "Решение задач на применение законов фотоэффекта"...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Решение задач по теме : Энергия . Работа. КПД простых механизмов. 7 класс.

Технологическая карта урока обучающегося на дистанционном обучении. Тема: Решение задач-Энергия. Работа. КПД механизмов.  В данную карту включена ссылка на видеоурок по теме, указание на работу с...

Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"

Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...

Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»

      Цель написания  методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...