Методическая разработка урока по Теме "Металлы"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Козлова Елена Тимофеевна

Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Повторение и обобщение знаний по теме «Металлы»

На партах   у учащихся: 1.Периодическая система химических элементов.

                                             2. Схема «Общая характеристика металлов».

                                             3. Таблица относительной молекулярной массы.

Слайд 1    Повторение и обобщение знаний по теме «Металлы»

Слайд 2  Эпиграф  нашего урока: «Мощь и сила науки-

                                                                        во множестве фактов,

                                                                        цель – в  обобщении этого множества»

                                                                                                            Д.И.Менделеев.

  Учитель. В 9 классе мы с вами встречались с темой «Металлы», давали

общую характеристику, изучали  свойства отдельных металлов, способы их

получения, применение, а в 11 классе – знания углубить и систематизировать

ибо как сказал Д.И.Менделеев, «мощь и сила науки – во множестве фактов…» Эти слова и послужат эпиграфом к нашему уроку повторения и обобщения знаний по теме «Металлы». Итак нужно осуществить три задачи:

Слайд 3  1) систематизировать и углубить знания о металлах как химических  

                     элементах;

                 2) подчеркнуть зависимость общих  физических  и  химических

                      свойств металлов от строения их атомов и положения   в

                      электрохимическом  ряду  напряжений   металлов;

                 3) уметь применять знания для решения количественных    и

                     качественных   задач.

Мне хочется несколько слов сказать о происхождении термина «металл».

Это слово известно всем с самого раннего детства. О  его происхождении интересно пишет Успенский в книге  «Почему не иначе». В одной из пьес

А.Н.Островского изображена купчиха, которая больше всего боится страшных

слов, таких как «жупел» и «металл».  Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений.  Греческое  «металлы»  имело значение «земляные работы», «раскопки».

1 вопрос.  Рассказать о положении металлов в периодической  системе и

особенностях   строения  их  атомов.

2 вопрос. Физические  и  химические свойства  металлов.

Задания  классу  после ответов у доски.

  1. Нарисовать схему строения, электронную конфигурацию и распределение электронов по орбиталям.

1 вариант  элемент №20            2 вариант  элемент № 23

  1. Написать уравнения реакций:

1 вариант цинк+конц.серная к-та      2 вариант магний+разб.азотная к-та

Сделать вывод о взаимодействии металлов с кислотами:

  1. С  разбавленными растворами кислот ( за исключением азотной

кислоты) взаимодействуют металлы, стоящие до водорода.

  1. Серная кислота конц. Взаимодействует и с металлами , стоящими

после  водорода, но выделяется сернистый газ.

  1. Азотная кислота по особому взаимодействует с металлами.  Это

зависит от концентрации кислоты и от активности металла. Водород

никогда не образуется, а образуются различные оксиды азота.

Взаимодействие металлов со щелочами повторим, решив качественную задачу:  химик получил образцы трёх твёрдых  металлов серебристо-белого

цвета  и  нашёл  способ быстро  их  различить. Для этого он подверг образцы

действию кислот и конц. раствора  гидроксида натрия. Результаты его исследований представлены в таблице ( знак + означает, что реакция идёт).

Определите, какие  металлы были исследованы,   напишите уравнения проведённых реакций.

Слайд 4

         НCI

HNO3 (конц.)

        NaOH

Металл 1

--

+

--

Металл 2

+

--

+

Металл 3

+

+

+

И последнее химическое свойство : взаимодействие металлов с солями.

Металлы взаимодействуют с растворами солей.

Zn+Pb(NO3)2 = Pb + Zn(NO3)2

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu        

Демонстрационный  опыт:  В раствор  сульфата меди  опускаем  кусочек

                                                    натрия.  Объясните результаты и напишите

                                                    уравнения  происходящих реакций.

Экспериментальная задача: в демонстрационном  штативе находятся   6

пробирок, в 1 пробирку наливаем  хлорид алюминия, а затем   5 раз отливаем  содержимое  предыдущей  пробирки в последующую, каждый раз прибавляя какой-то реактив:

AICI3---  AI(OH)3----  NaAIO2 ----   HAIO2----   AICI3

Говоря  о металлах мы не можем не коснутся такого важного вопроса, как

 металлы  в  окружающей  среде и здоровье человека.

Сообщения учащихся о биологической роли  кальция, магния, железа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...