Главные вкладки

    Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи»
    план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

    Педан Маргарита Михайловна

    Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дидактической системы Л. В. Занкова , когнитивной технологии обучения  М. Е. Бершадского"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_klass.docx23.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дидактической системы Л. В. Занкова , когнитивной технологии обучения  М. Е. Бершадского и использования образовательного программного комплекса «КМ-школа».

    Учитель: Педан М. М.

    Цель – показать возможности использования когнитивной технологии обучения

    Задачи:

      - выработать с учащимися ориентировочную основу (алгоритм) решения задач на применение закона Ома доя участка цепи; начать формирование умений применять выработанный алгоритм при решении задач;

      - продолжить формирование у учащихся учебно-информационных  (использовать различные виды моделирования) и учебно-управленческих умений (владеть навыками взаимоконтроля);

       - формировать у учащихся честность, справедливость, сознательное отношение к учебе.

    Оборудование: раздаточный материал (листы с заданиями для диагностики, Л.А. Кирик  Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы Москва «Илекса» 2002 г.).

    Ход урока

    1. Организация класса.
    2. Диагностика усвоения домашнего материала.

    1). Самостоятельное выполнение заданий диагностики по вариантам

    I вариант

    а) Закончи предложение.

    1. Если длину проводника увеличить в 2 раза, то сопротивление проводника

    ___________________________________.

    2. Если площадь сечения проводника уменьшить в 2 раза, то сопротивление проводника ______________________________________________________.

    б) Вставь пропущенные слова.

    1. Чем ____________ площадь сечения проводника, тем ____________ его сопротивление.

    в) Составь логическую цепочку и закончи предложение.

    1. Если длину проводника увеличить, то сила тока в проводнике при неизменном напряжении __________________________.

    2. В электрической цепи медный проводник длиной 1 м и площадью сечения 0,9 мм2  заменили таким же проводником, но площадью сечения 0,3 мм2. При этом сила тока в цепи _______________________________________.

    II вариант

    а) Закончи предложение.

    1. Если длину проводника уменьшить в 3 раза, то сопротивление проводника

    ___________________________________.

    2. Если площадь сечения проводника увеличить в 3 раза, то сопротивление проводника ______________________________________________________

    б) Вставь пропущенные слова.

    1.  Чем __________ длина проводника, тем ___________ его сопротивление.

    в) Составь логическую цепочку и закончи предложение.

    1. Если площадь сечения проводника увеличить, то сила тока в проводнике при неизменном напряжении __________________________.

    2. В электрической цепи медный проводник длиной 2 м и площадью сечения 0,1 мм2  заменили таким же проводником, но длиной 6 м. При этом сила тока в цепи _________________________________________________.

           2). Взаимопроверка. На экране высвечивается текст работы с ответами. Коррекция: обсуждается решение заданий.

    III. Введение процедурной информации.

       а). Совместное решение расчетной задачи.

    По никелиновому проводнику длиной 10 м идет ток силой 0,5 А. Определить сечение этого проводника, если к его концам приложено  напряжение 20 В.

    1. Ориентировочная часть задачи. Выделение признаков, на основании которых определяется метод решения задачи (поиск ключевых слов).

    Дан проводник, по нему течет ток → электричество; известны сила тока в проводнике и напряжение на его концах → закон Ома для участка цепи.

    1. Запись основной формулы.

                                                    I = U/R

    1. Определяем неизвестную величину, выясняем ее роль для расчета искомой в задаче величины.

                                                       R = U/I

    R можно выразить через данную в задаче длину и площадь сечения проводника.

                                                      R = (ρ · ℓ)/S

    1. Сопоставление полученных формул.  

    Сопротивление R одного и того же  проводника найдено с помощью различных формул  → можно приравнять правые части формул.     

                                                                 U/I = (ρ · ℓ)/S

    1. Проверяем полученную формулу на полноту. ( Определяем число неизвестных в формуле величин).

    В формуле неизвестны 2 величины: S – искомая в задаче и ρ – табличная величина.  ρ = 0,4 (Ом · мм2) /м находим по таблице удельных сопротивлений проводников.

    1. Выражаем из формулы искомую в задаче величину.

                              U·S = ρ · ℓ· I;   S = (ρ · ℓ· I)/U

    1. Проверяем наименование искомой величины, по полученной формуле.

    [ S ] = (Ом · мм2) /м · м · А / В = (В · мм2 ·  А) / (А· В) =  мм2

    Полученное наименование соответствует наименованию S.

    1. Вычисляем искомую величину.

    S = (0,4 ·10 · 0,5) / 20 = 0,1(мм2)

    1. Записываем ответ задачи.

    Б) обсуждаем, повторяем выработанный при решении задачи алгоритм, который высвечивается на экране. Учащимся раздается напечатанный на листках алгоритм.

    Алгоритм решения задач на закон Ома для участка  цепи.

    1. Ориентировочная часть задачи. Выделение признаков, на основании которых определяется метод решения задачи (поиск ключевых слов).
    2. Запись основной формулы.
    3. Определение неизвестной величины, выяснение ее роли для расчета искомой в задаче величины.
    4. Выражение неизвестной величины через искомую в задаче величину.
    5. Сопоставление полученных формул.  
    6. Проверка полученной формулы на полноту. ( Определение количества неизвестных в формуле величин).
    7. Нахождение неизвестных величин из таблиц или формул.
    8. Выражение  из полученной формулы искомой в задаче величины.
    9. Проверка наименования искомой величины по полученной формуле. (выведение единицы измерения искомой величины).
    10.  Вычисление искомой величины.
    11.  Запись ответа задачи.

    IV.Формирование умений и навыков у учащихся.  

      а). Самостоятельное решение расчетной задачи на основе выработанного алгоритма.

    (Л.А. Кирик  Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы: Москва «Илекса» 2002 г.), самостоятельная работа № 15, задача 7 (высокий уровень).

       Определите напряжение на концах стального проводника длиной     140см и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, в котором сила тока 250 мА.

    б). Проверка решения с его объяснением на основе алгоритма. (Решение задачи записывает на доске ученик, который первым справится с заданием).

    1. Ориентировочная часть задачи.

    Ключевые слова: сила тока и напряжение → Электричество → основная формула – закон Ома для участка цепи

          2. Запись основной формулы.

                                                    I = U/R

    3. Определение искомой величины

                                                    U = I · R  (1)

    4. Проверка полученной формулы на полноту.

    В формуле неизвестны 2 величины: U и R

    5. Выражаем неизвестную величину R через величины ℓ и S, данные в задаче

                                                  R = (ρ · ℓ)/S  (2)

    6. Сопоставление полученных формул. 

    Заменим в формуле (1) R из формулы (2)

                                                    U = (I · ρ · ℓ)/S

    7. Проверим полученную формулу на полноту.

    Неизвестны 2 величины:  U – искомая и ρ – табличная.

    8. ρ = 0,15 (Ом · мм2) /м находим из таблицы удельных сопротивлений проводников.

    9. Проверяем наименование искомой величины

    [ U ] = А · (Ом · мм2) /м · (м/мм2) = (А · Ом · мм2 · м)/( м · мм2) = А · Ом = А ·

    (В/А) = В

          10.Вычисление величины U

              U = 0,25 · (0,15 · 0,14/0,2) = 0,2625 (В) ≈ 0,26 В

         11.Запись ответа.

    V.Задание на дом.

           № 1328 (В. И. Лукашик, Е. В. Иванова) –решить задачу на основе алгоритма.

    VI. Итог урока.

                                                     

     

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике по теме :"Решение задач при помощи уравнений"

    Конспект урока по математике по теме :"Решение задач при помощи уравнений" 5 класс Виленкин Фгос...

    Конспект урока по химии на тему "Решение задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного"

    Цели урока: 1. Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению задач: 1) Вычисление массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции (в%) от теоретически ...

    План урока № 71 8А класс (Понедельник) Тема "Решение задач на законы преломления в линзах"."

    В рамках дистанционного обучения составлен краткий план занятий онлайн  на платформе ZOOM....

    Решение задач на закон Ома для участка цепи

    организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (понятий: сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о зависимо...

    Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"

    Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...