рабочая программа по физике 11 класса
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс)

Мухарлямова Гульнур Азалевна

Авторы учебника Пурышева Н.С. Важеевская Н.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_11_pechat.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Большеатнинская средняя общеобразовательная школа"

Атнинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Н.К.Файзуллина

Протокол № 1 от

« 26 » августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР  МБОУ  «БольшеатнинскаяСОШ»

_________  Г.Э.Сабирзянова

« 29 » августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ  «БольшеатнинскаяСОШ»

_____________Г.И.Рахимзянова

Приказ № 119  о/д от

« 31» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету  «Физика»

для 11 класса

учителя физики высшей квалификационной категории

Мухарлямовой Гульнур Азалевны

2020-2021 учебный год

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественно- научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.

В основу изучения предмета «Физика» на базовом и углубленном уровнях в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.

Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала. Количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться, относятся к компетенции образовательной организации.

Примерная программа содержит примерный перечень практических и лабораторных работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными для достижения предметных результатов.

Базовый уровень

Механика

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

Электродинамика

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Прямые измерения:

  • измерение ЭДС источника тока;
  • измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных весов;
  • определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).

Косвенные измерения:

  • измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);
  • измерение внутреннего сопротивления источника тока;
  • определение показателя преломления среды;
  • измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
  • определение длины световой волны;
  • определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).

Наблюдение явлений:

  • наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
  • наблюдение явления электромагнитной индукции;
  • наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;
  • наблюдение спектров;
  • вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.

Исследования:

  • исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;
  • исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
  • исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
  • исследование явления электромагнитной индукции;
  • исследование зависимости угла преломления от угла падения;
  • исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;
  • исследование спектра водорода;
  • исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):

  • при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
  • квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);
  • напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;
  • угол преломления прямо пропорционален углу падения;
  • при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;

Конструирование технических устройств:

  • конструирование электродвигателя;
  • конструирование трансформатора;
  • конструирование модели телескопа или микроскопа.

Учебно-тематический план

Основные главы

Количество часов

Количество

 лабораторных работ

Количество

 контрольных работ

1

Постоянный электрический ток

10

3

1

2

Взаимосвязь электрического и магнитного полей

7

1

1

3

Механические и электромагнитные колебания и волны

9

-

1

4

Оптика

10

1

1

5

Основы специальной теории относительности

5

-

-

6

Фотоэффект

5

1

-

7

Строение атома

5

1

1

8

Атомное ядро

8

-

1

9

Элементы астрофизики

9

-

1 (итоговая)

Итого

По программе

68

7

7

Основные формы организации учебных занятий

1.Урок освоения новых знаний ОНЗ

2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

5. Структура урока контроля знаний и умений

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

7. Структура комбинированного урока.

Основные виды учебной деятельности на уроке:

 Контрольная работа, самостоятельная работа. Опрос, тестирование. Физический диктант, решение задач. Беседа. Анализ и сравнение.

Работа в паре, работа в группе.  Лабораторная работа.

Календарно - тематическое планирование учебного материала

Количество часов

Содержание темы урока

Дата

Домашнее

задание

Примечание

Календарная

Фактическая

Электродинамика

Глава 1. Постоянный электрический ток (10 часов)

1

1

Вводный инструктаж. Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. Электродвижущая сила. Исторические предпосылки учения о постоянном электрическом токе.

3.09

П.1,2.

Упражнения 1,2.

2

1

Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

5.09

П.3, 4,

упражнение 3.

3

1

Закон Ома для полной цепи.

Применение законов постоянного тока.

10.09

П.5,6,

упражнения 4,5.

4

1

Решение задач. Входная контрольная работа.

12.09

П.5,6,

упражнения 4,5.

5

1

Лабораторная работа №1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

17.09

П.5,6,

упражнении 4,5.

6

1

Применение электропроводности жидкости. Электролиз. Применение вакуумных приборов, газовых разрядов, полупроводников.

19.09

П.7, 8,

упражнения 6,7

7

1

Лабораторная работа №2. Определение элементарного заряда. Электролиз.

24.09

П.7, 8,

упражнения 6,7

8

1

Лабораторная работа №3. Изучение терморезистора. Зависимость сопротивления от температуры

26.09

П.3, 4- повторить.

9

1

Решение задач. Постоянный электрический ток.

1.10

П.9-10,

упражнения 1-9.

10

1

Контрольная работа №1. Постоянный электрический ток.

3.10

Упражнения 1-9.

Глава 2. Взаимосвязь электрического и магнитного полей (7 уроков)

11

1

Анализ типичных ошибок. Исторические предпосылки учения о магнитном поле. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Магнитные свойства вещества.

8.10

П.11,12.13,

упражнение 10.

12

1

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на движущийся заряд. Правило левой руки.

10.10

П.14,

упражнение 11.

13

1

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции.

15.10

П.15, 16, упражнение12.

14

1

Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Решение задач.

17.10

П.17, упражнение 14.

15

1

Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции.

22.10

П.15, 16, упражнение13.

16

1

Решение задач по взаимосвязи электрического и магнитного полей.

24.10

Основное в главе.

17

1

Контрольная работа №2. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

29.10

П.11-17, основное в главе

Глава 3. Механические и электромагнитные колебания и волны (9 часов)

18

1

Анализ типичных ошибок. Механические колебания. Свободные механические колебания. Гармонические колебания.

31.10

П.18, 19,

упражнения 15,16.

19

1

Свободные  электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Превращения энергии при колебаниях. Формула Томсона.

12.11

П.20, упражнение 17.

20

1

Переменный электрический ток. Вынужденные колебания. Резонанс. Вынужденные электромагнитные колебания. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Устройство  и назначение трансформаторов.

14.11

П.21, упражнение 18.

21

1

Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля.

19.11

П.22, упражнение 19.

22

1

Механические  и электромагнитные волны.  Механические волны. Энергия волны. Распространение волн. 

21.11

П.23, упражнение 20.

23

1

Развитие средств связи. Решение задач.

26.11

П.24, основное в главе.

24

1

Решение задач. Электромагнитные колебания и волны.

28.11

П.23, упражнение 20.

25

1

Решение задач. Механические колебания волны.

3.12

Основное в главе

26

1

Контрольная работа №3. Механические и электромагнитные колебания и волны.

5.12

Основное в главе 3.

Глава 4. Оптика (10 часов)

27

1

Анализ типичных ошибок. История развития учения о световых явлениях. Геометрическая оптика. Волновая теория света. Корпускулярные представления о свете. Корпускулярно- волновой дуализм свойств света. Понятия и законы геометрической оптики.

10.12

П. 25, 26, упражнение 21.

28

1

Лабораторная работа №5. Измерение относительного показателя преломления вещества.

12.12

П.25, 26,  упражнение 21.

29

1

Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Оптические приборы.

17.12

П.27, 28,  упражнения 22,23.

30

1

Интерференция света. Дифракция света.

19.12

П.29, 30.

31

1

Решение задач. Световые явления.

24.12

П.29, 30.

32

1

Волновые свойства света. Измерение скорости света.

26.12

П.31,32, упражнение 24.

33

1

Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

14.01

П.33,

упражнение 25.

34

1

Электромагнитная теория света.  Решение задач.

16.01

Основное

в главе 4.

35

1

Волновые свойства света. Решение задач.

21.01

Основное

в главе 4.

36

1

Контрольная работа №4. Оптика.

23.01

Основное в главе

Глава 5. Основы специальной теории относительности (5 часов)

37

1

Анализ типичных ошибок. Представления классической физики о пространстве и времени.  Пространство и время в сто. Электродинамика и принцип относительности. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна.

28.01

П.34, 35, упражнение 26,27.

38

1

Проблема одновременности. Относительность одновременности. Относительность длины отрезков и промежутков времени.

30.01

Упражнения 28,29.

39

1

Элементы релятивисткой динамики. Взаимосвязь массы и энергии. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

4.02

П.36,37, упражнения 30,31.

40

1

Решение задач по СТО.

6.02

П.36,37, упражнения 30,31.

41

1

Самостоятельная работа по СТО

11.02

Основное в главе 5.

        Элементы квантовой физики

Глава 6. Фотоэффект (5 часов)

42

1

Анализ типичных ошибок. Гипотеза М. Планка.  Фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах вещества. Корпускулярно - волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Теория фотоэффекта. Фотон.

13.02

П.38,39, упражнения 32,33.

43

1

Лабораторная работа №7. Изучение фотоэффекта.

18.02

П.38,39, упражнения 32,33.

44

1

Фотоны и электромагнитные волны. Давление света. Химическое действие света. Применение фотоэффекта. Энергия и импульс фотона.

20.02

П.40,41.

45

1

Решение задач по квантовой физике.

25.02

П.38,39, упражнения 32,33.

46

1

Самостоятельная работа по теме «Элементы  квантовой физики».

27.02

Основное в главе 6.

Глава 7. Строение атома (5 часов)

47

1

Строение атома. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

4.03

П.42, 43, упражнение 34.

48

1

Испускание и поглощение света атомами. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Индуцированное излучение. Свойства лазерного излучения. Трудности теории Бора. Квантовая механика.  Лазеры.

6.03

П.44, 45.

49

1

Лабораторная работа №6. Наблюдение линейчатых спектров.

11.03

П.44, 45.

50

1

Решение задач по теме «Строение атома».

13.03

Основное в главе 7.

51

1

Контрольная работа №6. Фотоэффект.  Строение атома.

18.03

Основное в главе 7.

Глава 8. Атомное ядро (8 часов)

52

1

Состав и строение атомного ядра.  Радиоактивность. Энергия связи атомных ядер. Принцип действия приборов для регистрации частиц.

20.03

П.46,47, упражнения 35,36.

53

1

Закон радиоактивного распада. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

1.04

П.48, упражнение 37.

54

1

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Энергия деления ядер урана. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Реакторы на быстрых нейтронах. Основные элементы ядерного реактора. Критическая масса. Применение ядерной энергетики.

3.04

П.49,50.

55

1

Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения.  Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

8.04

П.51.

56

1

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. 

10.04

П.52, упр. 38.

57

1

Решение задач. Атомное ядро.

15.04

Основное в главе 8.

58

Решение задач. Элементы квантовой физики.

17.04

Основное в главе 8.

59

1

Контрольная работа №5.  Элементы квантовой физики.

22.04

Основное в главе 8.

Строение Вселенной. Астрофизика.

Глава 9. Элементы астрофизики (9 часов)

60

1

Солнечная система. Внутреннее строение Солнца.

24.04

П.53, 54, упражнения 39,  40.

61

1

Звёзды. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Галактика.

29.04

П.55,56, упражнение 41.

62

1

Млечный  Путь - наша Галактика. Вселенная. Представление о строении и эволюции Вселенной.

6.05

2 часа

П. 57-59, упражнения

 42-44.

63

1

Самостоятельная работа. Элементы астрофизики.

6.05

Основное в главе 9.

64

1

Решение задач. Электродинамика.

8.05

Основное в разделе.

65

1

Решение задач. Квантовая физика.

13.05

Основное в разделе.

66

1

Итоговая контрольная работа.

15.05

Основное в разделе.

67

1

Анализ типичных ошибок. Решение задач. Электродинамика. Квантовая физика.

20.05

Основное в разделе.

68

1

Заключительный урок. Школьная физика. Основные материалы.

22.05

Нет д-з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...