рабочая программа по внеурочной деятельности по физике в 10 классе
рабочая программа по физике (10 класс)

Никифорова Мария Алексеевна

Данная программа внеурочной деятельности "Физика и медицина" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 10 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_po_f-10.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни. Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает включение во внеурочную деятельность интегративных дисциплин, которые обеспечивают широкое и ёмкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых умений.

Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают все более важные значение в связи с проникновением точных наук в медицину и смежные дисциплины. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия на него внешних факторов, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, рекомендовать пациенту оптимального образа и ритма жизни.

Новизна программы.

Данная программа внеурочной деятельности создана для учащихся 10 класса и включает вопросы таких дисциплины, как физика, биология, а также медицина. Предложенный вариант рассчитан на 35 часов.

Программа направлена на формирование:

  • методологических качеств обучающихся (умение поставить цель и организовать её достижение);
  • креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления, наличие своего мнения);
  • коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и воспринимать информацию).

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие стремления у школьников умение самостоятельно работать, а также совершенствовать навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки.
  2. Дать представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины.
  3. Показать единство законов природы, применимость законов физики к живым организмам.
  4. Обзорно познакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинских приборов, медицинской аппаратуры.

Задачи:

  1. Расширение и углубление научного мировоззрения на основе уяснения роли взаимосвязи и взаимопроникновения наук, а также расширение кругозора школьников.
  2. Воспитание на основе материалов занятий упорства и настойчивости в достижении поставленной цели; формирование активной жизненной позиции.
  3. Выработать и развить такие компетентности, как целеполагание, планирование деятельности, поиск информации, рефлексия и самоанализ, презентация.

Общая характеристика программы

Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Основная форма занятий – практические работы и проектная деятельность обучающихся. Содержание знаний в программе составлено так, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Проектная деятельность предполагает поиск нужной информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты выражаются:

  • в сформированности познавательного интереса к практической и проектной деятельности и основ социально-критического мышления;
  • самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
  • умение определять границы собственных знаний и незнаний
  • сформировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
  • усвоение техники безопасности при проведении практических работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • Формирование умений работать в группе, паре;
  • Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.

Общими предметными результатами являются:

  • Умения проводить наблюдения, планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
  • Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
  • Развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами.

В результате реализации программы обучающийся научится:

  • В сфере личностных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • В сфере регулятивных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • В сфере познавательных учебных действий учащиеся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, находить необходимую информацию;
  • В сфере коммуникативных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность с другими ее участниками;

Система оценки освоения программы

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

  • Проекты, практические и творческие работы;
  • Самооценка ученика по принятым формам;
  • Результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
  • Использование накопительной системы оценивания, характеризующий динамику индивидуальных образовательных достижений;

Ожидаемые результаты:

Школьники узнают об этапах становления медицины. Получат представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины. Также получат представление о физических факторах, применяемых с лечебно-профилактической целью, об их действии на организм человека. Научатся объяснять устройства и принцип действия простейших медицинских приборов на основе физических закономерностей. Научатся выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов. Научатся обосновывать свою точку зрения. Уметь проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.

Основные методические особенности курса:

1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до сложных;

 2. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Данная программа позволяет установить связь между наукой об общих закономерностях явлений природы и совокупностью наук о болезнях, их лечении и предупреждении.

Внеурочная деятельность направлена на повышение интереса к физике, способствует лучшему усвоению материала, создает условия для самостоятельного творчества школьников.

Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний, учащиеся выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретически материалом, что позволяет школьникам самостоятельно делать обобщения и выводы.

Предлагаемые опыты рассчитаны на школьное оборудование или простые самодельные приборы, которые можно легко сделать в домашних условиях.

Содержание программы внеурочной деятельности

Тема 1. Физика и медицина. 

История медицины. Физика в медицине. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины.

Демонстрации: 

рентгеновские снимки, томограммы головы, фотографии («Медицинская техника», «Хирургические приборы», и др.)

Тема 2. Температура. Термометры.

История изобретения термометра. Термометры Фаренгейта, Цельсия, Реомюра. Медицинский термометр. Методы измерения температуры тела человека. Разбор вопросов по данной теме.

Лабораторная работа «Сборка действующей модели термоскопа».

Оборудование: флакон от лекарства (например от пенициллина) с резиновой пробкой, стеклянная трубка, стакан с водой.

Вопросы по теме:

  1. Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показание термометра не раньше, чем через 5-7 минут?
  2. Номинальная температура человеческого тела около 370С. Сколько это составляет по шкале Кельвина?
  3. Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ни глицериновыми и не ртутными термометрами, а спиртовыми?

Демонстрации: 

ртутный, спиртовой и медицинский термометры, таблицы со шкалой Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, модель термометра.

Тема 3. Давление.

Атмосферное давление и медицина.

Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.

Вопросы по теме «Атмосферное давление»:

  1. Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить её горлышко губами?
  2. Как выпить сок из закрытой железной банки при помощи шила? Свои действия объясните.
  3. Бутылка с водой закрыта пробкой, сквозь которую пропущена стеклянная трубка (от пипетки). Нижний конец трубки опущен в воду. Почему, если подуть в трубку, а потом отстраниться, вода поднимается по трубке и разбрызгивается фонтаном?
  4. Если положить монету на большую плоскую тарелку и налить столько воды, чтобы она покрыла монету, то как при помощи стакана, спичек и свечи можно достать монету из тарелки, не замочив пальцев?

Решение задач по теме «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды».

  1. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определить давление воды в море на этих глубинах.
  2. Определить по графику глубину погружения тела, соответствующую заданному давлению воды.
  3. Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?
  4. Давление в газогенераторе изменилось на 1,7 · 10-2 атм. Как изменится разность уровней воды в манометре, присоединенном к генератору?

Демонстрации: проведение опытов, которые объясняют принцип работы медицинских приборов (шприц, пипетка, капельница и медицинские банки).

Измерение давления

Жидкостный манометр. Измерение давления внутри жидкости. Прибор для измерения давления крови.

Работа с карточками по теме «Манометры».

Демонстрации: жидкостный манометр. Прибор для измерения давления крови – тонометр, стетоскоп.

Тема 4. Физика сердца.

Сердце и насос

Насос. Сердце. Автоматизм сердца.

Вопросы по теме «Насосы»:

  1. Будут ли действовать в безвоздушном пространстве порщневые жидкостные насосы ?
  2. Почему у жидкостных и газовых насосов поршень должен плотно прилегать к стенкам трубки насоса?
  3. Определить по рисунку, куда движется поршень насоса ?
  4. Объясните, как работают насосы.
  5. По схеме объяснить действие пожарного насоса.

Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях».

Оборудование: часы с секундной стрелкой .

Демонстрации: таблицы «Поршневой жидкостный насос», «Работа сердца. Сердечный цикл», «Электрокардиограмма». Разборная модель сердца.

Тема 5. Физика зрения.

Глаз и зрение. Очки.

Значение зрения. Строение глаза. Оптическая система глаза. Зрение двумя глазами. Нарушение зрения. Очки.

Вопросы по теме «Глаз и зрение»:

  1. Когда наступает предел аккомодации ?
  2. Как называется расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения ?
  3. Чему равно расстояние наилучшего видения для нормального глаза ?
  4. Какой глаз называется близоруким ?
  5. Какую линзу называют рассеивающей ? Почему ?
  6. Какой глаз называется дальнозорким ?
  7. Какую линзу называют собирающей ? Почему ?

Экспериментальное задание № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».

Оборудование: лист бумаги размером 40*60 мм с отверстием диаметром

2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.

Демонстрации: таблицы «Глаз и зрение», «Зрительный анализатор». Разборная модель глаза.

Экспериментальное задание № 2 «Наблюдение изображения светового пучка на сетчатке глаза».

Оборудование: круглая колба с водой, слегка замутненной раствором мыла, источник света, две собирающие линзы с различными фокусными расстояниями, одна рассеивающая линза.

Тема 6. Магниты в медицине.

Соленоид. Способы усиления магнитного действия соленоидов. История создания электромагнитов. Применение электромагнитов. Глазной электромагнит. Электромагнитные аппараты. Магнитный интраскоп.

Вопросы по теме «Электромагниты и их применение».

  1. Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно регулировать, не изменяя конструкции. Как это сделать ?
  2. Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные ?
  3. Как построить сильный электромагнит, если конструктору поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно малым ?
  4. Используемые в подъемном кране электромагниты обладают громадной мощностью. Электромагниты, при помощи которых удаляют из глаз случайно попавшие железные опилки, очень слабы. Какими способами достигают такого различия ?

Экспериментальное задание «Сборка действующей модели простейшего электромагнита».

Оборудование: стальной болт диаметром 10 мм и длиной не менее 100 мм, 15 м медной изолированной проволоки диаметром 0,2 – 0,3 мм, толстая нить, батарейка от карманного фонаря, гвозди, булавки и другие металлические предметы.

Демонстрации: таблица «Электромагниты», опыты с соленоидом (фотографии электромагнитной аппаратуры в медицине).

Тема 7. Доктор Ток.

Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб.

Открытие Гальвани. Биотоки. Электрокадиограф. Изобретение Вольта.

Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента».

Оборудование: гальванический элемент сухой, электроды цинковый и угольный, держатель для электродов, стакан с раствором хлорида натрия, лампа накаливания на подставке, ключ, провода с наконечниками.

Экспериментальное задание в домашних условиях «Сборка электрической батареи (батареи Вольта)».

Оборудование: пять монет достоинством один рубль, пять пятидесятикопеечных монет, промокательная или газетная бумага, крепкий раствор поваренной соли, ванночка или тарелка для раствора.

Демонстрации: фотография электрокардиографа, сравнение его на опыте с работой осциллографа, модель гальванического элемента.

Опыт. Картофельный и лимонный элементы.

Применение постоянного тока с лечебной целью

Электрический ток. Сила тока. Постоянный ток. Физико-химическая основа метода гальванизации. Лекарственный электрофорез.

Тест-задание по темам «Электрические явления», «Электрический ток».

Демонстрации: фотографии «Некоторые методики гальванизации и лекарственного электрофареза», «Аппарат Алмаг -1».

Тема 8. Доктор Луч.

Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи

Шкала электромагнитных излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения в медицине.

Вопросы по теме:

  1. Для чего металлизируют (покрывают прочным слоем фольги) спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др. ?
  2. Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках ?
  3. Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке?  Почему темное стекло предохраняет от вредного действия пламени ?
  4. Почему баллоны ртутных ламп ультрафиолетового излучения делают не из обычного, а из кварцевого стекла ?
  5. Что дает более густую тень на экране рентгеновской установки: алюминий или медь ?
  6. Для чего врачи-рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартука и очками, в которые введены соли свинца ?
  7. Почему рентгеновскую пленку хранят в свинцовой коробке, а при съемке ее помещают в алюминиевую кассету ?
  8. Почему, перед тем как сделать рентгеновский снимок желудка, больному дают бариевую кашу ?

Демонстрации: шкала электромагнитных колебаний, фотографии рентгеновских снимков.

Тема 9. Будь здоров!

Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической  целью, и действие их на организм человека.

Физические факторы – способы борьбы человека с болезнями. Десять групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.

Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы

Цели: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинской аппаратуры. Показать на практике связь физики и медицины. Сформировать устойчивый интерес к изучению предмета «Физика» и ориентировать обучающихся на медицинскую специальность.

Демонстрации: фотографии; универсальный электроимпульсатор, воздействие импульсными токами на область коленных суставов и область пятки.

Тема 10. Итоговый тест по теме «Физика и медицина».

Тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во
часов

1.

История медицины

2

2.

Возникновение медицины и её развитие до 16 века

1

3.

Медицина в 16 -19 вв

1

4.

Развитие медицины в современном мире

2

5.

Термометры

1

6.

Лабораторная работа «Сборка действующей модели термоскопа»

1

7.

Атмосферное давление

2

8.

Роль атмосферного давления в жизни живых организмов

2

9.

Измерение давления. Решение задач

2

10.

Самостоятельная работа по теме «Манометры»

1

11.

Сердце и насос

1

12.

Лабораторный практикум «Подсчет пульса в разных условиях»

1

13.

Глаз и зрение. Очки

2

14.

Экспериментальное задание № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза»

1

15.

Экспериментальное задание № 2 «Наблюдение изображения светлого пучка на сетчатке глаза»

1

16.

Магниты в медицине. Решение задач

2

17.

Экспериментальное задание № 3 «Сборка действующей модели простейшего электромагнита»

1

18.

Открытие Гальвани. Биотоки

2

19.

Вольтов столб. Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента»

2

20.

Применение постоянного тока с лечебной целью

1

21.

Решение тестовых заданий по темам «Электрические явления», «Электрический ток»

1

22.

Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи

1

23.

Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека

2

24.

Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы

1

25.

Итоговый тест по теме «Физика и медицина»

1

Итого:

35

Список литературы:

  1. Антонов В.Ф., Черныш А.М. и др. Биофизика.-М.: Владос, 2000.
  2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Блохин М.Е., Эссаулова И.А., Мансурова Г.В. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Волобуев А.Н. Курс физики и биофизики. – Самара: ФГУП Изд-во «Самарский дом печати», 2004.
  5. Гальперштейн Л. Забавная физика: научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 1993.
  6. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1987.
  8. Справочник по физиотерапии/ Под ред. А.Н. Обросова – М.: Медицина, 1976.
  9. Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _ М.: Наука, 1935.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5  классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный физик" для 7 класса (34 часа)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный физик" для 7 класса (34 часа)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике "ЛабораториУМ"

знакомство учащихся начальной школы с основами физики...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике 7 класс "Физические забавы"

Естественнонаучная направленность данной программы состоит в том, что она вооружает ребенка научным методом позна­ния, мышления и развития исследовательских способностей обучающихся, с наклонностя...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика»  для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика", 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика", 4 класс...