Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atomnaya_energetika.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Класс: 9 класс

Тема урока: Атомная энергетика.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

      Когнетивные:

  • Ученик должен знать следующие понятия (словесно интерпретировать): ядерный реактор.
  • Ученик должен сформировать представление о цепной ядерной реакции в ядерном реакторе, выяснить условие её протекания.
  • Ученик должен уметь объяснить принцип действия ядерного реактора.
  • Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
  • Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
  • Ученик должен делать выводы.

     Аффективные:

  • Формирование интересов, усидчивости, аккуратности
  • Повышение мотивации
  • Ученик должен оценить значимость изучаемого материала

Структура урока:

Этапы урока

Формы, методы

Средства обучения

Время

Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих)

Словесные методы

Слово учителя

2 мин.

Проверка выполнения домашнего задания

Словесные методы, фронтальный опрос

Слово ученика

7 мин

Изучение нового материала

Метод проблемного изложения учебного материала.

Словесные методы (беседа)

Слово учителя,  доска, учебник «Физика для 9 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М.»

19 мин.

Закрепление нового учебного материала

Словесные методы: фронтальный опрос учащихся

Слово ученика, тетрадь, учебник. Физика для 9 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М.

10 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесные методы

Слово учителя

1 мин.

Подведение итогов занятия

Словесные методы

Слово учителя

1 мин.

  1. Организационный момент.

   Приветствие, выявление отсутствующих.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.
  1.  Что такое ядерный реактор?
  2. В чем заключается управление ядерной реакции?
  3. Назовите основные части реактора.
  4. Что находится в активной зоне?
  5. Для чего нужно, чтобы масса каждого уранового стержня была меньше критической массы?
  6. Для чего нужны регулирующие стержни. Как ими пользуются?
  7.         Какую вторую функцию (помимо замедления нейтронов) выполняет вода в первом контуре реактора?
  8. Какие процессы происходят во втором контуре?
  9.         Какие преобразования энергии происходят при получении электрического тока на атомных электростанциях?
  1. Изучение нового материала.

Ядерная энергетика

Применение ядерной энергии для преобразования ее в электрическую впервые было осуществлено в нашей стране в 1954 г. В г. Обнинске была введена в действие первая атомная электростанция (АЭС) мощностью 5000 Вт. Энергия, выделяющаяся в ядерном реакторе, использовалась для превращения воды в пар, который вращал затем связанную с генератором турбину.

Атомные электростанции строятся, прежде всего, в европейской части страны. Это связано с преимуществами АЭС по сравнению с тепловыми электростанциями, работающими на органическом топливе. Ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива и не загружают перевозками угля железнодорожный транспорт. Атомные электростанции не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания. Однако, размещение АЭС в густонаселенных областях таит в себе потенциальную угрозу.

В реакторах на тепловых (т.е. медленных) нейтронах уран используется лишь на 1-2%. Полное использование урана достигается в реакторах на быстрых нейтронах, в которых обеспечивается также воспроизводство нового ядерного горючего в виде плутония. В 1980 г. на Белоярской АЭС состоялся пуск первого в мире реактора на быстрых нейтронах мощностью 600 МВт.

Ядерной энергетике, как и многим другим отраслям промышленности, присущи вредные или опасные факторы воздействия на окружающую среду. Наибольшую потенциальную опасность представляет радиоактивное загрязнение. Сложные проблемы возникают с захоронением радиоактивных отходов и демонтажей отслуживших свой срок АЭС. Срок их службы около 20 лет, после чего восстановление станций из-за многолетнего воздействия радиации на материалы конструкций невозможно.

АЭС проектируется с расчетом на максимальную безопасность персонала станций и населения. Опыт эксплуатации АЭС во всем мире показывает, что биосфера надежно защищена от радиоактивного воздействия предприятий ядерной энергетики в нормальном режиме эксплуатации. Однако взрыв четвертого реактора на Чернобыльской АЭС показал, что риск разрушения активной зоны реактора из-за ошибок персонала и просчетов в конструкции реакторов остается реальностью, поэтому принимаются строжайшие меры для снижения этого риска. Ядерные реакторы устанавливаются на атомных подводных лодках и ледоколах.

Ядерное оружие

Неуправляемая цепная реакция с большим коэффициентом размножения нейтронов осуществляется в атомной бомбе.

Для того чтобы происходило почти мгновенное выделение энергии (взрыв), реакция должна идти на быстрых нейтронах (без применения замедлителей). Взрывчатым веществом служит чистый уран U или плутоний Ри .

Чтобы мог произойти взрыв, размеры делящегося материала должны превышать критические. Это достигается либо путем быстрого соединения двух пусков делящегося материала с докритическими размерами, либо же за счет резкого сжатия одного пуска до размеров, при которых утечка нейтронов через поверхность падает настолько, что размеры пуска оказываются надкритическими. То и другое осуществляется с помощь обычных взрывчатых веществ. При взрыве бомбы температура достигает десятков миллионов кельвин. При такой температуре резко повышается давление и образуется мощная взрывная волна. Одновременно возникает мощное излучение. Продукты цепной реакции при взрыве бомбы сильно радиоактивны и опасны для живых организмов.

Атомные бомбы были применены США в конце Второй мировой войны против Японии. В августе 1945 г. были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

В термоядерной (водородной) бомбе источником энергии, которая необходима для термоядерного синтеза, служит взрыв атомной бомбы (урановой или плутониевой), помещенной внутри термоядерной.

Нетривиальным решением оказалось то, при котором взрыв атомной бомбы используется не для повышения температуры, а для сильнейшего сжатия термоядерного топлива излучением, образующимся при взрыве атомной бомбы.

В нашей стране основные идеи создания термоядерного взрыва были выдвинуты А.Д. Сахаровым.

С появлением ядерного оружия победа в войне стала невозможной. Ядерная война способна привести человечество к гибели, поэтому народы всего мира настойчиво борются за запрещение ядерного оружия.

  1. Закрепление нового учебного материала.
  • В связи с чем в середине XX в. возникла необходимость нахождения новых источников энергии?
  • Назовите два основных преимущества АЭС перед ТЭС.
  • Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики.
  • Приведите примеры путей решения проблем атомной энергетики.
  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Прочитать и выучить материал § 69.

  1. Подведение итогов занятий.

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Что осталось непонятным?

Какой момент на уроке показался наиболее трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».

Автор учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.Цели урока:обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет раз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...

Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс

для подготовки выпускников основной школы к ГИА...