Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс)

Тарасова Татьяна Павловна

Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа интегрированного вида создает условия для знакомства учащихся с ролью предметов естественнонаучного цикла.

       Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных стандартов общего образования».  Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметной программы предметов естественнонаучного цикла. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, которые не всегда удается раскрыть на уроке и нацелена на развитие интереса к различным видам деятельности, желания школьников активно проникать в сущность изучаемых объектов, явлений, ситуаций, участвовать в проектной деятельности, умения самостоятельно анализировать задачную ситуацию.

      Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47

имени Д.С.Лихачева

Петроградского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

Методическим объединением

ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга

______________________

Протокол № ___ от ____г.

«Принято»

Решением Педагогического Совета ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга

Протокол № ___ от ______г.

«Утверждено»

Приказом № _____ от ______ г.

Директор ГБОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга

___М. Ю. Обухова

                                                                                       

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Наука в вопросах и ответах»

7 класса

(Общеинтеллектуальное направление)

                                                     

                                                    Разработчик:

                                                      Тарасова Т.П.,

                                                         учитель физики

       

Санкт-Петербург - 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа интегрированного вида создает условия для знакомства учащихся с ролью предметов естественнонаучного цикла.

       Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных стандартов общего образования».  Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметной программы предметов естественнонаучного цикла. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, которые не всегда удается раскрыть на уроке и нацелена на развитие интереса к различным видам деятельности, желания школьников активно проникать в сущность изучаемых объектов, явлений, ситуаций, участвовать в проектной деятельности, умения самостоятельно анализировать задачную ситуацию.

      Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Цель программы:

  1. Обучающая цель – создание фундамента для освоения предметов естественнонаучного цикла и их роли в жизни.
  2. Развивающая цель - создание условий, обеспечивающих развитие внутренних мотивов к познанию, интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития гибкого и вариативного мышления.
  3. Воспитательная цель – расширение жизненного опыта учащихся на основе решения системы познавательных задач, через организацию исследовательской и проектной работы, в ходе которой создаются условия для воспитания настойчивости, любознательности, как важных личностных составляющих при выборе профессий.

Задачи программы:

  •  развитие устойчивого интереса учащихся к научным открытиям, расширение и углубление знаний по биологии, химии, физике, географии, астрономии, расширение кругозора учащихся;
  • раскрытие  творческих способностей учащихся;
  • формирование  умений самостоятельно работать с учебной  и научно-популярной литературой при организации проектной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и правдоподобным рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

Планируемые  результаты

Личностные результаты 

При реализации программы осуществляется формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, проверять,   высказывать, выбирать,  исследовать и анализировать, делать выводы. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к учению и познанию, к исследовательской деятельности.

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для предметов естественнонаучного цикла, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения некоторой ситуации, отражающей конкретное явление и (или) закон;
  • Учиться (совместно с учителем) выявлять и формулировать учебную проблему в ходе анализа задачной ситуации.
  • Составлять план решения проблемы (вопроса).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, проводить качественное моделирование, выявляя и исправляя допущенные ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя,  товарищей, а  при необходимости вносить   коррективы в  деятельность.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи, каких знаний недостаточно при выбранном плане решения.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, сопоставлять  и группировать факты и явления, выявлять причинно-следственные связи  между ними.
  •  Перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию внутри одной формы ее представления:  сопоставлять разные способы решения задачи (предложенного вопроса), выбирая более рациональный и  простой вариант.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, в виде рисунка, в виде чертежа, в виде схемы.

Коммуникативные УУД:

  •  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводить обоснованные аргументы.
  • Слушать других, пытаться воспринимать другую точку зрения, быть готовым принять ошибочность своих позиций и изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты задач, научно-популярную литературу и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план решения задачи, моделировать ситуацию в разных формах.
  • Договариваться с товарищами, выполняя различные роли в группе при организации проектной деятельности, сотрудничать в совместном решении проблемы (вопроса).

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для систематического освоения курса биологии, географии, химии, физики, формирование  механизмов мышления, характерных также для математической деятельности, а именно:

  1. познакомиться со способами моделирования экспериментальной задачной ситуации, создание образов  и составляющих  её компонентов;
  2. освоить метод обобщения при измерении, построении, наблюдении при решении системы аналогичных задач, умение формулировать выводы;  
  3. освоить  приемы доказательств на основе правдоподобных рассуждений, применяемые при решении экспериментальных задач, опираясь на  теоретические положения;  
  4. познакомиться с историей развития простейших механизмов, с их практическим использованием в историческом контексте;
  5. расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь физики с другими учебными дисциплинами и направлениями их использования; 
  6. познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и учиться применять его для решения исследовательских задач и проектных заданий;
  7. приобрести опыт самостоятельной деятельности при решении учебных и исследовательских задач;
  8. приобрести опыт презентации собственного продукта.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы (лабораторные работы); предусмотрены консультации.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Модуль  «Ценности науки»  (7 ч.)

Вводное занятие. Наука и образование в современном мире. Чем отличаются понятия «знание», «научное знание», «образованность» и «ученость». Как делаются открытия? Биография выдающихся учёных. Величайшие научные открытия современности. Нобелевские лауреаты мира. Оборудование для научных исследований. Роль приборов в научных открытиях

  • Модуль  «Открытия  в области химии»  (5 ч.)  

Открытие структуры молекулы. Д.И. Менделеев и его выдающееся открытие. Как изобрели фосфор? Как изобрели бумагу? Как изобрели стекло?

  • Модуль  «Открытия  в области  биологии»  (5 ч.)

Открытие клетки и её органоидов. Открытие микроорганизмов. Открытие ДНК. Фотосинтез и его значение. Вакцинация.  Метод предохранительных прививок

  • Модуль  «Открытия  в области  физики»  (6 ч.)

    Что такое свет? Что такое звук? Что такое радиоволны? Почему магнит магнитит? Почему заостренные предметы колючи? Существует ли «вечный двигатель»?

  • Модуль  «Открытия  в области  географии»  (5 ч.)

       Когда появился первый глобус? Поиски северного полюса. Открытие Америки. Открытие Южного полюса. Исследования Мирового океана.

  • Модуль  «Открытия  в области  астрономии»  (5 ч.)

Роль человека в исследовании космоса. Для чего необходим телескоп? Какая звезда самая яркая? Астрономия и космонавтика. Современные программы исследования космоса (России, США, Японии, Китая).

  •  Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы в королевстве

                     естественных наук»

                              План внеурочной деятельности на 34 часа

№ п\п

Название модуля

Количество часов

1

Модуль №1. Ценности науки

7

2

Модуль №2. Открытия в области химии

5

3

Модуль №3. Открытия в области биологии

5

4

Модуль №4. Открытия в области физики

6

5

Модуль №5. Открытия в области географии

5

6

Модуль №6. Открытия в области астрономии

5

7

Итоговое занятие

1

                    Итого

34

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ СРОКИ

Модуль 1. Ценности науки (7 ч.)

1

Вводное занятие. Наука и образование в современном мире.

1

Мини-лекция, практикум, тест

сентябрь

2

Чем отличаются понятия «знание», «научное знание», «образованность» и «ученость»

1

Мини-лекция, практикум, игра

сентябрь

3

Как делаются открытия?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

сентябрь

4

Биография выдающихся учёных. Величайшие научные открытия современности

1

Мини-лекция,

обсуждение

сентябрь

5

Нобелевские лауреаты мира

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

сентябрь

6

Оборудование для научных исследований

1

Практикум,

обсуждение

октябрь

7

Роль приборов в научных открытиях

1

Практикум,

обсуждение

октябрь

Модуль 2. Открытия  в области химии (5 ч.)

8

Открытие структуры молекулы

1

Мини-лекция,

обсуждение

октябрь

9

Д.И. Менделеев и его выдающееся открытие

1

Мини-лекция,

обсуждение

октябрь

10

Как изобрели фосфор?

1

Мини-лекция,

обсуждение

ноябрь

11

Как изобрели бумагу?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

ноябрь

12

Как изобрели стекло?

1

Мини-лекция,

обсуждение

ноябрь

Модуль 3. Открытия  в области  биологии (5 ч.)

13

Открытие клетки и её органоидов

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

декабрь

14

Открытие микроорганизмов

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

декабрь

15

Открытие ДНК

1

Мини-лекция,

обсуждение

декабрь

16

Фотосинтез и его значение

1

Занятие-обсуждение, практикум, мини-лекция

декабрь

17

Вакцинация.  Метод предохранительных прививок

1

Занятие-обсуждение, мини-лекция

январь

Модуль 4. Открытия  в области физики (6 ч.)

18

Что такое свет?

1

Занятие-обсуждение, практикум

январь

19

Что такое звук?

1

Занятие-обсуждение, практикум

январь

20

Что такое радиоволны?

1

Мини-лекция,

обсуждение

февраль

21

Почему магнит магнитит?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

февраль

22

Почему заостренные предметы колючи?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

февраль

23

Существует ли «вечный двигатель»?

Проект

февраль

Модуль 5. Открытия в области географии (5 ч.)

24

Когда появился первый глобус?

1

Мини-лекция,

обсуждение

март

25

Поиски северного полюса

1

Мини-лекция,

обсуждение

март

26

Открытие Америки

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

март

27

Открытие Южного полюса

1

Мини-лекция,

обсуждение

апрель

28

Исследования Мирового океана

1

Мини-лекция,

обсуждение

апрель

Модуль №6. Открытия в области астрономии  (5 ч.)

29

Роль человека в исследовании космоса

1

Мини-лекция,

диспут

апрель

30

Для чего необходим телескоп?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

апрель

31

Какая звезда самая яркая?

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

май

32

Астрономия и космонавтика

1

Занятие-обсуждение (диспут), мини-лекция

май

33

Современные программы исследования космоса (России, США, Японии, Китая)

1

Проект

май

34

Итоговое занятие. Игра «Умники и умницы в королевстве естественных наук»

1

Игра

май

                 Информационно-методическое  обеспечение

Для учителя:

1. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2015

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.:ООО «Издательство Астрель», 2012-302 с.:ил/

3. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2017.

4. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение», 2016г.

5.Данлоп С. Азбука звездного неба. — М.: Мир, 2015.

6.Коротцев О.Н. Астрономия для всех. — СПб.: Азбука-классика, 2014.

7. Прянишников В.И. Занимательная астрономия в школе. — М.: «Просвещение», 2008.

8. Лернер Г.И. Уроки биологии. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2015

 Для учащихся:

1. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»,2012

2. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. Биология» - М: ООО «Издательство АСТ»,2012

3. Энциклопедический словарь юного астронома. — М.: Педагогика, 1986

4. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. — М.: Наука, 2014.

5. Перельман Я.И. Занимательная физика (в 2-х книгах) «Издание двадцатое, стереотипное». — М.: Наука, 2014.

                      Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  • http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы
  • http://festival.1september.ru/ фестиваль педагогический идей
  • http://www.school.edu.ru/ Сборник нормативных документов  
  • http://pedsovet.org/
  • http://www.oread.ru/o/sky/ppl/einstein-011015.php /Великие люди
  • http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики
  • http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями
  • http://www.bsastro.by.ru/- Каталог лучших астрономических сайтов (на русском языке).
  • http://geo.1september.ru/-Все для учителя географии
  • http://megacollection.ru /Энциклопедическая библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс

Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс

Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Актуальные вопросы обществознания"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 10 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Сложные вопросы подготовки к ОГЭ по обществознанию»

Подготовка обучающихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам...