Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс)

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlakova_m.a.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бурлакова Марина Александровна

Предмет: Физика.

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема: «Источники света. Распространение света»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цель урока: Ввести понятие источника света и познакомить учащихся с прямолинейным распространением света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.

  • Дидактические цели

 - формирование физической  грамотности;

 -  формирование критического мышления;

 -  формирование навыков работы в команде

  • Методические задачи

 -  научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов;

 - способствовать развитию интереса к физике, как учебному процессу.

 -   научить применять новые компьютерные технологии

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Личностные УУД: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Основные понятия: «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», «точечный источник света»,  «тень»,  «полутень»,» «оптические явления»,  «геометрическая оптика».

        

N

п/п

Этап урока, время (мин.), задачи

Методы и приемы работы

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущ.

учебные действия

Форми

руемые способы действий

Осущ.

учебные действия

Форми

руемые способы действий

Осущ.

учебные действия

Форми

руемые способы действий

1

Организационный

 (2 мин.)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Устное сообщение учителя,

Объявление темы и плана урока

Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока, знакомит учащихся с  планом урока.

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

фронтальная

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодей

ствуют с учителем

Слушание учителя

Целепола

гание

Умение настраи

ваться на занятие

2

Актуализация знаний (8 мин)

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся

Беседа, эксперимент, метод иллюстраций

Какую роль играет  свет в нашей жизни?

Задание: Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?

Слайд 2  ЦОР 1

Задание:Какие примеры световых явлений приведены на слайде?

Приведите свои примеры световых явлений?

Какая наука изучает световые явления?

Организует диалог с учениками на основе эксперимента, формулирует вопросы по слайду 2, корректирует ответы учащихся

Проводят опыт, смотрят и отвечают на вопросы

(фронтальная

парная)

Выполняют самостоятельно задание

Компетенция обучающихся в области физики

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимокон

троль выполнения задания в парах.

Самоконтроль

Регуляция учебной деятельности.

3

Введение нового материала (20 мин)

Знакомство с терминами «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», классификация источников света

Знакомство с терминами «точечный источник света»,  «тень», «полутень», доказательство прямолинейного распространения света, объяснение природы солнечных и лунных затмений

Объяснение,   эксперимент, методы иллюстраций и демонстраций, упражнения.

Слайд  3 ЦОР 1

Задание: запишите определение света, назовите последовательность цветов по порядку

Слайд 4ЦОР 1

Задание: запишите определение источника света, оформите в тетради схему с примерами, добавьте в схему свои примеры

Слайд 5 ЦОР 1+демонстрация лампочки и фонарика

Задание:Зарисуйте в тетради световой пучок и световые лучи

Слайд 2  ЦОР 2 или проведение этого опыта при наличии оборудования

Задание:Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Слайд 3 ЦОР 2

Задание:Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто

этот закон сформулировал?

Слайд 4 ЦОР 2

Задание на интерактивной доске для одного ученика: Перемести предметы на подставку и посмотри, что будет на экране. Что мы видим? Запишите определение

Слайд 5 ЦОР 2

Задание: Почему мы видим четкую тень? Запишите определение точечного источника света. Какие примеры точечных источников света можно привести?

Слайд 6 ЦОР 2

Задание на интерактивной доске для одного ученика: Перемести предметы на подставку и посмотри, что будет на экране. Что мы видим? Что такое полутень?

Слайд 8 ЦОР 2

Задание: Запишите отличия лунного и солнечного затмений

Объясняет новый материал, используя материалы ЦОР 1 как основу для презентации, демонстрирует источники света, задает вопросы

Объясняет новый материал, используя материалы ЦОР 2 как основу для презентации, экспериментально доказывает прямолинейное распространение света, задает вопросы, контролирует выполнение задания на интерактивной доске

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в

тетради, наблюдают, отвечают

на

вопросы,

рисуют,

приводят

свои примеры

(фронтальная и индивидуальная формы работы)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, приводят свои примеры, выполняют задания на интерактивной доске, комментируют свою работу

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение

за

физическим экспери

ментом учителя,

за

материалом ЭОР.

Работают

с

материалом учебника, выделяют существенную информацию

Формиро

вание исследова

тельских действий, исследова

тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы

Объединяют усилия

на

решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент

Согласования усилий

по

решению учебной задачи, договари

ваться

и приходить

к

общему мнению

в

совместной деятельности, учитывать мнения

 других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимо

контроль

Умение слушать

в

соответствие

с

целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие

и

сохранение учебной цели

и

задачи. Уточнение

и дополнение

высказываний обучающихся

4

Первичное закрепление материала (8 мин)

Первичное закрепление знаний учащихся по теме урока

Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль,

работа в парах

ЭОР 4

Задание: выполнить 9 тестовых заданий, проверить себя

Организует работу в парах за компьютерами, инструктирует по работе с ЭОР, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания в парах, проверяют себя

Выполняют самостоя

тельно

задание

Компетенция обучающихся в области физики

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимо

контроль выполнения задания в парах.

Самоконтроль

Регуляция учебной деятельности

5

Выполнение учащимися контрольного задания

 (3 мин)

Проверка усвоения нового материла

Прием «Составление кластера»,

Задание: на доске составить кластер по ключевому слову «Свет» (работают все, 1 ученик фиксирует слова)

Напоминает, что такое кластер, называет ключевое слово, корректирует ответы учеников

1 ученик пишет на доске, остальные высказывают идеи по данной теме, составляют кластер

фронтальная и индивидуальная формы работы

Выполняют самостоя

тельно

задание

Выделение существенной информации. Логические умозаклю

чения.

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Участвуют

в обсуждении

во

фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания заданий

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля

и взаимоконтроля.

6

Подведение итогов(2 мин)

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке

Беседа

Обсуждение кластера

Рефлексия по уроку:

  1. Что нового узнали?
  2. Что понравилось на уроке?
  3. Что было самым трудным?

Выводы по уроку

Анализирует получившийся кластер, задает вопросы, формулирует выводы

Высказывают свое мнение

Рефлекси

руют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формули

ровать собственное мнение

Само

регу

ляция

эмоциона

льных

и функцио

нальных состояний.

Саморегуля
ция

7

Постановка домашнего задания (2 мин)

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Устное сообщение учителя

ЭОР 3

Задание: проведите 3 опыта дома, ответьте на  вопросы, зафиксируйте результаты опытов и выводы в тетради

Инструктирует по работе с ЭОР 3, формулирует задание, комментирует его

Воспринимают информацию, фиксируют задание

Слушают учителя

и

записывают домашнее задание

в дневнике.

Выделение существенной информации из

слов

учителя.

Взаимодей

ствуют

с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности

Регуляция учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"

Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...

Методическая разработка урока физики по теме: «Отражение света. Плоское зеркало»

Цели урока:повторить особенности распространения света на границе раздела двух сред; сформулировать законы отражения;научить учащихся проверять эти законы экспериментально;сформировать понятие пл...

Источники света. Распространение света (8 класс)

Петрвый урок главы "Световые явления" по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс...

Технологическая карта урока Тема: Источники света. Распространение света.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)Образовательные: сформировать у учащихся понятие света, представление о естественных и искусственных источниках света; показать путем наблюдени...