Урок по теме: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.
план-конспект урока по физике (9 класс)

Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamol_i_krivolin.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Цели:     Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности.

 Задачи: -   Ввести понятие     центростремительного ускорения

 -  Продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении на окружности.

-   Воспитывать самостоятельность, учить детей сотрудничеству, воспитывать уважение к мнению других, пробуждать любознательность и наблюдательность.

Оборудование урока:  компьютер, мультемедийный проектор, экран, шарик на резинке, шарик на нити, линейка, метроном, юла.

Оформление: «Мы истинно свободны, когда сохранили способность рассуждать самостоятельно».  Цецерон.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- Постановка проблемы: Какие виды движений мы изучили?

(Ответ: Прямолинейное равномерное, прямолинейное равноускоренное.)

План урока:

2.Актуализация опорных знаний (физическая разминка) (5 мин)  слайд 1

  1. ---Какое движение называется равномерным?
  2. Что называется скоростью равномерного движения?
  3. Какое движение называется равноускоренным?
  4. Что такое ускорение тела?
  5. Что такое перемещение? Что такое траектория?

---Работа по карточкам

  1. Заслушать сообщения детей

«Как открыли Плутон и Нептун» 3 мин

3.Основная часть. Изучение нового материала. (11 мин)

        Постановка проблемы:

Задание учащимся: Рассмотрим вращение юлы, вращение шарика на нити (демонстрация опыта). Как можно охарактеризовать их движения? Что общего в их движении?

 Учитель: Значит, наша задача на сегодняшнем уроке ввести понятие прямолинейного и криволинейного движения. Движения тела по окружности.

(запись темы урока в тетрадях).

              Тема урока.

Слайд № 2.

 Учитель: Для постановки целей я предлагаю проанализировать схему механического движения. (виды движения)

Слайд № 3.

   Взгляните на рисунок. Рассмотрите примеры видов траекторий, встречающихся в природе и технике.

Слайд № 4

     Действие на тело силы в одних случаях может привести только к  изменению модуля вектора скорости этого тела, а в других – к изменению направления скорости. Покажем это на опытах.

(Проведение опытов с шариком на резинке)Слайд № 5

      Рассмотрим рисунок. Как можно связать  криволинейное движение с движением по окружности.(Ответ) Слайд № 6

Слайд № 7

      Рассмотрим пример движения автомобиля. Что вылетает из под колес? Как она движется? Как направлены частицы? Чем защищаются от действия этих частиц?

(Ответ)

Сделаем вывод: …( о характере движения частиц)  Геометрия – касательная

Слайд № 8

 Значит как направлена скорость при движении тела по окружности.

Сделаем вывод: …(как направлена скорость.)

                               Слайд 9 новая тема  следующего урока

4  Физминутка

 «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2, 3, 4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь на урок полные сил и уверенности

  1. Закрепление новой темы 

Упр 17 (1 письменно, 2 устно)

  1. Повторение ранее изученного

Решение задач    Упр  16

7. Подведение итогов.

 Как зависит скорость и ускорение от радиуса окружности?

8.Домашнее задание: 

§17,  упр. 17 (3)

Дополнительно подготовить сообщения 1.История создания ИСЗ

                                                                                             2 ИСЗ в наше время

  1. Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?
  2. Сформулируй 2 и 3 законы Ньютона

  1. Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?

  1. Сформулируй 2 и 3 законы Ньютона

  1. Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?

2. Сформулируй 1 и 3 законы Ньютона

1. Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?

2. Сформулируй 1 и 3 законы Ньютона