Конспект урока "Измерение массы тела разными способами"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Филиппова Александра Петровна

Конструирование урока по ФГОС. Открытый проектный урок "Измерение массы тела разными способами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_izmerenie_massy_tela_raznymi_sposobami_8_kl.docx834.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Измерение массы тела разными способами»

Предмет: Физика        

Класс: 8б        

Учитель: Филиппова А.П. 

        Цель урока: создать условия для практического применения знания о массе тела.

        Задачи урока:

  • Образовательные: подвести учащихся к практическому умению для определения массы тела разными способами.
  • Развивающие: способствовать формированию умения закреплять знания на основе расширения способа действий.
  • Воспитательные: формировать работу в группах.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Техническое обеспечение урока: презентация «Как измерить массу тела».

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Целеполагание.
  3. Реализация проекта. Выполнение исследовательской работы.
  4. Рефлексия.
  5. Итог урока.
  6. Задание на дом.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализа-ция знаний

  1. Что вы видите на картине? Что такое взаимодействие тел?

  1. Что такое инертность?

  1. Что такое масса тела?

  1. Какой буквой обозначается масса тела?
  2. Какая единица массы в СИ?
  3. Каким прибором можно измерить массу тела?

Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Все измерения можно разбить на два типа: прямые и косвенные.

Прямые - это измерения, при которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных.

Косвенные - это измерения, при которых значение величины определяют на основании известной зависимости между искомой величиной и величинами, значения которых находят прямыми измерениями.

На уроках физики в 7 классе вы выполняли лабораторную работу «Измерение массы тела на рычажных весах», где научились пользоваться рычажными весами и определять массу тел прямым способом. Можно ли измерить массу тела другими способами?

  1. - оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют.

  1. - для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии тел. Это свойство называется инертностью.
  2. - масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.
  3. - обозначение массы тела – m.
  4.  [m]=кг
  5. - массу тела измеряют весами.

Целепола-гание

Предположения о цели и задачах урока.

Измерение массы тела весами это прямое измерение. А есть ли другие способы измерения массы тела? Массу тела можно определить косвенно. По какой формуле определяют массу тела?

Например: m=ρV,  зная плотность вещества из таблицы, измерив объем тела можно определить массу тела.

Формулируют цели урока и ставят задачи.

Тема урока: Измерение массы тела разными способами.

Цель урока: Научиться определять массу тела разными способами.

Задачи урока:

1.        Экспериментально доказать различные способы определения массы тела.

  1. Систематизировать полученные знания.

Этап реализации проекта

Организация групповой работы. Раздача заданий 5 группам.

  1. Задание 1 группе. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Задание 2 группе. Измерение массы тела на рычажных весах.
  3. Задание 3 группе. Определение массы тела с помощью мензурки.
  4. Задание 4 группе. Определение массы тела с помощью динамометра.
  5. Задание 5 группе. Определение массы тела с помощью рычага.

Работа по группам. Выполнение исследовательской работы.

Рефлексия

Выступление учащихся по результатам своих работ в группах.

Оценивание выступлений учащимися другой группы.

Итог урока

Вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли решить их? Добились ли мы своей цели?

Снова формулируют задачи урока, делают выводы о выполнении. Подводят итог.

Приложение

Исследовательская работа

Задание 1 группе.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Приборы и материалы: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр.

ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ

  1. Перед тем, как производить взвешивание необходимо весы уравновесить, если они не уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить, например, полоски бумаги.
  2. Взвешиваемое тело обычно кладут на левую чашку весов, а гири на правую.
  3. Взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты во   избежание порчи весов.
  4. Не следует взвешивать тела большей массы, чем указанная на весах предельная нагрузка.
  5. На чашки весов не следует класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
  6. С разновесом нужно обращаться очень аккуратно: упавшую гирьку бывает найти очень сложно. Мелкие разновесы нужно брать только пинцетом.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, равную или немного большую, чем масса взвешиваемого тела (массу оценивают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в пенал, если же не перетянет - оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д.  пока будет достигнуто равновесие.

Добившись равновесия, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Потом переносят гири с чашки весов в пенал.  Проверяют, все ли гири положены в пенал, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте. Только после этого пенал закрывают.

При выполнении лабораторных работ в школе используется тип весов - учебные весы. Как устроены учебные весы? Главной частью весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка-указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.

Учебные весы с набором гирь.

Ход работы.

  1. Придерживаясь правила взвешивания измерьте массу алюминиевого цилиндра.
  2. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Масса тела m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 1 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните правило взвешивания на весах.
  4. Покажите результат работы.
  5. Сделайте вывод.

Дополнительное задание: Как правильно выбрать кухонные весы. Подготовить сообщение.

Экспертный лист

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Самооценивание:
  1. У
  2. У
  3. У
  4. У
  5. У
  6. У

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

Исследовательская работа

Задание 2 группе.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Приборы и материалы: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр.

ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ

  1. Перед тем, как производить взвешивание необходимо весы уравновесить, если они не уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить, например, полоски бумаги.
  2. Взвешиваемое тело обычно кладут на левую чашку весов, а гири на правую.
  3. Взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты во   избежание порчи весов.
  4. Не следует взвешивать тела большей массы, чем указанная на весах предельная нагрузка.
  5. На чашки весов не следует класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
  6. С разновесом нужно обращаться очень аккуратно: упавшую гирьку бывает найти очень сложно. Мелкие разновесы нужно брать только пинцетом.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, равную или немного большую, чем масса взвешиваемого тела (массу оценивают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в пенал, если же не перетянет - оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д.  пока будет достигнуто равновесие.

Добившись равновесия, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Потом переносят гири с чашки весов в пенал.  Проверяют, все ли гири положены в пенал, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте. Только после этого пенал закрывают.

При выполнении лабораторных работ в школе используется тип весов - учебные весы. Как устроены учебные весы? Главной частью весов является коромысло. К середине коромысла прикреплена стрелка-указатель, которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки.

Ход работы.

  1. Придерживаясь правила взвешивания измерьте массу алюминиевого цилиндра.
  2. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Масса тела m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 2 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните правило взвешивания на весах.
  4. Покажите результат работы.
  5. Сделайте вывод.

Дополнительное задание: Как правильно выбрать напольные весы. Подготовить сообщение.

Экспертный лист

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Самооценивание:

1)        У

2)        У

3)        У

4)        У

5)        У

6)        У

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

Исследовательская работа

Задание 3 группе.

Определение массы тела с помощью мензурки.

Приборы и материалы: Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, тело (алюминиевый цилиндр), нить.

Ход работы.

  1. Определите по таблице плотностей (в  ) плотность алюминия ρ.
  2. Определите цену деления измерительного цилиндра.
  3. Измерьте объем твердого тела с помощью мензурки:

V=V2 – V1

V1 – объем воды, V2 – объем воды и тела. (1мл = 1см3).

  1. Рассчитайте массу алюминиевого цилиндра по формуле m=ρV.
  2. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Плотность

ρ,

Объем V1, см3

Объем V2, см3

Объем V, см3

Масса тела

m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 3 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните правило определения цены деления прибора.
  4. Покажите результат работы:

- плотность алюминия по таблице равна:

- цена деления данного измерительного цилиндра (мензурки) равна:

- объем тела равна:

- масса тела равна:

  1. Сделайте вывод.

Экспертный лист

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Самооценивание:

1)        У

2)        У

3)        У

4)        У

5)        У

6)        У

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

Исследовательская работа

Задание 4 группе.

Определение массы тела с помощью динамометра.

Приборы и материалы: динамометр, тело (алюминиевый цилиндр).

Ход работы.

  1. Определите цену деления динамометра.
  2. Измерьте вес тела с помощью динамометра.
  3. Рассчитайте массу тела по формуле   ().
  4. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Ускорение свободного падения  g ,

Вес тела Р, Н

Масса тела m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 4 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните правило определения цены деления прибора.
  4. Покажите результат работы:

- цена деления данного динамометра равна:

- вес тела равна:

- масса тела равна:

  1. Сделайте вывод.

Экспертный лист

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Самооценивание:

1)        У

2)        У

3)        У

4)        У

5)        У

6)        У

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

Исследовательская работа

Задание 5 группе.

Определение массы тела с помощью рычага.

Приборы и материалы: штатив с лапкой, рычаг, набор грузов с массой 102 г., динамометр, тело (алюминиевый цилиндр).

Ход работы.

  1. Собрать штатив, закрепить рычаг.
  2. Уравновесить рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
  3. Подвесьте тело на левой части рычага на расстоянии 15 см от оси вращения.
  4. С помощью динамометра определите какую силу нужно приложить на расстоянии 15 см от оси вращения, чтобы удержать рычаг в равновесии.

  1. Пользуясь правилом равновесия рычага   определите силу, действующую на тело, массу которого определяем.
  2. Рассчитайте массу тела по формуле   ().
  3. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Сила F1, на левой части рычага, Н

Плечо l1, см

Сила F2, на правой части рычага, Н

Плечо l2, см

Масса тела m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 5 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните правило равновесия рычага.
  4. Покажите результат работы:

- сила, действующая на тело равна:

- масса тела равна:

  1. Сделайте вывод.

Экспертный лист

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Выступление:

  1. Ответы на вопросы:

Итог:

  1. Самооценивание:

1)        У

2)        У

3)        У

4)        У

5)        У

6)        У

Исследовательская работа

Задание 6 группе.

Определение массы тела.

Приборы и материалы: динамометр, стакан с водой, тело (алюминиевый цилиндр).

Ход работы.

  1. Определите цену деления динамометра.
  2. Измерьте вес тела в воздухе с помощью динамометра.
  3. Опустите тело полностью в воду и измерьте вес тела в воде.
  4. Рассчитайте выталкивающую силу  F=Р1 - Р2,

Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в воде. F=FA

  1. Зная формулу архимедовой силы ,  , рассчитайте объем тела .
  2. Определите по таблице плотностей (в ) плотность алюминия ρ.
  3. Рассчитайте массу алюминиевого цилиндра по формуле m=ρV.
  4. Результаты запишите в таблицу:

Физическое тело

Вес тела в воздухе Р1, Н

Вес тела в воде Р2, Н

Выталкивающая сила F, Н

Объем тела Vт, м3

Масса тела m, кг

Масса тела m, г

Алюминиевый цилиндр

  1. Сделайте вывод.
  2. Оформите отчет:

Отчет 5 группы

  1. Состав группы (фамилия, имя участников группы).
  2. Распределение работы (фото работы группы).
  3. Объясните возникновение выталкивающей силы.
  4. Покажите результат работы:

- выталкивающая сила равна:

- объем тела равна:

- масса тела равна:

  1. Сделайте вывод.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"

В  помощь  аттестующимся  преподавателям...

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов"

Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"...

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

Конспект урока и презентация предназначены для проведения урока физики в 7 классе....

Конспект урока "Масса тела"

Данная разработка предназначена для изучения темы "Масса тела" по физике 7 класс....

Конспект урока "Масса тела"

Урок физики в 5 классе по програме Гуревича «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» . Можно использовать  в 7 классе...