«Применение натурного школьного эксперимента, в формировании критического мышления и побуждении учащихся к активной мыслительной и практической деятельности».
статья по физике

Карбовская Анна Александровна

Эксперимент – это опыт, наблюдение, проверка, предсказания.

Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых гипотез, проверка адекватности теории реальным условиям протекания процесса взаимодействия элементов технической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение натурного школьного эксперимента, в формировании критического мышления и побуждении учащихся к активной мыслительной и практической деятельности». 

  Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста.

 Однако  ребенок сегодня поставлен в «ситуацию разорванных связей», когда он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития.

Таким образом, экспериментальная деятельность - естественное стремление любого ребенка, в настоящее время потеряла свою актуальность.

К сожалению в настоящее время рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные экспериментальные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле этой деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.

 Эксперимент – это опыт, наблюдение, проверка, предсказания.

Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых гипотез, проверка адекватности теории реальным условиям протекания процесса взаимодействия элементов технической системы.

Натурный эксперимент– эксперимент, проводится в производственных или лабораторных условиях на действующем технологическом оборудовании или моделях. Он может дать более объективную оценку состояния дел (протекания процесса) и может сопровождаться выводами без математической поддержки. Чаше в школьных условиях натурный эксперимент, проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Как правило, результаты натурного эксперимента не уточняются математическими расчетами и выводами, что для данного возраста учащихся пока еще недоступно. С помощью натурной эксперимента удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому, незнакомого к знакомому, т.е. сделать практически любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения.

Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки я осуществляю посредством широкого использования различных видов эксперимента — демонстрационных опытов, иллюстративных заданий (опыты), экспериментальных задач, внеклассных и домашних опытов, исследовательских заданий (изобретение устройства), лабораторных работ, физического практикума.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

В современном мире технологий когда наши дети не выпускают из рук гаджеты, и кажется, что их ничего не интересует, зачастую даже самый простой эксперимент вызывает у детей неподдельный интерес. А для отчета по эксперименту можно ученикам предложить использовать их любимую технику и результатом может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома или модели.

Представлю наглядно вашему вниманию некоторые экспериментальные работы из курса программы внеурочной деятельности по физики для учащихся начальной школы,

Можно утверждать, что на нынешнем этапе развития современных технологий, натурный эксперимент могут заменить виртуальные физические эксперименты – относительно новое направление, как в научно исследовательском, так и в образовательном процессе, обусловленное реализацией физических моделей средствами вычислительной техники. Конечно, бесспорно, что виртуальные эксперименты имеют много преимуществ перед натурными, и я так же использую их в своей работе:

Но одно ясно, что реальный объект, реальные измерительные приборы, натурные эксперименты хоть и значительно сложнее, но богаче по своим свойствам по сравнению с виртуальными аналогами.

Подводя итог, хочу заметить, что основной целью преподавания любого предмета является формирование критического мышления и побуждения учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, логического мышления учащихся и привитие навыков постановки натурных экспериментов с последующим анализом полученных результатов. Приучение к экспериментированию, проверке на опыте высказанных учителем положений и собственных догадок, прививает учащимся навыки исследовательской работы, которые окажутся полезны тем, кто в дальнейшем серьёзно будет заниматься наукой.

Экспериментирование – это искусство. Упорным трудом можно достичь многого, но к подлинному знанию приходит только тот, кто проявляет самостоятельность, и каждый учитель должен стремиться развивать свой собственный стиль экспериментирования. Не следует опасаться того, что иногда предложения учащихся могут быть ошибочными или учащиеся в чем-либо заблуждаются, и поэтому эксперимент сразу не удается. Ученики будут только учиться в этом случае на своих ошибках, и это разовьет у них самокритичность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Формирование критического мышления у учащихся

Формирование критического мышления у учащихся...

Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления.

в данной статье автор описывает свой опыт работы по технологии проектной деятельности на уроках английского языка в старшей профильной школе....

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

Мастер-класс «Формирование критического мышления на уроках физики для решения проблемной ситуации через эксперимент»

Важная задача, которая стоит перед учителем – не только передать знания, но и создать ситуацию при которой ученик сможет применить полученный багаж....

Формирование критического мышления на основе применения метода Шести шляп

В работе рассматриваются следующие вопросы:1. Педагогический потенциал технологии развития критического мышления и его основные методы                ...