Физика в Великой Отечественной войне
творческая работа учащихся по физике (10 класс)

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_v_vov.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Таежнинская школа № 20

Секция физики

Физика в Великой Отечественной войне

Районная учебно-исследовательская конференция

«Первые шаги в науку»

 (Исследовательская работа)

Выполнила:

Ученица 10 класса

 МКОУ Таёжнинской СОШ № 20

Бибик Александра Константиновна

Руководитель:

учитель  физики

МКОУ Таежнинской СОШ № 20

Бутырская Мария Ивановна

        

Таёжный 2020


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

ГЛАВА  I

1.1 физика и танки        7

1.2 Физика военной авиации        9

1.3 Физика  артиллерии        9

1.4 Учёные Ленинграда фронту         12

1.5 Оптическая поддержка фронта        14

1.6 Физика радиотехнических устройств        18

1.7 Физика морскому флоту          21

ГЛАВА II     Красноярские учёные фронту        30

Заключение         32

Литература         34

Приложение I         35

Приложение II

………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования продиктована необходимостью, того, что нынешнее и будущие поколения  должны знать и помнить не только о мужестве и героизме нашего  народа в годы Великой Отечественной войны, но они должны знать  и о роли науки и учёных – физиков в создании военной техники  и оружия Победы. Это надо знать вопреки западным фальсификаторам, которые всеми силами стараются умалить величайший подвиг народа моей страны в Великой Отечественной войне и утверждающих, что у нашего народа  не было  ни геройства, ни храбрости, ни достижений в области производства вооружений и военной техники

В этом  году Россия отмечает 75-ю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне.  Победа в этой войне — подвиг и слава всего нашего народа. В том числе это и  подвиг  учёных.

В первые же дни войны перед учёными были поставлены важные и трудные технические задачи. В глубоких научных знаниях нуждались все области вооружения. Учёные, конструкторы, техники и инженеры создавали новые и совершенствовали старые образцы боевой техники и оружия.

Выдающийся физик  Сергей Иванович Вавилов писал: «... научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту. Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле. Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".  [4]  

 Проблема  состоит в том, что молодое поколение России имеет скудные знания об открытиях и изобретениях, о конструкторских находках, которые сыграли важную роль в разгроме фашизма и о вкладе учёных – физиков  в Великую Победу. В СМИ этому вопросу уделяется мало внимания

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа  источников  выяснить  роль  физики и учёных – физиков    в области создания  новых видов вооружения и боевой техники.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Найти, изучить и проанализировать материалы по теме исследования
  2. Выяснить,   какие  задачи  пришлось  решать учёным – физикам для помощи фронту и выяснить какие открытия, изобретения, разработки и конструкторские находки были ими сделаны
  3. Выяснить  какие законы физики использовались учёными - физиками при модернизации старых образцов техники и вооружения и создании новых.
  4. Узнать какие разработки учёных - физиков Красноярска использовались для фронта.  
  5. Сделать выводы по проделанной работе.

Методы исследования: поиск и знакомство с материалами по теме исследования, отбор и анализ полученной информации.

Разработанность проблемы:

В процессе работы  я познакомилась с содержанием книг. В книгах М.Арлазорова «Фронт идет через КБ» и Левитина Б.В. «Академия наук СССР в годы войны» рассказывается о научных изысканиях учёных-физиков и конструкторов при создании новых образцов оружия.

 Асташенков в своей книге рассказывает о создании легендарных Илов авиаконструктором С.В. Ильюшиным.

Из источников [6,7]  я выяснила, какой вклад  в победу над врагом внёс С.И.Вавилов, а так же какие изобретения принадлежат ему.

Источники [9,11]  позволили мне  познакомиться с достижениями в развитии и усовершенствовании радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, что в годы войны была создана первая отечественная   радиолокационная установка. Так же я узнала, что немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок  внёс в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе,  

В источниках [10,11] я нашла сведения о разработках для фронта  красноярскими  учёными. Узнала, что «целая команда учёных» Красноярска трудились на Красноярском радиотехническом заводе. Их главным делом было создание радионавигационных маяков , предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолётов и другое. Среди них был и наш земляк А.А.Савельев, который был начальником лаборатории приёмных устройств.

О подвиге и научных изысканиях учёных Ленинграда я узнала из источника [2,5] об их выдающемся вкладе в

Из источников [1,3,7]  узнала, что учёные – оптики создали много принципиально новых оптических приборов для Советской армии а так же решили вопросы маскировки и камуфляжа  наземных, подводных и надводных объектов, разработали методы маскировочного освещения.

Практическое значение:  познакомить со своими информационными исследованиями учащихся нашей школы. Материал исследования можно использовать на уроках физики,  для проведения классных часов, недель науки и физики в школе.


ГЛАВА I.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ УЧЁНЫХ – ФИЗИКОВ

  1. ФИЗИКА И  ТАНКИ

Практические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему - создать такую технику, которая бы позволяла успешно противостоять немецким тяжёлым танкам и другой хорошо защищённой бронетехнике. Техника должна обладать высокой скоростью и хорошей маневренностью. Учёные и конструкторы с этой проблемой справились.

В годы Великой Отечественной Войны ими были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач.

ИС-2– советский тяжёлый танк периода войны, был создан в 1943 году.  Он являлся самым мощным и наиболее тяжело бронированным из советских серийных танков периода войны.  

Т-60– советский лёгкий танк периода войны. Разработан в августе 1941 года.

Т-37А – советский малый плавающий танк, первый танк в мире с технологией “амфибия”.

Танк Т-34 признан лучшим танком Второй мировой войны. Самый общепризнанный «символ победы». В победном 1945 году именно Т-34 брали Берлин..

При его создании  учёным и конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.

За годы войны их было произведено более 84 тысяч. Огромные масштабы производства были возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка. Процесс его изготовления   оттачивался в течение всей войны. И в 1944 году на поле боя вышли уже модифицированные танки  Т – 34-85.

В эту боевую машину  наука вложила  самые передовые свои разработки: в Т-34 вместо ковки и литья деталей широко использовалась штамповка и термическая обработка токами высокой частоты. Впервые в мире усилиями советских учёных и инженеров такая сложная деталь, как танковая башня, стала изготавливаться посредством штамповки, что резко ускорило сроки сборки этих грозных машин. 

        Танк отличался высочайшей маневренностью и высокой  проходимостью. Он мог преодолевать подъёмы и спуски с уклонами до 40 градусов, водные преграды глубиной до 1,3 метра и рвы глубиной до 2,5 метров.  Он обладал   органическим сочетанием боевых свойств — огневой мощи, подвижности и броневой защиты. Длинноствольная 85-миллиметровая пушка посылала снаряд с начальной скоростью 662 м/с.  Дизель мощностью 500 л. с. обеспечивал скорость по шоссе в 55 км/ч - не уступал в скорости более лёгким машинам.  

        Для улучшения проходимости конструкторы сделали гусеницы танка

значительно шире. Защищённость танка обеспечивалась не грубой силой, а законами физики – утолщённая броня устанавливалась под сильным углом наклона, то есть башня имела обтекаемую коническую форму, что увеличивало вероятность рикошета снарядов от корпуса танка. Вражеские лишь вмятины. Скошенная броня отражала даже сверхмощные болванки. Снаряды проходили по касательной.        

        Одним из важнейших достоинств танка была его  ремонтопригодность. Высокие показатели ремонтопригодности позволяли подвижным ремонтным средствам выполнять все виды ремонтных работ  в полевых условиях.

         «Эти танки прошли всю войну от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Т - 34 бесспорно является подлинным шедевром военной техники.  Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий. Его отличали высокая маневренность, компактность конструкции, небольшие габариты, приземистость, которая повышала его неуязвимость и вместе с тем помогала вписываться в местность, маскироваться. У него была хорошая проходимость из-за малого давления на грунт, хороший двигатель, неплохая броня, не только самая толстая, но и из-за самых выгодных углов её наклона она была пуленепробиваемая. У каждого оружия был свой час. У этого танка – Сталинградская битва». - писал маршал Иван Степанович Конев  

        Вывод: Благодаря учёным – физикам и конструкторам были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач. А в  боевую машину Т- 34  наука вложила  самые передовые свои разработки.

        При создании танковой техники  учитывались законы кинематики и динамики, для расчёта броневых покрытий конструкторы  пользовались теорией прочности и сопротивления материалов. Учитывалась   мощность двигателя, зависимость давления от площади.  Защищённость танка обеспечивалась  законами физики – утолщённая броня устанавливалась под сильным углом наклона, что увеличивало вероятность рикошета снарядов от корпуса танка.  

1.2  ФИЗИКА ВОЕННОЙ АВИАЦИИ.  

Очень  важные задачи перед учёными поставила военная авиация. Одной из задач было: добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь качественно лучшую технику.         Требовалось увеличить высоту полёта, скорости подъёма и движения, маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

А вот в ходе испытания скоростных машин лётчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолёта из-за появления интенсивных вибраций. Группа учёных Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление,  выяснила его причину  и разработала надёжные меры по предупреждению этого опасного явления. Ими были разработаны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолётов. Приняв рекомендации учёных во внимание,  за время войны не было случаев разрушения самолётов из-за флаттеров.

Благодаря труду учёных и конструкторов  советская авиационная техника в годы войны совершенствовалась, причём, небывало быстрыми темпами.

Знаменитый авиаконструктор С.А. Лавочкин говорил: “Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт, чтобы в день, когда два новых самолёта – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем”.[4]

В разгар Великой Отечественной войны. В суровых условиях военного времени, был создан ряд новых машин:

Истребитель высокого класса Ла-5 (конструктор С.А. Лавочкин) обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта - более 11 км; он был прост в управлении и лёгок.

Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель Второй мировой войны (1943 г., конструктор А.С. Яковлев); взлётная масса 2650 кг, потолок 12 км, для подъёма на 5 км требовалось всего 4,1 мин;

 Штурмовик Ил-2 (1942 г., конструктор С.В. Ильюшин) с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулемётом; скорость до 430 км/ч; хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его « чёрной смертью»;

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (КБ А.Н.Туполёв) с двумя двигателями мощностью по 1361,6 кВт, потолок 9,5 км, дальность полёта 2100 км; скорость до 570 км/ч, бомбовая нагрузка 100 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и при пикировании;

 Успехи отечественного самолётостроения были  возможны благодаря достижениям специалистов самого разного профиля. Творческая деятельность учёных и конструкторов дала свои результаты: во время войны скорость советских истребителей возросла на 25 %, дальность полёта – на 300 %, скороподъёмность более чем на 200 %, калибр оружия увеличился с 20 до 37 и 45 мм; за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов.

Чтобы добиться таких результатов, надо было знать законы физики. Именно, подчиняясь им, поднимаются в воздух самолёты.

Самолёту и его крыльям ещё придаётся и особая форма. Ведь главная несущая поверхность самолёта – это крыло, которое имеет определённый профиль. У него нижняя часть плоская, а верхняя выпуклая. Воздушный поток, проходя под нижней частью профиля не меняет своей структуры и формы, а проходя над верхней частью он сужается. Ведь для него верхняя поверхность профиля – это как вогнутая стенка в трубе, по которой тот самый поток  как бы протекает. Теперь, чтобы через эту «продавленную трубу» прогнать за определённое время тот же объём воздуха, его нужно двигать быстрее. Это и происходит на самом деле.

Закон Бернулли гласит, что чем выше скорость потока, тем ниже его давление. Таким образом, давление над крылом ниже давления под ним. В результате этого и возникает подъёмная сила. Как только она становится больше веса - самолёт взлетает.         Чем выше скорость, тем больше подъёмная сила. А хорошую скорость создаёт мощный авиационный двигатель, или точнее сила тяги, которую он создаёт

Величина подъёмной силы зависит  от взаимодействия между крылом и воздухом и от угла, под которым воздух дует на крыло. Чем он больше, тем больше подъёмная сила.

Вывод: Благодаря труду учёных и конструкторов  советская авиационная техника в годы войны совершенствовалась небывало быстрыми темпами.  За 4 года войны в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолётов.  Была разработана теория  флаттера, которая позволила в воздушных боях сберечь не только самолёты, но и тысячи человеческих жизней.

При создании самолётов учёные и конструкторы  прежде всего использовали законы аэродинамики - науки изучающей движение тел в воздухе,  условия возникновения подъёмной силы и сопротивления перемещению, учитывался  так же закон Бернулли.

1.3 ФИЗИКА  АРТИЛЛЕРИИ  

                Напряжёнными творческими поисками в годы Великой Отечественной войны были заняты многие учёные и конструкторы-артиллеристы. Их основная задача заключалась в совершенствовании качеств артиллерийских систем и миномётов.

                Разработанный под руководством Василия Гавриловича .Грабина метод скоростного проектирования пушечных систем,  дал возможность создавать новые виды орудий в считанные месяцы, а иногда и недели. Этот метод помогал конструкторам и технологам производить пушки с большой экономией трудозатрат, энергии и металла. Так, при производстве 76-миллиметровой пушкой Зис-3, ставшей самой массовой в годы ВОВ снизилось количество технологических операций – в частности, за счёт качественной отливки крупных деталей, вводилась унификация и поточное производство узлов. Количество деталей с 2080 снизили до 1306. Всё это позволяло производить новое орудие куда быстрее и дешевле, не теряя качества.  Кроме того, орудие было легче на 420 килограммов, чем предыдущая модель. Данная пушка делала 25 выстрелов в минуту, снарядами массой по 6,23 кг, дальность стрельбы составляло 13 км.

Легкая и маневренная ЗИС-3 появилась на фронте во второй половине 1942 года.  Она оказалась по сути универсальной, а главное простой в освоении и производстве, как раз в тот момент, когда требовалось в сжатые сроки направить в действующую армию максимально возможное количество орудий. Всего их было выпущено более 100 тыс.  – больше, чем всех остальных орудий, вместе взятых за время войны. Эта пушка стреляла по всем целям и разнообразным ассортиментом пушечных снарядов – от осколочно-фугасных гранат, пробивавших 75-сантиметровую кирпичную стену, до кумулятивных снарядов, прожигавших броню немецких танков толщиной до 90 миллиметров. Кроме того, ЗИС-3 имело весьма важное преимущество при противотанковом применении – орудие не зарывалось при стрельбе в грунт. [14]

В 1943 году нашим артиллеристам был передан на вооружение 160-миллиметровый миномёт – грозное наступательное оружие, подобных ему не имела ни одна армия мира. Создателем его был И. Г. Теверовский.         Гаубица-пушка МЛ-20 - уникальное орудие, сочетавшее в себе дальность стрельбы пушки и способность гаубицы вести настильный огонь. Ни одна битва не обходилось без участия этих орудий. В то же время ни одна армия мира, включая немецкую армию, не имела на тот момент на вооружении подобных систем.. Всего было выпущено около 6900 орудий МЛ-20 различных модификаций.

Именно артиллерия явилась той силой, которая помогла остановить врага и обеспечила наступление наших войск.

Большая группа учёных вложила свои знания и труд в совершенствование реактивной артиллерии. Это они создали новое грозное оружие гвардейской  миномёт БМ-13, широко известный под названием «Катюша». 

Пуск снаряда за счёт реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета.         Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала большое значение.

Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолётах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.

Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42, 5 кг, длина его 1,5 м, дальность полёта около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.         

     В ходе войны грозное оружие совершенствовалось, благодаря исследованиям крупных учёных-физиков, С.А. Христиановича, В.Г.Грабина, М.И.Иванова, Я.Б. Зельдовича, Ю.Б. Харитона и других.

Учёными были выяснены причины разброса снарядов и  даны  рекомендации для достижения более точного полёта снарядов по  намеченной траектории. Для увеличения дальности полёта учёные предложили удлинить заряд. Для точности попадания в цель ими  была разработана особая форма  снаряда и  было предложено сделать оперение в в его хвосте.  Они  установили, что прекрасный эффект даёт медленное вращение снаряда вокруг продольной оси во время полёта. Благодаря рекомендациям учёных кучность огня возросла  в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшилась в 7 раз. Кроме того, учёные разработали новую рецептуру топлива для реактивных снарядов и теорию его горения, что в дальнейшем позволило применять более тяжёлые реактивные снаряды массой 72кг.

В период Великой Отечественной войны КБ и заводом под руководством В.П. Бармина было разработано и изготовлено 78 экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии.

Вывод: Учёные – физики разработали метод скоростного проектирования пушечных систем. Это дало возможность создавать новые виды орудий в считанные месяцы, а иногда и недели. Большая группа учёных  вложили свои знания в совершенствование реактивной артиллерии и создали новое грозное оружие гвардейский миномёт БМ – 13 –«Катюшу».  

В  основе  создания  «Катюши» лежит  закон  сохранения  импульса, а так же   учитывались законы движения тел, сопротивление воздуха, расширение газов и деформация металла, законы баллистики.

1.4 УЧЁНЫЕ ЛЕНИНГРАДА ФРОНТУ

Многое сделали учёные Ленинграда для обороны страны. Даже оказавшись в блокаде, город всю повседневную жизнь перевёл полностью на военный лад. 

Оставшиеся в городе сотрудники Физико – технического института участвовали в создании ледовой дороги, связывающей блокированный город с Большой Землёй.

 Под руководством  Павла Павловича Кобеко учёные изучили физические свойства ледяного покрова и выработали правила безопасного движения колонн по Ладожскому озеру. Большую услугу в этом им оказал созданный учёным Н.М.Рейновым прибор прогибограф. [ПРИЛОЖЕНИЕ]

Ленинградские учёные внесли большой вклад в выпуск военной продукции.

Но, осажденный Ленинград не просто продолжал выпуск вооружения и военной техники для армии, но создавал новые модели таких изделий. Так, в начальный период войны, в суровых условиях блокадной зимы 1941-1942 годов ленинградские предприятия первыми в стране освоили выпуск реактивной военной техники специально для Ленинградского фронта. Они  изготовляли тяжёлые фугасные ракеты вращательного типа (тяжёлые реактивные мины), которые солдаты ласково называли «Ванюшами». 

С июля по декабрь 1941 года штаб фронта принял к реализации 422 изобретения и рационализаторских предложения. 78  изобретений  относились к артиллерии, 95 – к бронетанковой и автомобильной технике, 84 – к средствам связи.

Для обеспечения работы оптического производства в блокадном Ленинграде была оставлена большая группа учёных – оптиков. Ими было налажено производство перископов и оптических приборов для сухопутных войск, артиллерии и авиации, а также их регламентное обслуживание и ремонт. Кроме того в лабораториях и в цехах заводов проводились исследования и выполнялись работы по маскировке важнейших объектов города и кораблей флота. Один из заводов возобновил выпуск оптического стекла, используя оставшиеся запасы сырья. 

К осени  сорок первого года учёными были созданы  фосфоресцирующие материалы. Значки, покрытые этим материалом, помогали людям ориентироваться на тёмных улицах. Светящиеся составы требовались, прежде всего, для многочисленных приборов — зенитчикам, артиллеристам, морякам-балтийцам.

Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А. Б. Вериго. Он и его сотрудники произвели множество экспериментов, прежде чем нашли то, что требовалось. Однако, чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы.

Вывод:  Учёные Ленинграда внесли  существенный вклад в решение  оборонных проблем. В этом им помогло знание физических законов. Изучив механические свойства ледового покрова: его прочность, хрупкость, грузоподъёмность и условия пролома,  учёные разработали правила безопасного движения по ледовой дороге, рассчитали допустимые скорости при движении с любым грузом. Для создания и модернизации оптических приборов требовались знания законов  оптики.

1.5 ФИЗИКА ВОЕННОМУ ФЛОТУ  

                

        Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую - «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и ликвидировать постепенно. Мины были секретными и грозным оружием.

Немцами была создана реальная угроза уничтожения нашего флота.

        Перед физиками была поставлена задача – создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Удалось обнаружить, что мины - магнитные, то есть такие, которые срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. Уже в августе 1941 года основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника. 9 августа 1941 г. в Севастополь прибыли известные учёные-физики, среди  которых были А. П. Александров и И. В. Курчатов. Наступили дни напряжённой работы.  Учёные вместе со специалистами Черноморского флота, тщательно и всесторонне изучив принципиальные основы нового оружия, теоретически обосновали метод противоминной защиты кораблей путём их размагничивания. Основанная на их исследованиях специальная противоминная обработка боевых судов перед выходом их в море дала положительные результаты.

        На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными.

 Обработанным таким методом надводным и подводным кораблям флота не страшны были вражеские магнитные мины.

 Благодаря самоотверженному труду учёных-физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. [ПРИЛОЖЕНИЕ ]

 Вывод: Научный подход и знания по магнетизму помогло учёным создать устройство  для противоминной защиты кораблей путём их размагничивания

1.6 ОПТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФРОНТА

Учёным – оптикам  нужно было решить много задач: не только модернизировать, но и разработать принципиально новые оптические приборы для армии,  решить вопросы маскировки и камуфляжа наземных, подводных и надводных объектов, разработать методы маскировочного освещения и другие.  Все задачи были выполнены.

За годы войны были значительно модернизированы и  созданы десятки оптических морских и авиационных прицелов,  благодаря которым повышалась меткость бомбометаний, которые  автоматически определяли  угол прицеливания и путевую скорость, освобождая штурмана от производства расчётов в условиях полёта.

Были  созданы новые приборы: зенитная командирская труба, перископическая артиллерийская буссоль, танковая панорама, перископ-разведчик, танковые телескопические приборы, прицелы для зенитных пушек, миномётные прицелы, фотоаппаратура для воздушной детальной и ночной разведки. [ 

Под руководством Сергея Ивановича Вавилова велись работы по изготовлению люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов военных самолётов,  был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок. Были решены вопросы маскировки и камуфляжа наземных, подводных и надводных объектов против средств воздушной и наземной разведки.  Усовершенствованы методы обнаружения замаскированных объектов противника, создано аварийное и маскировочное освещение с помощью светящихся составов, разработаны и выпущены приборы ночного видения.

        Отдельным направлением деятельности учёных - оптиков был контроль оптического качества маскировочных материалов и покрытий особо важных объектов города. Качество маскировочных покрытий определялось сравнением спектральных коэффициентов отражения различных материалов и фона, на котором объект должен быть замаскирован.

        Коэффициенты  отражения измеряли по спектру. И не только в видимой, но и в ультрафиолетовой и  инфракрасной  областях. Оптикам удалось получить такие красители, которые не дешифрировались ни путём фотографирования, ни путём визуального наблюдения даже при просматривании через специальные контрольные очки.

        Ещё одно важное направление работы учёных – маскировка и камуфляж кораблей. Благодаря искажающему окрашиванию и маскировке кораблей в осенних условиях удалось укрыть от немецкой авиации такие боевые объекты, как крейсер «Киров», линкоры «Октябрьская революция», «Марат» и другие.

        Кроме того большая работа проводилась по оборудованию боевого и аварийного освещения на военных кораблях, а также устройстве маскировочного освещения на особо важных городских объектах с помощью светящихся составов.

        Светящиеся краски повысили боеспособность кораблей в ночных условиях и в аварийной обстановке.

        Учёные – оптики также участвовали в разработке и изготовлении партии ночных (инфракрасных) бинокулярных визиров для сапёров-миноискателей и сигнальных ограничительных огней для танков и бронемашин, передвигающихся в условиях ночи.

Отдельно создавались  оптические приборы  наземной артиллерии и реактивных установок залпового огня, предназначенным для кругового обзора местности, наводки и отмечания орудия. [11]

Вывод:  Важнейший вклад в укрепление обороны страны внесли учёные-оптики. Академик С.И. Вавилов и другие учёные совместно с инженерами создали новые оптические приборы, удовлетворяя запросы армии и флота. Оптическими приборами оснащали орудия, самолёты, танки, самоходки и миномёты, на фронт было поставлено огромное количество биноклей и прицелов для снайперских винтовок. При создании  новых оптических приборов и модернизации уже существующих, чтобы решить   вопросы маскировки и камуфляжа, чтобы разработать методы маскировочного освещения, учитывались волновые свойства света, законы геометрической оптики, явление дисперсии

1.7 РАДИОСВЯЗЬ  в годы Великой отечественной войны

С первых дней Великой Отечественной войны радиосвязь стала важнейшим средством оперативного управления войсками и информирования населения огромной страны. «От Советского Информбюро» — эти слова, начиная с 24 июня 1941 года и до конца войны, открывали сводки сообщений с фронта, которые тысячи людей ежедневно с волнением слушали.

Потребности фронта требовали улучшения средств связи. Перед физиками была поставлена задача – усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи.  А так же создать такую технику, которая могла бы позволить осуществить точное и быстрое обнаружение воздушных целей на дальнем расстоянии от гражданских и военных объектов, которая бы не зависела от  состояния погоды. То есть встала неотложная задача создания новой радиолокационной техники, остро необходимой фронту.

Для успешного решения этой задачи надо было выполнить в трудных условиях военного времени сложнейшие научные исследования. Над решением этих проблем стали активно работать многие  учёные.         Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Мандельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолётов.

Первая отечественная радиолокационная установка была создана в 1943году в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолёты на расстояниях от 100 до 145 км. Что дало возможность значительно быть подготовленными к защите и отражению воздушных атак врага. Благодаря надёжной и правильно настроенной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял около 1300 своих самолётов

Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внёс в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор (партизанский котелок), служивший источником питания для радиоприёмников и передатчиков.

В годы войны крупнейшие отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи.  

Были изготовлены переносные ультракоротковолновые радиостанции, предназначавшиеся для стрелковых и артиллерийских частей, ультракоротковолновые радиостанции для Военно-воздушных сил, а также радиостанции наведения для истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации, несколько типов специальных танковых радиостанций, радиостанций воздушно-десантных войск и разнообразные конструкции радиоприёмников.

        Под руководством В.А. Котельникова была создана самая стойкая в то время система засекречивания телефонных линий, вскрыть которую не удавалось вплоть до 1946 г.

В ходе боев особая роль принадлежала специальным подразделениям радиопомех. Станции радиопомех были оснащены всей необходимой аппаратурой и транспортными средствами. За важнейшими радиосетями противника велось круглосуточное наблюдение, выявлялись основные и запасные частоты вражеских радиостанций. В дни войны использовались радиомины – взрывные устройства, приводимые в действие на расстоянии с помощью радиосигнала.

        Радиосвязь  очень помогала в работе нашим штабам при организации взаимодействия между фронтами, армиями и объединениями различных видов Советских Вооруженных Сил при выполнении ими общих задач.

Вывод: В годы войны отечественные радиозаводы и научно-исследовательские институты сумели усовершенствовать и модернизировать радиостанции, находящиеся на вооружении войск, и создать новые, более эффективные средства связи.  В 1943 году была создана первая отечественная радиолокационная установка

Добиться успехов в модернизации радиосвязи помогли работы по теории распространения радиоволн и тонких проволочных антенн, разработанные академиком М.А. Леонтовичем, а так же его работы  по теоретическим основам радиолокации, выполненным во время войны.

ГЛАВА II

 ВКЛАД КРАСНОЯРСКИХ ФИЗИКОВ В ПОБЕДУ

1.1 КРАСНОЯРСКИЕ ФИЗИКИ  ФРОНТУ

В годы Великой Отечественной войны красноярские физики внесли достойный вклад в дело победы над фашистской Германией. 
Применительно к нуждам войны была перестроена работа образовательных и научных учреждений.
        В научной работе на первый план вышли прикладные исследовательские работы, имеющие оборонное значение. Для содействия развитию изобретательской мысли и проведения рационализаторских предложений с 1 июля 1942 года в крае действовал научно-технический совет. Разработки красноярских учёных находили конкретное применение в военном производстве. 

Доцент педагогического института Л.В. Киренский разработал термоэлектрический рассортировщик сталей, им разработан  метод сортировки деталей из цветных металлов,  создан электромагнит, 
изготовлен магнитный микрометр для определения толщины антикоррозийных покрытий.

Новая конструкция паровых двигателей была создана доцентом лесотехнического института Д.М. Левиным. Их применение: грузовики на паровой тяге.

 Прибывший из Ленинграда доктор технических наук Н.П. Богородицкий занимался  исследовательской работой по измерению диэлектрических потерь в керамике и других радиоэлектроизоляционных материалах. Им  разработаны ныне хорошо известные изоляционные материалы, а так же различные типы керамических конденсаторов  с малыми диэлектрическими потерями в области радиочастот  и налажен их серийный выпуск. Для их изготовления использовались  материалы из керамических масс на базе местного сырья.  

 Эти  конденсаторы использовались для работы в мощной радиотехнической аппаратуре в непрерывном высокочастотном режиме и в цепях постоянного тока.   

2.2  КРАСНОЯРСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ФРОНТУ

Большую роль для обороноспособности страны сыграл Красноярский радиотехнический завод, на котором работала целая команда учёных. Среди этих учёных  был и наш земляк - Антон Антонович Савельев, «родом из д. Богучаны Пинчугской волости Енисейской губернии.  Ныне село Богучаны»  Главное дело, которое было поручено  заводу Государственным комитетом обороны – создание радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолётов, аэродромных радиостанций, авиационной и телемеханической радиоаппаратуры. 

  А.А Савельев работал в Красноярске до 1944 г. начальником лаборатории приёмных устройств, где в 1943г. под его руководством был разработан приёмник ШАР-КВ (Штаба Армии Радиоприёмник).

Вся профессиональная деятельность учёного была связана с разработкой радиоприёмных устройств,  преимущественно КВ диапазона. Под руководством Савельева и при его непосредственном участии, был разработан профессиональный радиоприемник АС-1 и АС-2, радиоприёмник 1 класса Р-250 ("Кит", АС-1).

Радиоприёмник 1 класса Р-250 ("Кит", АС-1). использовался в радиосетях Генштаба, штабов фронтов и армий. Предназначался он для посадки самолётов на аэродроме в любое время суток. Дальность действия - 500 км.

За годы войны завод дал стране на 77 миллионов рублей военной продукции, в том числе на 13миллионов  сверх плана

Со II квартала 1942 года его мощности были задействованы для производства самолётного переговорного устройства, приводной станции УКВ «Сектор» для истребительной авиации, локационной системы «Хорда» для наведения самолётов на цель, радионавигационной системы на базе радиомаяка «Колба» и другой радиоаппаратуры.  [ПРИЛОЖЕНИЕ I]

Вывод: Красноярские учёные – физики внесли весомый вклад в Победу. Одним из главных направлений их работы -  радиотехнические приборы.  Разработки учёных  использовались в различных установках, военной технике и оружии, изготовляемых в Красноярске.

Из Красноярска на фронт было отправлено: 29900 самолётов,  24100  танков, 130300 . орудий, 26000 зенитных пушек, 5 000 миномётов и многое другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, я пришла к следующим выводам:

1.Учёным – физикам  пришлось решать важные и трудные технические задачи: надо было в сжатые сроки создать такую боевую технику, которая бы позволяла успешно противостоять вражеской,  разработать конкурентно - способное оружие, принципиально новые приборы по оптике и радиотехнике и многое другое.

2. Решить поставленные задачи  помогли законы физики. Какой бы новый вид вооружения ни создавался, он обязательно  опирался на какой –то физический закон. Так, при создании артиллерийского оружия  учитывались законы движения тел, сопротивление воздуха; при создании артиллерийской установки «Катюша» -  закон сохранения импульса; при создании подводных лодок - законы движения тел в жидкостях и архимедова сила. Для увеличения скорости  самолётов - закон Бернулли и все силы, действующие на самолёт; для обнаружения воздушных целей ночью за облаками учитывались закономерности  распространения   радиоволн; при создании оптических приборов учитывались законы геометрической и волновой оптики.

«Советская техническая физика  с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолёте, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки…» С. И Вавилов.

4.  Красноярские учёные – физики внесли весомый вклад в Победу.  Их разработки  использовались в различных установках, военной технике и оружии, изготовляемых в Красноярске.Из Красноярска на фронт было отправлено: 29900 самолётов,  24100  танков, 130300 . орудий, 26000 зенитных пушек, 5 000 миномётов и многое другое. Среди учёных Красноярска был и наш земляк А.А.Савельев.

На войне наряду с храбростью и мужеством воинов  нужны были научные знания, умелое и своевременное их использование. В обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые – физики  и конструкторы.

 Моя гипотеза подтвердилась: победа над фашистскими захватчиками была во многом достигнута благодаря развитию науки, разработке и созданию новых совершенных технологий. А физика – одна из наук на основе, которой базируется техника и во время войны роль физики  в развёртывании военного производства была огромна, и это позволило не только выстоять в войне, но и победить.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев Е.П. «Советские учёные — фронту» // Е.П.Алексеев— М.: Знание, 2005 год 
  2. Браверманн Э. М. «Альманах «Подвиг»// Э.М.Браверманн.  Физика в школе №2, 1995 г., с.21-31
  3. . Капица П.Л. О роли науки в Отечественной войне // П.Л.Капица. Наука и жизнь №5, 1995г. –  5. – С. 35-39.
  4. Кольцов А.В. Подвиг учёных Ленинград.  – Л. Вентана – граф, 2006
  5. Левшин Л.В. Сергей Иванович Вавилов.//Л.В.Левшин  М.: Просвещение, 1995.
  6. Панченко В.Д. Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны// В.Д.Панченко  – М. Наука, 1990 г.
  7. Лучшие танки Второй мировой по версии Discovery опубл.02.06 2012  (https://topwar.ru/14998-luchshie-tanki-vtoroy-mirovoy-po-versii-discovery.html)
  8. Оптическая поддержка фронта войне опубл.  04.05.2015- (.https://rostec.ru/news/1841/ )
  9. Красноярск: тыл фронту

( http://idrenome.ru/content/view/Krasnoyarsk:-tyl-frontu)  опубл. 30.04.2008

  1.  Киренский Леонид Васильевич Опубл.30.02.1999 (http://russiasib.ru/kirenskij-leonid-vasilevich/)
  2. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Роль радиосвязи.(https://ussrvopros.ru/istoriya-sssr/velikaya-otechestvennaya-vojna/406-velikaya-otechestvennaya-vojna-rol-radiosvyazi-v-krasnoj-armii)
  3. 13.https://fishki.net/2216956-oruzhie-pobedy-luchshaja-pushka-velikoj-otechestvennoj-zis-3.html
  4. 14.Учёные блокадного Ленинграда для обороны (https://videouroki.net/razrabotki/uchienyie-blokadnogho-lieninghrada-dlia-oborony-.html

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внёс в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор (партизанский котелок), служивший источником питания для радиоприёмников и передатчиков.

        В этот котелок был вмонтирован простейший термогенератор, состоявший из нескольких десятков термопар из сурьмянистого цинка и константана. Одни спаи термопар находились с внешней стороны котелка, другие – внутри. В котелок наливали воду и помещали над костром. Внешние спаи нагревались, а внутренние имели температуру налитой воды. Разность температур была невелика, порядка 250-300 градусов Цельсия, но её хватало для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков и радиоприёмников. Таким образом “котелки” обеспечивали партизанам радиосвязь.

ПРИЛОЖЕНИЕ I I

Среди многих задач оборонного значения важное место занимало размагничивание кораблей. Ведь гитлеровцы в начале войны установили  минные заграждения практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота.

Учёным удалось установить что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля.

Для взрыва этой мины не требовалось непосредственного соприкосновения её с корпусом корабля. Идея изготовления такого взрывателя очень проста. Магнитный взрыватель мины срабатывает под влиянием магнитного поля корабля, проходящего над ней или на некотором от неё расстоянии. С приближением корабля к такой мине магнитное поле искажается, установленная во взрывателе магнитная стрелка в связи с этим отклоняется на некоторый угол и тем самым замыкает контакты в боевой цепи мины, вызывая её взрыв. Кроме того, магнитные мины, лежащие на дне, не поддавались обычным методам траления, рассчитанным на подсекание и подрыв якорных мин.

К решению минной проблемы были привлечены научные работники. Среди, которых были И.В.Курчатов и А.П.Александров. Уже в августе 1941 года они организовали в Севастополе  размагничивание кораблей Черноморского флота. Созданная ими «система ЛФТИ» была установлена на более чем сто кораблей и обеспечила полную защиту от немецких магнитных мин

Намагничивание появляется у корпуса корабля и всех ферромагнитных материалов на нём во время его постройки или длительной стоянки. Корабль становится постоянным магнитом. Но у корабля есть и магнитное поле, полученное под действием магнитного поля Земли. Оно непрерывно изменяется с изменением магнитного поля Земли и может исчезнуть, если магнитное поле Земли в точке нахождения корабля равно нулю. Так корабль получает собственные магнитные поля.         Постоянное магнитное поле снимается на специальных береговых стендах, а намагничивание, полученное в результате действия магнитного поля Земли, компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.

Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, а ими могут стать и морские мины.        

Помочь флоту могла только квалифицированная научная сила, и эта помощь пришла. Был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем. На палубе прокладывали или подвешивали с наружной стороны бортов большую петлю из специального кабеля, по которой пропускали электрический ток. Этот ток создавал вокруг корабля магнитное поле противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Но для создания надежной системы защиты нужно было знать картину собственных магнитных полей кораблей разного типа: линкоров, эсминцев, тральщиков и других. Работа была очень трудоёмкой и требовала большой точности.

27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. Работа велась круглосуточно, в тяжелейших условиях: при нехватке оборудования, под бомбёжками и обстрелами. Но уже к августу 1941 года основная часть боевых кораблей была защищена от вражеских мин.

Учёными был создан и безобмоточный метод размагничивания. Корабль подходил к станции размагничивания, принимал переданный с неё кабель-виток. Через него с помощью аккумуляторной батареи пропускался ток большой силы, намагничивающий борта корабля против собственного магнитного поля. В результате корабль становился магнитно нейтральным, причём, очень устойчиво.

Так же защищали от магнитных мин и подводные лодки. Размагничивание подводных лодок в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние её магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку.

В процессе этих работ были спасены сотни кораблей и многие тысячи жизней

ПРИЛОЖЕНИЕ III

В деятельности ленинградских учёных во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замёрзшего Ладожского озера и  связывала, окружённый врагом город с Большой землёй. От неё зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, то есть имели значительно меньший груз,  машины часто проваливались под лёд.

Руководство города поставило перед учёными задачу: выяснить, в чём дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.

Научный сотрудник ленинградского Физико-технического института Павел Павлович Кобеко возглавил работу по этой проблеме. Под его  руководством была разработана методика регистрации колебаний льда в разных условиях и создана аппаратура (прибор пробиграф), которая позволяла регистрировать всё, что происходило со льдом  в разную погоду под влиянием различных  нагрузок. Всё  это было сделано быстро. Первая партия приборов была изготовлена и установлена вдоль всей дороги на кромке льда. Исследования проходили в любое время дня и ночи и в любую погоду, даже под вражеским обстрелом.

Исследования помогли установить ряд важных закономерностей: 
- степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта - это был главный вывод;
- критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;
-    большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне;
- сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда;
- особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шёл со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова
. Зная это легко было вычислить скорость волны, от проходящей машины, и её длину.

На основе полученных результатов учёные выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами (приложение 1). Эти таблицы и правила были напечатаны, размножены и строго соблюдались на всём фронте. Ледовые аварии прекратились. «Дорога жизни» функционировала. Приложение II

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

КРАСНОЯРСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД ФРОНТУ

  1. Самолётные переговорные устройства различных типов СПУ – 24043шт.
  2. Рамочный гиниометрический радиомаяк с антенной системой, устраняющий ночные ошибки на 4-х автомашинах «Колба – Н» - 23 шт.
  3. Рамочный гиниометрический радиомаяк на 2-х автомашинах «Колба – С»
  4. Рамочный гиниометрический радиомаяк, предназначенный  для вождения самолётов по секретным курсам на 4-х автомашинах «Конус» - 1 шт.
  5. Профессиональные приёмные устройства ДВ и СВ,  «Шар» -КВ, ДВ – 7 шт.
  6. Профессиональные приёмные устройства ДВ и СВ с малым излучением гитероида  «Шар» - КМ, ДМ – 134 шт.
  7. Приставка к радиостанции типа «РАФ»-Д для испытания ее в качестве радиомаяка для вождения кораблей по заданному фарватеру «Прима» - 13шт.,
  8. Комплект среднего ремонта ЗИП «КОЛБА-Н» -3 шт
  9. Длинноволновый профессиональный приёмник  «Приёмник» ДВ – 6 шт.
  10. Длинноволновой профессиональный приемник «Приемник» ДВ - 6шт.,
  11. Автомобильная связная радиостанция «Клапан» - 6шт.,
  12.  Приемно-передающая радиостанция РК-6 «Эфир»  - 217шт.,
  13. Аппарат для приема на слух азбуки Морзе «Точка» -150шт.,
  14. Переносной радиомаяк для десантных операций «Штрих»  - 2шт
  15. Импульсная радионавигационная система наведения «Хорда»  - 1 штука,
  16. Приводная станция на УКВ «Сектор»   -1шт.
  17. Радиополукомпас УВВ  «Квадрат» - 2 шт.,
  18. Автоматический курсоуказатель «Радиан»  - 2шт.,
  19. Приемно-слежащая станция УКВ «Шар» У  - 2шт.,
  20.  Самолетный автомашинный курсоуказатель «Диск»  - 2шт.,
  21. Радиопеленгатор  УКВ «Медиана» - 2шт.,
  22. Самолётная телевизорная установка (спецзаказ).
  23. .Приставка к радиостанции типа «РАФ»-Д для испытания её в качестве радиомаяка для вождения кораблей по заданному фарватеру «Прима»  - 13шт.,
  24.  Связная волновая приёмно-передающая радиостанция «Круг»  - 3 шт.,
  25. Профессиональные приемные устройства коротких и длинных волн «Брус»  - 10 штук

;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика и Великая Отечественная война

Цель: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.Цель воспитательная: воспитывать па...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Физика и Великая Отечественная Война

Реферат на тему "Физика и Великая Отечественная Война"...