программа
рабочая программа по физике

densema_5

программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. Улан-Удэ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»

 «Согласовано»

Руководитель МО учителей

___________.

Протокол № ___

От___________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Белявская Ю.Н.

«Утверждаю»

Директор  ______Хамнуев В.И.

Приказ № ______

 От ____________________

ПРОГРАММА

«Экологическая физика»

Составитель:

Намсараева Д.С                                                                                                          

                                                                                                                   

г. Улан-Удэ

2019 – 2020  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Программа «Экологическая физика» имеет экологическую  направленность и разработана на основе школьной программы «Цветок Байкала».

Новизна программы: экологизация современного образования, т.е. изучение закономерностей отношения организмов с окружающей средой,- веление нашего времени. Изучение экологических знаний может реализовываться при помощи данной программы, которая знакомит с достижениями научно- технического прогресса и его экологическими последствиями. Расширение информатизации и компьютеризации человеческой деятельности, ее автоматизации, а главное-решение глобальных экологических проблем, использование новых безопасных материалов, ускоренное развитие энергетики на основе возобновляемых, альтернативных источников энергии, энергосберегающих производств, безотходных технологий - кроме бесспорных благ, несет с собой угрозу цивилизации. Улучшение комфортных условий жизни людей усиливает воздействие человека на окружающую среду, порождает глобальные демографические, сырьевые, энергетические и многие другие проблемы.

Актуальность программы: программа предусматривает поиск и подготовку будущих «генераторов идей» в процессе выполнения творческих заданий, выполнение исследовательских работ, которые носят не только теоретический, но и практический характер. Достижение высоких результатов возможно не только отличниками, но и целеустремленными детьми, уже сделавшими профессиональный выбор.

Практическая значимость: Данная образовательная программа ориентирована на изучение причин, порождающих экологические проблемы. Чаще всего они связаны с достижениями научно- технического прогресса, фундамент которых - физика. Кроме изучения причин экологического загрязнения окружающей среды, дети изучают способы их предотвращения и ликвидации.

Связь программы с уже существующими по данному направлению: интегрирование знаний учащихся в области наук, изучающих природу: физикой, химией, биологией и географией.

Цель: уяснение связи между состоянием окружающей среды и физическими процессами. Выявление экологических проблем и путей их решения.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать у учащихся представление о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности, о физических методах защиты окружающей среды от загрязнений выбросами техносферы и быта;
  • научить наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора;
  • научить измерять параметры состояния и определять характеристики процессов окружающей среды;
  • сформировать мотивы к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности;
  • содействовать развитию социальной активности учащихся.

Воспитывающие:

  • формирование у обучающихся нравственности, гуманистических отношений,
  • формирование сознания и самосознания, понимания связей с природой, культурой,
  • формирование умений сравнивать, обобщать; приобщать к постоянно меняющейся новой информации.

Развивающие:

  • развивать продуктивное мышление и практические навыки его применения;
  • развивать кругозор, память, речь, мышление учащихся.
  • развивать мыслительные процессы (мышление, рассуждение, ориентирование в проблемной ситуации и  находить причинно - следственные связи).

Отличительные особенности программы: Предлагаемая образовательная программа ориентирована на детей, которые в будущем выберут естественно научный профиль обучения. Основное содержание связано с получением дополнительного материала, а также с освоением практических навыков проведения экспериментов, ознакомлением с методами исследований, характерных для различных изучаемых разделов.

Программа « Физика и экология» предназначена для учащихся 13 - 16 лет и доступна для каждого из них, который стремится к приобретению новых знаний. Состав группы постоянный. Учащиеся набираются путем собеседования. Количество человек в группе – 15 человек.

Программа рассчитана на 1 четверть с количеством часов - 14, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часа.

 Прогнозируемые результаты: После реализации программы учащиеся

 Должны знать:

 основные факты, понятия, теории и законы физики, экологии для объяснения различных природных процессов.

Должны  уметь:

  • проводить наблюдения, эксперименты;
  • выполнять лабораторные работы;
  • стремиться к приобретению новых знаний, позволяющих познавать природу;
  • понимать ключевую роль физики в современном обществе, в решении экологических проблем человечества.
  • повышать мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла;
  • овладевать дополнительными знаниями, умениями и навыками в обозначенной области;
  • разрабатывать свои собственные учебно-исследовательские и научно- исследовательские работы  и проекты.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Общее количество часов

1

Введение в программу.

1

2

Биосфера. 

2

3

Загрязнение окружающей среды

3

4

Энергетика.

2

5

Рациональное природопользование.

1

6

Экология человека.

1

7

Заключительное занятие.

4

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.        Введение в программу.

Теория . Введение. Методы научного познания природы Понятие о научных методах познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Роль математики  в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира.

Практика. Выполнение компьютерных презентаций.

Тема 2. Биосфера.

Теория. Магнитное поле Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Ионосфера. Влияние магнитного поля Земли и других источников магнитного поля на биологические объекты. Приспособление организмов к магнитному полю Земли. Атмосфера Земли. Состав и физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучений для жизни на Земле. Роль диффузии. Диапазон изменения температуры и его влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Физическая природа парникового эффекта и «озонных дыр».

Практика . Решение задач. Лабораторные работы: Условия, влияющие на скорость протекания диффузии. Измерение влажности воздуха.

Тема 4. Загрязнение окружающей среды.

Теория. Загрязнение атмосферы. Основные загрязняющие вещества. Зависимость степени загрязнения атмосферы от высоты. «Озоновые дыры» и фреоны.  «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов. Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоеме. Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений. Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел. Шумовое и инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Звуковой резонанс и биоритмы. Экологическое влияние электромагнитного излучения. ЛЭП, системы связи. Экологическая характеристика альфа-, бета-, гамма- излучений. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы. Естественный радиационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики. Экологические последствия атомных взрывов.

Практика. Лабораторная работа: Изучение явления резонанса. Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды. Анализ почвы. Экскурсия на берег водоема (цель: взять пробы воды и грунта). Решение задач.

Тема 5. Энергетика.

Теория. Тепловой баланс Земли и его влияние на климат. Превращение энергии. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зеленых растений в экосистемах. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов, возможность ее превращения в энергию турбин. Геотермальная энергия. Экологические проблемы передачи теплоты и электрической энергии на расстояние. «Тепловой мусор». Экологическое значение повышения КПД тепловых машин. Тепловые насосы и обогреватели. Теплоэнергетика Традиционные источники энергии. Органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании. Основные загрязняющие вещества. Современное состояние теплоэнергетики и экологическая опасность ее разных видов (угольной, нефтяной, газовой). Исчерпаемость ресурсов углеродистых энергоносителей. Зависимость состава и токсичности отходов от мощности электростанций. Возможности повышения КПД тепловых станций. Ядерная энергетика. Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики. Опасность аварий на ядерных реакторах и меры их предотвращений. Энергетика на основе возобновляемых источников энергии. Нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии. Источники механической энергии на Земле - вода и ветер. «Плюсы» и «Минусы» гидро- и ветроэлектростанций. Приливно-отливная энергетика. Гелиоэнергетика, ее потенциал и экологические проблемы. КПД гелиоэлектрических преобразователей. Биологический вариант гелиоэнергетики. Геотермальная энергетика. Возобновляемые источники энергии в энергетике настоящего и будущего.

Практика . Лабораторная работа: Нагревание проводников электрическим током. Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива. Экскурсия: посещение ТЭЦ. Выявление мест, где могут быть использованы альтернативные источники энергии. Решение задач.

Тема 6.  Рациональное природопользование.

Теория. Экология промышленности. Безотходные и малоотходные энергоемкие технологии. Экологические аспекты металлургической промышленности, электроэнергетики, электротехники, радиотехники и др. энергосберегающие технологии. Гальванические производства. Промышленные и бытовые отходы. Утилизация отходов. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов. Проблема переработки и захоронения радиоактивных отходов. Экология города и жилища. Экологические проблемы урбанизации. Влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Перевод транспорта на природный газ и электроэнергию. «Плюсы» и «минусы» электротранспорта. Энергосбережение. Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях. Экология сельского хозяйства. Экология в современной агротехнике. Переуплотнение почвы тяжелой сельскохозяйственной техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приемы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы. Физическая природа засорения почвы и возможности его устранения. Физические методы экологического мониторинга. Контроль состояния окружающей среды. Физические методы ее мониторинга. Оптические средства наблюдения за гидро- и атмосферой. Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса. Лазерный мониторинг. Радиометрические величины и приборы. Современные методы наблюдения и регистрации ядерных излучений.

Практика. Лабораторная работа: Изучение явления электризации тел. Определение давления ученика на пол. Изучение явления электролиза. Изучение явления испарения. Решение задач.

Тема 7. Экология человека.

Теория. Влияние на человека электрических полей, статического электричества, теплового действия тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния человека. Влияние на здоровье различных шумов. Биологическое действие различных излучений (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского). Особенности действия радиации на живые организмы и защита от нее. Бытовая радиация.

Практика . Лабораторная работа: Проводимость тока человеческим телом. Рефераты по теме: Меры предосторожности при работе с электрическими приборами.

Тема 8. Заключительное занятие.

Теория.  Защита исследовательских работ учащимися.

Методическое обеспечение программы и средства для реализации программы.

Дифференцируемый подход к обучающимся по данной программе вынуждает уделять особое внимание на эксперимент в различных его формах: лабораторные работы, индивидуальные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные задания, в том числе домашние экспериментальные задания. Рекомендуется 60% времени отвести на аудиторные занятия, а 40% на самостоятельную внеаудиторную работу, индивидуальную или групповую проектную деятельность.

Рекомендуется исходить из того, что цель данной программы – не сообщение максимально возможного объема знаний, а обучение самостоятельному поиску знаний, формирование теоретического мышления. Знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся творческого подхода к получению новых знаний.

№п/п

Название тем

Формы проведения занятий

1

Введение в программу.

Беседа, мини-дискуссия.

2

Биосфера.

Беседа, сообщения учащихся.

3

Загрязнение окружающей среды.

Экскурсия в лабораторию.

4

Энергетика.

Лекция, зачет.

5

Рациональное природопользование.

Практическое занятие.

6

Экология человека.

Наблюдение.

7

Заключительное занятие.

Наблюдение, практическое занятие, зачет.

   Методы:

Исследовательский - на экскурсии, где дети знакомятся с формами загрязнителей окружающей среды: воздуха, воды, промышленные загрязнители.

Практический метод- гербаризация растений, составление коллекций, определение растений.

Проектный- составление проектов по охране воды, почв, влияния выхлопных газов на состояние здоровья человека.

Наблюдения- на экскурсиях, в уходе за комнатными растениями

Практикумы: посадка рассады подкормки растений, мониторинги.

Рекомендации:

     а) изучать и осуществлять преемственность в обучении;

     б) учет опыта семейного воспитания

     в) от простого к сложному

Материально-технические условия

    Для проведения практических занятий используются гербарии,     карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы.

Это помогает лучше передавать материал, а учащимся усвоить его.

Информационное обеспечение:

   используются средства ИТК- мультимедийный проектор, видео(ДВД),          телевизор, диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.

Контроль результативности изучения учащимися программы

Для проверки знаний используется:
-Фронтальная беседа
-Мозговой штурм
-Исследовательские работы учащихся

Примерные темы творческих работ учащихся:

  • Магнитное поле земли.
  • Природа парникового эффекта и «озоновых дыр».
  • Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений.
  • Альтернативная энергетика -  «плюсы» и «минусы».
  • Перспективность ядерной энергетики.
  • Физические методы мониторинга состояния окружающей среды.
  • Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса.
  • Экологическая опасность теплоэнергетики.
  • Значение новых источников энергии и новых материалов в хозяйственной деятельности человека.
  • Энергосберегающие технологии при потреблении электроэнергии в жилых и производственных помещениях.

Для выполнения практической части курса используется интерактивные модели с мультимедийных дисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для детей и родителей:

  1. Учебник физики для 7-9 класса. А.В. Перышкин. Москва. «Дрофа». 2006 год.
  2. Учебник физики для 10-го класса. Н.С. Пурешева. Москва. «Дрофа». 2008 год
  3. Учебник физики для 11-го класса. Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцев. «Просвещение» 2004 год.
  4. Учебник по астрономии для 11-го класса. Е.П. Левитан, «Просвещение», 2001 год
  5. Сборник задач под редакцией Лукашика.
  6. Гнедина Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии. Москва. Просвещение 2001 год.
  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: физика. Москва. АСТ 2000  год
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь М, Тайдекс, КО, 2002 г.

Для педагога:

  1. Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс. Москва. Просвещение. 2000 год.
  2. Булат В.А. Оптические явления в природе. Москва. Просвещение. 2001 год.
  3. Л. Гальперштейн. Здравствуй, Физика! Москва Просвещение 2001 год. Школа-Пресс. 2001 год.
  4. В.И. Илькин. Необычные учебные материалы по физике. Москва. Школа-Пресс. 2001 год.
  5. И.Я. Ланина. Внеклассная работа по физике. Москва. Просвещение 2000 год
  6. И.Я. Ланина. Не уроком единым. Москва. Просвещение 2000 год.
  7. К.Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Москва. Просвещение 2000 год.
  8. А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская. Увлекательная физика. Москва. Просвещение 2002 год.
  9.  Н.М. Мамедов «Экологическое образование: концепции и методические подходы»-М., Агенство «Технотрон», 2006 год.
  10. Радченко Т.И. Исследовательская деятельность учащихся в творческом объединении на базе школьного кабинета физики.- Дети, техника, творчество, 2003, №5.
  11. Ш.Г. Зиятдинов, Б.М. Миркин» Экологическая составляющая курса физики», Физика в школе, №3, 2004 год.
  12. Н.А. Ляхова, Экология. Безопасность, Жизнь. Физика, №5, 2005 год.
  13. Мультимедийный диск «1С: образовательная коллекция», « Открытая физика 1.1» под ред. Проф.  МФТИ С.М. Козела.



Предварительный просмотр:

ИКТ на уроке физики

Актуальность

Сегодня в условиях информатизации образования появляются новые современные инновационные технологии, открывающие новые возможности для организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Актуальность использования информационных технологий и возможностей сетей подтверждается стратегическими направлениями развития образования в России. Одна из основных задач, сформулированных в принятой Советом безопасности РФ Стратегии развития информационного общества, заключается в повышении качества образования на основе развития и использования информационных и коммуникационных технологий. Для обеспечения качественных, устойчивых изменений в образовании необходимо системное обновление трех взаимосвязанных элементов: образовательная среда (условия получения образования) – педагогические кадры - образовательные технологии (методы, инструменты). 

Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке физики, их обусловленность

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Причин, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний, к овладению технологией познавательной деятельности (и как следствие потере интереса к предмету), видим несколько:

- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);

- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.; 

Рассмотрим две основные проблемы в преподавании физики:

1) Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают ряд трудностей в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, “прокрутить” с оптимальной для усвоения подачей учебного материала.

2) Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести сложные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести исследовательские работы, требующие более сложного современного оборудования. На помощь приходит ИКТ, которые позволяют проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся и стимулируют учителя к освоению исследовательских проектных методик. Информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать деятельность трудных учеников в подготовке и проведении урока. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов. Сегодня учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Цель: внедрение ЭОР в процесс обучения на уроках физики.

Задачи: Для того чтобы качественно обучать учащихся основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, необходимо:

- знать дидактические возможности компьютера;

- владеть методами использования компьютера в организации обучения;

- уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;

- уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;

- использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.

Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя проходит в три этапа:

  • приобретение базового уровня, т. е. знаний, умений и опыта в использовании средств ИКТ общего назначения;
  • освоение предметно-ориентированного уровня: формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета.
  • реализация необходимости в создании собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - накапливается опыт, т.е. учитель приобретает способность анализировать дидактический потенциал учебных программных средств, оценивать их эффективность, предвидеть результат их использования, вырабатывать методические рекомендации по их использованию.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, надо  использовать информационно-коммуникационные технологии, которые позволят формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволят органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. 

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии используют с разной целью и на различных этапах урока: 

  • иллюстративное, наглядное объяснение материала;
  • самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;
  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных систем;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • дистанционное обучение.

Применение компьютерных моделей на уроках физики при реализации разных методов обучения

Компьютерные модели (КМ) - один из новых видов учебных объектов, которыми обогатилась система средств обучения в современной школе. С момента своего появления КМ очень быстро вошли в состав практически всех цифровых образовательных ресурсов по физике. Базирующиеся, как правило, на качественных физических и математических моделях реальных объектов и процессов учебные компьютерные модели как новое средство наглядности несравнимы по эффективности ни с одним другим цифровым объектом.

Использование материальных или материализованных моделей реальных объектов всегда считалось весьма целесообразным приемом обучения, поскольку обеспечивает более глубокое усвоение главного (существенного) в явлении. КМ в этом смысле не являются исключением. Достоинства компьютерных моделей вполне очевидны. Компьютерные модели позволяют:

  • изучать физические явления и технические объекты на уровне, доступном пониманию, исключая обращение к нередко громоздкому описанию множества деталей и анализу сложных математических выкладок; акцентировать, благодаря упрощенной форме представления явления и эффектам мультимедиа, внимание на главном (существенном) в его содержании;
  • изучать явление в “чистом” виде, точно воспроизводя требуемые условия его протекания;
  • наблюдать явление в динамике (т.е. фиксировать его развитие в пространстве и времени);
  • сопровождать работу модели визуальной интерпретацией закономерных связей между параметрами исследуемой системы в форме динамичных графиков, диаграмм, схем и пр.;
  • осуществлять операции, невозможные в реальности, в частности: изменять пространственно-временные масштабы протекания явления; задавать и изменять параметры исследуемой системы объектов, не опасаясь за ее состояние, а также безопасность и сохранность среды окружения.

Ориентация на обобщённые планы при организации работы учащихся с компьютерными учебными моделями является принципиально важной, т.к. позволяет обучаемым извлечь максимально полную учебную информацию, заложенную в них автором-разработчиком. Работа с такими инструкциями в достаточно скором времени приводит к формированию у учащихся общих подходов к изучению (исследованию) компьютерных моделей и становлению обобщенных умений. Не менее важно целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно строить ответ по тексту, включающему компьютерные модели на основе соответствующих обобщенных планов, и воспроизводить по ходу ответа важнейшие этапы работы моделей в виде рисунков.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

 

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от “живого” эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов

Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Итогом работы является более глубокое понимание учащимися сущности физических явлений, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Применение современных ИКТ на уроках физики раскроет новые возможности в обучении, позволят развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению и, таким образом, способствует формированию “Я-концепции” ребенка и определяет перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни.

Прогнозируемые результаты.

Перспективы использования ИКТ на уроках физики, на мой взгляд, следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Библиографический список.

  1. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с. (http://www.lbz.ru/books/264/5107/).
  2. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.В. Смирнов – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 240.
  3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
  4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: Монография.ю – Волгоград: Перемена,2000.
  5. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...