Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_metally_11_kl.doc52 КБ
Office presentation icon korroziya_metallov.ppt160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – упражнение по теме: « Металлы».

Цели:

1. Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.

2. Обобщить знания учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; способах получения металлов

 ( пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии);  о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии.

3. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

Оборудование: таблицы «Коррозия металлов», «Способы защиты от коррозии», карточки – схемы, карточки  с индивидуальными заданиями.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        Ребята! Сегодня наш урок – упражнение пройдет в виде аукциона знаний по теме «Металлы». На уроке, выполняя задания, мы повторим и систематизируем все свойства металлов и их соединений.

II. Повторение и обобщение.

1) Фронтальный опрос.

        Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить  свойства металлов как химических элементов.

  1. Какие  элементы называют металлами? Дайте определение.

        Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а некоторые – и предвнешнего)  электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.

  1. Укажите положение металлов в ПСХЭ.

    (Левый нижний угол от диагонали бор – астат).

  1. Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах?

     (Работа с ПСХЭ).

  1. Чем являются металлы в соединениях?

      (Восстановители).

  1. Какова роль металлов как простых веществ?

     (Выступления учащихся).

  1. Какой вид химической связи характерен для металлов?

           (Металлическая).

  1. Какая кристаллическая решетка присуща металлам?

      (Металлическая).

  1. Какие физические свойства характерны для металлов?

     (Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).

2) Письменные задания.

1. Металлы как восстановители очень активные, поэтому, используя опорную схему в общем виде, вспомним химические свойства металлов.

                             

                         Неметалл

                               О2

     Металл   +       Н2 О                

                         Оксид Металла  

                               Кислота

                              Соль

   

Запишите химические свойства для элемента кальций и укажите условия протекания реакций.      t

       Са + Н2 = СаН2                                                                          

                             t

   2Са + О2 = 2СаО

   Са + 2Н2О = Са(ОН) + Н2

                             t

  Са + СuО = СаО + Сu

 

  Са + 2НСI = СаСI2 + Н2  

Fe + СuSO4 = FeSO4  + Сu

Последнее свойство основано на положении металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

        Каждый металл способен вытеснить из растворов солей те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него.

1. Металлы входят в состав соединений, составьте схему, используя только ключевое слово.

                                                  Вещества

                                                                   

2. Запишите формулы веществ, расставив их на соответствующие места в схеме, отражающей классификацию неорганических веществ.

(Na, СаО, КОН, S, HCI, СаSO4)

2. Перед вами таблица с формулами веществ. Пройдите, составив схему реакций, от одного вещества в задании к другому. Покажите различные пути:

а) от   Na до NaOH;         б) от    Na2O  до   Na2SO4.

Na2O

Na

Na2SO4

Na2O2

NaOH

NaCI

а)I) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 

    II) Na        Na2O2          Na2O         NaOH

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) Na2O2 + 2Na = 2Na2O

3) Na2O + H2O = 2NaOH

б) I) Na2O          NaOH         Na2SO4

1) Na2O + H2O = NaOH    или Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

2) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

3. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 – вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы:

Na2O, AI(OH)3, KOH, ZnO, SO3, AI2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, H2SO4.

Какую область на данном рисунке могут занять оставшиеся формулы, объясните их свойства.

(Амфотерные оксиды и гидроксиды – область пересечения).

Однако, говоря о свойствах металлов, нельзя забывать о способности металлов реагировать с веществами окружающей среды и образовывать на поверхности особые соединения, обладающие совершенно особыми свойствами, чем сами металлы.

  1. О каком процессе идет речь?

(Коррозия металлов).

Коррозия металлов

        По месту образования             По характеру

        Сплошная         местная        химическая   электрохимическая

        

  1. Каковы способы защиты от коррозии?

(шлифование, применение легированных сплавов, нанесение защитных покрытий, электрохимическая защита (анодная, катодная), применение ингибиторов).

Дополнительные сведения.

Изделия из металлов подвергаются коррозии. Не щадит она и памятники архитектуры, так например, Эйфелева башня – символ Парижа, изготовлена из обычной стали  и неотвратимо ржавеет и разрушается и только постоянная химиотерапия (лечение химическими веществами) помогают её сохранять. Башню красили уже 18 раз, отчего её масса (9 000 т) каждый раз увеличивалась на 70 тонн.

Вопрос – задание: С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

III. Итог. Домашнее задание.

§18 №6; из формулы соли сульфата железа (III) составить формулы других соединений.

        

        

           

                                                                               

                                                                                                 

                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррозия металлов

Слайд 2

Коррозия – разрушение металлов или их сплавов под действием окружающей среды, при котором они теряют свои свойства. коррозия химическая электрохимическая Разрушение под действием кислорода. Поверхность покрывается тонкой плёнкой воды (ржавчина), в которой растворяется кислород и другие газы. Возникает при контакте металлов в растворе электролита. Тонкая плёнка воды растворив углекислый газ и другие газы, становится электролитом. Они образуют множество соединений (ржавчина).

Слайд 3

Поверхность металла в растворе. Включение примесей . раствор трещина Защитная плёнка. Кристаллы металла.

Слайд 4

Защита металлов и их сплавов от коррозии. Применение химически стойких сплавов(нержавеющей стали). 2. Защита поверхности металла различными покрытиями( лаки, краски, стойкие оксидные плёнки). 3. Обработка внешней среды: применяется в случаях, если металл находится в жидкости (удаление из раствора кислорода). 4. Электрохимический способ защиты(применение заклёпок в месте соединения из более активного металла).

Слайд 5

Основные методы защиты металлов от коррозии Приготовление сплавов, стойких к коррозии Применение защитных покрытий Электрохимические методы защиты Изменение состава среды Добавление ингибиторов Применение заклёпок, изготовленных из более активных металлов Прикрепление пластинок из более активного металла для защиты основного металлического изделия Нейтрализация тока, возникающего при коррозии, постоянным током, пропускаемым в противоположном направлении Части машин, инструменты и предметы быта изготовляют из нержавеющей стали и других сплавов, стойких к коррозии 1. Металлические изделия покрывают другими металлами (никелирование, хромирование и т. д.) 2 . Металлические изделия покрывают лаками, красками и эмалями Коррозия обусловлена не только действием кислорода, воды или ионов водорода на сплавы металлов и металлы, но и электрохимическими процессами (переходом электронов), которые возникают из-за наличия контактов в сплавах между металлами и различными неоднородными включениями Основные методы защиты металлов от коррозии Приготовление сплавов, стойких к коррозии Применение защитных покрытий Электрохимические методы защиты Изменение состава среды Добавление ингибиторов Применение заклёпок, изготовленных из более активных металлов Прикрепление пластинок из более активного металла для защиты основного металлического изделия Нейтрализация тока, возникающего при коррозии, постоянным током, пропускаемым в противоположном направлении Части машин, инструменты и предметы быта изготовляют из нержавеющей стали и других сплавов, стойких к коррозии 1. Металлические изделия покрывают другими металлами (никелирование, хромирование и т. д.) 2 . Металлические изделия покрывают лаками, красками и эмалями Коррозия обусловлена не только действием кислорода, воды или ионов водорода на сплавы металлов и металлы, но и электрохимическими процессами (переходом электронов), которые возникают из-за наличия контактов в сплавах между металлами и различными неоднородными включениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"

Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....

Методическая разработка урока по химии "Металлы"

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и ...

Методическая разработка урока по Теме "Металлы"

Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) ....

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...