Конспект урока по теме : «Решение задач на законы сохранения»
план-конспект урока по физике (10 класс)

Панченко Наталья Фёдоровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по теме

«Решение задач на законы сохранения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по теме

«Решение задач на законы сохранения»

1.Ф.И.О.Панченко Наталья Федоровна

2.Место работы: МКОУ СОШ №4  с. Правокумское  Левокумского района Ставропольского края

3.Должность: учитель физики

4.Предмет: физика

5.Класс  10

6.Тема и номер урока в теме. Восьмой урок по теме  «Законы сохранения» урок «Решение задач на законы сохранения»

7.Базисный учебник: Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  «Классический курс физика 10 класс», авторы Г.Я.Мякишев, Б.ББуховцев, Н.Н.Сотский, 20-е издание, г.Москва «Просвещение»,2013 г

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: 

  1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».
  2. Закрепить навыки решения задач по данной теме.

3. Подготовить учащихся к контрольной работе.

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.

Развивающие:

    воспитательные :  

  • Формировать познавательный интерес к предмету физика;
  • Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, умение работать в группе, анализировать, делать соответствующие выводы;
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: моноблок. Проектор, мультимедийная доска, презентация  «»

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 Ход урока.

1.Организационный этап. Приветствие друг друга, проверка готовности к работе на уроке.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь. 

Повернитесь и друг другу улыбнитесь.

И себе скажите

«Я сегодня все смогу

и задачи все решу»

Молодцы! Садитесь.  

 Ребята, вспомните,  какие темы уже изучили. Предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока и наметить цель нашей работы. Итак, перед вами ребус.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. http://seninvg07.narod.ru/000_main/rebus/fizika/7/z/zakon.jpg

 

2  . Картинки по запросу картинка носа человека н=х   ,Картинки по запросу картинка крана для воды Картинки по запросу картинка енота скачать О=И   4=Я

3.

 http://seninvg07.narod.ru/000_main/rebus/fizika/7/je/energia.jpg  И

Конечно же, «Закон сохранения энергии»

Откройте тетради и запишите тему урока Решение задач по теме «Закон сохранения энергии»

 3) Актуализация знаний

 Презентация « Готовимся к ЕГЭ»

Слайд №1.

Вопросы к теме:

1.Какие виды энергий вам известны?

2. Как формулируется теорема о кинетической энергии?

3. Для каких сил можно применять эту теорему?

4.Какие силы называются консервативными?

5. Чему равна работа консервативных сил?

6.В каких системах выполняется закон  сохранения механической  энергии?

7.Сформулируйте закон сохранения энергии.

8. Сформулируйте закон сохранения импульса.

Перейдем к решению задач ЕГЭ по физике.

Слайд №2. (УСТНО)

Задание 3 

Тележка движется со скоростью 4 м/с. Её кинетическая энергия равна 24 Дж. Какова масса тележки? (Ответ дайте в килограммах.)

Решение: (Комментирует ученик) при затруднении можно задавать вопросы.

1.Назовите формулу кинетической энергии ( Ек=mυ2 /2)

2.Выразите массу  (m=2 Ek /υ2 )

 3. Найдите значение m=2*24Дж/ (4м/с)2 =3 кг

Ответ: 3 кг.

Слайд №3https://ege.sdamgia.ru/formula/svg/25/250910196c3c256955e00d9307a564da.svg

Задание 3 (УСТНО)

Тело массой 3 кг, брошенное с уровня земли вертикально вверх со скоростью

8 м/с, упало обратно на землю. Какой потенциальной энергией обладало тело относительно поверхности земли в верхней точке траектории? Сопротивлением воздуха пренебречь. (Ответ дайте в джоулях)

Решение:

1.О какой энергии идет речь? По какой формуле можем найти модуль этой энергии?   (Еп=mgh)

2. На максимальной высоте как проявляется закон сохранения энергии?

  Еп к,  mgh = mυ2 /2, Еп=3кг*(8 м/с)2 /2=96 Дж

Ответ:100Дж

Слайд №4.

Задание 3  работаем в тетради ( у доски решает и комментирует ученик)

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=109

Система состоит из двух тел 1 и 2, массы которых равны 0,5 кг и 2 кг. На рисунке стрелками в заданном масштабе указаны скорости этих тел. Чему равен импульс всей системы по модулю? (Ответ дайте в кг·м/с.)

Решение. (обратить внимание на единичный отрезок системы)

  1. Какие величины нам известны?
  2. Какой закон применяем? (Закон сохранения импульса)
  3. Найдите импульсы тел (р1=0,5кг*(3*4м/с)=6кг*м/с и р2=2кг*4м/с=8кг*м/с)
  4. Изобразите импульс всей системы (достраиваем до прямоугольника и по диагонали импульс системы)
  5. По теореме Пифагора имеем р=√62 + 82=10кг*м/с

Ответ: 10 кг*м/с

4) Обобщение и систематизация знаний

Работаем в тетради.

Разбираем коллективно  одну задачу

Задача №2 разбираете в паре.

 Ну что ж ребята, наш урок близится к концу. Давайте сегодня каждый из вас проведет анализ своей работы необычным образом. Предлагаю вам выбрать фразеологизм, который, на ваш взгляд, характеризует вашу работу сегодня на уроке

Шевелить мозгами          Краем уха             Хлопать ушами

Засучив рукава                Бить баклуши       Работать, не разгибая спины                        Сидеть сложа руки          Наломать дров     Лезть из кожи вон

На карточке рядом с каждым этапом есть клеточка для оценки. Вы должны поставить себе оценку за каждый из этих этапов, а потом поставить оценку за урок, найдя среднее арифметическое этих оценок. (дать 1 мин).

(Карточки сдаются потом учителю и он выставляет оценки за урок)

 Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте поведем его итог. Чем мы  занимались сегодня на уроке и плодотворным ли он был для вас?  Есть ли у вас вопросы по уроку в целом? По задачам? Что надо повторить?

Домашняя работа у каждого из вас на столе домашняя контрольная работа.

Подготовьтесь.

https://ege.sdamgia.ru/formula/svg/b7/b71f17f1e58e1739414b039c8702d74d.svg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение задач на закон сохранения энергии».

Предлагаю конспект урока "Решение задач на закон сохранения энергии" с использованием ЭОР.В план включены:1. Презентация для фронтального опроса (составлена мной).2. Задачи качественного и расчетного ...

Конспект урока "Решение задач на закон Кулона"

Конспект урока составлен с помощью интернет ресурсов.  Хотелось применить и показать дифференцированный подход в обучении....

Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи»

Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дид...

Конспект урока "Решение задач по теме "Законы и закономерности в цепи постоянного тока"

Данный урок изучается в 8 классе в главе "Электрические явления". Применяется метод проектов, что позволяет активировать и углубить знания о законах  электрического тока, развивать инте...

Группа МСТ 1 Физика. 03.11.2020. Тема 6. Решение задач на закон сохранения энергии в механике.

Тема 6. Решение задач на закон сохранения энергии в механике.Задание1. Оформить решение задач на закон сохранения энергии. См. фай.2. Решить самостоятельно задачи. См. файл....

Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"

Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...