ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
статья по физике

Китова Елена Владимировна

        Одной из основных задач образования является воспитание у обучающихся культуры мышления ,  которая соответствует современному обществу.

     Культура мышления- это составная часть культуры человека. Мышление –это процесс познания , в данном случае, культура мышления есть культура процесса познания . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_kulture_vospitaniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.  

        Одной из основных задач образования является воспитание у обучающихся культуры мышления ,  которая соответствует современному обществу.

     Культура мышления- это составная часть культуры человека. Мышление –это процесс познания , в данном случае, культура мышления есть культура процесса познания . С точки зрения психологии культура мышления-это совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и норм, предъявленных к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения зависит социализация личности ,  ее успехи   в профессиональной  и  творческой областях. Культурному, т.е. ясному, четкому и последовательному мышлению противостоят разрозненное, путанное, хаотичное, алогично-иррациональное мышление. Культурное мышление является атрибутом бытия человека, как существа разумного, способного ставить перед собой и решать свои жизненные, общественные, творческие и иные задачи, давать адекватную оценку  возможностям , способностям, действиям как своим, так и окружающих его людей и событий. Наличие у человека культуры мышления говорит о его психическом здоровье, нормальном, полноценном  для общества развитии его личности. И, наоборот, разрозненное, хаотическое мышление свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо о ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо об отсутствии эмоциональной культуры.

      Каждая общеобразовательная школа , придерживаясь определенных стандартов ФГОС, добивается личностных, предметных и метапредметных результатов, прописанных конкретно к каждому предмету с обязательным итогом «ученик научится /получит возможность научиться», но в части методик четких указаний, как выполнить ту ли иную образовательную задачу, нет, это прерогатива каждого учителя в отдельности.  Современные учителя для достижения  целей современного образования используют различные методики преподавания, применяют различные педагогические технологии.

      Термин методика  представляет собой набор определенных действий, направленных на реализацию какой-либо определенной задачи. Термин технология – это набор методов, приемов, способов, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению желаемого образовательного результата с определенной допустимой нормой отклонения. Я.А.Коменский говорил, что обучение является «техническим», т.е. таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха. Другими словами педагогическая технология - это путь решения определенной задачи с гарантированным результатом. Предметом педагогической технологии являются конкретные определенные действия учителя и учащихся, их взаимодействие, в результате чего достигаются определенные цели, поставленные перед ними  в условиях современного российского образования с учетом ФГОС.

     К решению  задачи по воспитанию культуры мышления обучающихся в школе можно подойти , используя  технологию развития критического мышления.  Это структурированная система действенных методов и приемов, которые позволяют,  учитывая индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе. Эта структура является научной и логичной, т.к. ее этапы соответствуют фазам когнитивной (умственной) деятельности личности. Данная структура включает в себя следующие этапы:

  1. Вызов. На данном этапе информация выслушивается, фиксируется, обсуждается, ведется работа  как в группах, так и индивидуально.
  2. Осмысление. Особенностью этапа считается непосредственный контакт с новым материалом, работа осуществляется индивидуально, но возможен и групповой контакт.
  3. Рефлексия. Здесь происходит творческая переработка, анализ изученной информации, осуществляется проверка и контроль изученного материала.

На первом этапе ученик «вспоминает» то, что ему известно по изучаемому материалу, делает предположения, задает наводящие вопросы, на которые необходимо получить ответ, можно составить список полученной информации, рассказ по ключевым словам, заполнение таблиц. На этом этапе ученики читают текст параграфа, ведут записи в тетради, осмысливают новую информацию. Можно использовать метод активного чтения: интересный материал помечается знаком «+», непонятный  знаком «?». На третьем этапе «Рефлексия» учащиеся сопоставляют новую информацию со «старой», опираясь на знания, полученные при изучении материала и работы с ним. Здесь  ученикам предлагается заполнение различных таблиц, которые способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий  и т.д.

     Использование технологии критического мышления на уроке физики очень эффективно. В качестве примера рассмотрим урок физики в 7 классе, тема «Архимедова сила». В начале урока, на этапе «Вызов» учащимся предлагается проверить пройденный материал при помощи игры «вопрос-ответ». Класс делится на две команды. Одна команда задает вопросы по домашнему заданию, вторая отвечает на вопросы. Затем команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая задаст больше всего вопросов и даст большее количество ответов. Учитель направляет весь процесс в нужное русло, отмечает для себя наиболее активных участников данного этапа. Закончив работу с домашним заданием, осуществляется плавный переход к новому материалу. Учащимся предлагается провести опыт по погружению деревянного бруска в воду. Брусок не тонет в воде, учащиеся высказывают свои предположения, почему так происходит. Эти предположения можно фиксировать на доске. Обычно для учащихся мною используется термин «версии». Далее все «версии» ответов на поставленные вопросы  проверяются изучением материала параграфа, фиксированием найденных ответов в тетрадь, выполнение рисунка, заполнения таблицы букв, обозначающих физические величины и размерности, записывания формулы. На третьем этапе осуществляется проверка «версий», записанных на доске, в ходе которой, вычеркиваются все , кроме верных, которые обязательно присутствуют в списке, ученики ставят себе оценки за урок и выражают свое отношение к уроку в различных формах. Я , обычно, даю таблицы с готовыми ответами: мне было комфортно на уроке, я узнал много нового, я понял новый материал и т.д.Учащиеся проставляют определенные  значки напротив каждого утверждения. Это позволяет учителю ориентироваться на учащихся, как на носителей своей (адекватной или нет) самооценки. Ориентирование учителя на тех учащихся, которые хорошо справились с заданиями урока, слова одобрения учителя в адрес таких учащихся, играют ключевую роль в процессе достижения цели. Для детей, которые не достигли должного результата, должны быть ориентиры среди их сверстников, т.е. положительный пример.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью

Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...

Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...