Открытый урок по физике в 7 классе по теме "Решение задач на движение"
методическая разработка по физике (7 класс)

Белеенко Галина Александровна

 Эпиграф к уроку – слова Галилео Галилея: «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».

На предыдущем уроке  ввели понятие скорости как физической величины. На этом - изучим, как рассчитать путь и время движения. На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека. На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами, например рассчетами тормозного пути. А также,  решим задачи из недавно прошедшей  школьной олимпиады по физике.

Ребята только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого.

 С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:Переход дороги на запрещенный сигнал светофора; Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;Переход дороги перед близко движущимся транспортом; Нарушение правил езды на велосипеде; Игра на дороге; Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).

Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_zakony_dvizheniya.docx189.3 КБ

Предварительный просмотр:

     

Открытый урок по физике в 7 классе

     

   

      

Учитель физики

Белеенко Г.А.

         

МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская»

Тема урока: «Расчет пути и времени движения. Решение задач». 

Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения.

Задачи урока:

Образовательные

  • углубить и повторить ранее полученные знания о скорости;
  • научить учащихся рассчитывать путь и время движения тела при равномерном и неравномерном прямолинейном движении, пользоваться графиками зависимости пути и скорости равномерного движения от времени;
  • продолжить закрепление навыков работы по переводу единиц измерения;
  • использовать знания учащихся из курса математики при решении задач на движение.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение пользоваться оборудованием для выполнения практических заданий;
  • развивать мышление и воображение при решении задач, устанавливать связь с пройденным материалом, развитие памяти, целостного представления о физическом движении;
  • включить учащихся в активный познавательный процесс;
  • Развивать образное представление, зрительную память.

Воспитательные

  • формировать добросовестное отношение к учебному труду, умение аккуратно оформлять физические задачи;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.

Тип урока: комбинированный урок, урок изучения и закрепления новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично поисковый и проблемный.

Оборудование и материалы к уроку: таблицы, компьютерная презентация (приложение №1).

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Фронтальный опрос (4 мин.).

3. Изучение нового материала (10 мин.).

4. Физминутка (1мин)

5. Первичное закрепление нового материала (15 мин.).

6. Рефлексия (2 мин)

7. Домашнее задание. Итоги урока (3 мин.).

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 мин.)

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка отсутствующих.

3. Проверка готовности к уроку.

4. Сообщение темы, цели и задач урока (Слайд №1)

- Эпиграф к уроку – слова Галилео Галилея: «Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы».

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение характеристик механического движения. И тема нашего урока ….(Слайд №2)

Ребята, произошел небольшой сбой в компьютере, в результате, как вы видите, тема нашего урока непонятна…Кто  быстрее  решит эту проблему и соберет слова на свои места?  Чем мы будем заниматься на уроке? (на слайде перепутанные слова, разделенные по слогам "Решение задач на расчет пути, скорости и времени движения тела")(Слайд №3)

На предыдущем уроке мы ввели понятие скорости как физической величины. Сегодня изучим, как рассчитать путь и время движения. На первом уроке физики мы говорили о значении наук о природе: открыть, изучить законы природы и использовать их для людей, для нужд людей, на благо человека. На примерах задач мы увидим, как тема, которую изучаем, связана с некоторыми жизненно важными вопросами. А также мы с вами решим задачи из недавно прошедшей олимпиады по физике. 

2. Фронтальный опрос (4 мин.).

1) Что показывает скорость тела при равномерном движении?

2) По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время? (Слайд №4)

3) Какова единица измерения скорости в системе СИ?  (Слайд №5)

4) Какую единицу скорости чаще всего используем на практике? (Слайд №6)

5) Как перевести км/ч в м/с? (Слайд №7)

6) Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела? Как называются такие величины?

7) Как определяют скорость при неравномерном движении тела? (Слайд №8)

И так. Проверьте себя -  Вместо звездочки надо поставить символ физической величины (Слайд №9)

3. Изучение нового материала (10 мин).

Открыли справочники и учебник §16 (стр. 38) и еще раз посмотрели на формулы, с которыми будем работать при решении задач. (Слайд №10)

«Теремок формул» - схема для запоминания формул расчета скорости, времени, пути при равномерном движении

                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                     S                      

                                                                V        t

Обратимся к таблице №1 в учебнике (стр.37).

1) Определите среднюю скорость скворца. (Ответ: 20 м/с)

2) Что показывает эта скорость? (Ответ: за одну секунду скворец пролетает 20 м)

3) А какой путь пролетит скворец за 5 секунд? (Ответ: 100 м)

4) Как определили? Сформулируйте вывод. (Ответ: чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения).

5) Формула для вычисления пути. (Ответ: s = v∙t)

6) Как определить время движения? (Ответ: чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения).

7) Формула для вычисления времени. (Ответ: t=s/v)

Если тело движется неравномерно, то, зная его среднюю скорость движения и время, за которое происходит это движение, можно вычислить путь. Зная среднюю скорость и путь, можно определить время при неравномерном движении тела.

Ребята, мы с вами только начали изучать физику. Физика - это не просто сухие законы и чёткие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика делает нашу жизнь безопасной. Мы будем учиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Сегодня каждый должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. (Слайд №11)

 С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1) Переход дороги на запрещенный сигнал светофора;

2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

3) Переход дороги перед близко движущимся транспортом;

4) Нарушение правил езды на велосипеде;

5) Игра на дороге;

(Слайд №12)

Следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помогут разобраться нам в этом вопросе следующие задачи.

(Слайд №13)

Задача 1. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с, путь за 1секунду – 10 м).

(Слайд №14)

Вывод: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом, в неположенном месте.

4. Физминутка (1мин)        (Слайд №15)

5. Первичное закрепление нового материала (15 мин). 

             

    1)     Работа в рабочих тетрадях – Урок 11    (Слайд №16)

    2)      Олимпиадные задачи    (Слайд №17),   (Слайд №18)

                                 

       

6. Рефлексия (2 мин)       (Слайд №19)       

  • Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Давайте подведем итог нашей работы и вспомним, чем вы занимались на уроке? Что вам понравилось? В каких заданиях у вас возникали затруднения? С чем вы не справились?
  • Сегодня вы оценивали свою работу и свои возможности самостоятельно. Надеюсь,  вы были честны прежде всего перед собой. Есть такая притча .
  •  Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
  •  - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
  • - Кто работал так, как первый человек?
  • - Кто работал добросовестно?
  • - Кто принимал участие в строительстве храма? Храма своих знаний?

 7. Домашнее задание:  §16, урок 11 р.т. (Разобрать задание)    (Слайд №20)

         

Сдать тетради.             Оценки за работу на уроке.

 Спасибо за урок .             (Слайд №21)

                                 

                                                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"

Размышления учителя об уроке.Урок построен по технологии деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения,  с элементами французской мастерской.На этапе мотивации происходит обр...

Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"

Технологическая карта урока и презентация по теме "Задачи на движение" по математике в 5 классе по образовательной система "Школа 2100"...

План урока в 5-м классе по теме "Задачи на движения" по программе 2100.

Этот урок был продемонстрирован на семинаре завучей старшей школы....

Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на движение".

Урок построен с использованием мультимедийной презентации. Рассмотрены различные типы задач на движение, задачи по готовым чертежам....

Открытый урок по физике в 7 кл: "Решение задач по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. МАССА. ПЛОТНОСТЬ."

Урок по физике в 7 классе позволяет повторить и обобщить материал, пройденный по теме " Взаимодействие тел. Масса. Плотность", а так же позволяет совершенствовать умение применять теоретические знания...

Конспект урока математики в 7 классе по теме: "Задачи на движение"

Конспект урока математики в 7 классе по теме: "Задачи на движение"...