Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Разработка урока физики по теме "Источник света. Распространение света" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istochnik_sveta._rasprostranenie_sveta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Урок № 4

Класс: 8 класс

Тема урока: Источник света. Распространение света.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

      Когнетивные: 

  • Ученик должен знать следующие понятия (словесно интерпретировать): Свет, точечный источник, световой луч, тень, полутень.
  • Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
  • Ученик должен знать закон прямолинейного распространения света.
  • Ученик должен объяснить природу солнечных и лунных затмений.
  • Ученик должен уметь применять полученные знания, в ходе решения качественных и расчетных задач.
  • Ученик должен делать выводы на основе изученного материала.

     Аффективные:

  • Формирование интересов, усидчивости, аккуратности
  • Повышение мотивации
  • Ученик должен оценить значимость изучаемого материала

     

Структура урока:

Этапы урока

Формы, методы

Средства обучения

Время

Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих)

Словесные методы

Слово учителя

2 мин.

Анализ самостоятельной работы

Словесный метод, практический метод

Слово ученика, левая рука.

7 мин

Изучение нового материала

Метод проблемного изложения учебного материала.

Словесные методы (беседа), наглядные методы

Слово учителя, тетрадь, учебник. «Физика для 9 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М»

20 мин.

Закрепление нового учебного материала

Практические методы

Учебник. Физика для 9 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М.

7 мин.

Обобщение и систематизация знаний

Словесные методы

Слово учителя

2 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесные методы

Слово учителя

1 мин.

Подведение итогов занятия

Словесные методы

Слово учителя

1 мин.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие
  • Выявление отсутствующих.

  1. Анализ самостоятельной работы.

Из какого материала изготовлена спираль нагревательного элемента, мощность которого 480 Вт, если его длина равна 16 м, сечение 0,24 мм и напряжение сети 120В?

Дано:                                                      Решение:

Р = 480 Вт                              Запишем формулу удельного сопротивления проводника:

l = 16 м                                               ;

S = 0,24 мм                                       ;       

U = 120 В                                            

Найти:                                                

- ?                                       Ответ: манганин (сплав).

  1. Изучение нового материала.

Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

Опытным путём было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Следовательно, он передаёт этим телам энергию. Вам уже известно, что один из видов теплопередачи является излучение.

Что же такое свет?

Свет - это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

Поскольку свет – это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи. Это значит, что энергия излучения частично поглощаются телами, на которые они падают. Вследствие этого тела нагреваются.

Источником света называют тела, способные излучать свет. Всякое светящееся тело состоит из огромного числа «элементарных» излучателей. Таким образом, оптическое излучение источников света представляет собой набор излучений отдельных атомов и молекул.

Существуют естественные и искусственные источники света.

Естественные источники света - это Солнце, звезды, атмосферные заряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира (светлячки, гнилушки и пр.)

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепловые и люминесцирующие.

Поскольку свет - электромагнитное излучение и ему присущи все свойства электромагнитных волн, то все задачи оптики можно решить на основе волновых представлений. Однако это требует применения весьма громоздкого математического аппарата. Однако при решении задач на построение изображений в зеркалах и линзах и при расчете оптических приборов ученые пользуются геометрическими методами. Эти методы составляют содержание геометрической оптики, которую иначе называют лучевой оптикой.

Основными понятиями геометрической оптики являются пучок и луч. Причем эти понятия нельзя отождествлять. Пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге:

  • цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называются световыми пучками;
  • лучом называется геометрическая линия, указывающая на правление переноса световой энергии.

Не существует бесконечно узких световых пучков; пучок света всегда имеет конечную ширину. Луч - это как бы ось пучка, а не сам пучок.

Геометрическая оптика базируется на трех законах:

а)        закон прямолинейного распространения света;

б)        закон отражения света;

в)        закон преломления света.

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно - так формулируется закон прямолинейного распространения света.

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью. Если имеются две среды, в которых свет распространяется с различными скоростями, то среду, где свет распространяется с меньшей скоростью, называют оптически более плотной, а среду, где свет распространяется с большей скоростью - оптически менее плотной.

Тень и полутень. Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени. Если взять небольшой источник света, экран и между ними поместить непрозрачный предмет, то на экране появится темное изображение его очертаний - тень.

Тень - область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.

Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до экрана, называют точечным источником света. Если же мы возьмем больший источник света, то на экране вокруг тени образуется еще и полутень.

Полутень - область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение.

  1. Закрепление нового учебного материала.
  • В чём состоит суть закона прямолинейного распространения света?
  • Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источников света.
  • При каких условиях от предмета получается лишь полутень?
  1. Обобщение и систематизация знаний.

      Итак, на сегодняшнем уроке мы ознакомились с источник света. Распространение света. Узнали, что называется светом, источником света, что источником света существует двух видов: естественные и искусственные, а искусственные разделяются на тепловые и люминесцирующие.  Узнали, что называется тенью и полутенью.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 62 прочитать и выучить записи в тетради.

  1.  Подведение итогов занятий.

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Что осталось непонятным?

Какой момент на уроке показался наиболее трудным?