Разработка урока физики "Давление. Способы изменения давления" 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Скорченко Любовь Егоровна

Разработка открытого урока физики  7 классс. Автор учебника Н.М.Шахмаев. Разработка включает рабочий лист и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx108.18 КБ
Файл razrabotka_uroka.docx108.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Давление. Единицы давления

Тип урока: изучение нового материала.  

Цель урока: ввести понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения. Сформировать умения рассчитывать давление аналитически, практически.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся выделять главное, делать выводы.

Развивающие:         

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

Задачи:         

  1.  Обучающие:
  • Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.
  • В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.
  • научить учащихся выделять главное, делать выводы.
  1. Развивающие:
  • Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
  • Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.
  • Развивать умения и навыки решения  физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.
  1. Воспитательные:
  • Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, пословицей, загадкой.  
  • Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).
  • Воспитывать аккуратность при оформлении работ.
  • Культуру речи при ответах у доски.
  • Уважение ко всем участникам образовательного процесса.
  • Оборудование:
  • на столах   1.динамометр, брусок, линейка.

Эпиграф урока.

Ход урока

Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы  с вами на уроке познакомимся с новой физической величиной. Для этого давайте отправимся в путь.

1. Мотивация.

  • Для изучения нового материала вспомним из изученного ранее то, что нам сегодня пригодится.

Вопрос.          Что такое сила?

Ответ.             Силой называют меру взаимодействия тел.

Вопрос.          Чем характеризуется действия силы?

Ответ.            Действие силы характеризуется точкой приложения,                         направлением, модулем.

Вопрос.           Назовите известные вам силы.

Ответ.            Силы тяжести, упругости, трения, вес

Вопрос.          Единица  измерения силы в системе СИ?

Ответ.           Ньютон.

2. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.

Учитель. Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою».

Одинаковый ли результат получится в итоге?

 (Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и  массы муравья 

В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.

Учитель: Кому из животных будет больно? Чтобы ответить на вопрос надо сравнить силы, действующие на единицу площади поверхности.Для оценки результата действия силы нужно ввести величину, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности

3. Изложение нового материала

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Разделимся на группы. Каждая группа получает задание.

Работа учащихся по группам

1 группа. Составьте рассказ. Почему лыжник не проваливается в снег?

Ученик: На лыжах и без них мальчик действует на снег одной и той же силой F, равной его весу Р. Площадь поверхности, на которую давит мальчик разная. Площадь поверхности лыж больше площади подошвы обуви.

Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. (Слайд 7).

Демонстрация опытов.

Опыт 2  с поролоном и кирпичём ( ставим кирпич разными гранями на поролон и наблюдаем воздействие одинаковой силы на разную площадь опоры через деформацию поролона).

4.    Этап обсуждения, выдвижение версий.

Какое физическое   явление мы наблюдаем в опытах?

Какое предположение можно высказать о причине различия результатов7

 ( Дети высказывают версии их прописываем на доске)

По  опыту: кирпич давит сильнее, если стоит на грани площадь которой меньше;

(стоя давит сильнее, чем лежа)

Выводы:

Оказывается действие  тел  неполно характеризуется силой; Результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от  площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Учитель. Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока «Давление твёрдых тел».

Прежде, чем мы познакомимся с понятием давления, давайте заглянем в словарь В. Даля и узнаем его значение (открываем крыло доски с надписью).

Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою» (В.Даль).

5. Определение целей урока.

Итак, тема урока «Давление твердого тела».

Для вас данная тема является новой. Давайте вместе с вами,  определим цели урока. Что мы хотим на уроке  узнать нового? Чему научиться? С чем познакомиться? Я вас слушаю. Пожалуйста. Не бойтесь, не стесняйтесь. узнать что такое давление;

- узнать от чего оно зависит;

- узнать, как  обозначается, в каких единицах измеряется?

- Хорошо. Молодцы.

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – давление, узнать, что она характеризует, узнать, как  она обозначается и по какой формуле находиться (цели прописаны на доске). 

Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?                                                 Учащиеся. Обратная зависимость.

Учитель. А от модуля силы?

Учащиеся. Прямая зависимость.

Мы выяснили, что  давление тем больше, чем больше модуль силы, значит давление прямо пропорционально силе. И давление меньше, если площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила, больше. Значит давление обратно пропорционально площади.   Давление = сила / площадь. Давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Запишите определение.  

Давление - величина скалярная , у давления нет направления..  

 Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела.

  Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила.  (слайд 11)

             Тогда формула примет вид: Р = F / S.

 Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и  площадь?

Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.  (слайд 12).

Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).

Единицы измерения давления вычисляем по формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль).

Кроме основных единиц, используют также и приставки:

(слайд13)

Кратные и дольные единицы:

1 кПа= 1000 Па                     1Па = 0,001 кПа

1 МПа= 1000000 Па            1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па                       1 Па= 0,01 гПа

Подумайте, используют ли приставки "милли", "микро"? Почему?

1Па – очень маленькое давление. Чтобы вы произвели на снег около 1Па, вам понадобятся «лыжи» площадью около 600м².

Учебник «Физика-7» создает давление 100 Па, а 1 лист 1 Па.

Учитель: Выполните экспериментальное задание: Определите давление, который оказывает деревянный брусок на поверхность стола.

Составим план выполнения задания:

  1. С помощью динамометра измерим вес бруска.
  2. Измерим линейкой длину и ширину грани  бруска. Вычислим площадь грани. Выразим ее в квадратных метрах. 1 см2= 0,0001 м2
  3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле  

 6. Результаты эксперимента оформим в виде таблицы:

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Вес бруска, Н

0,7

0,7

0,7

Площадь грани, м2

0,004

0,003

0,0012

Давление, Па

175

230

583

Давайте сделаем вывод: При действии одной и той же силы давление тем больше, чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па. 
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.
 (Слайд   ). 
Каковы способы изменения давления?
   

Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Скажите, какими способами можно увеличить и уменьшить дробь. Чтобы увеличить дробь, нужно увеличить числитель или уменьшить знаменатель. Чтобы уменьшить  дробь, нужно уменьшить числитель или увеличить знаменатель. Формула для вычисления давления тоже представляет собой дробь. Поэтому, чтобы увеличить давление, нужно увеличить силу давления или уменьшить площадь ее приложения.  А чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу давления или увеличить площадь ее приложения.

V. Физминутка. Закрепление

Учитель: Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека. Хотите пример? Встаньте, пожалуйста.

Ребята встаньте, пожалуйста.

  1. Как изменилось ваше давление при вставании?
  2. Увеличьте давление на пол в 2 раза!
  3. А теперь еще больше!
  1. Встаньте на одну ногу.
  2. На обе ноги.
  3. Встаньте на цыпочки.
  4. На обе ноги.
  5. Возьмите в руку любой предмет.
  6. Положите предмет на место.
  7. Вопрос учащимся: А как можно было еще изменить давление? (сесть на пол, лечь)

7.Этап обобщения и систематизации знаний на основе практической работы.

IV.  Практическое применение полученных знаний

  1. Учащиеся  разбиваются на группы: биологи, спасатели, спортсмены, домохозяйки, инженеры и объясняют, как они в своей деятельности используют то, что давление можно изменять (см. слайды презентации)
  2. Решите задачи:
  1. Как-то раз спросили розу:
    “ Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    нас царапаешь жестоко?
  2. Многие знают грозное действие ремня. Скажите, каким ремнем почувствуем боль сильнее, если ударить широким солдатским, или узким изящным, дамским?
  3. Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300, и т.д. постепенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого плана?
  4. Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить     девицу благородного происхождения в   сказке     Г.Х. Андерсена « Принцесса на горошине»
  5. Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах? (Коньки обещают больше. Давление коньков на лед сильней лыжного. Продавишь тонкий лед, булькнешься и получишь море острых ощущений).
  6. Рекомендации по оказанию помощи

К человеку, под которым провалился лед, подходить опасно. Надо осторожно подползти, широко расставив руки и ноги.

Приблизившись к пострадавшему, необходимо бросить ему веревку, подать шест, палку, ремень, шарф. Ухватившись за подобный предмет, пострадавший может выбраться из полыньи, подтягиваемый спасателем.

Во всех случаях при приближении к краю полыньи надо стараться перекрывать как можно большую площадь льда, расставляя в стороны руки и ноги, и ни в коем случае не создавать точечные нагрузки, упираясь в него локтями или коленями.

  1. А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:  (слайд    ) Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

Вы были любознательны, активны, приветливы  Но знайте:

Дорога мудрости длинна,
Немалый нужен срок,
Пока от головы она,
Дойдет до рук и ног.

Домашнее задание

§21

  Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.
Исходные данные:
1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².
2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»
.

5. Рефлексия.

Что я не знал вчера, а узнал сегодня…

  • Что для  вас было самым важным на уроке?

  • Что  было  для вас самым трудным на уроке?

  • Что было самым интересным на уроке?

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  1. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

На этом уроке мы выяснили, что результат действия силы зависит не только от модуля этой силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Вы познакомились с новой физической величиной – давлением, узнали, в каких единицах измеряют давление, как его изменить. Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Отличившихся учащихся учитель отмечает. Выставляет оценки в журнал

Рабочий лист группа домохозяйки.

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание 2. Объяснить, как домохозяйки  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос:

 Как-то раз спросили розу:
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
 ПОЧЕМУ РОЗА КОЛЕТСЯ?

 

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа – спасатели

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как спасатели  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос:

Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300, и т.д. постепенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого плана?

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - инженеры

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как инженеры  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и то, что давление можно изменять

Задание3

Ответьте на вопрос: . Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить     девицу благородного происхождения в   сказке     Г.Х. Андерсена « Принцесса на горошине»

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - строители

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как строители  в своей деятельности знания о давлении твердых тел и то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос: Многие знают грозное действие ремня. Скажите, каким ремнем почувствуем боль сильнее, если ударить широким солдатским, или узким изящным, дамским.

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - биологи

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как биологи  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос: Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»



Предварительный просмотр:

Тема  урока: Давление. Единицы давления

Тип урока: изучение нового материала.  

Цель урока: ввести понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения. Сформировать умения рассчитывать давление аналитически, практически.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся выделять главное, делать выводы.

Развивающие:         

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

Задачи:         

  1.  Обучающие:
  • Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.
  • В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.
  • научить учащихся выделять главное, делать выводы.
  1. Развивающие:
  • Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
  • Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.
  • Развивать умения и навыки решения  физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.
  1. Воспитательные:
  • Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, пословицей, загадкой.  
  • Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).
  • Воспитывать аккуратность при оформлении работ.
  • Культуру речи при ответах у доски.
  • Уважение ко всем участникам образовательного процесса.
  • Оборудование:
  • на столах   1.динамометр, брусок, линейка.

Эпиграф урока.

Ход урока

Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы  с вами на уроке познакомимся с новой физической величиной. Для этого давайте отправимся в путь.

1. Мотивация.

  • Для изучения нового материала вспомним из изученного ранее то, что нам сегодня пригодится.

Вопрос.          Что такое сила?

Ответ.             Силой называют меру взаимодействия тел.

Вопрос.          Чем характеризуется действия силы?

Ответ.            Действие силы характеризуется точкой приложения,                         направлением, модулем.

Вопрос.           Назовите известные вам силы.

Ответ.            Силы тяжести, упругости, трения, вес

Вопрос.          Единица  измерения силы в системе СИ?

Ответ.           Ньютон.

2. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.

Учитель. Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою».

Одинаковый ли результат получится в итоге?

 (Дети предлагают разные версии, но их большинство сводится к обсуждению массы слона и  массы муравья 

В итоге обсуждения учащиеся делают вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше. Появляется окончательная версия, что слон оказывает большее воздействие.

Учитель: Кому из животных будет больно? Чтобы ответить на вопрос надо сравнить силы, действующие на единицу площади поверхности.Для оценки результата действия силы нужно ввести величину, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности

3. Изложение нового материала

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Разделимся на группы. Каждая группа получает задание.

Работа учащихся по группам

1 группа. Составьте рассказ. Почему лыжник не проваливается в снег?

Ученик: На лыжах и без них мальчик действует на снег одной и той же силой F, равной его весу Р. Площадь поверхности, на которую давит мальчик разная. Площадь поверхности лыж больше площади подошвы обуви.

Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. (Слайд 7).

Демонстрация опытов.

Опыт 2  с поролоном и кирпичём ( ставим кирпич разными гранями на поролон и наблюдаем воздействие одинаковой силы на разную площадь опоры через деформацию поролона).

4.    Этап обсуждения, выдвижение версий.

Какое физическое   явление мы наблюдаем в опытах?

Какое предположение можно высказать о причине различия результатов7

 ( Дети высказывают версии их прописываем на доске)

По  опыту: кирпич давит сильнее, если стоит на грани площадь которой меньше;

(стоя давит сильнее, чем лежа)

Выводы:

Оказывается действие  тел  неполно характеризуется силой; Результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от  площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Учитель. Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока «Давление твёрдых тел».

Прежде, чем мы познакомимся с понятием давления, давайте заглянем в словарь В. Даля и узнаем его значение (открываем крыло доски с надписью).

Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою» (В.Даль).

5. Определение целей урока.

Итак, тема урока «Давление твердого тела».

Для вас данная тема является новой. Давайте вместе с вами,  определим цели урока. Что мы хотим на уроке  узнать нового? Чему научиться? С чем познакомиться? Я вас слушаю. Пожалуйста. Не бойтесь, не стесняйтесь. узнать что такое давление;

- узнать от чего оно зависит;

- узнать, как  обозначается, в каких единицах измеряется?

- Хорошо. Молодцы.

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – давление, узнать, что она характеризует, узнать, как  она обозначается и по какой формуле находиться (цели прописаны на доске). 

Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?                                                 Учащиеся. Обратная зависимость.

Учитель. А от модуля силы?

Учащиеся. Прямая зависимость.

Мы выяснили, что  давление тем больше, чем больше модуль силы, значит давление прямо пропорционально силе. И давление меньше, если площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила, больше. Значит давление обратно пропорционально площади.   Давление = сила / площадь. Давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Запишите определение.  

Давление - величина скалярная , у давления нет направления..  

 Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес тела.

  Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила.  (слайд 11)

             Тогда формула примет вид: Р = F / S.

 Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и  площадь?

Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.  (слайд 12).

Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).

Единицы измерения давления вычисляем по формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль).

Кроме основных единиц, используют также и приставки:

(слайд13)

Кратные и дольные единицы:

1 кПа= 1000 Па                     1Па = 0,001 кПа

1 МПа= 1000000 Па            1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па                       1 Па= 0,01 гПа

Подумайте, используют ли приставки "милли", "микро"? Почему?

1Па – очень маленькое давление. Чтобы вы произвели на снег около 1Па, вам понадобятся «лыжи» площадью около 600м².

Учебник «Физика-7» создает давление 100 Па, а 1 лист 1 Па.

Учитель: Выполните экспериментальное задание: Определите давление, который оказывает деревянный брусок на поверхность стола.

Составим план выполнения задания:

  1. С помощью динамометра измерим вес бруска.
  2. Измерим линейкой длину и ширину грани  бруска. Вычислим площадь грани. Выразим ее в квадратных метрах. 1 см2= 0,0001 м2
  3. Вычислим давление бруска на поверхность стола по формуле  

 6. Результаты эксперимента оформим в виде таблицы:

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Вес бруска, Н

0,7

0,7

0,7

Площадь грани, м2

0,004

0,003

0,0012

Давление, Па

175

230

583

Давайте сделаем вывод: При действии одной и той же силы давление тем больше, чем меньше площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па. 
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.
 (Слайд   ). 
Каковы способы изменения давления?
   

Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Скажите, какими способами можно увеличить и уменьшить дробь. Чтобы увеличить дробь, нужно увеличить числитель или уменьшить знаменатель. Чтобы уменьшить  дробь, нужно уменьшить числитель или увеличить знаменатель. Формула для вычисления давления тоже представляет собой дробь. Поэтому, чтобы увеличить давление, нужно увеличить силу давления или уменьшить площадь ее приложения.  А чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу давления или увеличить площадь ее приложения.

V. Физминутка. Закрепление

Учитель: Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека. Хотите пример? Встаньте, пожалуйста.

Ребята встаньте, пожалуйста.

  1. Как изменилось ваше давление при вставании?
  2. Увеличьте давление на пол в 2 раза!
  3. А теперь еще больше!
  1. Встаньте на одну ногу.
  2. На обе ноги.
  3. Встаньте на цыпочки.
  4. На обе ноги.
  5. Возьмите в руку любой предмет.
  6. Положите предмет на место.
  7. Вопрос учащимся: А как можно было еще изменить давление? (сесть на пол, лечь)

7.Этап обобщения и систематизации знаний на основе практической работы.

IV.  Практическое применение полученных знаний

  1. Учащиеся  разбиваются на группы: биологи, спасатели, спортсмены, домохозяйки, инженеры и объясняют, как они в своей деятельности используют то, что давление можно изменять (см. слайды презентации)
  2. Решите задачи:
  1. Как-то раз спросили розу:
    “ Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    нас царапаешь жестоко?
  2. Многие знают грозное действие ремня. Скажите, каким ремнем почувствуем боль сильнее, если ударить широким солдатским, или узким изящным, дамским?
  3. Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300, и т.д. постепенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого плана?
  4. Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить     девицу благородного происхождения в   сказке     Г.Х. Андерсена « Принцесса на горошине»
  5. Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах? (Коньки обещают больше. Давление коньков на лед сильней лыжного. Продавишь тонкий лед, булькнешься и получишь море острых ощущений).
  6. Рекомендации по оказанию помощи

К человеку, под которым провалился лед, подходить опасно. Надо осторожно подползти, широко расставив руки и ноги.

Приблизившись к пострадавшему, необходимо бросить ему веревку, подать шест, палку, ремень, шарф. Ухватившись за подобный предмет, пострадавший может выбраться из полыньи, подтягиваемый спасателем.

Во всех случаях при приближении к краю полыньи надо стараться перекрывать как можно большую площадь льда, расставляя в стороны руки и ноги, и ни в коем случае не создавать точечные нагрузки, упираясь в него локтями или коленями.

  1. А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:  (слайд    ) Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

Вы были любознательны, активны, приветливы  Но знайте:

Дорога мудрости длинна,
Немалый нужен срок,
Пока от головы она,
Дойдет до рук и ног.

Домашнее задание

§21

  Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.
Исходные данные:
1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².
2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»
.

5. Рефлексия.

Что я не знал вчера, а узнал сегодня…

  • Что для  вас было самым важным на уроке?

  • Что  было  для вас самым трудным на уроке?

  • Что было самым интересным на уроке?

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  1. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

На этом уроке мы выяснили, что результат действия силы зависит не только от модуля этой силы, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Вы познакомились с новой физической величиной – давлением, узнали, в каких единицах измеряют давление, как его изменить. Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Отличившихся учащихся учитель отмечает. Выставляет оценки в журнал

Рабочий лист группа домохозяйки.

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание 2. Объяснить, как домохозяйки  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос:

 Как-то раз спросили розу:
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
 ПОЧЕМУ РОЗА КОЛЕТСЯ?

 

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа – спасатели

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как спасатели  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос:

Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300, и т.д. постепенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого плана?

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - инженеры

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как инженеры  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и то, что давление можно изменять

Задание3

Ответьте на вопрос: . Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить     девицу благородного происхождения в   сказке     Г.Х. Андерсена « Принцесса на горошине»

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - строители

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как строители  в своей деятельности знания о давлении твердых тел и то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос: Многие знают грозное действие ремня. Скажите, каким ремнем почувствуем боль сильнее, если ударить широким солдатским, или узким изящным, дамским.

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»

Рабочий лист группа - биологи

Задание1. Определите давление бруска на опору.  Для этого :

А) С помощью динамометра измерьте силу Fтяж 

Б) Измерьте линейкой длину a. ширину  b  бруска в сантиметрах, а затем переведите эти значения в метры.

В) Вычислите площадь основания бруска  S=ab

Г) Вычислите давление, которое брусок оказывает на стол по формуле:

Д)Результаты запиши в таблицу:

a

b

s

p

Задание2. Объяснить, как биологи  в своей деятельности используют знания о давлении твердых тел и  то, что давление можно изменять

Задание3. Ответьте на вопрос: Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?

Домашнее задание: §21

Рассчитайте   результат встречи слона и муравья.

Исходные данные: 

1.Масса вежливого слона 6 т, площадь поверхности подошв его ног 1000 см².

2. Масса пострадавшего муравья 0,5 г, площадь подошв его лапок  0,02 мм² .

Доблестный 7 «а» класс отправляется в зимний поход.
Подумайте хорошенько, как правильно собраться в поход, используя знания по теме «давление твердых тел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Сюрреализм как способ видения мира".

Данное электронное приложение к уроку по мировой художественной культуре ориентировано на подведение итогов в рамках темы "Искусство сюрреализма".  Основные вопросы:1. систематизировать информаци...

Разработка урока немецкого языка для 5 класса по теме:"Знакомство с поэзией Г.Гейне. Способы перевода стихов" с применением ИКТ

Урок немецкого языка в 5 классе из раздела "Учить немецкий язык, значит знакомиться со страной и людьми". Одной из развивающих целей урока является: развитие познавательных и творческих способно...

Разработка урока немецкого языка для 5 класса по теме:"Знакомство с поэзией Г.Гейне. Способы перевода стихов" с применением ИКТ

Урок немецкого языка в 5 классе из раздела "Учить немецкий язык, значит знакомиться со страной и людьми". Одной из развивающих целей урока является: развитие познавательных и творческих способно...

Разработка урока немецкого языка для 5 класса по теме:"Знакомство с поэзией Г.Гейне. Способы перевода стихов" с применением ИКТ

Урок немецкого языка в 5 классе из раздела "Учить немецкий язык, значит знакомиться со страной и людьми". Одной из развивающих целей урока является: развитие познавательных и творческих способно...

Методическая разработка урока по теме: "Изменения в словарном составе языка".

Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого количества знакомых и...

Конспект урока. Давление. Способы изменения давления

Тема урока. Давление. Способы изменения давления7 класс...