рабочая программа по физике 11 класса
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Большеатнинская средняя общеобразовательная школа"
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Н.К.Файзуллина Протокол № 1 от « 26 » августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «БольшеатнинскаяСОШ» _________ Г.Э.Сабирзянова « 29 » августа 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «БольшеатнинскаяСОШ» _____________Г.И.Рахимзянова Приказ № 119 о/д от « 31» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физика»
для 11 класса
учителя физики высшей квалификационной категории
Мухарлямовой Гульнур Азалевны
2020-2021 учебный год
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно- научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.
В основу изучения предмета «Физика» на базовом и углубленном уровнях в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.
Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала. Количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться, относятся к компетенции образовательной организации.
Примерная программа содержит примерный перечень практических и лабораторных работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными для достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Механика
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Электродинамика
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.
Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)
Прямые измерения:
- измерение ЭДС источника тока;
- измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных весов;
- определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).
Косвенные измерения:
- измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);
- измерение внутреннего сопротивления источника тока;
- определение показателя преломления среды;
- измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
- определение длины световой волны;
- определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).
Наблюдение явлений:
- наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
- наблюдение явления электромагнитной индукции;
- наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
- наблюдение спектров;
- вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.
Исследования:
- исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;
- исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
- исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
- исследование явления электромагнитной индукции;
- исследование зависимости угла преломления от угла падения;
- исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;
- исследование спектра водорода;
- исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).
Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):
- при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
- квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);
- напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;
- угол преломления прямо пропорционален углу падения;
- при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;
Конструирование технических устройств:
- конструирование электродвигателя;
- конструирование трансформатора;
- конструирование модели телескопа или микроскопа.
Учебно-тематический план
№ | Основные главы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
1 | Постоянный электрический ток | 10 | 3 | 1 |
2 | Взаимосвязь электрического и магнитного полей | 7 | 1 | 1 |
3 | Механические и электромагнитные колебания и волны | 9 | - | 1 |
4 | Оптика | 10 | 1 | 1 |
5 | Основы специальной теории относительности | 5 | - | - |
6 | Фотоэффект | 5 | 1 | - |
7 | Строение атома | 5 | 1 | 1 |
8 | Атомное ядро | 8 | - | 1 |
9 | Элементы астрофизики | 9 | - | 1 (итоговая) |
Итого | По программе | 68 | 7 | 7 |
Основные формы организации учебных занятий
1.Урок освоения новых знаний ОНЗ
2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
5. Структура урока контроля знаний и умений
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
7. Структура комбинированного урока.
Основные виды учебной деятельности на уроке:
Контрольная работа, самостоятельная работа. Опрос, тестирование. Физический диктант, решение задач. Беседа. Анализ и сравнение.
Работа в паре, работа в группе. Лабораторная работа.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№ | Количество часов | Содержание темы урока | Дата | Домашнее задание | Примечание | ||||
Календарная | Фактическая | ||||||||
Электродинамика | |||||||||
Глава 1. Постоянный электрический ток (10 часов) | |||||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж. Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. Электродвижущая сила. Исторические предпосылки учения о постоянном электрическом токе. | 3.09 | П.1,2. Упражнения 1,2. | |||||
2 | 1 | Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость. | 5.09 | П.3, 4, упражнение 3. | |||||
3 | 1 | Закон Ома для полной цепи. Применение законов постоянного тока. | 10.09 | П.5,6, упражнения 4,5. | |||||
4 | 1 | Решение задач. Входная контрольная работа. | 12.09 | П.5,6, упражнения 4,5. | |||||
5 | 1 | Лабораторная работа №1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 17.09 | П.5,6, упражнении 4,5. | |||||
6 | 1 | Применение электропроводности жидкости. Электролиз. Применение вакуумных приборов, газовых разрядов, полупроводников. | 19.09 | П.7, 8, упражнения 6,7 | |||||
7 | 1 | Лабораторная работа №2. Определение элементарного заряда. Электролиз. | 24.09 | П.7, 8, упражнения 6,7 | |||||
8 | 1 | Лабораторная работа №3. Изучение терморезистора. Зависимость сопротивления от температуры | 26.09 | П.3, 4- повторить. | |||||
9 | 1 | Решение задач. Постоянный электрический ток. | 1.10 | П.9-10, упражнения 1-9. | |||||
10 | 1 | Контрольная работа №1. Постоянный электрический ток. | 3.10 | Упражнения 1-9. | |||||
Глава 2. Взаимосвязь электрического и магнитного полей (7 уроков) | |||||||||
11 | 1 | Анализ типичных ошибок. Исторические предпосылки учения о магнитном поле. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Магнитные свойства вещества. | 8.10 | П.11,12.13, упражнение 10. | |||||
12 | 1 | Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на движущийся заряд. Правило левой руки. | 10.10 | П.14, упражнение 11. | |||||
13 | 1 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции. | 15.10 | П.15, 16, упражнение12. | |||||
14 | 1 | Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Решение задач. | 17.10 | П.17, упражнение 14. | |||||
15 | 1 | Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции. | 22.10 | П.15, 16, упражнение13. | |||||
16 | 1 | Решение задач по взаимосвязи электрического и магнитного полей. | 24.10 | Основное в главе. | |||||
17 | 1 | Контрольная работа №2. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 29.10 | П.11-17, основное в главе | |||||
Глава 3. Механические и электромагнитные колебания и волны (9 часов) | |||||||||
18 | 1 | Анализ типичных ошибок. Механические колебания. Свободные механические колебания. Гармонические колебания. | 31.10 | П.18, 19, упражнения 15,16. | |||||
19 | 1 | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Формула Томсона. | 12.11 | П.20, упражнение 17. | |||||
20 | 1 | Переменный электрический ток. Вынужденные колебания. Резонанс. Вынужденные электромагнитные колебания. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Устройство и назначение трансформаторов. | 14.11 | П.21, упражнение 18. | |||||
21 | 1 | Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. | 19.11 | П.22, упражнение 19. | |||||
22 | 1 | Механические и электромагнитные волны. Механические волны. Энергия волны. Распространение волн. | 21.11 | П.23, упражнение 20. | |||||
23 | 1 | Развитие средств связи. Решение задач. | 26.11 | П.24, основное в главе. | |||||
24 | 1 | Решение задач. Электромагнитные колебания и волны. | 28.11 | П.23, упражнение 20. | |||||
25 | 1 | Решение задач. Механические колебания волны. | 3.12 | Основное в главе | |||||
26 | 1 | Контрольная работа №3. Механические и электромагнитные колебания и волны. | 5.12 | Основное в главе 3. | |||||
Глава 4. Оптика (10 часов) | |||||||||
27 | 1 | Анализ типичных ошибок. История развития учения о световых явлениях. Геометрическая оптика. Волновая теория света. Корпускулярные представления о свете. Корпускулярно- волновой дуализм свойств света. Понятия и законы геометрической оптики. | 10.12 | П. 25, 26, упражнение 21. | |||||
28 | 1 | Лабораторная работа №5. Измерение относительного показателя преломления вещества. | 12.12 | П.25, 26, упражнение 21. | |||||
29 | 1 | Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Оптические приборы. | 17.12 | П.27, 28, упражнения 22,23. | |||||
30 | 1 | Интерференция света. Дифракция света. | 19.12 | П.29, 30. | |||||
31 | 1 | Решение задач. Световые явления. | 24.12 | П.29, 30. | |||||
32 | 1 | Волновые свойства света. Измерение скорости света. | 26.12 | П.31,32, упражнение 24. | |||||
33 | 1 | Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. | 14.01 | П.33, упражнение 25. | |||||
34 | 1 | Электромагнитная теория света. Решение задач. | 16.01 | Основное в главе 4. | |||||
35 | 1 | Волновые свойства света. Решение задач. | 21.01 | Основное в главе 4. | |||||
36 | 1 | Контрольная работа №4. Оптика. | 23.01 | Основное в главе | |||||
Глава 5. Основы специальной теории относительности (5 часов) | |||||||||
37 | 1 | Анализ типичных ошибок. Представления классической физики о пространстве и времени. Пространство и время в сто. Электродинамика и принцип относительности. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. | 28.01 | П.34, 35, упражнение 26,27. | |||||
38 | 1 | Проблема одновременности. Относительность одновременности. Относительность длины отрезков и промежутков времени. | 30.01 | Упражнения 28,29. | |||||
39 | 1 | Элементы релятивисткой динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. | 4.02 | П.36,37, упражнения 30,31. | |||||
40 | 1 | Решение задач по СТО. | 6.02 | П.36,37, упражнения 30,31. | |||||
41 | 1 | Самостоятельная работа по СТО | 11.02 | Основное в главе 5. | |||||
Элементы квантовой физики | |||||||||
Глава 6. Фотоэффект (5 часов) | |||||||||
42 | 1 | Анализ типичных ошибок. Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах вещества. Корпускулярно - волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Теория фотоэффекта. Фотон. | 13.02 | П.38,39, упражнения 32,33. | |||||
43 | 1 | Лабораторная работа №7. Изучение фотоэффекта. | 18.02 | П.38,39, упражнения 32,33. | |||||
44 | 1 | Фотоны и электромагнитные волны. Давление света. Химическое действие света. Применение фотоэффекта. Энергия и импульс фотона. | 20.02 | П.40,41. | |||||
45 | 1 | Решение задач по квантовой физике. | 25.02 | П.38,39, упражнения 32,33. | |||||
46 | 1 | Самостоятельная работа по теме «Элементы квантовой физики». | 27.02 | Основное в главе 6. | |||||
Глава 7. Строение атома (5 часов) | |||||||||
47 | 1 | Строение атома. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. | 4.03 | П.42, 43, упражнение 34. | |||||
48 | 1 | Испускание и поглощение света атомами. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Индуцированное излучение. Свойства лазерного излучения. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры. | 6.03 | П.44, 45. | |||||
49 | 1 | Лабораторная работа №6. Наблюдение линейчатых спектров. | 11.03 | П.44, 45. | |||||
50 | 1 | Решение задач по теме «Строение атома». | 13.03 | Основное в главе 7. | |||||
51 | 1 | Контрольная работа №6. Фотоэффект. Строение атома. | 18.03 | Основное в главе 7. | |||||
Глава 8. Атомное ядро (8 часов) | |||||||||
52 | 1 | Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Энергия связи атомных ядер. Принцип действия приборов для регистрации частиц. | 20.03 | П.46,47, упражнения 35,36. | |||||
53 | 1 | Закон радиоактивного распада. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. | 1.04 | П.48, упражнение 37. | |||||
54 | 1 | Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Энергия деления ядер урана. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Реакторы на быстрых нейтронах. Основные элементы ядерного реактора. Критическая масса. Применение ядерной энергетики. | 3.04 | П.49,50. | |||||
55 | 1 | Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. | 8.04 | П.51. | |||||
56 | 1 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 10.04 | П.52, упр. 38. | |||||
57 | 1 | Решение задач. Атомное ядро. | 15.04 | Основное в главе 8. | |||||
58 | Решение задач. Элементы квантовой физики. | 17.04 | Основное в главе 8. | ||||||
59 | 1 | Контрольная работа №5. Элементы квантовой физики. | 22.04 | Основное в главе 8. | |||||
Строение Вселенной. Астрофизика. | |||||||||
Глава 9. Элементы астрофизики (9 часов) | |||||||||
60 | 1 | Солнечная система. Внутреннее строение Солнца. | 24.04 | П.53, 54, упражнения 39, 40. | |||||
61 | 1 | Звёзды. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Галактика. | 29.04 | П.55,56, упражнение 41. | |||||
62 | 1 | Млечный Путь - наша Галактика. Вселенная. Представление о строении и эволюции Вселенной. | 6.05 | 2 часа | П. 57-59, упражнения 42-44. | ||||
63 | 1 | Самостоятельная работа. Элементы астрофизики. | 6.05 | Основное в главе 9. | |||||
64 | 1 | Решение задач. Электродинамика. | 8.05 | Основное в разделе. | |||||
65 | 1 | Решение задач. Квантовая физика. | 13.05 | Основное в разделе. | |||||
66 | 1 | Итоговая контрольная работа. | 15.05 | Основное в разделе. | |||||
67 | 1 | Анализ типичных ошибок. Решение задач. Электродинамика. Квантовая физика. | 20.05 | Основное в разделе. | |||||
68 | 1 | Заключительный урок. Школьная физика. Основные материалы. | 22.05 | Нет д-з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...