Методическая разработка урока по химии "Металлы"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Капишина Елена Николаевна

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и плуги… На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем – бронзовым, далее – железным…

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metally.zip973.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛЕНИНСК - КУЗНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка урока по химии

«Металлы»

подготовила                                                                                                    

                                                                                       Капишина Е.Н.,  

                                                                                       преподаватель  

                                                                                       химии

                                     

Ленинск-Кузнецкий городской округ,

2014

Тема: «Металлы»

Предмет: химия

ФИО автора: Капишина Елена Николаевна

Группа: ТТ 2-13 (1 курс)

Здравствуйте. Тема  урока Металлы. (давайте запишем число и тему урока в тетрадь)                                                                                   Слайд 2

Сегодня на уроке мы изучим физические и химические свойства металлов; и выясним значение металлов в жизни человека.

                                                                                       

Из 109 химических элементов Периодической системы Д.И.Менделеева 87 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и плуги… На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем – бронзовым, далее – железным…

Все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твердые вещества и имеют ряд общих свойств.

( запись в тетрадь )                                                                        Слайд 3

Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск и способны проводить тепло и электрический ток.

                                                                                                            Слайд 4

Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле. (Обратите внимание на Рисунок )

Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро -  с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово – с Юпитером, свинец – с Сатурном, ртуть – с Меркурием.

К настоящему времени число известных металлов возросло до 87.

                                                                                                             Слайд 5

Вы уже знаете, что в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева металлы находятся ниже диагонали Бор – Кремний – Мышьяк – Теллур – Астат, а также выше нее в побочных группах.

А теперь задание №1:                                                                       Слайд 6 

Какое из веществ, названных в приведенном стихотворении, не относится к металлам?

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера – их отец.

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть – родная мать.

(Сера, потому что находится выше диагонали, в 3 периоде)

Следующее задание №2:                                                                     Слайд 7 

О каком свойстве металлов говорится в приведенных строках?

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров?

(Блеск)

У меня к вам вопрос: Вы обучаетесь по профессии повар, на практике вы используете посуду, а из каких металлов сделана посуда?

(железо, алюминий, олово…)

А теперь более подробно рассмотрим некоторые металлы.

Сообщения обучающихся:

Алюминий. Серебристо-белый металл. Плавится при 660°С.  Очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в фольгу толщиной до 0,01мм. Обладает очень большой электрической проводимостью и теплопроводностью.

Алюминий – очень активный металл. При комнатной температуре на воздухе он не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой пленкой оксида, которая защищает металл от воздействия компонентов воздуха и воды.

                                                                                                               Слайд 8

Если порошок алюминия или тонкую алюминиевую фольгу сильно нагреть, то они воспламеняются и сгорают ослепительным пламенем:

                                                      0         0           +3     -2

4AL + 3O2→2AL2O3

( ОПЫТ: Эту реакцию, вы наблюдаете при горении бенгальских огней и фейерверков)

                                                                                                              Слайд  9  

Мировое производство алюминия постоянно увеличивается. Он стал вторым по значению металлом. Алюминий втрое легче стали и устойчив к коррозии, поэтому выгоднее стали в тех областях применения, где требуются эти свойства.                                                                                                         Слайд

Алюминий был впервые получен датским физиком Х.Эрстедом в 1825году.

                                                                                                                         

Железо. Серебристо-белый блестящий металл, с температурой плавления 1539°С.  Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться. Ему можно придать большую прочность и твердость.

Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов очень велика. Оно входит в состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и тканям.

Соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.

Для человека и животных источником железа служит пища. В зеленых овощах, таких, как шпинат, салат, капуста, много железа. Розовая черешня содержит наполовину меньше железа, чем черная. Светло-зеленый капустный лист в 6 раз беднее, чем зеленый. В говядине железа больше, чем в телятине.

Медь. Металл светло-розового цвета, достаточно мягкий, пластичный. Температура плавления меди 1083°С.  Она отличный проводник электрического тока.

Велико значение меди для живых организмов. Например, недостаток элемента медь  задерживает рост и цветение растений. У злаков без меди не развивается колос. Стебли кустарников (роза, шиповник), стволы молодых яблонь и груш, опрысканные раствором медного купороса, повышают устойчивость к заморозкам.

Медь содержится в небольших количествах в животной и растительной пищи: говяжьей печени, рыбе, свекле, яблоках, малине, шампиньоны.

Цинк. Голубовато-серебристый металл, при обычной температуре хрупок, при 100-150°С хорошо прокатывается в листы, выше 200°С становится очень хрупким. На воздухе цинк устойчив, так как покрыт тонким слоем оксида, предохраняющим металл от дальнейшего окисления.

Цинк действует на рост животных и растений, а также входит в состав гормона поджелудочной железы – инсулина.

Цинк содержится в таких продуктах питания, как баклажаны, виноград, ананасы.

А теперь выясним  какие еще металлы содержатся в продуктах питания.

(Обратите внимание на экран)

                                                                                                                     Слайд 10

Металл

В чем содержатся

Кальций

Магний

Марганец

Калий

Кобальт

Молибден

Хром

Железо

Медь

Инжир, виноград, тыква, кабачки, хрен.

Кабачки, тыква, свекла, фасоль, горох, картофель, инжир, курага, виноград, облепиха, сухофрукты.

Яблоки, слива, виноград, облепиха, клюква, ежевика, свёкла, баклажаны.

Урюк, курага, чернослив, изюм, абрикосы, персики, сливы, яблоки, апельсины, бананы, смородина, малина, огурцы, картофель, горох, фасоль, капуста, морковь, редис, петрушка, укроп, лук.

Баклажаны, клюква, манго.

Клюква, виноград, авокадо.

Говяжья печень, соя, фасоль, горох.

Яблоки, киви, гранаты, виноград, абрикосы, изюм, крыжовник, облепиха, цветная капуста, кабачки, кукуруза, укроп, молочнокислые продукты.

Яблоки, малина, ежевика, крыжовник, клюква, виноград, баклажаны, шампиньоны.

При взаимодействии металлов с веществами окружающей среды на их поверхности образуются соединения, обладающие совершенно иными свойствами, чем сами металлы. В обычной жизни мы часто употребляем слова «ржавчина», «ржавление», видя коричнево-рыжий налет на изделиях из железа. Ржавление – это частный случай коррозии.

                                                                                                          Слайд 11

Запись в тетрадь

Коррозия – это процесс самопроизвольного разрушения металлов и сплавов под влиянием внешней среды (от лат. Corrosion – разъедание).

Для защиты кухонной посуды (ножей, вилок, ложек) от коррозии применяют устойчивый оксидный слой  (например, Cr2O3) для поверхностей металлов, так называемый «нержавейка».

Но помимо положительного действия, металлы оказывают еще и отрицательное влияние на окружающую среду и человека.

Например, соединения свинца используют в качестве добавок к бензину, а он в свою очередь вызывает головные боли, нервные расстройства, врожденные дефекты, умственную отсталость; ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, она может вызвать повреждение нервной системы и почек; черная и цветная металлургия основной источник загрязнения железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием.

Давайте посмотрим на таблицу «Влияние недостатка и избытка ионов металлов на состояние живых организмов»

                                                                                                             Слайд 12

Металл

Содержание металла в организме

недостаток

избыток

1. Натрий

2. Магний

4. Кальций

5. Алюминий

6. Марганец

7. Железо

8. Медь

9. Кобальт

10. Цинк

11. Молибден

Недостаток натрия у животных вызывает– мышечные боли, слабость. У растений – торможение образования хлорофилла.

Недостаток магния у  растений вызывает – мраморность листьев. У животных – травяную тетанию (оцепенение, судорога).

У животных – остеопороз (костное заболевание).

                    --

У растений – хлороз. У птиц – нарушения развития крыльев.

У растений – хлороз, замедление образования хлорофилла. У животных – анемические явления.

У животных – анемия.

У животных – анемия.

Заболевания растений.

Заболевания бобовых растений.

А избыток натрия вызывает у человека – гипертонию. У растений – развитие галофитных форм (приспособленность к обитанию в условиях высокой солености).

Избыток магния может вызвать у человека паралич дыхания.

--

 У человека – снижение умственных способностей.

Нарушение развития растений. В высоких степенях окисления сильно токсичен.

В больших количествах токсично для животных и растений.

В повышенной концентрации токсично для животных и растений.

То же.

Токсичен для животных и растений.

При избытке в почвах – заболевания скота.

А теперь запишите  Химические свойства металлов

   

                                                                                                    Слайд 13                                                                                                

  1. Взаимодействие металлов с кислородом:

(Обратите внимание на видео)

3Fe + 2O2 →Fe3O4 с образованием железной окалины

С кислородом воздуха взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы:

4Li + O2→2Li2O

2Ca + O2→2CaO

Золото и платиновые металлы не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.

                                                                                                     Слайд 14

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    2. Взаимодействие металлов с неметаллами, с образованием оксидов, хлоридов, сульфидов и т.д., например:

2AL + 3CL2→2ALCL3

                                                                                     Слайд 15

3. Взаимодействие металлов с водой:

2Na + 2HOH→2NaOH + H2

Ca + 2HOH→Ca(OH)2 + H2

3Fe + 4H2O→Fe3O4 + 4H2

4. Взаимодействие металлов с кислотами:

(Обратите внимание на видео: цинк с соляной кислотой)

                                                                                                    Слайд 16

Zn + 2HCL → ZnCL2 + H2

                                       

                                    Слайд

5. Взаимодействие металлов с солями:

(Обратите внимание на Видео: железо с сульфатом меди (медный купорос)

                                                                                                     

                                                                                      Слайд 17

Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu

                                                                                                 

Итак, сегодня на уроке мы изучили тему «Металлы», рассмотрели  физические свойства некоторых металлов, выяснили из каких металлов изготавливают посуду для приготовления пищи, а также в каких продуктах питания содержатся металлы, рассмотрели положительную и отрицательную роль металлов для живых организмов.

А теперь Разгадайте кроссворд

                                                                                                             Слайд 18

1М

Е

Д

Ь

2З

А

М

Е

Щ

Е

Н

И

Я

3Р

Т

У

Т

Ь

4Д

В

А

5А

Л

Ю

М

И

Н

И

Й

6С

О

Л

Н

Ц

Е

7Ч

Е

Т

Ы

Р

Е

  1. Какой из данных металлов является лучшим проводником электричества: медь, марганец, ртуть, свинец?
  2. Взаимодействия кальция с соляной кислотой относится к реакциям…..
  3. Жидкий металл?
  4. Сколько электронов содержит на внешнем энергетическом уровне атом магния?
  5. Самым распространенным металлом в земной коре является?
  6. С каким космическим телом ассоциировалась в древности золото?
  7. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне содержит атом свинца?

Список использованной литературы

1. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник [Текст]  ∕ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 256 с., цв. ил.

2. Горковенко, М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс: учебно-методическое пособие [Текст] / М.Ю. Горковенко. – М.: Вако, 2008.

3. Денисова В.Г. Химия: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Г. Денисова. – Волгоград.: Учитель, 2007.

4. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету [Текст]/И.Я.Ланина. - М.:Просвещение,2001.-24с.

5.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...