Внеклассное мероприятие "Удивительный мир науки в экспериментах" для 5-6 классов
методическая разработка по физике (7 класс)

Ринчинова Надежда Гомбоевна

Мастер- класс для 5-6 классов «Удивительный мир науки в экспериментах» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_nauki_v_eksperimentah.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ринчинова Надежда Гомбоевна, учитель физики

МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

Разработка внеклассного мероприятия «Удивительный мир науки в экспериментах»

     Индивидуально-ориентированный подход в процессе обучения позволяет мне выявлять детей, проявляющих интерес к физике, и это показывает на кружковой работе «Физика вокруг нас». Я хочу представить разработку внеклассного  мероприятия «Удивительный мир науки в экспериментах».  Мероприятие задуманное мною с целью разжечь любознательность младших школьников к науке физике, началось с  экскурсии  в  кабинет  физики. Мероприятие  прошло в рамках недели естественно-математического цикла. Предварительно кружковцы,  это  учащиеся  6-7  классов подготовили  опыты,  доказывающие  физические  явления.  Были  приглашены  учащиеся начальной школы с классными руководителями, учителя  МО естественно –математического цикла.

Цель.  Это  мероприятие  задумано  мною  с  целью  осуществления  первого  знакомства младших школьников с наукой физикой.

Оборудование и материалы: Электрофорная  машина,  электростатические  султанчики,  стеклянная  и  эбонитовая палочки, пенопласт, 2-е литровые банки, 1-а 2-ух литровая банка, воздушные шары  (3шт.),  соль,  спички,  бумага,  2-а  яйца,  открытка,  иголка,  растительное  масло(20гр.),  монета,  маятники(пружинный  и  математический),  термометр,  2-а  стакана.

Предварительная работа.

легенда  об  открытии  электризации  (см.  приложение  1);  физические  загадки (см.  приложение  2);  шуточные  задания(см.  приложение3);  игра  «Кто  быстрее» (см. приложение 4)

Предисловие

    В настоящее время у родителей и детей вырос спрос  углубленного изучения английского языка и  информационных технологий и несколько потерян интерес к изучению таких предметов, как физика, химия, биология.

   А ведь уже в начальной школе происходит знакомство учащихся с основными явлениями природы и такими  элементарными приемами научного метода исследования, как наблюдение, описание увиденного, выявление закономерностей.

  Именно естественные науки способны развивать детей и формировать  глубокие и прочные знания.

  Физика не может быть неинтересной! В этом я уверена и в  этом же пытаюсь убедить своих учеников.

Вступительное слово учителя

Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню.

Дай сделать мне, и я пойму.

Сократ

   Опыт-источник физического знания и критерий его достоверности. «Познание начинается с  удивления»,  -эта  древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться-   великий дар природы, который помогает не только учиться, но и жить.

   Опыты, которые вы сегодня увидите просты, но явления, на которых они основаны, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Более подробно вы с ними познакомитесь при непосредственном изучении физики в 7  классах. Простые опыты принято называть научными развлечениями.

   Почему развлечениями?  спросите вы, потому что во всех практически опытах, которые сегодня будут показаны, есть что-то неожиданное, подчас необъяснимое, фокусное.

   Для проведения опытов понадобится хорошее настроение и то, что есть под рукой, -стаканы, банки, монетки, открытки, иголки, а так же многое другое, что есть в нашем кабинете физики.

«Многознание ничему не научает»- сказал древний философ. Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы.  Именно это стараются  делать  юные  физики-  лаборанты,  которые  будут мне сегодня помогать:

Ход мероприятия

Выходят ведущие Ведущий№1

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

Ведущий№2

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться ,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал,

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Ведущий №1

Физика-какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук

Физика-опора и основа

Всех без исключения наук!

Ведущий №2

Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному

человеку.

Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.

Физики - очень любознательные люди.

Ведущий №1

Сегодня, я надеюсь здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с Вами на экскурсию «Физика вокруг нас».

Ведущий №2

Физика. Что это за наука? Что она изучает?

Физика изучает различные явления природы. Зная физику, можно ответить на многие вопросы, например: «Как устроен утюг? Что такое радуга?» и так далее.

Сегодня мы чуть-чуть приоткроем завесу таинственности этого интересного предмета.

Ведущий №1 

Мы  сейчас отправимся на первую страницу журнала «Физика вокруг нас», «Загадочная электризация»

Учащимся  класса  рассказывается  легенда  об  открытии  электризации.(см.приложение 1).

Легенда об открытии электризации

  Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон" -  что значит "солнечный камень". Способность янтаря электризоваться была известно давно.  Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ  древности  Фалес  Милетский.  Вот как об этом рассказывает легенда.

   Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретене в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного платья и заметила, что  к  веретену  пристало  насколько  шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к своему отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый  же  раз,  как  к  пристани  Милета  подошел  корабль  финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.

Опыт№1.  Проведем опыт, подобный опыту дочери Фалеса. Для этого возьмем эбонитовую палочку (вместо янтарной). Натрем ее шерстяной тканью. Поднесем натертую палочку к пенопластовым маленьким шарикам. Мы  увидим, что к  палочке они притянулись. Это значит, что палочка, потертая о шерсть, наэлектризовалась. Проверим, наэлектризуется ли стеклянная палочка, потертая о шелковую ткань или  о  бумагу.  (Предложить это  сделать  кому-то  из  учащихся   класса.).  Значит, и стеклянная, и эбонитовая, и янтарная палочки, потертые о  ткань, наэлектризовываются.

Опыт№2.  Зарядить  электростатические  султанчики  с  помощью  электрофорной  машины. Листочки приборов расходятся, так как  каждый из них зарядился одинаковым

зарядом.

Опыт№З.  Зарядить электростатические султанчики с помощью электрофорной машины разноименными зарядами. Листочки приборов притягиваются друг к другу.

Вопрос учащимся. Где в жизни вы сталкивались с явлением электризации?

(Различные  ответы:  поглаживая  кошку,  снимая  шерстяную  одежду,  расчесываясь.)

Ведущий №2

-  А сейчас мы откроем следующую страницу нашего журнала под названием «Молекулы»

Опыт№1. Подводная лодка из яйца.

    Возьмите 2 банки литровые. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор из поваренной соли (4 столовые ложки на 1 л  воды). Опустите туда второе яйцо -   оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из двух маленьких банок,  можно  получить  такой  раствор,  в  котором  яйцо  будет  ни всплывать,  ни  тонуть.  Оно будет держаться, как  подвешенное,  посреди  раствора. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт№2. Шарик в банке.

Газовый закон, открытый французским ученым Шарлем, утверждает: чем  выше температура газа при постоянном давлении  и неизменной массе, тем больший объем оно занимает. Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы  размер  шарика  с  водой  стал  немного  больше  горловины  двухлитровой стеклянной банки. Надежно завязываем шарик.  Поджигаем листок бумаги и бросаем в банку. Кладем шарик на горловину банки. Наблюдение. Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.

Опыт №3 Яйцо в бутылке

Приборы и материалы: Яйцо.Бутылка.Спичечный коробок и спички.

Начинаем эксперимент:

1.  Сварите яйцо вкрутую (После того как вода закипела, оставьте яйцо в воде

на 5-7 минут).

2.  Охладите яйцо и снимите с него скорлупу.

3.  Поставьте пустую бутылку на ровную поверхность.

4.  Бросьте зажжѐнную спичку в бутылку, прежде чем поместить яйцо в горлышко бутылки.

Примечание:

Используйте бутылку с горлышком, которое более узким, чем обхват яйца.

Опыт № 4 «Яйцо в бутылке» отлично демонстрирует эффекты изменений в давлении воздуха. Когда Вы бросаете зажженную спичку в бутылку, прежде чем поместить туда яйцо, пламя сжигает весь кислород в бутылке. Это создает вакуум в бутылке, который засасывает яйцо в бутылку.

Приложение 3

Шуточные задания

1.Кто был первой летчицей?  (баба-яга)

2.3ачем вода в стакане?(за стеклом)

3.Профессор ложится спать в 8ч вечера и заводит

механический будильник на 9ч утра. Сколько часов проспит

профессор?(1 час)

4.Вы- пилот самолета. Самолет совершает рейс из Белгорода в Москву. Средняя скорость самолета зоо км/ч, высота полета над уровнем моря 7000м, количество пассажиров 127 человек. Сколько лет пилоту?  (столько, сколько вам)

5.В каком месяце 28 дней?  (в каждом)

6.От чего утка плавает? (от берега)

7. Человек зашел в темную комнату, на столе стояли свеча и керосиновая лампа. Что он зажег вначале? (спичку)

8.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет летать)

9. Как называется летательный аппарат Бабы- Яги?(ступа)

Опыт№5. (фокус) « Прилипшая открытка».

На  стакан  с  водой  положить  открытку.  Придерживая  ее  рукой,  стакан  осторожно перевернуть. Открытка «прилипает» к стакану.  (Снаружи на открытку действует давление со стороны воздуха, оно больше давления воды в стакане).

Опыт№6. Как достать монету из воды, не замочив рук?

Положим монету на дно тарелки и зальем ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложим в комок небольшой клочок  газеты, подожжем его, бросим в пол- литровую банку и сразу же поставим ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь  потухнет. Нагретый воздух  выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки  вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Опыт№7. Фокус с иголкой

В тонкий прозрачный стакан налейте холодную воду, затем возьмите иголку и аккуратно  положите  ее  на  поверхность  воды.  Иголка  плавает.  Выньте  иголку, протрите ее платком, объясняя при этом: "Чтобы иголка была сухой!" и передай-те зрителям. Зрители попытаются повторить опыт, но иголка тонет. Снова возьмите иголку, протрите ее платком и положите на поверхность воды  - иголка плавает( пробуют выполнить учащиеся )

Секрет фокуса. Чтобы иголка плавала, необходимо ее поверхность сделать не смачиваемой, т.е.  смазать, например, маслом. У вас на платке должны быть жировое пятно и пятно от спирта или одеколона. Таким образом, вы заранее определяете поведение иглы.

Учителем по ходу проведения опытов задаются вопросы лаборантам.

Например:

1)Почему, купаясь в море, вы можете поднять на руки взрослого человека?

(Потому, что вода соленая в море. На человека действует выталкивающая сила).

2)Что напоминает вам опыт «Шарик в банке»?

(Когда человек болеет воспалением легких ему ставят банки на спину. Эффект примерно тот же.)

Опыт №8 «Диффузия в жидкостях»

Приборы и материалы: 2 стакана; холодная вода, горячая вода, красящее вещество.

Диффузия –  явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества в молекулы другого.В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но

различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.  Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).

Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.

Разминка (см. приложение 2)

Физические загадки

1.Красивое коромысло над лесом повисло? (радуга)

2.Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет,

Без языка кричит.( эхо )

З.Чего в избе не видно?  (воздух)

4.   В круглом домике, в окошке,

Ходят сестры по дорожке.

Не торопится меньшая,

Но зато спешит старшая. (часы)

5.   Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.(весы)

6.   Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.(запах)

7.   То справа, то слева, то за спиной Идет она рядом со мной. (тень)

8.   Чудо- птица- алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (ракета)

9. Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (гром, молния, дождь)

10.На дворе горой, а в избе водой. (снег)

11. Привела я солнце

За свое оконце,

К потолку повесила,

Стало в доме весело.(лампочка)

Ведущий №1

- Мы откроем следующую страницу «  Занимательная механика»

Опыт № 1. Фокус с монеткой

На стакан положить открытку. На нее -  монету (она должна быть достаточно тяжелой). Ударить щелчком по открытке. Монета должна упасть в стакан. Объяснить это можно явлением инерции.

Игра «Кто быстрее» (см. приложение4)

Приложение 4

Игра «Кто быстрее?»

Присутствующие делятся на две команды с одинаковым количеством человек. Каждой команде дается стакан с холодной водой. Необходимо как можно быстрее своими руками нагреть воду, передавая стакан с водой друг другу. После измерить температуру воды градусником. Та команда, у которой вода окажется теплее, является победительницей.

Опыт № 2«Надуваем воздушный шарик»

Насыпаем чайную ложку соды внутрь воздушного шарика. Наливаем уксус в бутылку.

Надеваем  шарик  на  горлышко  бутылки  с  уксусом  и  высыпаем  содержимое шарика в бутылку.

Заключительное слово учителя

Закрыта последняя страница нашего импровизированного журнала.  Впереди у вас изучение нового предмета -   физики. Надеемся, что сегодняшняя встреча вам понравилась. Я предполагаю, вы убедились в том, что удивительное рядом, его только нужно рассмотреть повнимательнее.

Давайте же чаще удивляться и задавать себе вопросы: «Что это такое?», «Почему это произошло?». И если ответ не будет найден, вы приходите в кабинет физики и мы попытаемся разобраться общими усилиями. Успехов вам в изучении физики!

Приложение 1.

Легенда об открытии электризации

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск "электрон"-  что значит "солнечный камень". Способность янтаря электризоваться была известно давно.  Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ  древности  Фалес  Милетский.  Вот как об этом рассказывает легенда.

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено  в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного  платья  и  заметила,  что  к  веретену  пристало  насколько  шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она  принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось  веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к своему отцу. Фалес понял, что причина в  веществе, из которого сделано веретено,  и  в  первый  же  раз,  как  к  пристани  Милета  подошел  корабль  финикийских купцов,  он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес»

Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Поэтому цель внеклассного мероприятия: пробудить у школьников интерес к предмету, рас...

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес!" для 4-6 классов

Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к нау...

Внеклассное мероприятие "Чудесная наука-химия!" 8 класс

Внеклассное мероприятие "Чудесная наука-химия!" 8 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 7-9 классов по теме "Химия - наука чудес"

Мероприятие способствует пробуждению  у обучающихся познавательного  интереса к химии, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельное изучение нового предмета....

Внеклассное мероприятие по математике "Математика - царица всех наук" для учащихся 7-8 классов

Без математики невозможно представить развитие других наук, но и сама математика многим обогащается, взаимодействуя с другими отраслями....