Сообщение. Тема: «Работа с графическими задачами на уроках физики»
статья по физике (7, 8 класс)
- Роль графических задач.
- Связь физики с математикой.
- Первые уроки решения графических задач.
- Основные графические зависимости, изучаемые в 7, 8, 9 классах на уроках физики.
- Графические задачи при повторении учебного материала.
В настоящее время формированию графических умений учащихся уделяется значительное внимание. Это связано с ролью графических представлений в современных информационных источниках и средствах электронно-вычислительной техники. Уметь читать строить и анализировать графики физических процессов являются отражением одного из методов научного познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 472
имени дважды Героя Советского Союза А.Т.Карпова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Сообщение
Тема: «Работа с графическими задачами на уроках физики»
Учитель физики
Федорова Вера Арсентьевна
Оглавление:
- Роль графических задач.
- Связь физики с математикой.
- Первые уроки решения графических задач.
- Основные графические зависимости, изучаемые в 7, 8, 9 классах на уроках физики.
- Графические задачи при повторении учебного материала.
В настоящее время формированию графических умений учащихся уделяется значительное внимание. Это связано с ролью графических представлений в современных информационных источниках и средствах электронно-вычислительной техники. Уметь читать строить и анализировать графики физических процессов являются отражением одного из методов научного познания.
В стандартах второго поколения к общим предметным результатам обучения физики в основной школе являются умение обрабатывать результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаружить зависимости между физическими величинами.
Работа с анализом графической зависимости начинается с первых уроков физики. Это зависимость пути от времени и скорости от времени для равномерного прямолинейного движения. Учителю физики для грамотной организации работы с графическими задачами необходимо знать что:
- Семиклассники в начале учебного года на уроках алгебры изучают тему «Функции и их графики». Они учатся читать, строить, анализировать графики прямой пропорциональности и линейной функции. Изучается угловой коэффициент, а в физике угловым коэффициентом являются величины постоянные в данном явлении.
Y=kx – прямая пропорциональность, где k-угловой коэффициент, а в физике аналогичные зависимости: S=Vt,
F=kx, F-mg, U=IR, где, соответственно v, k, R, g –угловые коэффициенты.
Необходимо, работая с графиками, прослеживать тесную связь физики и математики, показывать, что «математика царица всех наук, но служанка физики».
- В 8 классе на уроках алгебры изучаются функции Y=k/x и ее график. Поэтому с восьмиклассниками можно строить и анализировать графическую зависимость силы тока от сопротивления, сопротивления проводника от площади его поперечного сечения и другие.
- В начале 9 класса на уроках алгебры изучается квадратичная функция и ее график (y=ax2). Имеет смысл читать и анализировать графическую зависимость пути, координаты от времени для равноускоренного прямолинейного движения. В основной школе на математике не изучаются графики тригонометрических функций, но на уроках физики изучаются гармонические колебания. Чтобы объяснить материал, ввести понятия амплитуды, периода колебаний провожу опыт с колеблющейся металлической воронкой, из которой тонкой струйкой сыпется манная крупа на движущийся под воронкой лист фанеры. Мелом начерчены оси ох и ось времени. Наклонив лист фанеры, разбираем понятия амплитуды и периода колебаний. Учитель, работая с графическими задачами должен помнить, какой информацией владеют учащиеся с уроков математики.
В 7 классе в теме «Взаимодействие тел» провожу урок по теме «Виды физических задач» (учебник А.В. Перышкин 7 класс.), знакомлю ребят с особенностями решения, оформления следующих задач:
-качественных;
-экспериментальных;
-расчетных;
-графических.
Даю алгоритмы решения, особенности оформления решения, решая конкретные задачи. Например, следующие:
- Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лещадь споткнется?
- На столе лежит кирпич. Предложите способы определения массы этого кирпича.
- Футболист высокого уровня пробегает за матч 20 километров. Продолжительность матча 90 минут. Какова его средняя скорость?
- Используя график, расскажите о движении тела, определите путь, пройденный телом за 5 секунд и за 5 минут. Можно предложить построить график зависимости пути от времени для движения данного тела.
На одном заседании МО учителей физики вели разговор о работе на уроках с графическими задачами, о роли графических задач в процессе обучения, и определили основные графические задачи, решать которые должны учащиеся по окончанию учебного года.
7 класс
Вопросы к задаче:
- Зависимость между какими величинами изображена на графике? Как называется эта зависимость в математике, какой функцией записывается эта зависимость?
- Найдите путь пройденный телом, за указанное время.
- Определите формулой зависимость между величинами, изображенную графически.
- Запишите формулой зависимость между величинами, изображенную графически.
- Чему равна скорость тела через 5 секунд после начала движения?
- С какой скоростью движется тело через 1 минуту после начала движения?
- Выберите, какой из данных графиков правильно изображает зависимость скорости от времени для данного тела.
- Используя таблицу скоростей, приведенную в учебнике, определи, о движении какого тела идет речь в задаче.
№2
Вопросы к задаче:
- Зависимость между какими величинами изображена графически? Как называется эта зависимость? Запишите эту зависимость формулой.
- Определите плотность вещества данного тела.
- Если объем тела увеличить в 2 раза, что произойдет с массой, как изменится плотность? Данную задачу можно рассмотреть, используя конкретные значения массы и объема, взяв их из графика.
- Постройте график зависимости m(t) для тела, плотность вещества которого в 2 раза больше (меньше).
№3
Вопросы к задаче:
- Определите, под действием какой силы первое тело удлинилось на 2см, какая сила потребовалась для изменения на 2см второго тела?
- Определите жесткость каждого тела.
№4
Вопросы к задаче:
- Определите давление на указанной глубине – 40м.
- На какой глубине давление 160 кПа?
- Для какой жидкости построена данная зависимость?
№5
Вопросы к задаче:
- Чему равна сила, действующая на тело?
- Тело прошло 5м под действием данной силы. Какая при этом совершена работа, рассчитайте по формуле.
- Обратите внимание на площадь прямоугольника, полученного на графике. Сделайте вывод.
8 класс
Тепловые явления. Графики каждого процесса строим и анализируем. От одного процесса переходим к двум, трем. К концу темы работаем со следующими графиками:
Вопросы к задаче:
- Зависимость между какими величинами изображена графически?
- Как изменяется температура на каждом участке?
- На каких участках изменялась кинетическая энергия молекул тела?
- В какие интервалы времени изменялась потенциальная энергия молекул тела?
- Назовите участки, где происходили изменения агрегатных состояний вещества?
- В какие моменты времени в сосуде одновременно находились вода и лед, вода и водяной пар?
Интересные задачи на построение графиков опубликованы в учебнике
С.В. Громова. Физика-8:
- Ртуть при температуре -50 градусов нагревается до температуры +400 градусов. Изобразите эти превращения графически.
- Спирт (+100 ͦ С) превращается в спирт (-150 ͦ С). Изобразите это превращение графически, построив график зависимости температуры вещества от времени.
Эти задачи учат не только анализировать и строить графики, но и работать со справочными таблицами, идет повторение особенностей плавления, парообразования, конденсации, кристаллизации.
По теме: «Электрические явления» можно предложить следующие задачи:
№1
Вопросы к задаче:
1. Чему равно напряжение при данной силе тока?
2. Чему равна сила тока при данном напряжении?
3. Рассчитайте сопротивление проводника.
№2
Вопросы к задаче:
- Какая зависимость изображена на графике?
- Какой функцией эта зависимость выражается в математике?
- Как меняется сила тока при увеличении сопротивления проводника?
- Чему равно напряжение на концах проводника при данной силе ток
№3
Вопросы к задаче:
1. Сравните сопротивления двух проводников.
2. На каком из проводников при силе тока 2А выделится большее количество теплоты за одно и тоже время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/03/picture-5718.jpg)
План конспект урока на тему "Работа в графическом редакторе "Paint" 5 класс
Применение графического редактора «Paint» на уроке технология в 5 классе...
Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....
Урок информатики и ИКТ в 8 классе по теме: Работа в графическом редакторе PAINT. Заливка.
Тема урока: Работа в графическом редакторе PAINT. Заливка.Тип урока: урок рефлексии и открытия новых знаний (комбинированный)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-405298-1446640740.jpg)
Методическая разработка "Графические задачи на уроках физики"
Материалы разработки могут быть использованы на уроках, интегрированных уроках. Работа содержит разные приёмы работы с графиками, приведены примером некоторые из них....
Урок по информатике в 7 классе, школы 8 вида. Тема: Работа в графическом редакторе Paint. Работа с фрагментами рисунка: поворот, наклон.
Презентация и конспект урока по информатике 7 класса, школы 8 вида....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991394-1515179818.jpg)
Метод графических образов на уроках физики при изучении темы "Тепловые явления"
Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графиче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-1372774-1639919309.jpg)
Методическая разработка "Решение графических задач на уроке физики"
Материал предназначен для учителя физики. Материал может быть использован на уроках решения задач....