Методическая разработка урока физики 8 кл "Электрический ток в металлах"
методическая разработка по физике (8 класс)

Содержание разработки:

1. План-конспект урока

2. Технологическая карта урока

3. Тест на проверку знаний материала предыдущего урока

4. Презентация по теме "Электрический ток в металлах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • Дидактические:

создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, работая в группах, достигать общую цель.

  • Общеобразовательные:

сформировать понятие о природе электрического тока в металлах и его направлении. В процессе экспериментальной работы выяснить, какие действия способен совершать электрический ток. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с электрическими приборами. Показать практическую направленность изучаемого материала.

  • Развивающие:

Развивать логическое мышление, формировать представление о процессе научного познания.

  • Воспитательная:

Вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.

Оборудование, используемое на уроке:

Соединительные провода, ключи, магниты, штативы, резистор, лампочка на подставке, термометр, проволока, проволочный моток, тесты, компьютер,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос (слайд № 2-№6 презентации).

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Подготовка к восприятию нового материала:

1) Как можно избежать действия электрического тока при случайном прикосновении к электрическому прибору, который оказался под напряжением? (заземлением).

2) Из каких материалов выполняется заземление? (из металлов).

На вопрос: «Почему предпочитают именно эти вещества?» мы и ответим после изучения новой темы: «Электрический ток в металлах». ( Учащиеся записывают тему урока, высвеченную на экране, в свои рабочие тетради).

5. Объяснение нового материала:

Самое раннее определение металла было дано в середине 18 века М.В.Ломоносовым. «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно. Таких тел только 6: золото, серебро, медь, олово. Железо и свинец».

Спустя 2,5 века многое стало известно о металлах. К числу металлов относятся 75% элементов Периодической таблицы Менделеева.

(слайд №7) В 1899 г. Рикке на трамвайной подстанции в Штутгарте включил в главный провод, питающий трамвайные линии, последовательно друг к другу торцами три тесно прижатых цилиндра: 2 крайних были медными, а средний- алюминиевым. Через эти цилиндры более года проходил электрический ток, но Рикке не обнаружил в меди атомов алюминия, а в алюминии - нет меди, т.е.диффузия не произошла. Следовательно, ионы не перемещаются, а перемещаются только электроны, одинаковые у всех веществ. Об этом свидетельствует опыт Мандельштама- Папалакси. ().

Электрический ток в металлах:

Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение. В узлах кристаллической решетки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядоченно, поэтому их называют свободными. Отрицательный заряд всех свободных электронов по величине равен положительному заряду всех ионов решетки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален. Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Возникает электрический ток. Все электроны начинают двигаться в одном направлении по всей длине проводника, но между ними сохраняется беспорядоченное движение (стайка мошкары, движущейся в сторону ветра).

Электрический ток в металлах - это упорядоченное движение свободных электронов.

Скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля мала (несколько миллиметров в секунду). Но почему при замыкании электрической цепи лампочка загорается мгновенно?

Т.к. в металлах электрический ток- это направленное движение электронов и мы, в основном, будем сталкиваться с ним, то за направление электрического тока принимается именно направление движения электронов в проводнике, т.е. направление от - полюса источника тока к +. Электрический ток в электролитах - это упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов.

Т.к. направление движения электрического тока было принято задолго до открытия свободных электронов, то за направление тока условно принимается движение заряженных частиц от + к - источника вне его. (слайд №8)

Увидеть движение электронов в металлах увидеть мы не можем, поэтому судить о них мы можем только по различным явлениям, которые называют действием электрического тока.

Учащимся предлагается изучить действия тока при проведении ими экспериментов. Работа ведется в группах по предложенной схеме. Перед началом работы учащиеся знакомятся с техникой безопасности (слайд №9) и каждая группа (их 5) выполняет предложенное задание. По окончании работ учащиеся знакомятся с электролизом, механическим и др. действиями тока, представленными на экране учителем.( )

6. Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих тетрадях.

7. Проверка усвоения нового материала.

8. Закрепление изученного материала с помощью тестовых заданий, где количество правильных ответов будет соответствовать оценке.

9. Подведение итогов урока.

10. Выставление оценок учащимся.

11. Домашнее задание: § 34,35,36 , решение задач Лукашик В.И. № 1008- 1012



Предварительный просмотр:

1. Какие еще (кроме свободных электронов) заряженные частицы имеются в металлах? Где они находятся?

1) Положительные ионы; на постоянном для каждого месте
2) Положительные ионы; в узлах кристаллической решетки
3) Атомы; в узлах кристаллической решетки
4) Отрицательные ионы; каждый на определенном месте

2. Какое движение и каких частиц представляет собой электрический ток в металлах?

1) Упорядоченное (однонаправленное) движение свободных электронов
2) Согласованное колебание ионов в узлах кристаллической решетки
3) Упорядоченное смещение положительных ионов

3. Кристаллическая решетка металла, образуемая ионами, имеет положительный заряд. Почему же металлы электрически нейтральны?

1) Потому что свободные электроны в металле, двигаясь хаотично, попадают на поверхность и экранируют положительный заряд решетки
2) Потому что ионы сохраняют свое местоположение в твердом теле
3) Потому что общий отрицательный заряд всех свободных электронов равен всему положительному заряду ионов
4) Среди ответов нет правильного

4. При каком условии в металлическом проводнике возникает электрический ток?

1) В случае перехода хаотического движения свободных электронов в упорядоченное движение
2) При создании в нем электрического поля
3) При появлении в нем свободных электронов
4) В случае включения его в электрическую цепь

5. Какова скорость распространения электрического тока в цепи?

1) Она равна средней скорости хаотического движения электронов
2) Эта скорость бесконечно велика
3) Она равна скорости упорядоченного движения электронов в проводниках
4) Она равна скорости распространения в цепи электрического поля

6. Движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление тока?

1) Электронов
2) Ионов
3) Частиц с отрицательным зарядом
4) Частиц с положительным зарядом

7. На какой схеме направление тока указано стрелкой неправильно?

Тест по физике Электрический ток в металлах 7 задание

1) №1
2) №2
3) №3

8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?

Тест по физике Электрический ток в металлах 8 задание

  1. №1
    2) №2
    3) №3

Ответы на тест по физике Электрический ток в металлах
1-2
2-1
3-3
4-2
5-4
6-4
7-1
8-3



Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока.

Урок  физика 8 кл

ТЕМА : Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

Цели урока: 

- расширение  представления о проводниковых свойствах металлов

- формирование  представления  (знаний) о действии электрического тока, его направлении и величинах, его характеризующих

- актуализация  и  систематизация  представлений (Знаний)
о работе эл.цепи , применении свойств эл. цепи

ЭТАПЫ УРОКА

МАТЕРИАЛ ИЗУЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД на этапах урока

1

Орг момент

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Проверка домашнего задания

  1. Определение эл цепи
  2. Основные элементы эл цепи
  3. Начертить цепь
  4. Найти ошибки в схеме цепи
  5. Составить цепь по наличию элементов

Отвечают на вопросы

Дают определение

Чертят цепь у доски

Исправляют ошибки в цепи

Составляют цепь

Познавательные  УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

3

Формулирование  темы  и целей урока  

Демонстрация опыта работы эл. схемы с использованием различных сопротивлений и наглядное изменение показаний приборов и изменение направления тока в цепи

Наблюдают проведение опыта отвечают на вопросы:

-почему отклонилась стрелка прибора?

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение и необходимой

информации;

-анализ объектов  с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные  УУД:

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

-умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и  условиями

коммуникации;

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Для ответа на эти вопросы сегодня мы рассмотрим тему : Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

4

Изучение  нового материала

Демонстрация презентации

2

Запись домашнего задания.

§2  РТ: №12 №13, №14, № 20

Работа с дневниками

  1. Упорядоченное движение заряженных частиц

Приводят примеры и отвечают на вопросы, используя ранее изученные понятия: свободные электроны, возникновение заряда, скорость перемещения эл.тока

  1. Опасность поражения эл.тока

Обсуждают, рассуждают, приводят прмеры, делают выводы

  1. Действия тока :тепловое, химическое, магнитное, механическое

Смотрят презентацию, дополняют своими примерами

  1. Направление эл.тока

Возвращаемся к опыту со сменой полюсов эл.цепи, рассуждают, делают выводы

5

Закрепление

Вопросы теста на экране

Отвечают на вопросы,  исправляю ошибки

Личностные УУД:

Действия смыслообразования,  нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.

6

Итоги урока, рефлексия

Учитель предлагает самостоятельно сделать вывод о всех рассмотренных на уроках вопросах и убедиться, что тема рассмотрена

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

7

Выводы по УЗ

Подведение итогов, оценки, ДЗ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Сила тока. 2

Слайд 2

Модель металла - кристаллическая решетка, в узлах которой частицы совершают хаотичное колебательное движение. 3

Слайд 3

В узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы В пространстве между ними движутся свободные электроны Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решетки 4

Слайд 4

Электроны взаимодействуют не друг с другом, а с ионами кристаллической решётки. При каждом соударении электрон передаёт свою кинетическую энергию. 5

Слайд 5

Запишем: Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов 6

Слайд 6

Вывод : В обычных условиях металл электрически нейтрален 2. Свободные электроны движутся в нём беспорядочно 3. Если создать в металле электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно (упорядоченно), т. е. возникнет электрический ток 4. Беспорядочное движение электронов сохраняется

Слайд 7

Какова же скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля? Невелика, всего несколько миллиметров в секунду, а иногда и ещё меньше Если в проводнике возникает электрическое поле, оно с огромной скоростью распространяется по всей длине проводника (близкой к скорости света 300 000 км/с), одновременно начинают двигаться электроны в одном направлении по всей длине проводника

Слайд 8

Как можно избежать действия электрического тока при случайном прикосновении к электроприбору, которое оказалось под напряжением? Для этого необходимо заземление, так как земля является проводником и, благодаря своим огромным размерам, может удерживать большой заряд. Из каких материалов выполняется заземление?

Слайд 9

это явления, которые вызывает электрический ток. По ним можно судить о наличии тока. ДЕЙСТВИЯ ТОКА

Слайд 10

ДЕЙСТВИЯ ТОКА ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА заключается в том, что проводник, по которому протекает электрический ток нагревается. Объясняется это тем, что движущиеся под действием сил электрического поля заряженный частицы взаимодействуют с ионами или атомами вещества и передают им часть своей энергии . калорифер !

Слайд 11

В домашних условиях Тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали, для электросварки. С помощью электрического тока обогревают теплицы, инкубаторы, сушат зерно. широко применяют электрические плитки, утюги, чайники, кипятильники, калориферы, фены и другие приборы . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Слайд 12

ДЕЙСТВИЯ ТОКА МАГНИТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА Заключается во взаимодействии проводника, по которому протекает электрический ток с магнитом или другим таким же проводником . Магнитное действие тока проявляется всегда, какой бы проводник ни был: жидкий, твердый или газообразный . Поворот рамки с током в магнитном поле ! S N F F

Слайд 13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ электромагнит Электромагниты находят широкое применение в технике благодаря их замечательным свойствам: во время работы электромагнита легко можно регулировать его магнитное действие при выключении тока они быстро размагничиваются . Магнитное действие тока находит применение не только в промышленности - в современной науке без него никак не обойтись.

Слайд 14

ДЕЙСТВИЯ ТОКА ХИМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА состоит в том, что при пропускании электрического тока через некоторые растворы кислот, солей, щелочей происходит выделение веществ на электродах ( это могут быть как твердые вещества, так и газообразные ) . Медицинская гальваническая ванна

Слайд 15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Хромированный кран Позолоченные ложки Гальваническая ванна Химическое действие тока используют для выделения чистых металлов из растворов солей. В судостроении специальными составами покрывают корпус корабля для защиты от коррозии /

Слайд 16

Электрический ток в металлах создается свободными электронами- электронами проводимости . Под действием сторонних сил электроны приобретают направленное движение- возникает электрический ток . За направление эл.тока условно приняли направление, по которому движутся (могли двигаться) в проводнике + заряды, т.е. направление от + истояника тока к -. ЭЛЕКТРОНЫ ПРОВОДИМОСТИ НАПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Слайд 17

Сила тока ( I )- скалярная величина, равная отношению заряда q , прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени t , в течение которого шел ток.

Слайд 18

Единица измерения силы тока Сила тока показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. Единица измерения силы тока в системе СИ: [I] = 1 A (ампер)

Слайд 19

Другие единицы силы тока: миллиампер (мА); микроампер (мкА); килоампер (кА); 1мА = 0,001А; 1мкА = 0,000001А; 1кА = 1000А. 30мкА = А 280мА= А 0.35кА = А 1000А = мкА 6А= мА 0.66А = кА

Слайд 20

Как объяснить, что в обычных условиях металл электрически нейтрален? Что происходит с электронами металла при возникновении в нем электрического поля? Что представляет собой электрический ток в металлах? Какую скорость имеют ввиду, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике? З А К Р Е П И М

Слайд 21

1.НАЗОВИТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА Вариант 1 Вариант 2 Рис. 1 Рис. 2

Слайд 22

Каким номером обозначены А пересечение проводов? Б ключ? В электрический звонок? Г плавкий предохранитель? Д соединение проводов? 2. На рисунке изображены условные обозначения, применяемые на схемах

Слайд 23

Вариант 1. 3.Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1) Вариант 2. 3. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2) Рис. 2 Рис. 1

Слайд 24

4.НАЧЕРТИТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ УСТАНОВОК Вариант 1 Вариант 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка урока "Разметка заготовок из тонколистового металла"

Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием уч...

Методическая разработка урока "Свойства чёрных и цветных металлов"

Урок технологии для обучающихся 6 класса.  На уроке используются современные образовательные технологии: ИКТ, проблемное обучение....

Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс)

Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс). Этот методическая разработка урока направлена на повторение и обобщение сведений, полученных ранее о мет...