Внеклассное мероприятие КВН "Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (7, 8 класс)

Лещева Ирина Васильевна

Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН «Физика вокруг нас»

Этот КВН рекомендуется провести для учащихся 7-8 классов

Цель: показать, что изучаемые на уроках явления находят широкое применение в жизни.

Домашнее задание командам:

  1. Повторить тему «Тепловые явления»
  2. Подготовить по одному занимательному опыту.
  3. Подготовить номер художественной самодеятельности, например, рассказ об интересных эпизодах из жизни ученых-физиков.

Порядок проведения:

  1. Ведущий приветствует команды и объявляет состав судейской коллегии. Судьями могут быть учащиеся 9 классов.
  2. Приветствия команд-соперниц, объявление названия команд, подарки соперникам.
  3. Соревнования команд, капитанов, болельщиков.
  4. Подведение итогов.

Названия команд

В названии команд рекомендуется использовать физическую терминологию. Например, «Электрон», «Квант» и т.д.

Разминка.

Вопрос 1 команде: Большой сосуд, помещенный в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему? (Между стенкой сосуда и овощами находится воздух, обладающий плохой теплопроводностью).

Вопрос 2 команде: Что будет лучшей грелкой: бутылка с водой или мешочек с песком, если их массы равны? (Песок быстрее остывает, так как обладает меньшей удельной теплопроводностью).

Вопросы обеим командам

1.(шутка) По полю бежит заяц, за ним – белая собака. Кто больше вспотеет? (Никто, так как у них нет потовых желез)

2. Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет, шуба не пропускает тепло и холод)

3. Электропоезд идет с севера на юг, ветер дует с юга на север. В какую сторону относится дым? (электропоезд не дымит).

Задания командам.

Этот конкурс рекомендуем провести следующим образом. От каждой команды вызывается по одному участнику и дается задание проделать два-три опыта. В качестве примера назовем некоторые из них.

Опыты для первой команды:

  1. Встать вплотную к стене боком. Одновременно поднять руку и ногу. (Проделать невозможно, так как получается неустойчивое равновесие: прямая, проходящая через центр тяжести тела, не пересекает площадь опоры.)
  2. Обмотать два раза головку спички медной проволокой. Взять проволоку за свободный конец и ввести в её пламя свечи или спиртовки на расстоянии 5 см от спички. Через несколько секунд спичка воспламеняется. Объяснить опыт. (Спичка воспламеняется потому, что металл хорошо проводит тепло.)
  3. На сердечник универсального трансформатора, по которому идет ток, положить рукру. Если насыпать на руку гвоздей, то они принимают вертикальное положение. Объяснить опыт. (Рука не является преградой для магнитного поля, в котором гвозди намагничиваются)

Опыты для второй команды:

  1. Отмерить от стены три ступени. Упереться лбом в стенку, а руку отвести за спину. Попробовать выпрямиться без помощи рук (неустойчивое положение).
  2. Между кондукторами электрофорной машины поместить на шелковой нити легкий шарик из фольги. Показать, что шарик будет совершать колебательное движение. Объяснить опыт (В результате электризации через влияние шарик притягивается к одному кондуктору. Получив определенный заряд – к другому. Прикоснувшись ко второму кондуктору, шарик разряжается, и явление повторяется вновь).
  3. Обмотать ключ ниткой и внести его в пламя свечи. Показать, что через несколько секунд нитка осталась целой. Объяснить опыт. (Металл обладает хорошей теплопроводностью и забирает все тепло).

Игра-соревнование «Меткий стрелок»

Этот конкурс, вызывающий большой интерес, рекомендуем провести так: на полу устанавливается какая-либо мишень. От каждой команды по очереди вызываются по одному участнику. Им дается мешочек с песком, которым они должны попасть в мишень. Выполнить на первый взгляд кажущееся легким простое задание совсем непросто, так как положение центра тяжести меняется и траектория движения будет неустойчивой.

Игра-задание.

В этом конкурсе принимают участие капитаны. Ведущий предлагает каждому из них вытащить билет и ответить на вопросы.

Билет №1

  1. Почему чай из алюминиевой кружки обжигает губы, а из фарфоровой нет? (Различная теплопроводность)
  2. Когда вода теплее на дне глубокой реки: зимой или летом? (на дне и зимой и летом температура воды 4°С.)
  3. На московских бульварах в некоторых местах установлены автоматические сигналы «Берегись трамвая!» сигнал зажигается до того, как подходит трамвай, и гаснет, когда трамвай проходит. Начертить схему включения сигнала.

Билет №2

  1. Почему в закрытом чайнике вода закипает быстрее? (нет потери тепла на испарение).
  2. Почему языки пламени всегда вытягиваются кверху? (Пламя – сильно нагретый газ, плотность его меньше плотности воздуха).
  3. Написать все единицы измерения физических величин, названных в честь ученых-физиков.

Домашнее задание. В домашнее задание рекомендуем ввести подготовку и проведение занимательных опытов. В качестве иллюстрации приведем несколько таких опытов.

Несгораемый платок.

Берут два одинаковых блюдца. Одно с водой, другое со спиртом. Носовой платок смачивают в воде, затем в спирте. Если поднести спичку, то пламя охватывает платок, но он не горит. (Вода обладает большой теплоемкостью и забирает тепло, выделяющееся при сгорании спирта.)

Послушная линейка.

Метровую линейку кладут на подставку таким образом, чтобы она могла свободно вращаться. Подносят к линейке наэлектризованную палочку. Линейка устремляется вслед за ней. Если поднести палочку с другой стороны, линейка изменит направление своего движения. (Линейка электризуется через влияние противоположным знаком).

Вынуть монету, не замочив пальцы.

На тарелку кладут монету, затем наливают воды. Как достать монету, не замочив пальцев?. В стакан помещают зажженный кусочек бумаги. Через 2-3 секунды стакан быстро ставят вверх дном на тарелку. Вся вода соберется в стакане и монета останется сухой. (при горении бумаги воздух в стакане расширяется и выходит из стакана. Создается разреженное пространство и вода входит в стакан).

Занимательный чайник.

Собирают электрическую цепь из источника тока 4 В и лампочки. Один конец цепи соединяют с металлической кружкой, другой с металлическим чайником, наполненным водой. Между кружкой и чайником цепь разорвана, лампочка не горит. Но если наклонить чайник, вода начнет выливаться в кружку, цепь замыкается, и лампочка загорается. (Вода – проводник тока)

Всегда ли кипящая вода – горячая?

Берут колбу с водой, плотно закрывают её пробкой. В пробку вставляют трубку, соединенную насосом Комовского. Если откачать воздух в колбе, то вода закипит без нагревания. (Температура кипения зависит от давления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне"

Материал с выставки по физике "Физика вокруг нас или физическая лаборатория на кухне" в рамках недели физики в школе. Материал взят из книги Дженис Ван Клиф "200 экспериментов" 1996 года издания...

Внеклассное мероприятие "Английский вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по английскому языку , можно проводит во время предметной недели в школе. Мероприятие помогает расширению кругозора учащихся по данному предмету; развивает навыков владени...

Разработка внеклассного мероприятия "Наука вокруг нас"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню науки, проводится на параллели 5х классов. Данное мероприятие можно с успехом провести и на других парраллелях средней ступени....

Внеклассное мероприятие "Математика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие "Математика вокруг нас" для учащихся 5 класса, посвященное 1000-летию города Елабуга Республики Татарстан...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Внеклассное мероприятие "Химия вокруг нас"

Задачи этого мероприятия заключаются в том, чтобы помочь обучающимся в определении устойчивого интереса к науке химии, выявить склонности и способности, расширить знания и кругозор, развить интерес к ...

Внеклассное мероприятие "Физика вокруг нас".

Внеклассное мероприятие в форме устного журнала с темой  "Физика вокруг нас" предназначено для проведения в 9 – 11 классах. Журнал состоит из 5 страниц: Страница 1. Удивительное рядом. Стра...