Конспект учебного занятия по теме: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности».
план-конспект занятия по физике (9 класс)

Хохрякова Людмила Викторовна

Занятие для обучающихся 9 класса с использованием образовательной робототехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_po_okruzhnosti.docx113.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

Класс: 9

Тема учебного занятия: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Формирование УУД.

Предметные:

формирование понятий "прямолинейное движение", "криволинейное движение "; «период обращения», «центростремительное ускорение».

Метапредметные:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся средствами образовательной робототехники.

Личностные:

воспитание культуры взаимоотношений между детьми.

Оборудование: технологические карты занятия, конструкторы ЛЕГО.

Технологическая карта занятия.

Технология проведения

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

1.

Организаци-онный момент

4 минуты.

На партах обучающихся лежат технологические карты занятия, первым заданием в которой является определение темы по схеме на различные виды движения. По ним ребята определяют тему занятия и с помощью учителя формулируют цель занятия.

Учитель приветствует ребят, дает настрой на занятие, показывает технологическую карту занятия и предлагает обучающимся задание №1 на определение темы занятия.

Предметные: уметь работать с полученной информацией (знать понятия: равномерное движение, неравномерное движение, прямолинейное, криволинейное движение); структурировать полученные знания.

Коммуникативные: умение работать в парах.

2.

Работа с текстом.

5 минут.

Обучающиеся читают текст, вставляют пропущенные слова.

Учитель:

Предлагает обучающимся второе задание в технологической карте занятия: прочитать текст и вставить пропущенные слова.

Текст для обучающихся.

В природе и технике очень часто встречаются движения, траектории которых представляют собой не прямые, а _____________ линии. Это _____________ движение. По криволинейным траекториям движутся в космическом пространстве планеты и искусственные _____________ Земли, а на Земле – всевозможные средства транспорта, части машин и механизмов, воды рек и т.д.

Если прижать к вращающемуся точильному камню конец стального прутика, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той _______________, которой они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление движения искр совпадает с ______________ к окружности в той точке, где пруток касается камня.

Таким образом, мгновенная

______________ тела в разных

точках криволинейной ___________

имеет различное _____________ .

По модулю же скорость может быть всюду одинакова.

Но даже, если модуль скорости не меняется, ее нельзя считать постоянной. Скорость - ____________ величина. Для нее модуль и направление одинаково важны. Движение по окружности – это всегда движение с ______________, даже если по модулю скорость постоянная.

Ускорение тела, равномерно движущегося по окружности, в любой точке _______________, т. е. направлено по радиусу окружности к ее ____________. В любой точке вектор ускорения перпендикулярен вектору ____________.

Познавательные: уметь работать с полученной информацией; структурировать полученные знания.

3.

Выкладывание формул на пластинах из деталей конструктора ЛЕГО.

10 минут.

Обучающиеся выкладывают формулы на пластинах из деталей конструктора ЛЕГО.

Учитель делит класс на группы (пары) по числу имеющихся наборов конструктора ЛЕГО и предлагает им выложить формулы для нахождения длины окружности, центростремительного ускорения, модуля скорости при равномерном движении по окружности (можно по памяти или по карточкам).

Выложить одну из формул:

  1. ац=

  1. S=2πR

  1. v=

Метапредметные: уметь пользоваться учебным материалом.

Коммуникативные: умение работать в группе.

4.

Решение задач.

24 минуты.

Обучающиеся с помощью выложенных формул решают задачи.

Учитель предлагает с помощью выложенных формул решить задачи.

Решить задачи:

  1. Точильный круг радиусом 10 см делает один оборот за 0,2 с. Найдите скорость точек, наиболее удаленных от оси вращения. (Ответ: 3,1 м/с).
  2. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 100 м. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля, если он движется со скоростью 54 км/ч? (Ответ: 2,25 м/с2).
  3. Какова скорость движения автомобиля, если его колеса радиусом 30 см делают 600 оборотов в минуту? (Ответ: 19 м/с).
  4. Период обращения первого космического корабля – спутника Земли «Восток» равнялась 90 минут. Средняя высота спутника над Землей была равна 320 км. Радиус Земли 6400 км. Вычислить скорость корабля. (Ответ: 7,8 км/с).

Метапредметные: уметь пользоваться полученными знаниями в изменившихся условиях.

5

Рефлексия

2 минуты.

Слушают учителя, оценивают свою работу на занятии.

Учитель подводит итоги, предлагает обучающимся назвать положительные и отрицательные моменты, дает домашнее задание.

Домашнее задание: подумать, как с помощью конструктора «ЛЕГО» исследовать зависимость центростремительного ускорения от радиуса окружности.

Регулятивные: самоанализ работы на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. 9 класс.

Урок изучения нового материала с использованием видеороликов....

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

Конспект учебного занятия по теме «Упражнения на координацию движения» (ИУП – ребёнок с ОВЗ)

Данный конспект разработан к авторской дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Звуки музыки" для учащегося с ограниченными возможностями здоровья....

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной скоростью.

Представление о криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, формулы для нахождения этих величин и единицами измерения....

Урок по теме: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности....