Методическая разработка урока по теме: "Изменения в словарном составе языка".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Драчева Галина Николаевна

Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого количества знакомых и  ставших уже родными слов. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется вместе с изменениями в жизни людей. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Всё это свидетельство великой истории нашей страны и, несомненно, великого её будущего в случае бережного отношения к  родному языку. Урок на примере изменения одного слова в языке подводит к  важному выводу: корни языка  сохраняют историю страны, наши истоки, которые мы обязаны знать и хранить.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_slova_kolo.docx31.47 КБ
Файл urok_kolodrachevagn.doc.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «СТУПЕНИ»

Значение  слова коло.

Выполнила: Фролова София, ученица 6 класса.

Проверила: Драчева Галина Николаевна, учитель русского языка и   литературы,

     

Цель работы:  познакомиться со значением слова КОЛО.

ЗАДАЧИ:

  • научиться работать с разными словарями,

научиться приёмам краткого изложения   прочитанного материала, связно, последовательно,  точно излагать прочитанное;

  • научиться раскрывать самое существенное из прочитанного по изучаемой проблеме материала;  
  • редактировать текст реферата;  уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
  •   оформлять библиографические сведения.

Изучать историю слов – значит повышать интерес к языку, к речи, к истории своего народа; развивать углублённое понимания значения слов, их многозначности, расширять словарный запас; развивать речь.

Но важное и самое интересное в том,  что изучая значение слова, можно узнать «устройство» языка, его лексики, грамматики, его законов.

Эта работа помогаюет подготовиться к осмыслению законов языка, избавляет от многих орфографических ошибок в будущем.

Ход работы:

  • Работа с этимологическими словарями.
  • Поиск однокоренных слов и сопоставление созвучных.
  • Составление словообразовательных цепочек некоторых слов.
  • Поиск и анализ гипотез возможного родства слов.

Говорят, что каждое открытие начинается с удивления. Удивится человек тому, что знают и видят все: почему яблоко падает вниз, отчего листья зеленые, почему стол назван «столом». Задумается, станет расспрашивать, читать, изучать — и сделает открытие. Даже если наука давно объяснила эти явления. А в  русском языке можно сделать удивительные открытия благодаря науке, изучающей происхождение слов.   Это слово  всем, конечно, знакомо — этимология.

А что может этимология?

Этимология может многое. Она может рассказать о том, как из одних слов вырастают другие. А ещё знание этимологии может помочь  правильно писать слова. В этом случае говорят, что этимология состоит на службе у орфографии.

Возьмём, например, эти ужасные и такие опасные непроверяемые гласные. Открыв любой учебник русского языка, читаем: «Непроверяемые гласные в корне слова следует запомнить или проверять по словарю». И приводятся примеры:  колесо, лопата, страница…  А между тем в большинстве случаев «непроверяемые» гласные можно  и нужно  проверить, если провести этимологический анализ слова, то есть выяснить его историю.

В русском языке огромное количество  слов, которые вышли из употребления. У них может быть очень много значений. К таким словам относится  КОЛО.  Легко объяснить и написание О в словах колесо, околесица, колея, около, кольцо, коловорот, колесить, если знать, что все они восходят к слову коло со значением «круг, окружность».
Вот как объясняется значение этого слова в словаре Даля.

КО́ЛО ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; || колесо. || южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Ко́ла мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. || Ко́ло нареч. южн. зап. коло́ яросл. арх. коле́, коля́ зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. Коло́мень ж. коло́менье ср. ряз. околица, околоток, соседство Отчего и названье города Коломны; околица Москвы.. || Сиб. толпа народа у чего. Около, толкотня. Коломы́ка об. сар. бродяга, шатун. Колобро́вый, кологру́дый и пр. бровастый, грудастый, полногрудый. Кологру́дный, кологоро́дный, кололе́сный и пр. находящийся около, у, при груди, городе и пр. Колоде́й м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать); || южн. зап. колесник. Колозе́мный, находящийся около, вкруг земли. Колозе́мица, кругозомица, мироколица, атмосфера. Дознано, что у луны колозе́мицы нет, и она не жилая. Ко́ломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашом и пр. Ко́ломазь, коло́мак кур. колони́ка, сгустившийся на осях деготь; колони́ца ж. кур. смол. то же; пск. сосновый деготь, жидкая смола. Колони́чник м. смолокур и продавец колоницы. Колобо́ить пск. твер. болтать, калякать; молоть пустяки. Колобо́иться, биться, колотиться, перебиваться, маяться с кем или с чем, с трудом управляться, не быть в силах сладить; || возиться, дурить, шалить. Колобо́йство ср. му́ка с упрямым, упорным человеком. С неслухом одно колобойство. Колобо́йничать, шеромыжничать, поживляться то тут, то там. Колобро́дить, колобра́живать, ходить вокруг да около чего; шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; || шалить, проказить, баловать от безделья; || * говорить бестолково, не уметь объясниться. Колобро́дничать, всегда или много колобродить. Колоброженье, колобродничанье, колобродство ср. действ. по глаг. Колобро́д м. колоброда об. кто колобродит. || Яросл. скамеечка, с колесом и приводом к железному веретену, на который надевается цевка, шпулька, для намота утока. Колобро́дка ж. родовое названье мотыльков, из сумеречников, Sphynx, сфинкс, которые, редко садясь, снуют, жужжа крыльями, по цветкам. Колобро́дня ж. колобродное дело; колобродство; собират. сборище колобродов. Коловраща́ть что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. коловраща́ться, страдат. и возвр. по смыслу речи. Коловраще́нье ср. действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Колвра́тный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; || *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловра́тность ж. свойство или сост. коловратного. Коловра́тничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловра́тничанье ср. действ. это. Колове́ртный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; || легкомысленный, непостоянный. Ко́ловерт, коловоро́т м. водоворот, пучина, вырь, сувой. || Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. || Коловерт м. колове́рть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. || Коловорот, ко́ловра́т м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. || Сверло. || Изгиб, извилина реки, твер. пск. || Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Коловоро́тный, к коловороту относящ. Коловра́тка ж. наливняковое животное Vortex, колесцо. Колове́ситься, коловесничать новг. твер. пск. повесничать, слоняясь дурить. Кологри́вый, кологри́вчатый животное с гривой вокруг, по обе стороны шеи; лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой. Казанки живут кологривы. Кологри́вный), находящийся около, близ, у гривы; от этого: кологри́в м. служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских выездов; в Азии обычай этот сохранился: при ханах и шахах всегда идут два кологрива. Колоде́лье ср. работа по досугам, неважная, второстепенная. Колоделья, колодельной работы в дому много. Колодей м. кто работает кой-что, около дела. || Поварской, стряпной нож.

Такой ряд родственных слов говорит о необычайном распространении этого корня в России.          Корень этого слова так распространён не случайно.  Ведь форму  круга имеет много предметов.

        У древних славян круг - это оберег . Славянские традиции передались нам . Подтверждением этому может служить то , что  жених и невеста обмениваются кольцами , как бы защищая друг друга от бед и невзгод.

Существует версия, что именно с днём зимнего солнцестояния был связан языческий праздник – КОЛЯДА.  Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность.

В Хорватии  и Греции до сих пор сохранилось название игры-пляски с пением в форме круга, хоровода. Этимология слова указывает как бы на греческий корень, но у южных славян, более близких к грекам, хоровод тоже  называется "коло". В Украинских сёлах  "водят" хороводы  во всякое время года,  а не только в Новый год, перед Рождеством,  главным образом весной (на Пасхе). В хороводе неразрывно соединены элементы песни, пляски и драматического действия; содержанием их является или символизация явлений природы, или подражание важным актам обыденной жизни (сватанье, брак, земледельческие работы). Песни,  которые поются в хороводе,  называются хороводными.

Самого слова КОЛО в  словарях  нашего времени я не нашла. Но оказалось, что слово имеет много родственников и в современном  русском и в других славянских языках. Это колесо, околица, кольцо, колея, колено, колышек, колобок, колбаса  и так далее.

        Есть ещё одно интересное слово - КОЛЬЧУГА . Это доспех, сплетённый из  железных металлических колец. Оно устарело, но известно  любому школьнику. Это рубашка, сделанная из маленьких колечек, соединённых между собой  по принципу цепи. Она являлась лёгкой заменой тяжёлых металлических доспехов.

Образование  некоторых современных слов  тоже вызывает интерес. Например, слово КОЛЕСО появилось так. При склонении в слове КОЛО  появлялся суффикс -ес-, как, например, при склонении во множественном числе слов чудо, небо. Позже слово коло и в именительном падеже единственного числа приобрело суффикс -ес- и стало звучать как колесо. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились многие образования от него: колея (след от колес на дороге), калач (прежде звучало как кoлач и значило «круглый хлеб»), кольцо (образовано от коло с помощью уменьшительного суффикса -ц- и означает «маленький круг, кружочек»).

С помощью приставки  о- от коло образовали наречие около, означавшее «вокруг». Нетрудно заметить, что выражение «вокруг да около» составлено из синонимов. От около в старом значении «вокруг» образовались затем слова окольный (окольный путь — значит кружной, в противоположность прямому), околица (то, что лежит вокруг деревни) и околыш (часть фуражки, облегающая голову).

То, что слово"КОЛО" означает  на многих славянских языках "круг", объясняет  его корень во многих словах, имеющих форму круга,. Но можно ли произвести это слово от корня "кол" - колоть (раскалывать и рубить), вкалывать (втыкать)?  Я нашла следующие версии, которые показались мне правдоподобными.  Связь следующая: когда пасут одиночную скотину, вбивают на пастбище КОЛ,  к которому её и привязывают (обычно "коровьим" узлом). Скотина, когда долго пасется, выбивает копытами вокруг кола почти идеальный круг. Т.е. первоначально для человека круг был обычно связан с колом (конечно, еще есть Солнце, Луна и глаз). Поэтому естественно назвать  словом "КОЛО" этот образ круга, порожденного стоящим колом. Ближайший смысл - наречие "около", затем идут "колесо", "кольцо", "коловрат" - свастика и т.д.  Полярная звезда тоже кое-где именовалась колом, ибо вокруг нее тоже ходят звезды.  

А теперь познакомимся с версиями о том,  почему же  корень КОЛО встречался в названии орбиты  и атмосферы (колоземица, колоземный)

Первая группа связана с вращающимися предметами. Сюда же относится coelum - небесный свод. Но где есть вращение, там есть ось вращения!

Есть ли  наш знакомый корень в словах  укол, уколоться?

Этимологический словарь даёт ещё одно значение  корня « colus» - веретено. Но, если вспомним, какое оно - веретено, так это же КОЛ в чистом виде.   Вот почему царевна  из известной сказки уКОЛола веретеном палец.
Возможно, что  сюда также относятся "архитектурные" значения - колонна (кол в середине "юрты") и холл - сама "юрта", как окружность кола. Но это уже гипотезы, которые могут оказаться очень близкими к истине.

Что есть кол? Деревянный шест, заОСТРенный с одного конца. Поскольку его ОСТРЯТ, он еще называется  ОСТРОГА -  снасть,  которой  КОЛют крупную рыбу. Или, по-другому кратко её называют ОСТЬ. ОСТЬ, синоним кола, это и есть ОСЬ, обычно, горизонтальная.
Веретено, colus, заострено с концов, как ость, колется, как  кол и одновременно вращается, как kolo, coelum. Вряд ли бывает, что два разных по смыслу,  но одинаковых по звучанию корня совершенно случайно сошлись  в выражении свойств одного и того же предмета. Скорее, наоборот, один предмет дает начало двум расходящимся в дальнейшем по значению словам.  И это не два корня, относящиеся к одному предмету,  а один по смыслу.

        Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого ставшего уже родным слова.

Библиография:

  1. Словарь В.В.Даля.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М., 1999.
  3.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
  4.  Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  5. Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.


Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменения в словарном составе языка

(на примере значения слова коло).

Составила учитель русского языка и литературы Г.Н.Драчева.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока:   Изменения в словарном составе языка.

Тип урока:  комбинированный.

Цели урока:

  Обучающие: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, формирование умения работать в группе.

Развивающие: развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь, кругозор, прививать любовь к русскому слову.

Воспитывающие: воспитывать интерес к истории родного языка и истории России.

"Язык живет вместе с жизнью народа".

                                В.Г. Белинский

Оборудование:

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Говорят, что каждое открытие начинается с удивления. Удивится человек тому, что знают и видят все: почему яблоко падает вниз, отчего листья зеленые, почему стол назван «столом». Задумается, станет расспрашивать, читать, изучать — и сделает открытие. Даже если наука давно объяснила эти явления. А в  русском языке можно сделать удивительные открытия благодаря науке, изучающей происхождение слов.   Это слово  всем, конечно, знакомо — этимология.

  1. Языковая разминка.

Запишите предложение. Обозначьте орфограммы, грамматические основы, объясните знаки препинания.

Язык – это история народа, язык – это путь цивилизации.  Поэтому-то изучение и сбережение русского языка  является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.Куприн).

3.Сообщение темы урока.

Обратимся к эпиграфам к уроку. Как вы понимаете слова на доске?

Прочитайте слова академика Виноградова.  Объясните их значение.

Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. (Академик В.В.Виноградов)

Сегодня на уроке  вы, проведя небольшое исследование, попробуете доказать, что  язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Существует  огромное количество  слов, которые вышли из употребления, но остались в качестве основы других, новых слов. У них может быть очень интересная история. К таким  необычным словам относится  слово КОЛО. Несмотря на то, что в современных словарях вы не найдёте его значения, оно оставило  нам много родственников. Это  так  хорошо всем нам знакомые слова.  Но что же объединяет все эти такие разные слова?

Проведём небольшую исследовательскую работу, чтобы ответить на этот вопрос. Для этого нам придётся совершить экскурс в историю слова.

Работа в группах.

1 группа: Найти в словаре Даля значение слова КОЛО и  родственных ему слов, сделать вывод об изменениях в словарном составе языка.

2 группа: В современных   толковых словарях Ожегова и Тихонова найти слова с корнем КОЛО, объяснить значение, образование; сделать вывод о процессах в языке.

3 группа:  Найти в топонимическом словаре происхождение  названия города Коломна.

4 группа: С помощью этимологического словаря объяснить значение и  происхождение слова КОЛЬЧУГА. Сделать вывод.

Сообщения групп.

1 группа:  Вот как объясняется значение этого слова в словаре Даля.

КО́ЛО ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; || колесо. || южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Ко́ла мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. || Ко́ло нареч. южн. зап. коло́ яросл. арх. коле́, коля́ зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. || Сиб. толпа народа у чего. Около, толкотня. Коломы́ка об. сар. бродяга, шатун. Колобро́вый, кологру́дый и пр. бровастый, грудастый, полногрудый. Колоде́й м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать); || южн. зап. колесник. Колозе́мный, находящийся около, вкруг земли. Колозе́мица, кругозомица, мироколица, атмосфера. Ко́ломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашом и пр. Колобо́ить пск. твер. болтать, калякать; молоть пустяки. Колобо́иться, биться, колотиться, перебиваться, маяться с кем или с чем, с трудом управляться, не быть в силах сладить; || возиться, дурить, шалить. Коловраща́ть что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. коловраща́ться, страдат. и возвр. по смыслу речи. Колвра́тный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; || *изменчивый, переменный, непостоянный. Ко́ловерт, коловоро́т м. водоворот, пучина, вырь, сувой. || Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. || Коловерт м. колове́рть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. Коловорот (ко́ловра́т) Изгиб, извилина реки, твер. пск. || Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Колове́ситься, коловесничать новг. твер. пск. повесничать, слоняясь дурить. Кологри́вый, кологри́вчатый животное с гривой вокруг, по обе стороны шеи; лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой. От этого: кологри́в м. служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских выездов; в Азии обычай этот сохранился: при ханах и шахах всегда идут два кологрива. Колоде́лье ср. работа по досугам, неважная, второстепенная. Колоделья, колодельной работы в дому много. Колодей м. кто работает кой-что, около дела. || Поварской, стряпной нож.

Вывод: Многие слова исчезают из языка. Одни перестали употребляться в активном запасе, поскольку исчезли те предметы, которые они обозначали. Но они являются свидетельством тех исторических процессов, которые происходили в стране. Сейчас они употребляются лишь в научной, специальной или художественной литературе в качестве средства образного воссоздания исторической эпохи, объективного ее отражения.

        

Сообщение 2 группы:

В современных словарях много слов с корнем КОЛО: колесо, около, околица, околесица, кольцо, колея, колено, коловорот, колышек, колобок, колбаса  и так далее.

Образование  некоторых современных слов  вызывает интерес. Например, слово КОЛЕСО появилось так. При склонении в слове КОЛО  появлялся суффикс -ес-, как, например, при склонении во множественном числе слов чудо, небо. Позже слово коло и в именительном падеже единственного числа приобрело суффикс -ес- и стало звучать как колесо. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились многие образования от него: колея (след от колес на дороге), калач (прежде звучало как кoлач и значило «круглый хлеб»), кольцо (образовано от коло с помощью уменьшительного суффикса -ц- и означает «маленький круг, кружочек»).

С помощью приставки  о- от коло образовали наречие около, означавшее «вокруг». Нетрудно заметить, что выражение «вокруг да около» составлено из синонимов. От около в старом значении «вокруг» образовались затем слова окольный (окольный путь — значит кружной, в противоположность прямому), околица (то, что лежит вокруг деревни) и околыш (часть фуражки, облегающая голову).

Вывод: Такой ряд родственных слов говорит о необычайном распространении этого корня в России.          Корень этого слова так распространён не случайно.  Ведь форму  круга имеет много предметов.

Сначала это были телеги с колёсами (колесницы), другие предметы, имеющие форму круга. Потом появились более современные машины. А слово всё живёт, только приобретает другое значение.

Сообщение 3 группы:  

1. Многие исследователи говорят, что вначале возникло название – Коломенна (Коломенка). На её берегу было место, где находился рынок, по-старинному – менок. То есть – место около рынка или река около мена – Коломенна (Коломенка). Таким образом, топоним Коломна произошёл от гидронима Коломенна (Коломенка).

2. Согласно словарю В.И. Даля название города произошло от рязанских слов коломень, коломенье, означающих  околицу, околоток, соседство, границу. То есть Коломна – приграничный город. С В.И. Далем перекликается и версия Д.И. Иловайского, который ссылается на книгу Макарова «Опыт простых слов». Он выводит слово «Коломна» от «коломень» – ближайший округ или «околомень» – подле (что также согласуется с В.И. Далем у которого слово «коло» означает около, подле, вокруг). Но, скорее всего, сами рязанские слова «коломень», «коломенье» возникли от названия нашего города, который был пограничным в Рязанском княжестве.

3. Близок к указанным версиям и уроженец Коломны, философ и публицист, Н.П. Гиляров-Платонов выводивший название Коломны от «коло» в значении окольный, пограничный. «Это была, действительно, граница, – писал Гиляров-Платонов, – далее за Окой, начинались инородческие земли». Но здесь не разъясняется значение трёх последних букв в слове «Коломна».

4. Н.П. Гиляров-Платонов привёл в своей книге «Из пережитого» и ещё одну версию, вернее легенду. В ней рассказывалось, что Сергий Радонежский проходил через Коломну и «… его прогнали «колом»» (в другом изложении легенда говорит, что преподобный попросил в городе воды, но был прогнан, и сказал: «Я просил у них пить, а они колом мя»). Далее Н.П. Гиляров-Платонов, объясняя легенду, пишет: «Но Коломна по меньшей мере двумя, а то и всеми тремястами лет старше Донского, тем не менее коломенцы воспользовались историческим событием, чтобы сочинить самоуничижительную легенду».

Вывод: интересуясь значением слов, географических названий, можно узнать историю возникновения городов, других географических названий.

Сообщение  4 группы:  Есть ещё одно интересное слово - КОЛЬЧУГА . Это доспех, сплетённый из  железных металлических колец. Оно устарело, но известно  любому школьнику. Это рубашка, сделанная из маленьких колечек, соединённых между собой  по принципу цепи. Она являлась лёгкой заменой тяжёлых металлических доспехов.

КОЛЬЧУГА. Скорее всего, заимств. в XVI в. из польск. яз., где kolczuga — суф. производное (ср. дерюга) на базе оборота zbroja kolcza (> кольчатая броня), фразеологической кальки нем. Kingelpanzer (Kingel "кольцо", Panzer "панцирь"). Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — "состоящая из металлических колец". (Этимологический словарь, 2004 г.)

Вывод: значение слова может подсказать  нам происхождение и даже способ изготовления защитного доспеха.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Прав ли был Белинский, когда говорил, что язык живёт вместе с жизнью народа?

Домашнее задание: Составьте сочинение - рассуждение  на тему "Язык живёт вместе с жизнью народа".

Дополнительное задание: Найти версии происхождения и значения  традиционного языческого праздника славянских народов КОЛЯДА.

        

Учитель: Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого количества знакомых и  ставших уже родными слов. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется вместе с изменениями в жизни людей. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Всё это свидетельство великой истории нашей страны и, несомненно, великого её будущего в случае бережного отношения к  родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП

Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.

В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока  с презентацией....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...

Изменения словарного состава языка.

Данный материал может быть использован как конспект лекции преподавателем,а также студентом в качестве самоподготовки....