разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП
методическая разработка (история, 11 класс) на тему

Калита Мария Викторовна

Разработка урока

Тема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964)  с применением технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_s_primeneniem_tehnologii_rkmchp.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964) Калита Мария Викторовна, преподаватель истории и обществознания,  руководитель МО, МОУ СОШ № 58, город Челябинск.

2. Цель урока: Сформировать собственное личное представление и отношение у учащихся о периоде истории России с 1953 -1964 гг. (В цели необходимо отразить методологическую основу урока – развитие критического мышления)

Воспитательная — формирование отношения к характеру и сущности изменений  политической системы  в СССР(1953-1964 гг.), к важности этих изменений для развития общества.

Обучающая – формирование знаний об изменениях политической системы в1953-1964 гг.; о борьбе за власть после смерти Сталина И.В., о XX съезде КПСС, о сущности явления «оттепели» в развитии советского общества.

Развивающая – формирование  навыков самостоятельной деятельности по заданию, формирование навыков самостоятельной работы на уроке (заполнение информационной карты),  развитие навыков самостоятельной работы с текстом дополнительных материалов и текста учебника.

3. Тип урока: комбинированный урок

4. Вызов. Сформулируйте мотивационные вопросы, позволяющие учащимся самостоятельно определить цели деятельности на уроке.

Стадия «вызова» -  у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изуче ния предстоящего учебного материала.

Возможные мотивационные вопросы:

  1. Как Вы думаете,  что мы будем сегодня изучать? Примечание: на уроке есть триединая цель для учителя,  и есть цель для ученика. При ответах на этот вопрос они  сформулируют свою цель на данном уроке.
  2. Как Вы понимаете слово «изменение»?
  3.  Что это такое (в жизни вообще)?
  4.  А каким может быть изменение в политической системе (вообще)?
  5. А каким может быть изменение в политической системе  СССР?  Примечание: учитывая,  что на предыдущей теме изучали смерть И.В. Сталина в 1953 году,  ответы достаточно очевидны даже для детей с низкими учебными возможностями.

5. Каким образом будет поставлена проблема? Предложите варианты деятельности по постановке проблемы.

Постановка проблемы: «В чем суть изменения политической системы в период 1953-1964 гг.?»

Мой вариант деятельности по постановке проблемы через вызов уже  имеющихся знаний – работа с текстом « Лови ошибку!» (А.Гин)

6. Какая стратегия будет наиболее целесообразна и оптимальна для реализации задач 1 стадии? Я считаю, что наиболее подходят для реализации задач 1 стадии следующие стратегии:

1) Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»:  1. Формулировка проблемы. 2. Заслушивание всех возможных вариантов решения проблемы. 3. Выявление наиболее «сильных» решений. 4. Выбор решения.5. План осуществления решения.

Например,  таким образом: 1. Каким могло быть изменение политической системы в период 1953-1964 гг.? 2. Заслушивание того, какие  могли быть изменения в политической системе  в данный период. 3. Выбор «сильных» решений по мнению учащихся,  затем по мнению  учителя. 4. Выбор из «сильных» решений. 5. Каким образом мы можем узнать именно об этом изменении политической системы в данный период? Примечание. Так как учитель может быть не готов именно к такому осуществлению решения,  целесообразно подобную деятельность провести на следующем уроке.

2) Учебная стратегия «До и После» 1. Учащиеся обмениваются своими записями в графе «До». 2. Знакомство с материалом, заполнение второй части – «После».3. По результатам сравнения двух частей пишут эссе,  анализируя причины, которые обусловили выявленные изменения.  

Например, таким образом. 1. Учащиеся обмениваются своими записями в графе «До» (до работы с текстом « Лови ошибку!»)  о том,  какие могли быть изменения в политической системе в изучаемый период. 2. Знакомство с материалом и работа с ним (текстом «Лови ошибку!») заполнение второй части  –  «После» (после знакомства с данным текстом и своей работой с ним) 3. По результатам сравнения двух частей пишут мини-эссе,  анализируя причины, которые обусловили изменения в графах «До» и « После».  

Стадии вызова соответствуют два первых этапа урока.

Ниже следует описание двух первых этапов моего урока. Учащиеся раскроют суть проблемы «Изменение политической системы»,  что немаловажно,  самостоятельно выскажут, что такое изменение вообще,  изменение в политической системе, какие могут быть изменения после вновь вспоминаемого периода истории в хронорамках 1945-1953 гг.

1. Оргмомент. Активизация внимания учащихся.

Включение учебной группы в деловой ритм. Дидактическая задача: обеспечить нормальную рабочую обстановку, психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

Начать урок с написания темы на доске, затем предложить учащимся задать вопросы учителю, возникающие у них при прочтении темы урока, позволив, таким образом, высказаться учащимся самостоятельно (я могу предположить, что в основном рассуждения коснутся слова в теме «Изменения», развиваться мысли будут в этом направлении. Если самостоятельные рассуждения не происходят,  учитель задает  мотивационные вопросы,  представленные выше).  

2. Этап проверки знаний по предыдущим темам. Подготовка  учащихся  к   активному   сознательному усвоению нового материала. Дидактическая      задача:      организовать      совместную  познавательную деятельность учащихся в соответствии с целями и задачами урока.

Учащимся предалагается текст, описывающий развитие страны в предыдущий период времени с 1945-1953 гг. Необходимо найти в нем ошибки и неточности. Прием «Лови ошибку» (А. Гин). Работают в 3 группах, при ответах групп текст слайдами отображается на экране,  что позволяет остальным учащимся также поучаствовать при нахождении ошибок и не в «своем» тексте.

Предлагаемый детям для работы текст:

Группа 1. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 гг

Война принесла нашей стране огромные людские и материальные проблемы. Были разрушены города и поселки, уничтожены либо выведены из строя заводы и фабрики, не функционировала железная дорога. Посевные площади значительно сократились.

Война унесла почти 27 млн. человеческих жизней, и это самый ее трагический урок. Сокращение рабочей силы, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению уровня производительности труда по сравнению с довоенным периодом.

К восстановлению хозяйства страна приступила сразу после окончания войны. Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1951 гг) было восстановлено либо вновь построено свыше 6000 промышленных предприятий. Ослабленное сельское хозяйство страны восстанавливалось путем структурной перестройки колхозов.

Группа 2. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 гг

В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он отстаивал идеи преимущественного развития сельского хозяйства, ускорения полного огосударствления собственности в сельском хозяйстве и промышленности, выступал против любых попыток оживления рыночных отношений.

Выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря самоотверженности и труду миллионов советских людей. А возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал улучшение ряда показателей в послевоенный период.

Война дала демократический импульс, пробудила осознание необходимости ослабления партийно - идеологического пресса. Война изменила общественно - политическую атмосферу в стране, проломив «железный занавес». Участники европейского похода Красной Армии воочию увидели тот мир, о котором они знали раньше исключительно из пропагандистских материалов, разоблачавших его пороки. Мир стал открытым. «Железный занавес» прекратил сове существование. Общество вступило в стадию более демократичного развития.

Группа 3. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 гг

Снизилось и количество репрессий. Система ГУЛАГ в послевоенные годы утратила свое значение. Национальная политика также отличалась демократичностью.

Духовная сфера также избавилась от пороков закрытости и косности. В конце 40-х годов даже появилось новое понятие - «космополитизм», которое использовалось для характеристики демократического, общемирового, «широкого» сознания и образа мыслей.

Международное положение в этот период характеризуется делением мира на сферы влияния СССР и США, а также  событиями так называемой «Холодной войны». «Холодной войной» называют режим ведения военных действий с применением новейших научных технологий.

В конце данного этапа предлагаю снова вернуться к некоторым из мотивационных вопросов:

  1. Как Вы теперь думаете,  что мы будем сегодня изучать? Как Вы понимаете слово «изменение»?
  2.  Каким может быть изменение в политической системе  СССР после смерти И.В. Сталина?  

Ответы после этапа проверки знаний и подготовки к усвоению нового материала могут стать более четкими. Их понимание цели урока будет конкретизировано, уточнено, так как они только что вспомнили, какова была внутренняя и внешняя политика в предыдущий этап истории и таким образом слово «Изменение» может быть объяснено более глубоко.  Более точно будет сформулирована цель урока.

Если цель была достаточно четко сформулирована на этапе Оргмомента,  то нет  необходимости «кольцевать» мотивационные вопросы. В таком случае есть смысл вспомнить: «Итак, какова  же цель нашего сегодняшнего урока?»

7. Осмысление. Предложите стратегию для ввода новой информации, её осмысления и интерпретации.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происхо дит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Применение учебной стратегии  «Чтение с остановками» 1. Рассказ учащимся о своем личном опыте знакомства с этим текстом, изложение сюжета. 2. Почему произведение именно так называется? Что произойдет? 3. Две-три остановки при чтение «Дерево предсказаний». Что будет дальше? И почему? 4.  Выбор из двух-четырех цитат по теме,  позволяющих подвести итог. Приложение: пример приведен ниже на этапе усвоения нового материала.

Стадии вызова соответствует третий этап урока.

3. Этап усвоения нового материала. Дидактическая задача: сформировать целостное восприятие исторического явления изменения политической системы 1953-1964 гг., дать понимание и осознание данного исторического явления

1) Борьба за власть после смерти Сталина И.В. Учащиеся заслушивают краткую информацию о борьбе за власть после смерти Сталина И.В. (Аудиофайл,  представленный на соответствующем уроке виртуальной школы Кирилла и Мефодия, диск «Уроки отечественной истории XIX – XX вв»). Следуют вопросы: 1. Кто вступил в борьбу за власть после смерти Сталина? (тонкий вопрос). 2. Какие политические силы представляли данные личности? (тонкий вопрос). 3. Как Вы думаете, почему в итоге  победа была за Хрущевым Н.С.? (толстый вопрос) 4. Были ли  объективные причины такой победы в борьбе за власть после смерти Сталина? (толстый вопрос). Ученики отвечают на вопросы, если мнения разные, то вступают в дискуссию, направляемую учителем.

2) XX  съезд КПСС, его значение. Применение учебной стратегии  «Чтение с остановками».  1. Рассказ учащимся о своем личном опыте знакомства с этим текстом, изложение сюжета Учащиеся заслушивают краткую информацию из уст учителя о XX  съезде КПСС. Как вспоминал один из очевидцев доклада А. Н. Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким». 2. Почему доклад  именно так называется («О культе личности и его последствиях»)? О чем пойдет речь в тексте?   3. Две-три остановки при чтении. «Дерево предсказаний». Что будет дальше? И почему?

Текст. Выдержки из доклада Н.С. Хрущева « О культе личности и его последствиях»

 * * *

1 часть текста

 Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета  партии XX съезду, в ряде  выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, не мало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

     После  смерти   Сталина  Центральный  Комитет   партии  стал  строго  и последовательно  проводить  курс на разъяснение недопустимости чуждого  духу марксизма-ленинизма   возвеличивания  одной   личности,   превращения  ее  в какого-то   сверхчеловека,   обладающего   сверхъестественными   качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает,  все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

     Такое   понятие   о   человеке,  и,   говоря   конкретно,  о   Сталине, культивировалось у нас много лет.

     В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности  Сталина. О заслугах Сталина еще при  его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за  построение социализма  в нашей стране. Это всем  хорошо известно.

Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего  партии,  -  речь идет о  том,  как  постепенно  складывался  культ личности  Сталина,  который  превратился  на определенном этапе  в  источник целого  ряда  крупнейших  и  весьма  тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

     В связи с тем, что не  все еще представляют  себе,  к  чему на практике приводил  культ  личности,  какой  огромный  ущерб  был  причинен нарушением принципа коллективного руководства в  партии  и сосредоточением  необъятной, неограниченной  власти  в  руках  одного  лица,  Центральный  Комитет партии считает  необходимым  доложить XX съезду Коммунистической партии  Советского Союза материалы по этому вопросу.

    Остановка в чтении «Дерево предсказаний»

* * *

   2 часть текста

  И именно в этот период (1935-1937-1938 гг.) сложилась практика массовых репрессий  по государственной линии  сначала против противников ленинизма  - троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, давно уже политически разбитых партией, а затем  и  против  многих честных коммунистов,  против тех  кадров  партии, которые  вынесли  на своих плечах гражданскую  войну, первые,  самые трудные годы  индустриализации и  коллективизации,  которые активно боролись  против троцкистов и правых, за ленинскую линию партии.

     Сталин  ввел  понятие  "враг народа". Этот термин сразу  освобождал  от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека  или людей,  с которыми  ты ведешь полемику: он давал возможность  всякого, кто в чем-то не согласен  со  Сталиным, кто был  только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто  был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной  законности. Это понятие "враг  народа" по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения  своего  мнения  по  тем  или  иным  вопросам  даже  практического значения.  Основным  и,  по сути  дела,  единственным  доказательством  вины делалось, вопреки всем нормам  современной  юридической  науки,  "признание" самого  обвиняемого,  причем это "признание",  как показала затем  проверка, получалось путем физических мер воздействия на обвиняемого.

     Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни  в  чем  не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии.

     Следует  сказать,  что  и  в  отношении  людей,  которые в  свое  время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьезных оснований, чтобы их физически уничтожить. Для обоснования физического уничтожения таких людей и была введена формула "враг народа".

     Ведь многие лица,  которых  впоследствии уничтожили, объявив их врагами партии и народа, при жизни В. И. Ленина работали вместе с Лениным. Некоторые из них и при Ленине делали ошибки, но, несмотря на это, Ленин использовал их на  работе, поправлял,  стремился  к  тому,  чтобы они оставались  в  рамках партийности, вел их за собой………

    ...... Произвол одного лица поощрял и  допускал произвол других лиц.  Массовые аресты и  ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.

     Это,  конечно,  не  способствовало  сплочению рядов  партии, всех слоев трудового  народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от партии честных, но неугодных Сталину работников.

     Наша  партия  вела борьбу  за  претворение  в  жизнь  ленинских  планов построения социализма. Это была идейная  борьба.  Если бы в  этой борьбе был проявлен  ленинский  подход,  умелое  сочетание партийной принципиальности с чутким и внимательным отношением к людям, желание не оттолкнуть, не потерять людей, а  привлечь их  на свою сторону, то мы, вероятно,  не имели бы такого грубого нарушения  революционной  законности, применения  методов террора  в отношении многих тысяч людей. Исключительные меры были бы применены только к тем лицам, которые совершили  действительные  преступления против советского строя.

    … Центральный  Комитет  партии  за  последнее   время,   особенно   после разоблачения банды Берия, рассмотрел ряд дел, сфабрикованных  этой  бандой.  При  этом  обнаружилась  весьма  неприглядная картина  грубого произвола, связанного с  неправильными действиями  Сталина. Как  показывают  факты,  Сталин,  воспользовавшись  неограниченной  властью, допускал  немало злоупотреблений, действуя от имени ЦК, не спрашивая  мнения членов ЦК и даже  членов Политбюро ЦК, зачастую не  ставя их в известность о  единолично  принимаемых  Сталиным  решениях  по  очень  важным  партийным  и государственным вопросам.

      Остановка в чтении «Дерево предсказаний»

* * *

   3 часть текста

 Рассматривая  вопрос о культе  личности, нам  необходимо  прежде  всего выяснить, какой ущерб это нанесло интересам нашей партии….

     ..Если  в первые годы  после смерти  Ленина  съезды партии  и пленумы  ЦК проводились более или менее регулярно, то позднее,  когда Сталин  начал  все более злоупотреблять  властью, эти принципы стали грубо нарушаться. Особенно это  проявилось за  последние  полтора  десятка  лет его  жизни. Разве можно считать  нормальным  тот факт,  что между XVIII и XIX съездами партии прошло более  тринадцати  лет,  в течение которых  наша партия  и  страна  пережили столько событий? Эти события настоятельно требовали принятия партией решений по  вопросам обороны  страны в  условиях Отечественной  войны и по  вопросам мирного строительства в послевоенные  годы. Даже после окончания войны съезд не собирался более семи лет.

     Почти не созывались  пленумы Центрального Комитета. Достаточно сказать, что  за все годы Великой Отечественной войны фактически не было проведено ни одного  Пленума ЦК. Правда, была попытка созвать  Пленум ЦК в  октябре  1941 года,  когда в  Москву  со  всей страны  были специально вызваны члены ЦК. Два дня они ждали открытия Пленума, но так и не дождались.  Сталин  даже  не  захотел встретиться и  побеседовать с  членами Центрального Комитета. Этот факт говорит о  том, насколько был деморализован Сталин в первые месяцы войны и  как высокомерно и пренебрежительно относился он к членам ЦК.

     В  этой практике  нашло свое выражение игнорирование со стороны Сталина норм  партийной  жизни,  попрание  им  ленинского   принципа  коллективности партийного руководства.

     Произвол  Сталина по  отношению к партии,  к  ее Центральному  Комитету особенно проявился после XVII съезда партии, состоявшегося в 1934 году.

     Центральный     Комитет,     располагая     многочисленными    фактами, свидетельствующими о грубом произволе  в отношении партийных кадров, выделил партийную  комиссию  Президиума  ЦК,  которой поручил тщательно  разобраться  в  вопросе  о  том,  каким образом оказались возможными массовые репрессии против большинства состава членов и кандидатов Центрального Комитета партии, избранного XVII съездом ВКП(б).

     Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах  НКВД, с другими  документами и установила многочисленные  факты фальсифицированных дел    против    коммунистов,   ложных    обвинений,   вопиющих    нарушений социалистической  законности,  в  результате  чего  погибли  невинные  люди.

Выясняется,  что  многие  партийные,  советские,   хозяйственные  работники, которых  объявили в  1937-1938 годах  "врагами", в  действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.  п.  не являлись,  что они, по существу, всегда оставались  честными коммунистами, но  были  оклеветаны, а иногда, не  выдержав  зверских  истязаний,  сами  на  себя  наговаривали  (под  диктовку следователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и  невероятные  обвинения.

Комиссия  представила  в  Президиум  ЦК  большой  документальный  материал о массовых  репрессиях  против  делегатов  XVII  партийного  съезда  и  членов Центрального Комитета, избранного этим съездом. Этот материал был рассмотрен Президиумом Центрального Комитета.

     Установлено,  что  из 139  членов  и  кандидатов  в  члены Центрального Комитета  партии,  избранных  на  XVII  съезде  партии,  было  арестовано  и расстреляно  (главным  образом  в 1937-1938  гг.)  98 человек,  то  есть  70 процентов. (Шум возмущения в зале.)

     Что собой представлял состав делегатов  XVII съезда? Известно,  что  80 процентов состава участников XVII съезда с правом решающего голоса  вступили в партию в годы революционного подполья и гражданской войны, то есть до 1920 года включительно.  По социальному положению основную массу делегатов съезда составляли рабочие (60 процентов делегатов с правом решающего голоса).

     Поэтому совершенно  немыслимо было,  чтобы съезд  такого состава избрал Центральный  Комитет, в котором  большинство оказалось  бы  врагами  партии. Только в результате того, что честные коммунисты были оклеветаны и обвинения к  ним  были  фальсифицированы,  что  были  допущены   чудовищные  нарушения революционной  законности,  70 процентов  членов и кандидатов ЦК,  избранных XVII съездом, были объявлены врагами партии и народа.

     Такая судьба постигла не только  членов ЦК, но  и большинство делегатов XVII съезда  партии.  Из 1966 делегатов  съезда  с  решающим и совещательным голосом  было арестовано  по  обвинению  в контрреволюционных  преступлениях значительно  больше  половины - 1108 человек. Уже один  этот  факт  говорит, насколько нелепыми, дикими, противоречащими здравому смыслу были обвинения в контрреволюционных  преступлениях,  предъявленные,  как  теперь  выясняется, большинству участников XVII съезда партии. (Шум возмущения в зале.)

     Нужно  напомнить,  что XVII  съезд партии  вошел  в  историю  как съезд победителей. Делегатами съезда были избраны активные участники строительства нашего  социалистического  государства, многие из них  вели  самоотверженную борьбу  за дело  партии  в  дореволюционные годы  в  подполье  и на  фронтах гражданской  войны,  они храбро дрались с  врагами, не раз смотрели  в глаза смерти и не дрогнули. Как же можно поверить, чтобы такие люди в период после

политического разгрома зиновьевцев, троцкистов и правых, после великих побед социалистического  строительства оказались "двурушниками", перешли в  лагерь врагов социализма?

     Это  произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии.

     Почему массовые  репрессии  против актива все больше  усиливались после XVII  съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысился над партией  и  над  народом,  что  он  уже  совершенно  не  считался  ни  с Центральным Комитетом, ни с  партией.  Если до XVII съезда он  еще признавал мнение  коллектива,  то  после  полного политического  разгрома  троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, когда в результате  этой борьбы  и побед социализма было  достигнуто сплочение  партии, сплочение  народа,  Сталин  все больше и больше перестал считаться с членами ЦК партии  и  даже с членами  Политбюро. Сталин полагал, что он может теперь сам вершить  все дела, а остальные нужны ему как статисты,  всех других он держал в  таком положении, что они  должны были только слушать и восхвалять его.

     После злодейского убийства С. М. Кирова  начались массовые репрессии  и грубые нарушения социалистической законности. Вечером 1 декабря 1934 года по инициативе  Сталина  (без решения  Политбюро -  это  было  оформлено опросом только через 2 дня) было подписано секретарем Президиума ЦИК Енукидзе      следующее           постановление:

     "1) Следственным  властям -  вести  дела  обвиняемых в  подготовке  или совершении  террористических  актов  ускоренным  порядком;
 2)  Судебным органам - не задерживать исполнения приговоров о высшей мере наказания из-за ходатайств  преступников данной категории о помиловании, так  как  Президиум ЦИК  Союза  ССР  не  считает  возможным  принимать  подобные  ходатайства  к рассмотрению;
 3)  Органам  Наркомавнудела   -  приводить  в  исполнение приговора  о высшей мере наказания  в  отношении преступников названных выше категорий немедленно по вынесении судебных приговоров".

     Это  постановление   послужило   основанием   для  массовых   нарушений социалистической законности. Во многих фальсифицированных следственных делах обвиняемым приписывалась "подготовка"  террористических актов, и это  лишало обвиняемых какой-либо  возможности проверки их дел даже тогда,  когда они на суде отказывались от вынужденных своих "признаний" и убедительно опровергали предъявленные им обвинения.

     Массовые репрессии  резко усилились с конца 1936 года после  телеграммы Сталина и Жданова из Сочи  от  25  сентября 1936    года,   адресованной   Кагановичу, Молотову  и   другим  членам  Политбюро,  в которой говорилось следующее:

     "Считаем   абсолютно   необходимым  и   срочным  делом  назначение   т. Ежова  на пост наркомвнудела.  Ягода явным образом оказался не на высоте своей  задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского  блока. ОГПУ опоздал в этом деле на  4 года.  Об  этом  говорят  все партработники  и  большинство  областных представителей НКВД". Следует кстати заметить, что с  партработниками Сталин не встречался и поэтому мнение их знать не мог.

     Эта  сталинская  установка о  том,  что  "НКВД  опоздал на  4  года"  с применением массовых  репрессий,  что  надо  быстро  "наверстать" упущенное, прямо толкала работников НКВД на массовые аресты и расстрелы.

    Остановка в чтении «Дерево предсказаний»

* * *

     4 часть текста

  * * *

     Товарищи!

     Когда мы сейчас резко выступаем против культа личности, получившего при жизни  Сталина  широкое распространение, и  говорим о  многих  отрицательных явлениях,  порожденных  этим  чуждым  духу  марксизма-ленинизма  культом,  у отдельных  людей может  возникнуть вопрос: как же  так, ведь Сталин стоял во главе партии и страны 30  лет, при нем были достигнуты крупные победы, разве можно  отрицать  это?  Я  считаю,   что  так  ставить  вопрос  могут  только ослепленные и  безнадежно загипнотизированные культом личности люди, которые не  понимают  сущности  революции  и  Советского  государства,  не  понимают по-настоящему,  по-ленински  роли  партии  и  народа  в развитии  советского общества.

     Социалистическую революцию  совершил рабочий  класс в союзе с беднейшим крестьянством,   при  поддержке  среднего   крестьянства,  совершил   народ, руководимый большевистской  партией. Великая  заслуга Ленина  состоит в том, что  он  создал боевую партию  рабочего  класса,  вооружил  ее  марксистским пониманием законов  общественного развития, учением о победе  пролетариата в борьбе с капитализмом, он закалил партию в огне  революционных битв народных

масс. В ходе этой борьбы партия последовательно отстаивала интересы  народа, стала его испытанным вождем, привела трудящихся к власти, к созданию первого в мире социалистического государства.

     Вы  хорошо  помните  мудрые  ленинские  слова  о  том,   что  Советское государство сильно  сознательностью масс,  о том, что историю теперь  творят миллионы и десятки миллионов людей.

     Организаторской  работе партии, ее  многочисленных местных организаций, самоотверженному   труду  нашего   великого   народа   обязаны   мы   своими историческими  победами. Эти победы - результат  огромной по  своему размаху деятельности  народа  и  партии  в  целом,  они  вовсе  не  являются  плодом руководства  одного лишь  Сталина, как  это пытались  представить  в  период

процветания культа личности.

     Если по-марксистски, по-ленински подойти  к существу этого вопроса,  то надо со  всей прямотой  заявить,  что практика  руководства,  сложившаяся  в последние годы жизни  Сталина,  стала  серьезным  тормозом  на пути развития советского общества.

     Сталин долгими месяцами не рассматривал  многие важнейшие  и неотложные вопросы жизни партии и страны. При руководстве Сталина наши мирные отношения с другими странами нередко ставились под угрозу, так как единоличные решения могли вызвать и иногда вызывали большие осложнения.

     За  последние  годы, когда мы освободились  от порочной практики культа личности и наметили  ряд  мер в  области  внутренней и внешней политики, все видят,  как буквально  на  глазах растет  активность, развивается творческая инициатива широких масс трудящихся, как благотворно начинает  сказываться это  на  результатах  нашего  хозяйственного  и  культурного  строительства.

(Аплодисменты.)

     * * *

     Товарищи!

     XX  съезд  Коммунистической  партии  Советского  Союза  с  новой  силой продемонстрировал  нерушимое единство нашей партии,  ее  сплоченность вокруг своего  Центрального  Комитета,   ее  решимость   выполнить  великие  задачи коммунистического  строительства. (Бурные аплодисменты.) И тот факт, что  мы сейчас во всей широте ставим принципиальные  вопросы о  преодолении  чуждого марксизму-ленинизму  культа  личности и о ликвидации причиненных им  тяжелых последствий, говорит о  великой моральной  и политической силе нашей партии.

(Продолжительные аплодисменты.)

     У  нас есть  полная  уверенность  в том, что  наша партия,  вооруженная историческими  решениями  своего  XX  съезда,  поведет  советский  народ  по ленинскому пути к новым успехам,  к  новым победам. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

     Да  здравствует  победоносное  знамя  нашей партии - ленинизм! (Бурные, продолжительные   аплодисменты,   переходящие   в   овацию.   Все   встают.)

4.  Выбор из двух-четырех цитат по теме: « Чуждое  духу марксизма-ленинизма   возвеличивание  одной   личности»,  «Практика массовых репрессий  по государственной линии»,  « Борьба с врагами народа». Цитаты выбраны из доклада Н.С. Хрущева ,на мой взгляд , выбор из данных цитат углубит понимание материала.

3) «Оттепель» в развитии советского общества. Работа с технологией «Кластер».  Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре доски записывается ключевое понятие – в данном случае «Оттепель», а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими (которые возникают как ассоциации учащихся  с ключевым понятием), от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь.  Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. Эти другие слова предлагают учащиеся. Обычно при такого рода работе появляются следующие слова – ассоциации: тепло,  свежий воздух , капель,  грязь, слякоть, радость от наступающей весны, вода , появляется трава , обнажается то , что лежало под снегом…….Подытоживает работу над кластером учитель,  приводя слова поэта  И.Эренбурга,  который написал повесть «Оттепель»,  чем и дал название целой эпохе.  Через всю повесть - суровая зима. "По радио передавали, что ночью будет тридцать пять". "Дыхание, кажется, сразу леденеет". "Мороз снова крепкий: подул северный ветер". "Снег, ничего, кроме снега". "Два часа простоял на холоде у ворот". Наконец, кульминация - сильнейшая буря, ломающая деревья и срывающая крыши домов. И только в самом конце - зима дрогнула, снег тает, все течет. "Вера, вот и оттепель…" Илья Эренбург назвал этот период «оттепелью»,  наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств,  а именно «оттепель»,  за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».

8. Сформулируйте личностно-значимые вопросы для осмысления информации.

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Данная работа проводится на четвертом этапе моего урока - этапе  закрепления нового вновь изученного материала.

 4. Закрепление нового вновь изученного материала.

Дидактическая задача: закрепить знания  о  историческом   явлении изменении политической системы 1953-1964 гг.

  1. Повесть И. Эренбурга « Оттепель» была написана в 1954 году,  а XX съезд партии состоялся в 1956 году. Какие выводы Вы можете сделать на основании данной информации?
  2. Какое значение имел доклад Н.С. Хрущева для развития страны в данный период?
  3. Как Вы считаете,  насколько значительным шагом стал переход к новому этапу истории СССР?

9. Рефлексия. Сформулируйте вопросы на:

  1. Осмысление полученных знаний.
  1. Как Вы считаете,  насколько значительным шагом стал переход к новому этапу истории СССР?
  2. В чем именно заключается эта значительность?
  1. Осмысление незнания
  1. Как Вы считаете, какую реакцию могла речь Хрущева вызвать у партийных деятелей? У населения страны? У представителей других стран?
  2. К чему могла привести в дальнейшем такая ситуация?
  1. Анализ собственной деятельности и путей получения знаний.
  1. Как вы считаете,  достигли ли мы своей цели на данном уроке?
  2.  Узнали ли мы, в чем заключались изменения политической системы?
  3. Насколько они совпали с Вашими предположениями в начале урока? (учебная стратегия «До и После»)
  1. На постановку новых целей дальнейшей деятельности.
  1. Как вы считаете,  что может  произойти после 1956 года в общественно—политическом развитии страны?
  2. Как мы можем это узнать? (в усеченном варианте возможно применение учебной стратегии «ИДЕАЛ»)

Данные вопросы задаются на этапах с 4 по 6. Этап 4 рассмотрен выше,

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дидактическая задача: обеспечить дополнительное (домашнее) закрепление знаний   о  таком историческом  явлении как изменения политической системы в 1953-1964 гг.

6.Результативность урока. Подведение итогов урока. Дидактическая   задача:      подвести   итоги  урока,   выявить   степень достижения поставленных целей, почерпнутое учащимися на уроке.

Использование технологии на данном уроке:

Цель урока: Сформировать собственное личное представление и отношение у учащихся о периоде истории России с 1953 -1964 гг. (В цели было необходимо отразить методологическую основу урока – развитие критического мышления)

Цели:

  1. Относительно учащихся (предполагаемый результат деятельности, полученных знаний, умений и навыков и др.) - сформировать представление и отношение о периоде истории России с 1953 -1964 гг.
  2.  Относительно педагога (какой результат деятельности видится учителем) - Воспитательная — формирование отношения к характеру и сущности изменений  политической системы  в СССР(1953-1964 гг.), к важности этих изменений для развития общества.

Обучающая – формирование знаний об изменениях политической системы в1953-1964 гг.; о борьбе за власть после смерти Сталина И.В., о XX съезде КПСС, о сущности явления «оттепели» в развитии советского общества.

Развивающая – формирование  навыков самостоятельной деятельности по заданию, формирование навыков самостоятельной работы на уроке (заполнение информационной карты),  развитие навыков самостоятельной работы с текстом дополнительных материалов и текста учебника.

  1. Совместные цели для педагога и учащихся - формирование представления и отношения у учащихся о периоде истории России с 1953 -1964 гг, получение новой информации по изучаемому периоду, создание учащимися собственного творческого продукта  в виде мини-эссе,  создание собственных выводов по результатам чтения доклада Н.С. Хрущева, выводов по результатам работы с кластером «Оттепель», обмен мнениями. 
  1. Обоснование выбора стратегии для каждого этапа урока

1 стадия – вызов. Наиболее целесообразны и оптимальны для реализации задач 1 стадии стратегии:

1) Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ»:  1. Формулировка проблемы. 2. Заслушивание всех возможных вариантов решения проблемы. 3. Выявление наиболее «сильных» решений. 4. Выбор решения.5. План осуществления решения.

Таким образом: 1. Каким могло быть изменение политической системы в период 1953-1964 гг.? 2. Заслушивание того, какие  могли быть изменения в политической системе  в данный период. 3. Выбор «сильных» решений по мнению учащихся,  затем по мнению  учителя. 4. Выбор из «сильных» решений. 5. Каким образом мы можем узнать именно об этом изменении политической системы в данный период? Примечание. Так как учитель может быть не готов именно к такому осуществлению решения,  целесообразно подобную деятельность провести на следующем уроке.

2) Учебная стратегия «До и После» 1. Учащиеся обмениваются своими записями в графе «До». 2. Знакомство с материалом, заполнение второй части – «После».3. По результатам сравнения двух частей пишут эссе,  анализируя причины, которые обусловили выявленные изменения.  

Таким образом. 1. Учащиеся обмениваются своими записями в графе «До» (до работы с текстом « Лови ошибку!»)  о том,  какие могли быть изменения в политической системе в изучаемый период. 2. Знакомство с материалом и работа с ним (текстом «Лови ошибку!») заполнение второй части  –  «После» (после знакомства с данным текстом и своей работой с ним) 3. По результатам сравнения двух частей пишут мини-эссе,  анализируя причины, которые обусловили изменения в графах «До» и « После».  

2 стадия – осмысление.  Наиболее целесообразны и оптимальны для реализации задач 2 стадии стратегии:

1) Применение учебной стратегии  «Чтение с остановками» 1. Рассказ учащимся о своем личном опыте знакомства с этим текстом, изложение сюжета. 2. Почему произведение именно так называется? Что произойдет? 3. Две-три остановки при чтение «Дерево предсказаний». Что будет дальше? И почему? 4.  Выбор из двух-четырех цитат по теме,  позволяющих подвести итог. Применение учебной стратегии  «Чтение с остановками».  1. Рассказ учащимся о своем личном опыте знакомства с этим текстом, изложение сюжета Учащиеся заслушивают краткую информацию из уст учителя о XX  съезде КПСС. Как вспоминал один из очевидцев доклада А. Н. Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким». 2. Почему доклад  именно так называется («О культе личности и его последствиях»)? О чем пойдет речь в тексте?   3. Две-три остановки при чтении. «Дерево предсказаний». Что будет дальше? И почему? 4.  Выбор из двух-четырех цитат по теме: « Чуждое  духу марксизма-ленинизма   возвеличивание  одной   личности»,  «Практика массовых репрессий  по государственной линии»,  « Борьба с врагами народа». Цитаты выбраны из доклада Н.С. Хрущева, на мой взгляд, выбор из данных цитат углубит понимание материала.

2) Применение приема «Кластер» в пункте урока 3. Оттепель., который является выражением графического способа осмысления материала.  

3 стадия – рефлексия.  Наиболее целесообразны и оптимальны для реализации задач 3 стадии стратегии: 1)Учебная стратегия «До и После», 2)Также в усеченном варианте возможно применение учебной стратегии «ИДЕАЛ»,  3) «Тонкие-толстые» вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.

Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Разработка урока на тему "Компьютерные переводчики. Системы распознавания текста"

Разработка урока на тему "Компьютерные переводчики. Системы распознавания текста"Урок предназначен помочь учащимся получить представление об компьютерных словарях и системах машинного перевода текста,...

Урок на тему: «Буквы О_А в корнях КОС-КАС» с применением технологии дифференцированного обучения

Материал представляет собой разработку урока с применением технологии дифференцированного обучения в 5 классе...

Методическая разработка урока по теме: "Изменения в словарном составе языка".

Перелистывая страницы книг, газет, журналов, мы вряд ли вспоминаем о старославянском языке, а ведь именно ему мы обязаны появлением в русском языке такого количества знакомых и...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...