Отражение звука.Эхо.Звуковой резонанс.
план-конспект урока по физике (9 класс)

Сафонова Ирина Васильевна

Физика. 9 класс

Тема урока: "Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс".

Дата проведения: 18.01.2021 г.

Цели урока:

  • Обучающие - Сформировать у учащихся понятие отражения звука, показать, какие условия необходимы для существования эха; познакомить со способами усиления звука, выяснить условия возникновения звукового резонанса. Продемонстрировать связь физики с музыкой.
  • Развивающие - Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные - Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса, прививать учащимся понимание прекрасного и развивать мировоззренческие принципы.

Задачи:

- обучающие: способствовать формированию представлений об отражении звука; раскрыть значимость звука, как средства общения людей.

- развивающие: развивать воображения, умения делать необходимые расчеты, развитие коммуникативных навыков, грамотной устной речи, формирование умений реализации новых способов действий.

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе; умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели.

Приборы и материалы, необходимые для проведения урока: камертоны,  нитяной маятник, колокольчик, тонкая металлическая линейка, тест для каждого учащегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ржавская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

Открытый урок:

«Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс»

Подготовила:

учитель физики Сафонова И.В.

2021 г.

Физика. 9 класс

Тема урока: "Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс".

Дата проведения: 18.01.2021 г.

Цели урока:

  • Обучающие - Сформировать у учащихся понятие отражения звука, показать, какие условия необходимы для существования эха; познакомить со способами усиления звука, выяснить условия возникновения звукового резонанса. Продемонстрировать связь физики с музыкой.
  • Развивающие - Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные - Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса, прививать учащимся понимание прекрасного и развивать мировоззренческие принципы.

Задачи:

- обучающие: способствовать формированию представлений об отражении звука; раскрыть значимость звука, как средства общения людей.

- развивающие: развивать воображения, умения делать необходимые расчеты, развитие коммуникативных навыков, грамотной устной речи, формирование умений реализации новых способов действий.

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе; умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели.

Приборы и материалы, необходимые для проведения урока: камертоны,  нитяной маятник, колокольчик, тонкая металлическая линейка, тест для каждого учащегося.

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Организационный, активизация знаний учащихся

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

Приветствие учителя. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Ребята, перед Вами лист учета знаний.

Наш урок разбит на несколько этапов, на которых вы должны оценить свою работу.

В начале урока я предлагаю вам поучаствовать в игре «Составляйка». Ваша задача составить ключевое слово. Для этого необходимо решить тест и вписать буквы правильных ответов в табличку, вид которой показан на доске.

Демонстрирует слайд   1      презентации

1.Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?

Т. Движение мяча, падающего на землю

Д. Движение спортсмена, совершающего прыжок в длину

К. Движение струны гитары

2. Амплитуда колебания – это…

Е. Отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

У. Наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

Г. Координата колеблющегося тела

3.Частота колебаний – это…

В. Число колебаний за единицу времени

Ф. Число колебаний за некоторое время

Л. Число колебаний за время, равное периоду колебаний

4. Как изменится частота колебаний математического маятника, если его длину уменьшить?

О. Уменьшится

И. Сначала уменьшится, а затем увеличится

З. Увеличится

- Какое слово получилось?

Оцените свои знания.

- Итак, сегодня на уроке мы продолжаем изучать звук.

Составление кластера

- Что вы знаете о звуке?

 

 (звук)

(продольная волна)

- Как возникает звук? Какие условия необходимы для возникновения звука?

(источник звука и среда: твердые тела, жидкости и газы)

- Каков частотный диапазон звуковых волн?

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Безымянный.bmp

слайд 2

- Как распространяется звук в однородной среде?

(Звучание колокольчика)

- Каким образом у человека вызывается ощущение звука?

слайд 3

 

Какие бывают источники звуков?

Приведите примеры.

(Естественные и искусственные)

слайд  4

- Итак, звук распространяется в упругой среде. Что вы можете сказать о скорости распространения звука в среде?

- Какой формулой выражается взаимосвязь скорости волны, ее длины и частоты?

- Чему равна длина волны, если ее скорость 1521 м/с, а частота 507 Гц?

Продолжите предложение.

  1. При переходе из одной среды в другую меняются …
  2.  При переходе волны из одной среды в другую ее … не меняется
  3.  Скорость волны зависит от …

- Каким свойством  обладают плохие проводники звука? Где используется это свойство?

(свойства звука)  (поглощение)

                 

- Назовите характеристики звука и какие физические величины определяют эти характеристики.

(характеристики) (громкость, высота, тембр, длительность)

Продемонстрируйте это с помощью предметов.

- Тембр придает каждому звуку своеобразную окраску, по которой мы можем отличить любой звук от другого.

- Назовите какие звуки вы различили в этих эпизодах.

Звучание ЗВУКОВОЕ АССОРТИ.

МЕЛОДИЯ НА РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

- Каким свойством еще обладают звуковые волны?

(отражение)

- Никто его не видывал, а слышать - всякий слыхивал,

Без тела, а живёт оно, без языка – кричит.

-Что это?

- Тема  урока такова: «Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс»

 

слайд 5

На доске написано стихотворение :

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом…

А.С.ПУШКИН.

     Эти стихотворные строки описывают интересное физическое явление – эхо. Все мы знакомы с ним. Мы слышим эхо, находясь на лесной поляне, в ущелье, плывя по реке между высоких берегов, путешествуя высоко в горах.

Его физическая природа хорошо известна – оно возникает в результате отражения волн от каких-либо препятствий.

У древних греков была лесная нимфа Эхо. 

Эхо- этот образ иногда веселый, а иногда грустный, можно встретить в стихотворениях поэтов различных эпох.

 Римский поэт 4 века Децима Магна Авсоний писал:

В ваших ушах я, Эхо, живу, проходящая всюду,

Хочешь меня написать – голос возьми напиши.


     Современный читатель, знающий об отражении звука от препятствий, обычно не видит здесь ничего удивительного. По его мнению, нимфа Эхо может представлять интерес лишь для поэтов. На самом же деле в явлении эха немало удивительного. Замечали ли вы, сколь разным может быть эхо? Вы стоите на лесной полянке и аукаете; в ответ вы слышите громкое эхо. Вы повернулись в другую сторону и эхо стало тише. А вот вы еще раз повернулись - и теперь явственно можете слышать не одно, а два эха: одно громче другого. Большое впечатление производит многократное эхо. Такое эхо встречается часто в скалистых местностях, горных районах, в каменных замках.

      В Олимпии (Греция) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик Эхо». В нем эхо повторяется 5-7 раз. В Сибири, на реке Лене, севернее Киренска есть удивительное место. Рельеф скалистых берегов там таков, что эхо гудков идущих по реке теплоходов может повторяться до 10 и даже 20 раз. Такое эхо подчас воспринимается, как постепенно затухающий звук, а иногда, как звук, порхающий с различных направлений. Многократное эхо можно слышать так же в горах Алтая на Телецком озере.

       В зависимости от рельефа местности, места и ориентации наблюдателя, погодных условий, времени года, суток, эхо изменяет свою громкость, тембр, длительность, меняет число повторений. Кроме того может измениться и частота звукового отклика.

      Мы живем в мире звуков. Везде – в окружающем нас воздухе, в воде, в земле – распространяются различные по частоте, громкости, тембру звуковые волны.

      Рассмотрим звуковую волну в воздухе. Она представляет собой регулярно чередующиеся сжатия и разрежения среды, распространяющиеся от источника звука. (см. рис.)

Такие волны продольные.

Источники звука необычайно многообразны.

  • Сообщение о природных источниках звуков -

(см. рис. «Образование эха».)

Условия, при которых образуется эхо:

  1. промежуток времени между воздействием на ушную перепонку произнесенного и отраженного звука должен составлять не менее

1/15 с;

  1. малое количество поглощающих звук предметов;
  2. действие рупора – образование узконаправленного пучка, за счет чего мощность звука увеличивается, и он распространяется на большее расстояние.

Решают тест, выполненный в программе Power Point.

з

в

у

к

- Получилось слово «Звук».

Ставят себе в лист учета знаний оценку за 1 задание.

- Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах, воспринимаемые органами слуха.

- Звуковая волна – это продольная механическая волна.

- источник звука

- упругая среда между ухом и источником звука.

- 16 – 20 кГц. Механические  волны делятся на инфразвук, слышимый звук,  ультразвук и гиперзвук.

-Звук распространяется прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях.

- Колебания источника звука создают в окружающей среде звуковую волну, которая распространяется в пространстве от источника звука. При своих колебаниях тело попеременно то - сжимает слой воздуха, прилегающий к его поверхности, то, наоборот, создаёт разряжение в этом слое.  Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя ее колебаться с частотой источника звука.

- Естественные и искусственные.

- Скорость разная.

По степени уменьшения скорости- твердые тела, жидкости и газы.

Учащийся на доске записывает формулу

  λ=

 3м

  1. Скорость и длина

  1. Частота

3. Свойств среды и ее температуры

-Есть твердые тела, которые являются хорошими проводниками звука (металлы, древесина, стекло, земля) и есть плохие – пористые и мягкие тела (вата, пенопласт). Хорошо проводят звук жидкости и газы.

- Свойством поглощения. Оно используется в защите помещения от проникновения звуков и шумов.

- Громкость (зависит от амплитуды колебаний источника звука);

- Высота (зависит от частоты колебаний источника звука);

- Тембр (зависит от состава сложного звука);

- Длительность (зависит от времени колебания источника звука).

Демонстрации:

Звучание камертона

Вертолет, скрип, выстрел, металлофон,  щебет птиц, аплодисменты.

Пианино, металлофон, скрипка, труба, флейта.

- Свойством отражения.

- Эхо.

Запись в тетрадях темы урока.

Постановка учебной проблемы

- На какие вопросы нам предстоит дать ответ? Давайте подумаем.

 Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

1. Как происходит процесс отражения звука.

2. Какие условия необходимы для существования эха.

3. Какие существуют  способы усиления звука.

 4. Что такое звуковой резонанс и каковы условия его возникновения.

Формулируют вопросы:

- Как происходит процесс отражения звука.

- Какие условия необходимы для существования эха.

- Какие существуют  способы усиления звука.

- Что такое звуковой резонанс и каковы условия его возникновения.

Изучение нового материала.

1.Отражение звука. Эхо.-видеофильм РЭШ

2.Звуковой резонанс.

Проблемный эксперимент.

Опустите в сосуд  колокольчик  и расположите ухо на некотором расстоянии. Звук почти не слышен. Расположите над сосудом под углом 45˚ плотный картон или книгу.

Или когда я говорю вполголоса, то сидящие на последних партах меня плохо слышат. Если я поднесу сложенные ладони к губам, то мой голос усиливается, изменилась мощность звука.

- Почему происходит усиление звука?

Слайд 6

- Что же такое эхо?

Слайд 7,8

- Где возникает эхо?

Звучание ЭХО ШАГОВ

- Увеличение длительности звука, вызванное его отражением от препятствий, называется реверберацией Слайд 9

- Давайте рассчитаем наименьшее  расстояние, на котором должна находиться преграда, чтобы человек мог услышать эхо, если известно, что человеческое ухо способно различать два звука с промежутком времени между ними не менее 0,1с.

-Решите задачу: Слайд 10

Наблюдатель находится на расстоянии 85 м от отвесной скалы. Через какое время он услышит эхо от произнесенного восклицания?

Проверка решения задачи.

Итак, чтобы найти время, за которое звук достигает преграды и отражается обратно, надо t=2S/v

- Почему мы не слышим эхо в нашем классе?

Найдите ответ на поставленный вопрос самостоятельно в учебнике.

- Почему в больших концертных залах зрителям, сидящим на последних рядах, трудно воспринимать речь выступающих на сцене? Что предпринимают для улучшения звуковых свойств?

Слайды 11,12

- Где же эхо применяется на практике?

Применяется в эхолоте и рупоре. Слайд 13

- Метод определения расстояния до объекта называется эхолокацией.

- На свойстве звука отражаться от поверхностей основано действие рупора. Он применяется на митингах, соревнованиях, для усиления мощности звука и распространения на большие расстояния.

При использовании рупора звуковые волны не рассеиваются во все стороны, а образуют узконаправленный пучок, вследствие чего увеличивается мощность и передача на большие расстояния.

- Мы знаем, что амплитуда установившихся вынужденных механических колебаний достигает наибольшего значения в том случае, если частота вынуждающей силы совпадает с собственной частотой колебательной системы.

Демонстрация раскачивания нитяного маятника.

- Это явление называется резонансом.

Слайд 14, 14.1

- Пронаблюдаем звуковой резонанс.

Демонстрация опыта.

  • Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстия ящиков, на которых они укреплены, друг к другу.
  • Ящики (резонаторы) усиливают звук камертонов, вследствие резонанса между камертонами и столбом воздуха, заключенного в ящике.
  • Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами. Наблюдайте, как звучит второй камертон.
  • Прикрепите к одной из ножек камертона кусочек пластилина. Повторите опыт.

- Звучит ли второй камертон?

- Что будет выполнять роль резонатора в музыкальных инструментах?            Слайд 15

- А в нашем голосовом аппарате?

Зачитайте информацию о произношении слов по тексту п.33 стр.142.

-Звук, отражаясь  от стенок картона или ладоней,  распространяется в одном направлении.

Сообщение учащегося: Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде, рано или поздно доходит до границы этой среды, а за ней начинается другая среда, состоящая из других частиц, в которой и скорость звука другая. На такой границе происходит явление отражения звуковой волны. Отражение происходит потому, что колебания принесенные волной к границе, передаются частицам второй среды, и они становятся сами источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не только во второй среде. Но и в первой, откуда  пришла первичная волна. Это и есть отраженная волна.

С явлением отражения звука связано такое явление как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник. И если первичный звук и звук отраженный доходят не одновременно, то он слышит звук дважды.

Запись в тетрадях:

- Эхо – это звуковая волна, отраженная какой-либо преградой и возвращающаяся туда, откуда начала распространяться.

- В греческой мифологии это нимфа, с именем которой связали происхождение эха. С ней случилась неразделенная любовь. Пока Эхо не встретила в лесу красавца Нарцисса, все в ее жизни шло прекрасно. Она была весела и счастлива. Но увидев этого мачо она влюбилась в него по уши и больше не могла беззаботно бегать по лесам. Напрасно, она пыталась соблазнить Нарцисса, тот оставался к ней равнодушен, и в итоге нимфа стала чахнуть. Чахла она, чахла, и остался от нее под конец один лишь голос. А тут еще и боги разгневались, что она не смогла достойно пережить отказ мужчины и отправили ее вечно скитаться по горам и повторять последние услышанные слова. В Олимпии (Греция) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик Эхо». В нем голос повторяется 5 – 7 раз.

- В горах, больших концертных залах, замках.

Запись в тетрадях:

Увеличение длительности звука, вызванное его отражением от препятствий, называется реверберацией

В тетрадях:

Дано:                            Решение:

t = 0,1с                     S = 0,1 ∙340=34м

V= 340м/с                L= S/2=17м

L - ?

Ответ: 17м

В тетрадях и на боковой доске:

Дано:                            Решение:

                                 S = 170м

V= 340м/с                L= S/2

L = 85м                    t= 0,5с

t - ?

Ответ: t =0,5с

Проверка решения задачи.

 

Запись формулы в тетрадь

t=2S/v

Работа с текстом по учебнику стр. 139:

- интервал между произнесенным и отраженным звуком значительно меньше того, который необходим, чтобы услышать эхо. Кроме, того, в классе находятся предметы, частично поглощающие отраженный звук.

- Происходит наложение звуков и образуется гул.

- Стены залов облицовывают звукопоглощающими материалами.

Запись в тетради:

Применение эхо: рупор и эхолот.

Запись в тетради: Метод определения расстояния до объекта называется эхолокацией.

Запись в тетради:

Звуковой резонанс – это явление резкого возрастания  амплитуды колебаний тела при совпадении частоты колебаний звуковой волны   с  его собственной частотой.

- нет.

- Корпуса.

- Голосовые связки.

Работа с текстом. Учащиеся зачитывают.

Закрепление изученного материала.

Обсуждение качественных вопросов и задач.

- А теперь вернемся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

1. Как происходит процесс отражения звука.

2. Какие условия необходимы для существования эха.

3. Какие существуют  способы усиления звука.

 4. Что такое звуковой резонанс и каковы условия его возникновения.

Оцените свои знания о звуке и умение решать задачи.

- Попробуйте применить знания, полученные на уроке, в игре, которую проведем по сценарию телевизионного шоу «Своя игра». Вы можете выбирать вопросы из следующих разделов: «Звуковой резонанс», «Звуки в природе» и «Основные характеристики звука».

Слайд16

Раздел «Звуковой резонанс»

- Рассказывают, что при пении Ф.И. Шаляпина дрожали (резонировали) хрустальные подвески люстр. От того ли, что голос был громким? Вовсе нет. А от чего?

-Почему при некоторой скорости движения оконные стекла в пассажирском автобусе начинают дребезжать?

Слайд17

- Когда прислушиваются к определенному шуму, то невольно раскрывают рот. Почему?

Раздел «Звуки в природе»:

- Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель или комар?

- Почему бесшумен полет бабочки?

-Чем вызывается звучание кузнечика?

Отвечают на вопросы.

Выставляют себе оценки в колонки «Мои знания о звуке» и «Решение задач».

Участвуют в игре. Решают качественные задачи.

Ожидаемые ответы:

- частота звука совпадала с частотой хрустальных подвесок.

- совпадение колебаний рессор с собственной частотой оконных стекол.

- для того, чтобы совпала частота звука с собственной частотой тела.

- Комар при полете издает более высокий звук, значит, чаще машет крыльями в полете.

- Частота взмахов крыльями меньше звуковой частоты. Человек не воспринимает такие низкочастотные колебания на слух.

- На ножках кузнечика есть зубчики, ими он задевает за края крыльев, вызывая их колебания.

- Звук становится ниже, т.к. частота вращения пилы уменьшается.

Итоги урока.

Онлайн-тест. Самопроверка.

Оценивание работы учащихся. Домашнее задание

Рефлексия.

Подводит итоги урока. Слайд 18

Тест.  Проверь себя.

         

Оцените свою работу на уроке.

Обсуждает и оценивает работу учеников на уроке.

Задает Д/З                  Слайд 19

параграфы  33, вопросы к п.33.

Составить кроссворд « Звуковые волны» по литературным произведениям.

Домашнее экспериментальное задание «Поющие бокалы». Выяснить зависимость звука от частоты, а частоты от длины звучащего предмета.

 Слайд 20

«Сиквейн» восточное стихотворение. Давайте попробуем его составить из

  • Существительное
  •  2 глагола                  
  • 3 прилагательных
  • Из 3-4 слов предложение.

Сочините такое стихотворение.

Слайд 21  Зачитывает изречения древнекитайского философа, последователя Конфуция – Сюнь-цзы: 

  • “Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба.
  • Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли.
  • Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности”.
  • “В учении нельзя останавливаться”.

Оставьте свое  впечатление об уроке, нарисовав рожицу человечка.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и прощается с ними.

Выставляют себе итоговую оценку за урок.

Записывают д/з, выставляют оценки за урок.

Составляют сиквейн.

Физика

Что делает? Учит, развивает

Какая? Мудрая, экспериментальная, образовательная

Я люблю физику!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

Материал содержит поурочный план, ЦОР, ОК. тесты....

Интегрированный урок (информатика+физика) для 9 класса по теме "Звук. Кодирование звуковой информации"

План-конспект интегрированного урока (информатика+физика) для 9 класса по теме "Звук. Кодирование звуковой информации". Говорить о кодировании звуковой информации сложно, если обучающиеся плохо понима...

«Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс»

Конспект урока по теме «Отражение звука. Звуковой резонанс» Приборы и материалы, необходимые для проведения урока: камертоны, бубен или барабан, нитяной маятник, колокольчик, тонкая металлическая ...

Конспект урока по теме «Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо»

изучить процесс отражения звука от различных препятствий, выяснить условия возникновения резонанса...