Технологическая карта урока Тема: Источники света. Распространение света.
план-конспект урока по физике (8 класс)

Дагбалдай Чойгана Рудольфовна

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: сформировать у учащихся понятие света, представление о естественных и искусственных источниках света; показать путем наблюдения прямолинейное распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.                                                                                                                   Развивающие: развивать навыки учащихся в работе учебным материалом, умения анализировать и делать выводы, создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

Воспитательные: содействовать  воспитанию у  обучающихся    уверенности  в  познаваемости окружающего мира; способствовать воспитанию у обучающихся  таких качеств как самостоятельность, терпение,  взаимоуважение; воспитывать   коммуникативную культуру школьников.                                                               

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Источники света. Распространение света.

Описание урока/занятия

Предмет

Физика

Класс

8

Тема

« Источники света. Распространение света».

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Дагбалдай Чойгана Рудольфовна, учитель физики и информатики.

Образовательная организация

ГБОУ «Аграрная школа-интернат Республики Тыва»

Район

Улуг-Хемский

Город/поселение

С. Ийи-Тал

Тип урока 

Урок  "открытия нового знания"

Время реализации урока 

проведение  урока  –  45  минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: сформировать у учащихся понятие света, представление о естественных и искусственных источниках света; показать путем наблюдения прямолинейное распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.                                                                                                                   Развивающие: развивать навыки учащихся в работе учебным материалом, умения анализировать и делать выводы, создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

Воспитательные: содействовать  воспитанию у  обучающихся    уверенности  в  познаваемости окружающего мира; способствовать воспитанию у обучающихся  таких качеств как самостоятельность, терпение,  взаимоуважение; воспитывать   коммуникативную культуру школьников.                                                                

Планируемые результаты

Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об источниках света, законах распространения света; сформировать умения объяснять причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений; формировать умение проводить опыты, объяснять результаты исследований.

Личностные: формируют ответственное отношение к учению и коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:

 Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; строят логические цепи рассуждений; производят  анализ и преобразование информации.

Коммуникативные: формируются речевые умения:  учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться  знаниями  между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: учатся  определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Дидактическая структура урока

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Структура урока выстроена с позиции системно-деятельностного подхода. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся самостоятельно выдвигают возможные пути решения, планируют деятельность. Ученики самостоятельно обрабатывают информацию по учебным вопросам. Во время работы в группе происходит развитие коммуникативных навыков учащихся.

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Презентация

Ресурсы, оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, экран, презентация,   опорные конспекты для учеников, инструкции к опыту для учащихся

Список учебной и дополнительной литературы

Физика. 8 класс. Учебник А. В. Перышкин, – М.: Дрофа , 2019

Физика. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина. 8 класс. Н.В. Филонович.  М. Дрофа. 2020

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=5&Itemid=94 –Наглядная физика.
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C2%E8%E4%E5%EE%F0%EE%EB%E8%EA+-+%E0%ED%E8%EC%E0%F6%E8%FF+%22%D1%EE%EB%ED%E5%F7%ED%FB%E5+%E7%E0%F2%EC%E5%ED%E8%FF%22+%28N+186345%29&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog&rubric_id=110355&rub_guid%5B%5D=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786 school-collection

Используемые педагогические технологии, методы и приемы 

Технологии: Технология развития критического мышления, ИКТ-технологии, технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Этап/время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

(Стадия вызова)

Мотивационный этап (2мин)

Этап актуализация (5мин)

Демонстрация явления

− Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на этом уроке, и прошу всех вас улыбнуться друг другу, и мысленно пожелать успехов и себе и одноклассникам. Пусть сегодня урок принесет всем хорошее настроение. Сегодня нас ожидает много нового и интересного.

Я предлагаю вам отгадать загадки, ответы к загадкам помогут понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, и сформулировать тему урока. У вас на столах есть опорные конспекты, запишите, сегодняшнюю дату, в опорные конспекты, И так начнем.

Загадки:

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?
    (Солнце)
  2. Таять может, да не лед.
    Не фонарь, а свет дает. (свеча)
  3. Вдруг зажегся на травинке, настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке, сел на травку …

(светлячок)

  • Какие ассоциации возникают у вас услышав эти слова?

 солнце, свеча, светлячок от них исходит свет значит они  являются ….

Показ демонстрации с лазером:

  • У меня в руках лазер, он так же является …чем?
  • Я ее включу, и что вы замечаете?

  • А вы заметили луч лазера, между лазером и точкой на стене?

А если сделать так? Распыляет тальк.

Это происходит потому, что мы можем видит свет только тогда он отражен из некоторого объекта.

  • Вы заметили какой вид имеет луч, как он распространяется?

  • А теперь попробуйте озвучить тему сегодняшнего урока

Корректирует тему. «Источники света. Распространение света»

Так мы сформулировали тему, теперь определим цель урока.

Что вы должны узнать на этом уроке?

Сейчас я предлагаю поучаствовать в игре «Верю – не верю».

Прочитав утверждения в опорных конспектах, вы даете ответ «ДА», если вы согласны с этим утверждением, и «НЕТ» если вы не согласны. На это вам дается 1 минута.

Все время вышло.

А правильные ответы на эти утверждения вы узнаете, прочитав текс.

Класс, заранее, делятся на 3 группы

Настраиваются на работу.

 

Смотрят слайды

Высказывают свое мнение.

Предлагают варианты  

(свет)

… источниками света.

… источниками света.

Точку на стене

Нет

По прямой линии

Предлагают варианты тем урока.

Определяют тему урока и записывают ее.

 Узнать что такое свет, источники света. Распространение света

Отвечают на утверждения в таблицах ответа игры

Изучить узнать эти понятия и явления.

Познавательные УУД:

 Слушают. Принимают участие в беседе. Анализируют. Делают выводы.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Регулятивные УУД:

Учатся  определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Личностные УУД:

Выдвигают версии.

Формируют ответственное отношение к учению.

Познавательные УУД:

Анализировать (выделять главное).

Представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД:

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД: 

Формируют ответственное отношение к учению и коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

(Стадия осмысления)

Изучение нового материала. (15 мин)

Прием «Инсерт»

Фронтальный опыт (5мин)

  • Как видите, нам предстоит очень интересная работа.

Предлагает организовать деятельность согласно  предложенным заданиям.

1.У вас на столах есть теоретический материал, в котором есть 4 текста, которые пронумерованы номерами с №1 по №4. Изучив каждый текст, вы должны отметить в опорных листах каждый текст маркировочным знаком если вы информацию.

«» – уже знал

«+» – новое

«» – думал иначе

«?» – есть вопросы, непонятно.

Так же вы должны заполнит кластер источников света в опорных конспектах.

 На изучение текста дается 5 минут.

Время вышло.

Ответьте, пожалуйста

-Кому эта информация была уже знакома, а кому была новой, кто думал иначе, у вас остались вопросы. Если у кого остались вопросы, сейчас ваши одноклассники вам ответят

Теперь проверим, какую информацию вы узнали: Текст №1

  1. Каком разделе физики изучается световые явление?

Текст №2:

  1. Что такое свет?

Текст №3

  1. Какими бывают источники света?

  1. Чем отличаются тепловые источники света от люминесцирующих?

Текст №4

  1. Что такое световой луч?

Учитель возвращает учащихся к таблице «Верю – не верю», просит заполнить последний  столбец.

Молодцы!

Сейчас, вернемся к нашей игре «Верю - не верю!» и узнаем правильные ответы.

Давайте, на опыте проверим световое явление, как образование тени, группы делают один и тот же опыт.

У вас на столах лежат инструкции по выполнению опыта, приборы и материалы:

  1. Изучите инструкцию и начинайте выполнять опыт. Наблюдения фиксируете на листах инструкции.

Каждая группа озвучивает вывод: Размер тени зависит от расстояния предмета до источника света: чем ближе источник света к предмету, тем больше его тень. Чем дальше источник света (световой луч) от  предмета, тем меньше его тень.

Молодцы! А теперь вы узнаете, что произойдет, если на предмет будут светить два источника света. Внимание на монитор. (Слайд видео)

По  плану начинают работать. Выполняют задания.

 Работают индивидуально. Ученик зачитывает задачи урока.

 

Выполняют задание, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, помогают одноклассникам с поиском ответов.

Заполнение материала в опорных конспектах

Отвечают, суммируя новые знания.

Возможные ответы:

  1. Оптика

  1. Видимое излучение

  1.  Естественные и искуственные:

  1. Люминесцирующие: (холодное свечение), тепловых сильно нагреты.

  1. Это линии, вдоль которых распространяется свет

Выполняют фронтальный опыт, обсуждают, обмениваются мнениями и фиксируют наблюдения на листах инструкции, готовятся к защите.

объясняет причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в паре, группе.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

формируются речевые умения:  учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться  знаниями  между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, Интернет).

 Обобщать, делать выводы.

выделяют и формулируют познавательную цель; строят логические цепи рассуждений; производят  анализ и преобразование информации.

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии.

 Планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные УУД: 

Формируют ответственное отношение к учению и коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Физминутка (1мин)

Прежде, чем приступить к следующему заданию, немножко отдохнем.

- все встали

-представили, что вы свеча

-свечу зажгли

- ваши руки – это пламя свечи и она колыхается туда-сюда

- и вдруг подул ветерок, свеча погасла.

А теперь продолжим урок.

Выполняют физкультминутку

Практико-ориентированность.

Связь с жизнью.(3мин)

Скажите, где в грандиозных масштабах вы можете наблюдать образование тени и полутени?...

Внимание на экран - видеофрагменты Лунное затмение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e728dac-2da6-4674-9057-8c44cb524bc5/9_79.avi 

  и Солнечное затмение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b351089-9434-416d-9ae5-413d228abdf3/9_82.avi .

Предполагают ответ…

Лунное и Солнечное затмение

Контроль и самопроверка знаний.(7мин)

А теперь давайте закрепим полученные знания с помощью решения задач. К доске выходят 3-ое учеников.

Графические задачи:

  1. C:\Users\1\Documents\дагбалдай\учитель года региональный\урок на регион\ответ на задачу с рейками.gif.
  2. C:\Users\1\Documents\дагбалдай\учитель года региональный\урок на регион\ответ на задачу светильника.gif

  1. Задание ОГЭ. Задание 14 

 На рисунке изображены точечный источник света L, предмет K и экран, на котором получают тень от предмета. При мере удаления источника от предмета и экрана (см. рисунок)

 https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7981

1) размеры тени будут уменьшаться

2) размеры тени будут увеличиваться

3) границы тени будут размываться

4) границы тени будут становиться более чёткими

Ответ: 1

Задание 14 . Закон прямолинейного распространения света объясняет

А. образование тени

Б. солнечное затмение

 

Правильный ответ:

 1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Ответ: 3

 Систематизируют  знания об источниках света, законах распространения света; показывает и объясняет результаты эксперимента.

Коммуникативные УУД:

Излагают своё мнение, аргументируя его.

Используют  речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Познавательные УУД:

Обобщают, делают выводы.

Регулятивные УУД:

Планируют  деятельность в учебной ситуации.

Домашнее задание (3мин)

§.63 прочитать

На оценку «3» сделать: Упражнение 44 (1-3)

На оценку «4» сделать: Задание 1 и 2, в конце параграфа 63.

На оценку «5» сделать задание 3 в конце параграфа 63 . Подготовить презентацию по теме «Солнечные и лунные затмения».

Желаю Вам самого яркого, светлого и лучистого! Спасибо всем за работу.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия. 4мин

 Просит учащихся  высказаться о своих впечатлениях после заполнения таблицы.

Учитель оценивает работу детей.

Учащимся предлагается заполнить оценочный лист, и выставить себе оценки.

На основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно высказывают свое мнение.

Выбирают смайлик, соответствующий настроению.

Познавательные УУД:

Принимают участие в беседе. Анализируют. Делают выводы.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Регулятивные УУД:

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Личностные УУД:

Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке


Лист учета знаний учащегося  Ф.И._________________________

Тема: «Источники света. Распространение света»

C:\Users\1\Documents\дагбалдай\учитель года региональный\урок на регион\УЧИТЕЛЬ ГОДА РЕГИОН 2021\рис\система оценивания.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подзаголовок слайда

Слайд 2

Заголовок слайда Вдруг зажегся на травинке, настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке, сел на травку … 3 1 Что выше леса, краше света, без огня горит? 2 Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. 2 СОЛНЦЕ СВЕЧА СВЕТЛЯЧОК

Слайд 3

Демонстрационный опыт

Слайд 4

Тема: “ Источники света. Распространение света”

Слайд 5

Верите ли вы, что... В начале урока. (Да/Нет) В конце урока (Да/Нет) 1. ... свет-это излучение? 2. ... источники света бывают искусственными? 3. ...свет от источника распространяется прямолинейно во все стороны. 4. ...тень – это область пространства, в которую не попадает свет от источника света

Слайд 6

«  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы, непонятно Работа с текстом Маркировочные знаки

Слайд 7

Верите ли вы, что... В начале урока. (Да/Нет) В конце урока (Да/Нет) 1. ... свет-это излучение? Да 2. ... источники света бывают искусственными? Да 3. ...свет от источника распространяется прямолинейно во все стороны. Да 4. ...тень – это область пространства, в которую не попадает свет от источника света Да

Слайд 8

Фронтальный опыт «Образование тени»

Слайд 9

«Образование тени» Вывод: Размер тени зависит от расстояния предмета до источника света: чем ближе источник света к предмету, тем больше его тень. Чем дальше источник света (световой луч) от предмета, тем меньше его тень.

Слайд 10

Анимационный опыт «Образование полутени»

Слайд 12

В грандиозных масштабах вы можете наблюдать образование тени и полутени?

Слайд 13

Лунное затмение

Слайд 15

Солнечное затмение

Слайд 17

Решение задач

Слайд 18

Домашнее задание § 63 прочитать На оценку «3» сделать: Упражнение 44 (1-3) На оценку «4» сделать: Задание 1 и 2, в конце параграфа 63. На оценку «5» сделать задание 3. Подготовить презентацию по теме «Солнечные и лунные затмения». Желаю Вам самого яркого, светлого и лучистого! Спасибо всем за работу.

Слайд 19

Качественные задачи: Как получить от одной палки тень разной длины? Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? Может ли человек бежать быстрее своей тени?



Предварительный просмотр:

Дата ___________ Ф.И___________________________класс____________

Тема урока:________________________________________

  1. Игра «Верю – не верю» работа с текстом

Верите ли вы, что...

В начале урока. (Да/Нет)

В конце урока

(Да/Нет)

1. ...оптика – это раздел физики.

2. ... свет-это видимое излучение?

3. ... источники света бывают искусственными?

4. ...свет от источника распространяется прямолинейно во все стороны.

  1. Работа с текстом

№ текста

«» – уже знал

«+» – новое

«» – думал иначе

«?» – есть вопросы, непонятно

№1

№ 2

№ 3

№ 4

Решение качественных и графических задач.

Графические задачи:

  1. На рисунке показано положение источника света S и четырех вертикально расположенных реек. Перечертив рисунок в тетрадь, покажите, где на  стене (АВ) образуются узкие светлые полосы. 

  1. Над столом весит светильник. Как найти диаметр светлого пятна на столе под лампой? Сделайте  чертеж на рисунке.

Задания, входящие в ОГЭ:      Задание 14

3) На рисунке изображены точечный источник света L, предмет K и экран, на котором получают тень от предмета. По мере удаления источника от предмета и экрана (см. рисунок)

 https://phys-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7981

1) размеры тени будут уменьшаться

2) размеры тени будут увеличиваться

3) границы тени будут размываться

4) границы тени будут становиться более чёткими

Ответ: _________________________

4) Задания, входящие в ОГЭ:      Задание 14. Закон прямолинейного распространения света объясняет:

А. образование тени

Б. солнечное затмение

 Правильный ответ:

 1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Ответ: ______

Домашнее задание

§.63 прочитать

На оценку «3» сделать: Упражнение 44 (1-3)

На оценку «4» сделать: Задание 1 и 2, в конце параграфа 63.

На оценку «5» сделать: Задание 3, в конце параграфа 63. Подготовить презентацию по теме «Солнечные и лунные затмения».

Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:

Инструкция опыта.

Примем за источник света фонарь телефона (И).

  1. Направляем световой луч фонаря(И) на экран (Э).
  2. Поставьте между источником света (И) и экраном (Э) предмет (П).

  1. Напишите свои наблюдения:  

Приближаем предмет к экрану (Э) и тень _____________. Приближаем предмет (П) к источнику света (И), тогда тень _______________.

Видим, что размер тени_________.

Вывод: Размер тени зависит от расстояния предмета до источника света: чем ближе источник света к предмету, тем __________ его тень. Чем дальше источник света (световой луч) от  предмета, тем ___________ его тень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"

Цели урока:·         образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...

Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс...

Схема классной работы по физике в 8 классе во время карантина по теме: "Источники света .Распространение света."

Схема классной работы по физике в 8 классе во время карантина по теме: "Источники света .Распространение света."...

Конспект урока по физике 8 класса по теме : «Источники света. Распространение света»

В данном материале  представлен план-конспект урока по физике в 8 классе на тему "Источники света. Распространение света". Урок имеет следующие цели: познакомить учащихся с естественным...