Методы оценивания на уроках физики
статья по физике

Шишкина Ирина Валентиновна

В статье представлены методы оценивания на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_otsenivaniya_na_urokah_fiziki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени К. К. Рокоссовского»

Г. Курска

Методы оценивания на уроках физики
(И.В. Шишкина)

«В педагогическом мастерстве
учителей сердцевину образует
их способность точно оценивать прогресс учеников»
М. Барбер

Цель: создание системы оценивания учащихся, адекватной современным направлениям модернизации образования
Задачи:  
Создать системы оценивания:

  1. Направленную на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке;
  2. Дающую возможность учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся
  3. Ориентированную на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу учащихся

Основополагающие принципы:

  1. Принцип положительной установки

Очень важна позитивная педагогическая оценка любого результата – адресная похвала при хороших результатах и перспективная направленная на будущий успех оценка при плохих. При этом необходимо искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений.

  1. Принцип компетентного оценивая

При текущем контроле необходимо оценивать не только фактические знания, но и поощрять личностные достижения учащихся, оценивать образованность ребенка по результатам его собственного продвижения, способности к развитию рефлексивных учений и самооценки учащихся.

  1. Принцип непрерывности

Оценивание не должно быть дискретным, необходим постоянный непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам.

Формы контроля:

  • Устный ответ
  • Письменные работы (тесты, самостоятельные и контрольные работы)
  • Терминологические диктанты
  • Лабораторные работы
  • Проектная деятельность
  • Модульные карты

Устный ответ

Считают устный ответ по параграфу с последующей рецензией ответа другим учащимся обязательным компонентом учебного процесса. При этом педагогическое воздействие носит характер сотрудничества.
Рецензер оценивает ответ по плану:

  1. Полнота ответа ( если ответ неполный, дополняет ею)
  2. Точность ответа ( если были ошибки или неточности в ответе были ошибки, исправляет их)
  3. Логичность ответа (умение строить план ответа, делать выводы по параграфу)

Письменные работы (тесты, самостоятельные и контрольные работы)
оцениваются по сумме баллов за каждое задание
(до 100% - оценка «5», 75-90% - оценка «4», 60-75% - оценка «3», ниже 60% – оценка «2»). Если задания самые сложные нижний порог может составить 50%.

Терминологические диктанты

Используются для закрепления пройденного материала. Традиционными являются физические диктанты в начале урока.

Обычно делятся на три группы

  1. Мини диктанты – до 10 вопросов ( на знание единиц, физических величин, определений)
  1. Что изучает физика
  2. Материя – это …
  3. Молекула …
  4. Перечислите свойства газов
  5. Каково расположение молекул твердого тела
  1. Тематический диктант
    ( 15 – 20 вопросов по заданной теме )
  2. Диктанты зачеты ( 30 – 35 вопросов проводится 3,4 раза в году )

Любой такой диктант – это мобилизация умственных способностей обучающихся, показатель успешности выполнения домашних заданий, один из лучших способов контроля условия практических заданий.

Лабораторные работы

Проверка выполнения лабораторной работы включает в себя три этапа:

  1. Проверку подготовленности к ее выполнению
  2. Проверку процесса выполнения
  3. Проверку результатов выполнения

Проектная деятельность

Отправной точкой можно считать слова Розенберга «Греческий ум отличается особенной силой творчества в области гипотез. Он, можно сказать, почти испытал. Все мыслительные теории для объяснения Вселенной, так что современные гипотезы можно признать как бы непосредственным продолжением неудавшихся попыток древних».

В современном мире у учащихся появились новые возможности , кроме журналов, энциклопедий и учебников, использовать другие носители. Творить «свое», используя современные технологии.  И чем глубже они помогают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике, выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность. Проектная деятельность позволяет разрешить проблему качественных знаний в физике, так как учащиеся сначала постигают качественные, записанные в буквенном виде физических закономерности, а затем используя компьютерные технологии доказывают их количественно, видя на экране их наглядные представления (диаграммы, графики и т.д.)

Модульные карты

Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся используют комплекс модульных карты, при составлении которых учитывалось, что при решении задач все обучающиеся работают в разном темпе и нуждаются в разной степени помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности, но и от индивидуально-личностных особенностей. Теоретическая часть представлена в виде учебных или рабочих карт, в которых дается система ориентированной основы действий. Содержание ориентированной основы действий составляют базовые знания по курсу физики. Процесс обучения строится таким образом, чтобы усвоение происходило через их применение.

Вывод.  Таким образом реализуются все принципы оценивания, система оценивания становится прозрачной для обучающихся и повышается ее объективность. Растет роль самооценки и личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому учащемуся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...

Формы и методы оценивания на уроках физкультуры

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.Оценивание учащихся 1 класса – словесное....

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка...

Методы оценивания на уроке технологии

Критерии оценивания ответов учащихся на уроках технологии...

Формы и методы оценивания на уроках физкультуры

Формы и методы оценивания на уроках физкультуры...

Формы и методы оценивания на уроках английского языка

Формы и методы оценивания на уроках английского языка...

Методы оценивания на уроках английского языка

Методы оценивания на уроках английского языка...