Открытый урок в 9 классе "Звуковые волны"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна

Цель урока: формирование понятия звука с физической и физиологической точек зрения.

Задачи:

1) образовательные:

- сформировать понятия звуковая волна, источник и приемник звука;

- обеспечить усвоение условий возникновения и распространения звука;

- сформировать понятия порог слышимости, порог болевого ощущении;

2) воспитательные:

- формировать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи, познаваемость природы;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

- углублять интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;

- обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке;

3) развивающие:

- развивать  аналитическое и логическое мышление, внимание;

- формирование навыков учебной работы;

- обеспечение межпредметных связей (физика, биология)

оборудование: камертон, ксилофон, стеклянный колокол, насос, проектор, компьютер, колокольчик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.52 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx10.62 КБ
Файл opornyy_konspkt.docx123.54 КБ
Файл kartochki_zadaniya.docx133.38 КБ
Файл k_uroku.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  « Звук. Звуковые волны»

Цель урока: формирование понятия звука с физической и физиологической точек зрения.

Задачи:

1) образовательные:

- сформировать понятия звуковая волна, источник и приемник звука;

- обеспечить усвоение условий возникновения и распространения звука;

- сформировать понятия порог слышимости, порог болевого ощущении;

2) воспитательные:

- формировать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи, познаваемость природы;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

- углублять интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;

- обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке;

3) развивающие:

- развивать  аналитическое и логическое мышление, внимание;

- формирование навыков учебной работы;

- обеспечение межпредметных связей (физика, биология)

оборудование: камертон, ксилофон, стеклянный колокол, насос, проектор, компьютер, колокольчик.

Ход  урока:

  1. Организационный момент

Е.Ю. Добрый день! Дети и гости нашего урока,  меня зовут Евгения Юрьевна. Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас.

  1. Актуализация знаний

перед вами график ( слайд 1)

-что это за график? (гармонические колебания)

- что можно по нему определить? (период, частоту, амплитуду, длину волны, скорость распространения волны)

 (слайд 2) отгадать формула  всего (ответы детей).

(Звуковые волны)

Е.Ю. у вас на столах лежат опорные конспекты, вносим в них тему нашего сегодняшнего урока,  и по ходу урока заполняем не достающие слова в нем. Звуковые волны.

Е.Ю. У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу.

Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять.

Черт шутя, справился с этим и забрал себе души обоих путников.

Остался третий путник...»

«...А третий свистнул и сказал:

“Пришей к этому пуговицу!” – и черт был побежден». 

о чем идет речь в сказке?

ответив на вопрос, почему нельзя пришить пуговицу, вы сформулируете цели сегодняшнего урока.

А теперь давайте выясним, что нам предстоит узнать о звуковых волнах, в чем будет заключаться цель нашего урока.

Дети формулируют цели урока:         

Е.Ю. ( вспомогательные вопросы)

-Что мы должны знать о звуке?

- Узнать свойства звука и его характеристики.

 Е.Ю. Итак, цели урока: 

- знать и понимать, что такое звук, какие условия необходимы для создания звука, характеристики и свойства звука;
- уметь приводить примеры источников и приемников звука, объяснять явления, связанные с восприятием звука.
(слайд3)

  1. Изучение нового материала.

Е.Ю. Звуки занимают в жизни человека важную роль. Какую? (слайд 4)

С помощью звуков мы получаем информацию об окружающем мире, что позволяет нам уверенно ориентироваться в пространстве; получаем наслаждение от звуков природы и музыки; а самое главное - речь, благодаря звуку, мы общаемся с вами; опытный шофер по звуку работающего двигателя может определить неисправности; прослушивая с помощью специальных устройств (фонендоскопа) звуки в организме, можно получить важные сведения о работе сердца и других органов. Большое значение имеет звук также в искусстве, музыке.

Е.Ю. а знаете ли вы как называется раздел физики, изучающий звуковые явления?

(ответы детей)

называется акустикой

(Слайд 5)

Основным объектом изучения акустики является звук.

Звук … Что же это такое?

Понятие звука можно рассматривать с двух сторон:

- со стороны биологии (физиологии),
- со стороны физики.

Давайте попробуем дать определение звуку с позиций двух наук.

 ответы детей: (Звук это то, что мы слышим; звук – это волна (при необходимости наводящие вопросы.) (Слайд 6)

Звук – это то, что слышит ухо это с о стороны биологии, т.е.(физиология.

Звук – это механическая волна, это  со стороны физики.

Е.Ю. Любая ли механическая волна является звуком? 

ответы детей: (Нет.)

Е.Ю. Почему? Когда человек слышит звук?

Вывод: человек слышит звук, если колебания происходят…

а) с любой частотой,
б) с определенной частотой
. (Слайд7) 

 Записываем в опорный конспект определение  звука.

Звук - это механическая волна,  распространяющаяся с частотой от 20 до 20000 Гц.

Е.Ю. Какие же условия необходимы для возникновения звуковой волны? (Слайд 8)

(ответы детей) Для возникновения звуковой волны необходимы:

- источник волны,
- упругая среда.

 Е.Ю. А что может быть источником звуковой волны? (Слайд 9) (Дети приводят примеры источников звука, обобщая их, делают вывод.) Примеры записываем в опорный конспект.

Источником звука может быть: музыкальные инструменты, динамик, (телефон) лягушки, птицы.

  1. Физкультминутка. Учащиеся выстраиваются все в шеренгу на междурядье и, начиная с первого, по очереди присели, встали в обратном порядке, наклоны вправо, влево. Сели. Ребята, что у нас всякий раз получалось? Волна. А каждый из вас работал частицей. Вы передвигались? Нет. Так же и внутри вещества при распространении волны, частицы на месте, а передается энергия. А звук вашей волны был слышен? Нет. Почему?  (слайд 10)
  2. Практическое задание. (слайд 11)

 Е.Ю.  У каждой группы на партах есть карточки с заданием, там вам предстоит выполнить три задания, первое – это работа с учебником, второе  - экспериментально определить характеристики и свойства звука,  и по окончанию опыта, подготовить сообщение для устного ответа.  И пока одна группа отвечает, остальные три оценивают ее ответ в оценочных листа, далее комментируют выступление каждой группы.(1-2 минуты)

 на выполнение всех заданий, 10 мин.

 Защита опытов и  оценки групп. (слайд 12)

  1.  рефлексия  и выставление оценок.
  1. Е.Ю. сейчас подошло время выставления оценок, ответьте мне на вопрос, кто считает, что сегодня за урок он получает оценку «5» ,т.е. он понял всю тему, выложился на все 100%, узнали ответы на все вопросы, правильные выводы сделал по результатам опыта?

А кто считает, что за урок получает оценку «4»?, он понял тему, но недостаточно выложился на уроке, допустил ошибку при выполнении одного из задания?

  1. домашнее задание

Экспериментальное задание:

Возьмите самую тяжелую металлическую ложку и 1,5-2 м. рыболовной лески или шелковый шнур. Прочно привяжите ложку на середине шнура, а концы прижмите пальцами к закрытым ушам. Наклонитесь, чтобы ложка могла свободно раскачиваться и ударьте ею о край стола.

Какие изменения вы наблюдаете

дополнительный материал

 Курьезы слуха . Когда мы грызем твердый сухарь, то слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?

 Вот еще один опыт: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары – так усилится тиканье часов.

 ответ: Когда мы грызем твердый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?

Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как легкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа. Вот еще опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары — так усилится тиканье часов.

Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец которой он держал у зубов. Точно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.



Предварительный просмотр:

оценочный лист

№п/п

Умение

оценка

1.

Работа с учебником

2

Выполнение эксперимента

3

Владение материалом

4



Предварительный просмотр:

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема:

              - продольная механическая волна, распространяющаяся в упругой среде с частотой от 20 до 20000 Гц.

Источники звука: любое тело, колеблющееся со звуковой частотой.

Примеры:Картинки по запросу опорный конспект звуковые волны

Характеристики и  свойства  звука:

Название

От чего зависит

 От амплитуды  колебаний

От  частоты колебаний

Среда распространения

Скорость звука

(формула)



Предварительный просмотр:

Карточка №1

  1. Прочитайте  п.31 стр. 131-132 учебника.
  2. Выполните следующее задание: http://cdn01.ru/files/users/images/c8/93/c893d125b0df1db793c8361271ca75eb.jpg
  • постучать по длинной панели  ксилофона,
  • постучать по короткой панели ксилофона.
  • сравните высоту звука и частоту  колебаний с результатами  предыдущего опыта.
  1. Подготовить устное выступление исходя из выполненного задания и  ответить на  вопросы
  • от чего зависит  высота звука?
  • что называется чистым тоном?
  • что такое обертон, тембр звука?

Карточка №2

  1. Прочитайте  п. 31 стр.133-134 учебника
  2. Выполните следующее задание: Картинки по запросу камертон
  • слегка ударьте молоточком по одной ветви камертона. Зафиксируйте уровень громкости звука.
  •  Заглушите камертон.
  • Ударьте по нему сильнее, чем первый раз. Как изменилась громкость звука?
  1. Подготовить устное выступление исходя из выполненного задания и  ответить на  вопросы:
  • Чем определяется громкость звука?
  • В каких единицах измеряется громкость звука?
  • Звук, какой громкости вызывает у человека болевые ощущения?
  • Почему в больших городах необходимо принимать меры для уменьшения шумов?

Карточка №3

  1. Прочитайте п.32 стр.135-136 учебника
  2. Выполните следующее задание: Картинки по запросу колокол воздушного насоса
  • под колокол воздушного насоса поместите звонящий телефон.
  • откачайте воздух
  • определите почему звук исчезает  со временем.
  • Подготовить устное выступление исходя из выполненного задания и  ответить на  вопросы:
  • в каких средах происходит распространение звука?
  • почему звук не распространяется в вакууме?
  • какие тела – пористые или упругие  лучше проводят звук?
  • как можно обеспечить звукоизоляцию помещения? Какие материалы для этого используются?

Карточка №4

  1. прочитайте п.32 стр.136-137 учебника.Картинки по запросу колокольчик железный
  2. выполните следующее задание:
  • позвенеть колокольчиком в воздухе и в воде.
  • сравнить звуки.
  • Когда мы грызем твердый сухарь, то слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?
  • почему так происходит?
  1. Подготовить устное выступление исходя из выполненного задания и  ответить на  вопросы:
  • Каким образом у человека вызывается ощущение звука?
  • Какую волну представляет собой звук, распространяющийся в газах и жидкостях?
  • Как была измерена скорость звука в воздухе?  
  • От чего зависит скорость звука в воде?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определить: - Амплитуду колебаний Частоту колебаний, Период колебаний, Длину волны, Скорость распространения волны, Записать уравнение колебаний По данному графику

Слайд 3

Звуковые волны Тема урока

Слайд 4

- знать и понимать, что такое звук, какие условия необходимы для создания звука, характеристики и свойства звука ; - уметь приводить примеры источников и приемников звука, объяснять явления, связанные с восприятием звука Цели урока

Слайд 5

Звук в жизни человека

Слайд 6

Акустика

Слайд 7

Звук – это то, что слышит ухо (физиология ) Звук – это механическая волна

Слайд 8

Звук - это механическая волна, распространяющаяся с частотой от 20 до 20000 Гц.

Слайд 9

- источник волны , - упругая среда. Для возникновения звуковой волны необходимы:

Слайд 10

Источники звука

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Практическое задание

Слайд 13

Экспериментальное задание: Возьмите самую тяжелую металлическую ложку и 1,5-2 м. рыболовной лески или шелковый шнур. Прочно привяжите ложку на середине шнура, а концы прижмите пальцами к закрытым ушам. Наклонитесь, чтобы ложка могла свободно раскачиваться и ударьте ею о край стола. Какие изменения вы наблюдаете Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: Электромагнитные волны" 11 класс.

Урок повторение по теме:"Электромагнитные волны"....

Открытый урок по физике "Звуковые волны"

Открытый урок по физике "Звуковые волны"...

Открытый урок по физике 9 класс "Механические колебания и волны"

В этом материале есть план урока, презентация и возможные вопросы для учащихся....

Открытый урок для 9 класса "Звуковые волны.Характеристики звука"

В данном уроке учащиеся знакомятся с источниками звуковых волн, с их основными характеристиками....