Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс)

Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс). Этот методическая разработка урока направлена на повторение и обобщение сведений, полученных ранее о металлах и дополнение их новыми. Урок рассчитан на работу обучающихся в группах, где каждая группа работает по своему инструционному листу, выполняя задания на заданную тему. Прослушав презентацию каждой группы о выполненном задании, каждый обучающийся заполняет индивидуальный лист. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskie_svoystva_metallov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3»

(МБВ(С)ОУ «ВСОШ № 3»)

ул. Воткинское шоссе, д.106, г. Ижевск, 426039, тел. 44-44-57, факс 40-81-77

e-mail:  school320071@rambler.ru

Методическая разработка открытого урока

Тема: «Физические свойства металлов»

Разработала: преподаватель химии  

высшей квалификационной категории Прислегина Л.А.

                                                                   

Урок. Тема: « Физические свойства металлов».

  Цель урока: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах и дополнить их новыми.                                                                                                                                                                                                         Девиз урока: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». (Сенека Младший)

1.Ориентировачно – мотивационный этап.(10.мин)

Организационный момент.

 У: постановка проблемы.  Сегодня на уроке мы с вами работаем в группах .

В древности и средние века их было известно только 7. Существует гипотеза, что термин… произошел от греческого слова «металлон», которое в первоначальном переводе означало «рудники». Алхимики считали, что каждому….. соответствует своя планета, которая управляет его судьбой на Земле.

Нет сил удерживать снующие частицы,

Что далеки от  нашего ядра.

Пора бы неметаллам появиться,

Отдам не глядя. Верьте ли друзья?

У: о чем идет речь? ….Попробуем сформулировать тему урока

А кокова цель нашего урока?

Давайте попробуем повторить то что вы уже знаете про металлы.

Фронтальнйй вопрос

1.Какие три формы существования химического элемента вы знаете?(схема1). Ученики записываю в тетрадь.

 Что называют атомом?, простым веществом?, сложным?

У: Рассмотрим металлы в свете представлений об этих трех формах существования химического элемента. Первая форма существования химического элемента – атом.

2. Сколько валентных электронов может быть у металлов?

3. У каких элементов металлов или неметаллов радиус  атома больше?

4. Что такое электроотрицательность? У каких элементов металлов  или неметаллов ЭО больше?

5.Какие свойства восстановительные или окислительные проявляют металлы?

6. Как изменяются восстановитльные свойства металлов в периодах и группах в ПСХЭ с увеличением порядкового номера элемента?

Ученики заполняют в тетрадях таблицу 1. (см. приложение)

У: вторая форма существованеия химического элемента – простое вещество.

7. Назовите тип кристаллической решетки который характерен для металлов. Его особенности?

Назовите тип химической связи в металлах. Его особенности.

Ученики заполняют в тетрадях таблицу 2 (см. приложение)

Приложение.

Индивидуальный лист учащегося.

  -------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема: ----------------------------------------------------------------------------------------------

Вопросы. Какие три формы существования химического элемента вы знаете?

Попробуйте составить схему к этому вопросу (схема1)

  1. Заполните таблицу 1

Характеристика атома

Металл

Число валентных электронов

Радиус атома

Электроотрицательность

Окислительно - восстановительные свойства

  1. Заполните таблицу 2

Характеристика простого вещества

Металл

Тип кристаллической решетки

Тип химической связи

Группа №1

Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов

  •  Опишите положение металлов в ПСХЭ

  • Рассмотрите строение атомов металлов:
  • лития ------------------------------------------------------------------------
  • магния ----------------------------------------------------------------------
  • алюминия     ---------------------------------------------------------------

У какого из этих металлов  наиболее ярко выражены металлические свойства?

Поставив cравните атомы элементов,поставив знаки <,> или = вместо*:

  • заряд ядра: Li*  Rb*, Na*  Al*, Pb*  Sn*;
  • число электронных слоев: Li*  Rb*, Na*  Al*, Pb*  Sn*;
  • число электронов на внешнем уровне: Li*  Rb*, Na*  Al*, Pb*  Sn*;
  • радиус атома: Li*  Rb*, Na*  Al*, Pb*  Sn*;
  • восстановительные свойства: Li*  Rb*, Na*  Al*, Pb*  Sn*;

Группа №2

Металлическая связь. Металлические решетки.

  • Что называется металлической связью? ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • Зарисуйте схему, отражающую металлическую связь.

  • Закончите рисунок, изображающий металлическую кристаллическую решетку.

                

                

Условные обозначения-----------------------------------------------------------------------

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Какие типы кристаллических решеток наиболее характерны для металлов?

Соберите стержневые модели данных решеток или сделайте рисунок.

Группа №3

Общие физические свойства металлов.

Заполните таблицу

Свойство металла

Особенность строения кристаллической решетки металлов, обусловливающая свойство

Примеры металлов, у которых свойство наиболее выражено

пластичность

электропроводность

теплопроводность

металлический  блеск

твердость

Заполните схемы признаками классификации металлов и названиями веществ

Металлы

по……………………………

легкие                                                                                        тяжелые

           ------------------ ---------------------             --------------------------------------------------

 --------------------------------------------                         -----------------------------------------------

Металлы

по……………………………

легкоплавкие                                                              тугоплавкие

           

 -----------------------------------------------                   -----------------------------------------

Металлы

по…………………………………………….

Ферромагнитные           парамагнитные                   диамагнитные

Как можно доказать опытным путем  физические свойства металлов указанные в таблице?

Контрольное тестирование.

Вариант №1

1.С увеличением порядкового номера элемента в главной подгруппе II  группы Периодической системы свойства элементов и образуемых ими простых веществ изменяются следующим образом:

свойство:

  1. восстановительные;

2. радиус атома;

3. электроотрицательность;

4. число электронов на внешнем уровне;

изменение:

а) усиливаются                                б) увеличивается                

в) уменьшается                                г) не изменяется

2. Соотнесите:

название металла:      число электронов на внешнем уровне:

  1. франций                                         а) 1
  2. таллий                                            б) 2
  3. стронций                                       в) 3
  4. свинец                                         г) 4      

3.Тип связи в простом веществе меди:

а) ковалентная полярная                 б) ковалентная неполярная                

в) ионная                                            г) металлическая  

4. Какие физические свойства являются общими для большинства металлов:

1) электропроводность;          3) высокая температура плавления;

2) теплопроводность;              4) металлический блеск?

а) 1,2,3,4                                      б) 1,3,4                                          

в) 1,2,4                                          г) 1.2            

                     

  1. Электропроводность металлов с повышением температуры:

       а) увеличивается;                              в) не изменяется;

       б) уменьшается;                                 г) верного ответа нет.

II вариант.

  1. В ряду элементов Ba-Sr-Ca-Mg наблюдаются следующие изменения свойств:

свойство:

  1. восстановительные свойства;      3) электроотрицательность;
  2. число энергетических уровней;    4) число валентных электронов.

изменение:

а) уменьшается;                        б) ослабевают;

в) не изменяется;                       г) увеличивается.

2. Соотнесите:

название металла:                  число электронов на внешнем уровне:

  1. осмий;                                    а) 1;                                  
  2. 3) таллий;                               б) 2;
  3. серебро;                                  в) 3;                              

  4) олово.                                      г) 4.

3. Тип связи в простом веществе олово:

а) ковалентная полярная;             б) ковалентная неполярная;

в) ионная;                                        г) металлическая.

4. Какое физическое свойство не является общим для всех металлов?

а) электропроводность;                  б) твердое агрегатное состояние;

в) теплопроводность;                      г) металлический блеск.

5. Кристаллическая решетка металлов бывает:

а) объемноцентрированная;           б) гранеценрированная;

в) гексагональная;                             г) все ответы верны.

Контрольное тестирование.

Вариант №

№ вопроса

1

2

3

4

5

Варианты

ответов

За каждый правильный ответ 1б.

5б. – оценка «5»    4б. – оценка «4»     3б. – оценка «3»

 Оценка работы групп.

№ группы

1

2

3

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...