Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Худякова Марина Валентиновна

Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Худякова Марина Валентиновна, учитель физики МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска, Архангельской области

Предмет: физика

Класс: 7

Учебник: А.В. Перышкин  «Физика  7 класс», М: Дрофа, 2017г.

Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

 - доказать существование атмосферного давления.

Задачи урока:

1. Доказать, что воздух имеет вес.

2.Сформулировать понятие атмосферное давление.

3. Убедиться в существовании атмосферного давления на опытах.

Проблема, решаемая учениками:

Обладает ли воздух весом? Можно ли обнаружить действие воздуха на тела?

Демонстрация опыта:  Прошу выйти  одного ученика  к доске и  открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой.

Что наблюдаете?  (При  открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода). Почему это произошло?

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

предметные:

формулируют определение атмосферного давления;

объясняют физические опыты;

овладевают умениями работать с оборудованием.

личностные:

развивают аргументированную речь; развивают умение анализировать, делать выводы; развивают навыки самопроверки и объективной самооценки; развивают устойчивый интерес к предмету.

УУД:

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения.

Познавательные – выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации

Коммуникативные - взаимное сотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника. 

Оборудование урока:

компьютер;

мультимедийный проектор;

компьютерная презентация

1. Оргмомент (1 мин)

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас и наших гостей на нашем уроке! Проверьте еще раз свою готовность к уроку. На столе у Вас находится лист с основными этапами урока (СКЕЛЕТ плана-конспекта), который необходимо будет заполнять в течение всего урока.  Каждое правильно выполненное задание  будет оцениваться в 1 балл. В конце урока Вы определите общий суммарный балл своей работы на уроке и оцените УСПЕШНОСТЬ собственных достижений в виде отметки (переведем набранные баллы в ОТМЕТКУ).

Заполните ФИ, класс плана-конспекта.

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость открытия новых знаний и умений.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин= 4+1)

Повторим пройденный материал – проведем физический диктант

(работа в парах, взаимопроверка по готовым ответам)

1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел……………………. 

2. Запишите  от каких величин зависит давление твердых тел: …………….. 

3. Запишите единицы измерения  следующих физических величин:

 Силы -……..        Площади опоры – ……….           Давления – … 

4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:

Давление производимое на   ……………………     или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.

5. Вставьте пропущенные слова:

Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной  давление …………………….. .

ВЗАИМОПРОВЕРКА (слайд)

1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел.  (1 балл)

                                                           p=F/S

2. Запишите от каких величин зависит давление твердых тел. (1 балл)

   От F – силы давления и S- площади опоры.

3. Запишите единицы измерения  следующих физических величин: (1 балл)

 Силы – H           Площади опоры – м²           Давления – Па

4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля: (1 балл)

Давление производимое на жидкость или газ передается в любую точку без изменений во всех направлениях.

5. Вставьте пропущенные слова: (1 балл)

Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается. 

(1+1+1+1+1+1=5 баллов)

3. Целеполагание и мотивация (6 мин.)

УЧИТЕЛЬ: Воздух нам кажется не только невидимым, но и “невесомым”. Давайте, исследуем, имеет ли воздух массу?  

Демонстрация: Уравновесим два надутых воздушных шара на весах. Проткнём один из них и  впустим воздух в шар. Что вы заметили?  Какой вывод вы можете сделать?

Установлено, что  масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Несложно рассчитать вес этой массы воздуха. Получаем, что вес 1 м3  воздуха равен приблизительно 13 Н. Запишем это в конспект.    САМОПРОВЕРКА (1 балл) слайд 

УЧИТЕЛЬ: постановка проблемы: 

Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле? Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело? Нет? Так существует ли оно?  

Демонстрация:  Прошу выйти  одного ученика  к доске и  открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой. Что наблюдаете?  (При  открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода).  Почему это произошло? (Отвечают: когда стали открывать крышку, то из дна бутылки потекла вода. Высказывают свои мысли: воздух давит на поверхность воды в бутылке при впускании его под крышку.)

Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление.

УЧИТЕЛЬ: запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.

4. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний (12 мин.)

УЧИТЕЛЬ: попробуем дать определение и объяснение атмосферному давлению.  Что такое атмосферное давление?  (УЧЕНИКИ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней.) – (1 балл) САМОПРОВЕРКА

Почему возникает атмосферное давление? (УЧЕНИКИ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их.)

Докажем существование атмосферного давления на опытах. 

Демонстрация: 

1) действие фонтана;

2) Возьмите медицинский шприц с поршнем и опустите его в сосуд с водой. Начните вытягивать поршень. Почему вода поднимается вслед за поршнем?

3) Возьмите стакан с водой. Закройте листом бумаги открытую часть стакана Переверните стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. Объясните наблюдаемое явление.

Почему это происходит? (УЧЕНИКИ: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.) (2 балл) ВЗАИМОПРОВЕРКА

Как еще можно доказать присутствие атмосферного давления, вы  выясните, проделав несколько совсем несложных упражнений.

Физминутка. (2 мин. = 1 (под музыку) +1)

УЧЕНИК: ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос:  почему воздух поступает в легкие?  (УЧЕНИК:  грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы. (3 балл) САМОПРОВЕРКА

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто   атмосферное давление проявляется и используется на практике.

5. Закрепление изученного (15 мин.)

УЧИТЕЛЬ: а теперь работа в парах (по 2 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания:

Колонка 1: (Учащимся выдать стакан с водой и трубочку, стр.126-127 учебника, задание  №3 (автоматическая поилка для птиц)). (Используйте шприц для откачивания воды из миски.) Почему жидкость  поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку? (Ответ: При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке или выливаться из поилки в миску)

 (5 баллов)

Колонка 2: (Учащимся выдать стакан с водой, пипетку и шприц):  всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с медицинским шприцем. (Ответ: При выдавливании воздуха из резиновой части пипетки в ней создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься в пипетку)  (4 балла)

 Колонка  3: (Учащимся выдать присоски). Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (Ответ: В присосках создается разреженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она “прилипла”.) (3 балла)  ВЗАИМОПРОВЕРКА

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.

6. Подведение итога урока (2 мин.)

(24 – 22) баллов  - «5»

(21 – 19) баллов  - «4»

(18 – 16) баллов – «3»

7. Д/з: 1.Обязательный уровень: §§ 42, 43; ( 1 мин.)

8. РЕФЛЕКСИЯ (1 мин.)

       

Дополнительно!

1. ОПЫТ: На дно блюдца кладётся монета, наливается немного воды. Вопрос: как вытащить монету из воды, не намочив пальцы?



Предварительный просмотр:

Учитель физики МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска, Архангельской области

Худякова Марина Валентиновна

План – конспект урока «Вес воздуха. Атмосферное давление.»

Фамилия, имя учащегося ______________________________________

Класс ______________

I.  Проверка знаний – ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел_________________ 

2. Запишите  от каких величин зависит давление твердых тел: ___________ 

_____________________________________________________________________

3. Запишите единицы измерения  следующих физических величин:

 Силы -____        Площади опоры – ______           Давления – _____

4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:

Давление производимое на   ……………………     или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.

5. Вставьте пропущенные слова:

Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной  давление …………………….. .

ВЗАИМОПРОВЕРКА физического  диктанта – проверка по образцу на соответствие

(max 1+1+1+1+1=5 баллов)

 II. Установлено, что  масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Рассчитать вес данной массы воздуха.

 (ց=10 Н/кг).

Записать формулу веса и получить результат _______________________________________

САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном)  - (max 1 балл)

III. Записать определение атмосферного давления __________________________________

_____________________________________________________________________________

САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном)  - (max 1 балл)

IV. Доказательство существования атмосферного давления (вставить пропущенные слова)

При подъеме поршня между ним и водой образуется ________________________________.

В это пространство под давлением наружного воздуха и ___________________________ вслед за поршнем вода. ВЗАИМОПРОВЕРКА (max 1+1=2 балла)

V. ФИЗМИНУТКА. Вставить пропущенные слова:

Грудная клетка ______________, объем становится больше. А давление в легких ______________

 и туда поступает воздух ______________________.

САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном)  - (max 1+1+1=3 балл)

VI. Практическая работа. ВЗАИМОПРОВЕРКА

ЗАДАНИЕ 1  - стакан с водой, трубочка, шприц.

стр.126-127 учебника, задание  №3 (автоматическая поилка для птиц). Используйте шприц для откачивания воды из миски. Почему жидкость  поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?

ОТВЕТ: При втягивании воды грудная клетка ____________, и в полости рта создается ________________ пространство. На поверхность же воды действует __________ давление; разность давлений заставляет воду _______________по соломинке или  __________________ из поилки в миску.  (max 1+1+1+1+1=5 баллов)

ЗАДАНИЕ 2 - стакан с водой, пипетка, шприц.

Всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с медицинским шприцем. ОТВЕТ: При _____________ воздуха из резиновой части пипетки в ней создается ____________ пространство. На поверхность же воды действует ________________ давление; разность давлений заставляет воду ______________ в пипетку)  (max 1+1+1+1=4 балла)

ЗАДАНИЕ 3 – присоски для крепления на стену кухонных принадлежностей.

 Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (ОТВЕТ: В присосках создается _______________ воздушное пространство, и ___________ давление ____________________ присоску у той поверхности, к которой она “прилипла”.)

(max 1+1+1=3 балла)

VII. Итог урока

- домашнее задание: §§ 42, 43;

- поставьте себе оценку за урок по следующим критериям:  

Лист самооценки

Номер задания

Максимальные баллы

Полученные баллы

Критерии отметки

«5»  - 24 -22 баллов;  

 «4» - 21 - 19 баллов;    

 «3»  - 18 - 16 баллов;

   

1

         5

2

         1

3

   1

4

         2

5

         3

         6     1)

                2)

                3)

         5

         4

         3

ИТОГО:

24

ОТМЕТКА:

Поднимите руку, кто выполнил работу на «5»,  «4»,  «3».

Есть ли результаты ниже?

VIII. Рефлексия

малиновый

зеленый

синий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 7 классе по теме "Измерение атмосферного давления"

Автор: Рыбинцева Наталья Валентиновна - учитель физики МОУ лицей № 2Предмет, класс: физика,7 класс.Тема учебного занятия: «Измерение атмосферного давления.»Форма занятия: комбинированный урок с примен...

Методические материалы к урокам биологии 7 класс

1. тесты по биологии 7 класс2. лабораторные работы ( инструктивные карточки)3. конспекты уроков...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Создание  базового учебного индивидуального  проекта за один урок...

Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Плавание тел"

Методический материал содержит необходимую информацию для проведения урока физики в 7 классе по теме "Плавание тел". В конспект урока урока включены элементы исследования по теме урока....

Урок физики 7 класс - "Решение задач на вычисление давления твердых тел"

Урок  "Решение задач на вычисление давления твердых тел" направлен на отработку понятия давления, умения вычислять давление твердых тел, анализировать физические ситуации и давать им об...